Всем нам очень любопытно знать все, что касается волос. Отчего у них такой цвет? Почему волосы седеют? Почему у некоторых людей волосы вьются? Наука не дала еще ответы на все вопросы, касающиеся наших волос, но давайте поговорим о том, что уже известно.
Некоторые виды клеток, живущих в корнях волос, содержат пигмент. Эти клетки способны размножаться, и вновь образовавшиеся клетки поднимаются вверх вместе с растущим стволом волоса и затем погибают. Находящиеся в них пигментные гранулы со всеми оттенками бурого цвета: от красноватого до темно-коричневого — остаются на волосах. Роговое вещество, из которого состоит волос,— желтого цвета. Это вещество и пигментные гранулы смешиваются. Цвет волос определяется результатом этого смешения.
Волосы различных людей отличаются еще и структурой. Если мы разрежем волос и рассмотрим его сечение под микроскопом, то увидим, что он имеет вполне определенную форму. Он может быть круглым, плоским, овальным, эллиптическим и даже полуэллиптическим и продолговатым. От формы во многом зависит, будет волос виться или нет. Чем более продолговато сечение волоса, тем сильнее он вьется. Чем оно круглее, тем волос жестче и прямее.
Волосы эллиптического и полуэллиптического сечения обычно бывают короткими и вьющимися, как у барашка. Это характерно для людей негроидной расы. Прямая противоположность им — волосы с круглым сечением. Они обычно прямые, длинные и грубые.
Волосы с овальным сечением обычно волнистые и кудрявые, или мягкие и шелковистые.
Некоторые виды клеток, живущих в корнях волос, содержат пигмент. Эти клетки способны размножаться, и вновь образовавшиеся клетки поднимаются вверх вместе с растущим стволом волоса и затем погибают. Находящиеся в них пигментные гранулы со всеми оттенками бурого цвета: от красноватого до темно-коричневого — остаются на волосах. Роговое вещество, из которого состоит волос,— желтого цвета. Это вещество и пигментные гранулы смешиваются. Цвет волос определяется результатом этого смешения.
Волосы различных людей отличаются еще и структурой. Если мы разрежем волос и рассмотрим его сечение под микроскопом, то увидим, что он имеет вполне определенную форму. Он может быть круглым, плоским, овальным, эллиптическим и даже полуэллиптическим и продолговатым. От формы во многом зависит, будет волос виться или нет. Чем более продолговато сечение волоса, тем сильнее он вьется. Чем оно круглее, тем волос жестче и прямее.
Волосы эллиптического и полуэллиптического сечения обычно бывают короткими и вьющимися, как у барашка. Это характерно для людей негроидной расы. Прямая противоположность им — волосы с круглым сечением. Они обычно прямые, длинные и грубые.
Волосы с овальным сечением обычно волнистые и кудрявые, или мягкие и шелковистые.
У птиц есть перья, а у млекопитающих — волосы, а у человека — волосы. Считается, что перья и шерсть дали возможность птицам и млекопитающим уйти так далеко в развитии от своих общих предков — рептилий.
На человеческом теле есть всего два места, на которых не растут волосы: на ладонях рук и на подошвах ног. Волосы на всей остальной поверхности тела считаются остатками густого волосяного покрова, который имели наши доисторические предки.
Тело человеческого детеныша, находящегося в утробе матери, в возрасте примерно ста дней покрывается густой шерстью. А еще через сто дней эта шерсть, называемая эмбриональными волосами, выпадает.
Эта шерсть заменяется мягким пушком новорожденного ребенка. Потом в период полового созревания (у мальчиков — в четырнадцать лет, у девочек в двенадцать) волосяной покров формируется окончательно.
Рост волос у взрослого человека регулируется работой половых желез. У мужчин определенные гормоны вызывают рост волос на лице и теле, одновременно замедляя их рост на голове. Женские гормоны действуют прямо противоположным образом.
