Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л. С. Выготского.

Наука » Психология » Возрастная психология
ВПФ - высшие психические функции
НПФ - низшие психические функции.
1. Знак - это некий предмет, у которого есть двойная природа:
- материальная(внешняя);
- духовная (внутренняя);
Духовная - это то значение, которое несет в себе знак (Н., 5, А, S )
Знак помогает перевести реальный предмет в какую либо идеальную форму.(Н., Sкв.= а*в)
2. Знак - это средство, орудие психической жизни человека. Психологическое орудие, которое человек познает и овладевает(Н., овладевает системой знаков - речь).
3. Психическое развитие ребенка носит опосредованный характер, т.е. ребенок с первых минут своей жизни попадает в новую для него культурную среду и дальше его развитие зависит от усвоения им этих достижений культуры.
От рождения человек имеет некие врожденные психические функции, которые Л.С. Выготский называет натуральные или низшие (НПФ). К ним относят:
- все наши рефлексы;
- непроизвольное внимание;
- генетическая память;
- все реакции человека.
На основе НПФ «надстраиваются новые этажи» ВПФ (мышление, память, речь, внимание, воображение…)
Следовательно, психическое развитие - это развитие ВПФ.
4. Роль взрослого в развитии ВПФ.
Весь мир, который окружает ребенка для него непонятен, Только взрослый вводит ребенка в этот мир (сразу, с рождения). Ребенок не может жить без общества..
Значит, если он не может жить без общества, то взрослый показывает образец поведения, способы действия и т.д., т.е. образец культуры.
5. Психическое развитие - это культурное развитие, которое проходит ряд этапов или стадий:
1 этап - взрослый показывает сам, как делать и что делать;
2 этап - ребенок повторяет за взрослым;
3 этап - ребенок сам делает (по образцу).
Все эти этапы составляют основной закон развития.
В формулировке Л. С. Выготского он звучит следующим образом: «Всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, …потом внутри ребенка. Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими функциями личности».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.