Наука все еще не до конца объяснила, зачем нам нужны волосы. Мы можем сказать, что волосы на бровях, ресницах, в ушах и в носу предохраняют важные органы от пыли и насекомых. Борода у мужчин в доисторические времена помогала отличить мужчину от женщины — даже на расстоянии — и придавала ему мужественный, воинственный вид. По мнению Чарльза Дарвина, тонкие волоски на теле помогают выделению пота.
У взрослого мужчины на теле имеется от трехсот до пятисот тысяч волосков. У блондинов они самые тонкие, и их больше, чем у брюнетов и, особенно, у рыжих, у которых волоски самые грубые, и их меньше всего.
На человеческом теле есть всего два места, на которых не растут волосы: на ладонях рук и на подошвах ног. Волосы на всей остальной поверхности тела считаются остатками густого волосяного покрова, который имели наши доисторические предки.
Тело человеческого детеныша, находящегося в утробе матери, в возрасте примерно ста дней покрывается густой шерстью. А еще через сто дней эта шерсть, называемая эмбриональными волосами, выпадает.
Эта шерсть заменяется мягким пушком новорожденного ребенка. Потом в период полового созревания (у мальчиков — в четырнадцать лет, у девочек в двенадцать) волосяной покров формируется окончательно.
Рост волос у взрослого человека регулируется работой половых желез. У мужчин определенные гормоны вызывают рост волос на лице и теле, одновременно замедляя их рост на голове. Женские гормоны действуют прямо противоположным образом.
Наука все еще не до конца объяснила, зачем нам нужны волосы. Мы можем сказать, что волосы на бровях, ресницах, в ушах и в носу предохраняют важные органы от пыли и насекомых. Борода у мужчин в доисторические времена помогала отличить мужчину от женщины — даже на расстоянии — и придавала ему мужественный, воинственный вид. По мнению Чарльза Дарвина, тонкие волоски на теле помогают выделению пота.
У взрослого мужчины на теле имеется от трехсот до пятисот тысяч волосков. У блондинов они самые тонкие, и их больше, чем у брюнетов и, особенно, у рыжих, у которых волоски самые грубые, и их меньше всего.
Если у вас и есть что-то особенное, чего нет ни у одного человека на земле, так это набор отпечатков ваших пальцев! Что же такое отпечатки пальцев? И почему они у каждого разные?
Начнем с того, что наша кожа состоит из двух слоев ткани. Нижний из них, называемый «кориумом»,— более толстый. Он покрыт тончайшей кожицей — «эпидермисом». У холоднокровных животных эпидермис ложится на кориум совершенно гладко, не образуя никаких бороздок, складывающихся в «отпечатки».
Но у млекопитающих эти два слоя кожи прилегают друг к другу более плотно. Нижний слой, кориум, несколько коробится по всей площади соприкосновения с эпидермисом. В некоторых местах нижний слой проникает в верхний, образуя «выступы», а тот в свою очередь изменяет свою форму сообразно им. Получается, что оба слоя соприкасаются очень тесно, взаимопроникая друг в друга.
У низших животных эти «выступы» разбросаны как попало, не образуя никакого рисунка. У человекообразных обезьян они располагаются рядами, так, что бороздки верхнего слоя располагаются параллельно друг другу. А так как все особи имеют такие параллельные бороздки, их «отпечатки пальцев» очень похожи.
Но у человека эти линии образуют вполне определенный рисунок. В процессе изучения этих рисунков были сделаны попытки классифицировать их. Англичанин сэр Эдвард Генри разработал классификацию отпечатков пальцев, на основе которой была создана система, используемая теперь во всем мире.
Согласно этой системе, все линии человеческих отпечатков пальцев классифицируются по типу рисунка на петли, гнездовые петли, двойные петли, дуги, крытые дуги, спирали и случайные фигуры. (Если вы окунете палец в чернила и сделаете отпечаток на листе бумаги, вы увидите некоторые из этих рисунков).
Подсчитав линии между определенными точками на рисунке, каждый из десяти пальцев можно отнести к определенной группе. Все десять пальцев принимаются во внимание при описании особенностей отпечатков пальцев любого человека. Вероятность того, что у двух людей будут одинаковые рисунки линий на одном и том же пальце, всего один к двадцати четырем миллионам!
Начнем с того, что наша кожа состоит из двух слоев ткани. Нижний из них, называемый «кориумом»,— более толстый. Он покрыт тончайшей кожицей — «эпидермисом». У холоднокровных животных эпидермис ложится на кориум совершенно гладко, не образуя никаких бороздок, складывающихся в «отпечатки».
Но у млекопитающих эти два слоя кожи прилегают друг к другу более плотно. Нижний слой, кориум, несколько коробится по всей площади соприкосновения с эпидермисом. В некоторых местах нижний слой проникает в верхний, образуя «выступы», а тот в свою очередь изменяет свою форму сообразно им. Получается, что оба слоя соприкасаются очень тесно, взаимопроникая друг в друга.
У низших животных эти «выступы» разбросаны как попало, не образуя никакого рисунка. У человекообразных обезьян они располагаются рядами, так, что бороздки верхнего слоя располагаются параллельно друг другу. А так как все особи имеют такие параллельные бороздки, их «отпечатки пальцев» очень похожи.
Но у человека эти линии образуют вполне определенный рисунок. В процессе изучения этих рисунков были сделаны попытки классифицировать их. Англичанин сэр Эдвард Генри разработал классификацию отпечатков пальцев, на основе которой была создана система, используемая теперь во всем мире.
Согласно этой системе, все линии человеческих отпечатков пальцев классифицируются по типу рисунка на петли, гнездовые петли, двойные петли, дуги, крытые дуги, спирали и случайные фигуры. (Если вы окунете палец в чернила и сделаете отпечаток на листе бумаги, вы увидите некоторые из этих рисунков).
Подсчитав линии между определенными точками на рисунке, каждый из десяти пальцев можно отнести к определенной группе. Все десять пальцев принимаются во внимание при описании особенностей отпечатков пальцев любого человека. Вероятность того, что у двух людей будут одинаковые рисунки линий на одном и том же пальце, всего один к двадцати четырем миллионам!
Если вы левша или знаете кого-нибудь из них, вы замечали, что левшам приходится приспосабливаться к жизни в этом мире, поскольку мы живем в правостороннем мире.
96 процентов людей праворукие, и, естественно, все вещи — от дверных ручек, замков, отверток, автомобилей, музыкальных инструментов и машин до таких мелочей, как пуговицы на нашей одежде — предназначены для праворуких людей. Но тем не менее большинство леворуких людей, кажется, живут довольно хорошо. И конечно, есть примеры левшей, которые добивались в жизни очень многого. Например, Леонардо да Винчи и Микеланджело, двое из величайших гениев мира, были левшами.
В то время как некоторые родители расстраиваются, если их дети — левши, большинство медицинских авторитетов считают, что благоразумнее ничего не исправлять. Лучшее развитие левой руки — это не дефект человека, поэтому ребенка не надо бранить или наказывать и не надо делать никаких усилий, чтобы стараться превратить его в праворукого. Таково мнение авторитетов.
Итак, что же делает большинство людей праворукими?
Долгое время думали, что мы праворукие из-за таких вещей, как тренировка, традиции, и как результат — большинство людей праворукие. Поэтому считалось, что у левши что-то не в порядке, потому что они не могут делать вещи так, как делают другие. Сегодня считается, что большинство людей праворукие, потому что мозг большинства людей функционирует в определенном направлении. Одна половина мозга доминирует над другой половиной. Левое полушарие мозга контролирует функции правой половины тела, а правое полушарие мозга контролирует функции левой половины тела. И у большинства людей левое полушарие мозга господствует, поэтому правая половина их тела более искусна и лучше развита. Наша правая рука работает лучше, чем левая рука.
У левшей мозг развит в противоположном направлении. Правое полушарие мозга доминирует, поэтому левая половина тела работает лучше. Она работает так же хорошо, так же искусно. Это чистая случайность, что они левши. И не нужно делать из этого проблему!
96 процентов людей праворукие, и, естественно, все вещи — от дверных ручек, замков, отверток, автомобилей, музыкальных инструментов и машин до таких мелочей, как пуговицы на нашей одежде — предназначены для праворуких людей. Но тем не менее большинство леворуких людей, кажется, живут довольно хорошо. И конечно, есть примеры левшей, которые добивались в жизни очень многого. Например, Леонардо да Винчи и Микеланджело, двое из величайших гениев мира, были левшами.
В то время как некоторые родители расстраиваются, если их дети — левши, большинство медицинских авторитетов считают, что благоразумнее ничего не исправлять. Лучшее развитие левой руки — это не дефект человека, поэтому ребенка не надо бранить или наказывать и не надо делать никаких усилий, чтобы стараться превратить его в праворукого. Таково мнение авторитетов.
Итак, что же делает большинство людей праворукими?
Долгое время думали, что мы праворукие из-за таких вещей, как тренировка, традиции, и как результат — большинство людей праворукие. Поэтому считалось, что у левши что-то не в порядке, потому что они не могут делать вещи так, как делают другие. Сегодня считается, что большинство людей праворукие, потому что мозг большинства людей функционирует в определенном направлении. Одна половина мозга доминирует над другой половиной. Левое полушарие мозга контролирует функции правой половины тела, а правое полушарие мозга контролирует функции левой половины тела. И у большинства людей левое полушарие мозга господствует, поэтому правая половина их тела более искусна и лучше развита. Наша правая рука работает лучше, чем левая рука.
У левшей мозг развит в противоположном направлении. Правое полушарие мозга доминирует, поэтому левая половина тела работает лучше. Она работает так же хорошо, так же искусно. Это чистая случайность, что они левши. И не нужно делать из этого проблему!
Все мы встречали людей, которые заикаются. К таким людям надо относиться с пониманием и сочувствием, но, к сожалению, находится много таких людей, включая и шутников, которые считают это предметом для насмешек.
Заикание или запинание происходит, когда органы речи испытывают определенные спазмы, так что вдруг становится невозможно произносить слова, а в речи возникают паузы. Это часто случается при повторении в быстром темпе отдельных звуков, на которых и происходит остановка.
Есть много степеней заикания. В некоторых случаях это только незначительные затруднения при произнесении отдельных звуков или слогов с ними. В крайних же случаях мышцы языка, горла, лица, и даже те, что связаны с дыханием, вовлекаются в спазм.
Нормальная речь, которую большинство из нас производят, даже не задумываясь об этом,— довольно сложная процедура. Необходима самая точная координация гортани, щек, языка и губ. Когда эта координация не производится с достаточной точностью, появляется запинание.
Заикание редко проявляется до 4—5 лет. Причиной его появления могут быть некоторые физические нарушения или сильный эмоциональный стресс, волнение. В некоторых случаях, похоже, заикание может быть преодолено обучением медленному чтению и проговариванию, с тщательным произнесением каждого слога. Человека надо также научить, как регулировать дыхание во время речи. Особое внимание обращается на звуки и комбинации звуков, которые вызывают особые затруднения, и дефект может быть в большинстве случаев преодолен с помощью серий упражнений на чтение. В любом случае лечение должно осуществляться специалистами в этой области, и, кроме того, эмоциональная основа заикания тоже требует серьезного внимания.
Заикание или запинание происходит, когда органы речи испытывают определенные спазмы, так что вдруг становится невозможно произносить слова, а в речи возникают паузы. Это часто случается при повторении в быстром темпе отдельных звуков, на которых и происходит остановка.
Есть много степеней заикания. В некоторых случаях это только незначительные затруднения при произнесении отдельных звуков или слогов с ними. В крайних же случаях мышцы языка, горла, лица, и даже те, что связаны с дыханием, вовлекаются в спазм.
Нормальная речь, которую большинство из нас производят, даже не задумываясь об этом,— довольно сложная процедура. Необходима самая точная координация гортани, щек, языка и губ. Когда эта координация не производится с достаточной точностью, появляется запинание.
Заикание редко проявляется до 4—5 лет. Причиной его появления могут быть некоторые физические нарушения или сильный эмоциональный стресс, волнение. В некоторых случаях, похоже, заикание может быть преодолено обучением медленному чтению и проговариванию, с тщательным произнесением каждого слога. Человека надо также научить, как регулировать дыхание во время речи. Особое внимание обращается на звуки и комбинации звуков, которые вызывают особые затруднения, и дефект может быть в большинстве случаев преодолен с помощью серий упражнений на чтение. В любом случае лечение должно осуществляться специалистами в этой области, и, кроме того, эмоциональная основа заикания тоже требует серьезного внимания.
До XVI века к глухонемым относились очень жестоко. К ним относились как к идиотам, неспособным к умственному развитию, их запирали в психиатрические лечебницы или даже убивали.
Но в XVI веке итальянский врач Джером Кардан выдвинул идею обучения глухонемых при помощи письменных образов.
Как результат его работы, почти через 100 лет был изобретен пальцевый алфавит, подобный используемому сегодня. Используя пальцевый алфавит, глухонемой при помощи пальцев составляет буквы и слова. Он также пользуется знаковым языком. Например, движение указательного пальца поперек губ означает: «Ты не говоришь мне правду». Легкий удар по подбородку тремя пальцами означает: «Мой дядя». При помощи этого алфавита некоторые глухонемые могут «говорить» до 130 слов в минуту.
Но многие учителя глухонемых полагают, что использование знакового языка и пальцевого алфавита — не самый лучший метод. Он вынуждает глухонемых общаться только с себе подобными. Эти учителя используют метод, известный как «устное обучение». При этом методе глухие обучаются понимать, что им говорят, и даже говорят сами.
В наше время многие глухие и плохо слышащие учатся понимать, что им говорят, глядя на губы говорящего. Они учатся говорить сами, следя за губами и ощущая голос учителя, а затем имитируя эти движения.
Слуховые аппараты используются все больше и больше. В школах и классах для глухих и плохо слышащих детей используются коллективные слуховые аппараты. У каждого ребенка есть индивидуальные наушники, так что сила звука и тон могут регулироваться. Учитель говорит через микрофон, а дети слушают его так же, как если бы слушали радио с помощью наушников.
Но в XVI веке итальянский врач Джером Кардан выдвинул идею обучения глухонемых при помощи письменных образов.
Как результат его работы, почти через 100 лет был изобретен пальцевый алфавит, подобный используемому сегодня. Используя пальцевый алфавит, глухонемой при помощи пальцев составляет буквы и слова. Он также пользуется знаковым языком. Например, движение указательного пальца поперек губ означает: «Ты не говоришь мне правду». Легкий удар по подбородку тремя пальцами означает: «Мой дядя». При помощи этого алфавита некоторые глухонемые могут «говорить» до 130 слов в минуту.
Но многие учителя глухонемых полагают, что использование знакового языка и пальцевого алфавита — не самый лучший метод. Он вынуждает глухонемых общаться только с себе подобными. Эти учителя используют метод, известный как «устное обучение». При этом методе глухие обучаются понимать, что им говорят, и даже говорят сами.
В наше время многие глухие и плохо слышащие учатся понимать, что им говорят, глядя на губы говорящего. Они учатся говорить сами, следя за губами и ощущая голос учителя, а затем имитируя эти движения.
Слуховые аппараты используются все больше и больше. В школах и классах для глухих и плохо слышащих детей используются коллективные слуховые аппараты. У каждого ребенка есть индивидуальные наушники, так что сила звука и тон могут регулироваться. Учитель говорит через микрофон, а дети слушают его так же, как если бы слушали радио с помощью наушников.
Тип вашего голоса зависит главным образом от ваших голосовых связок. Голосовые связки состоят из эластичных волокон. Вы можете сравнить их с очень хорошими скрипичными струнами.
Голосовые связки могут быть напряжены или расслаблены. Более того, ваши голосовые связки могут принимать любую из 170 различных позиций. Когда поток воздуха, который вы выдыхаете, ударяет по голосовым связкам, они начинают вибрировать. Эта вибрация производит звуковые волны.
Если голосовые связки расслаблены, они могут вибрировать со скоростью примерно 80 раз в секунду и в результате порождают низкий звук. Если они напряжены, то вибрируют чаще, возможно, до 1000 раз в секунду и порождают короткие звуковые волны, то есть высокий звук.
У ребенка короткие голосовые связки. Поскольку они производят короткие воздушные волны, у ребенка высокий звонкий голос. Когда ребенок растет, становятся длиннее и голосовые связки. Из-за того что они становятся длиннее, голос становится ниже. Средняя длина мужских голосовых связок больше, чем женских, поэтому мужские голоса ниже.
У мальчиков рост происходит очень быстро, и гортань меняется тоже так быстро, что они не могут к этому привыкнуть и контролировать ее работу. Поэтому очень часто мы говорим о том, что у подростков «ломается голос».
Хотя в общем высота голоса взрослых зависит от длины голосовых связок, каждый голос относится к определенному тембру. Голоса можно разделить на шесть групп: бас, баритон и тенор у мужчин; альт, меццо-сопрано и сопрано у женщин.
Особенности человеческого голоса зависят от многих других вещей, особенно от таких, как трахея, легкие, носоглотка и тому подобное. У людей с красивыми голосами резонирующие пространства имеют определенную форму, и люди знают, как управлять своим голосом с их помощью.
Голосовые связки могут быть напряжены или расслаблены. Более того, ваши голосовые связки могут принимать любую из 170 различных позиций. Когда поток воздуха, который вы выдыхаете, ударяет по голосовым связкам, они начинают вибрировать. Эта вибрация производит звуковые волны.
Если голосовые связки расслаблены, они могут вибрировать со скоростью примерно 80 раз в секунду и в результате порождают низкий звук. Если они напряжены, то вибрируют чаще, возможно, до 1000 раз в секунду и порождают короткие звуковые волны, то есть высокий звук.
У ребенка короткие голосовые связки. Поскольку они производят короткие воздушные волны, у ребенка высокий звонкий голос. Когда ребенок растет, становятся длиннее и голосовые связки. Из-за того что они становятся длиннее, голос становится ниже. Средняя длина мужских голосовых связок больше, чем женских, поэтому мужские голоса ниже.
У мальчиков рост происходит очень быстро, и гортань меняется тоже так быстро, что они не могут к этому привыкнуть и контролировать ее работу. Поэтому очень часто мы говорим о том, что у подростков «ломается голос».
Хотя в общем высота голоса взрослых зависит от длины голосовых связок, каждый голос относится к определенному тембру. Голоса можно разделить на шесть групп: бас, баритон и тенор у мужчин; альт, меццо-сопрано и сопрано у женщин.
Особенности человеческого голоса зависят от многих других вещей, особенно от таких, как трахея, легкие, носоглотка и тому подобное. У людей с красивыми голосами резонирующие пространства имеют определенную форму, и люди знают, как управлять своим голосом с их помощью.
Какое первое слово произносит ребенок? Ответ знают все — «мама»! Нам это кажется такой простой вещью, не так ли? Но в действительности это очень сложный процесс, требующий многих эталонов развития. И ведь ни одно другое живое существо на земле не способно совершить это!
Давайте рассмотрим этот процесс шаг за шагом. Когда ребенок рождается, его мозг подобен чистому листу бумаги. Там ничего нет. Области мозга, что получают чувственные впечатления, еще ничего не получили. Глаза ребенка открыты, но нервы между глазами и мозгом еще не развиты, поэтому мозг ничего не регистрирует.
Через месяц или два эти нервы развиваются, и теперь ребенок «видит» свою мать. В результате того, что он видит тот же самый объект снова и снова, зрительные центры памяти в мозге развиваются. Образ матери регистрируется в центрах памяти младенца. И ребенок, таким образом, «узнает» свою мать.
Как только мать видит, что это произошло, она указывает на себя, говоря одновременно «мама». Сначала ребенок не может слышать, но потом слуховые нервы развиваются, и он слышит слово «мама». Благодаря повторению у ребенка формируется слуховая память этого звука. Малыш запоминает и «понимает» слово «мама».
Теперь матери нужно научить ребенка говорить. Повторяя слово «мама» снова и снова, она этого добивается. Совершается соединение в мозге образа мамы в зрительных центрах и слова «мама» в слуховых центрах. Это называется ассоциацией. Сейчас ребенок не только узнает мамино лицо, но также думает о слове «мама», когда видит ее. Он опознает ее. Затем ребенок начинает подражать матери. Он формулирует слово, сначала не говоря его. После многих попыток сказать слово ребенок может заставить голосовые связки двигаться, когда он видит мать. Наконец он сможет сказать: «Мама!»
И, конечно, гордая мать говорит: «Мой ребенок уже разговаривает!»
Давайте рассмотрим этот процесс шаг за шагом. Когда ребенок рождается, его мозг подобен чистому листу бумаги. Там ничего нет. Области мозга, что получают чувственные впечатления, еще ничего не получили. Глаза ребенка открыты, но нервы между глазами и мозгом еще не развиты, поэтому мозг ничего не регистрирует.
Через месяц или два эти нервы развиваются, и теперь ребенок «видит» свою мать. В результате того, что он видит тот же самый объект снова и снова, зрительные центры памяти в мозге развиваются. Образ матери регистрируется в центрах памяти младенца. И ребенок, таким образом, «узнает» свою мать.
Как только мать видит, что это произошло, она указывает на себя, говоря одновременно «мама». Сначала ребенок не может слышать, но потом слуховые нервы развиваются, и он слышит слово «мама». Благодаря повторению у ребенка формируется слуховая память этого звука. Малыш запоминает и «понимает» слово «мама».
Теперь матери нужно научить ребенка говорить. Повторяя слово «мама» снова и снова, она этого добивается. Совершается соединение в мозге образа мамы в зрительных центрах и слова «мама» в слуховых центрах. Это называется ассоциацией. Сейчас ребенок не только узнает мамино лицо, но также думает о слове «мама», когда видит ее. Он опознает ее. Затем ребенок начинает подражать матери. Он формулирует слово, сначала не говоря его. После многих попыток сказать слово ребенок может заставить голосовые связки двигаться, когда он видит мать. Наконец он сможет сказать: «Мама!»
И, конечно, гордая мать говорит: «Мой ребенок уже разговаривает!»
Если бы этот вопрос имел простой ответ, типа формулы, которую можно выучить, каждый комик знал бы его. Но смех — это сложный процесс, и лучшие из существующих ныне объяснений его — всего лишь теория.
Мы знаем, конечно, что смех — это выражение многих чувств и что он присущ только людям. Психологи до сих пор изучают две основных стороны этой проблемы: что заставляет людей смеяться? Какова функция или цель смеха? Когда вы начинаете размышлять о том, что заставляет людей смеяться или что люди считают смешным, вы думаете как психолог или философ! Вы начинаете интересоваться реакцией людей по отношению к другим людям в разнообразных ситуациях. Например, почему люди смеются, когда она видят неуклюжесть или некоторые виды слабости или несовершенства в другом человеке.
Существует одно из объяснений смеха, заключающееся в том, что мы вдруг замечаем некоторое несоответствие вещей, которые обычно не могут быть совместимы. Большой толстый мужчина, надевший крошечную шляпу, или очень низенький мужчина, танцующий с высокой женщиной,— примеры этому. Но эта теория не объясняет многие другие причины смеха. Например, мы смеемся, разглядывая комиксы или слушая выступления юмористов. Почему это происходит?
С физической точки зрения смех полезен для нас Он — хорошая профилактика для наших легких, отдушина для выхода избытка нашей энергии. Смех имеет также большую социальную важность. Мы обычно смеемся, когда находимся в группе. Согласно этой теории, смех используется социальными группами как способ выражения мнения по поводу поведения людей и как способ заставить этих людей действовать в соответствии с нашими стандартами.
Мы знаем, конечно, что смех — это выражение многих чувств и что он присущ только людям. Психологи до сих пор изучают две основных стороны этой проблемы: что заставляет людей смеяться? Какова функция или цель смеха? Когда вы начинаете размышлять о том, что заставляет людей смеяться или что люди считают смешным, вы думаете как психолог или философ! Вы начинаете интересоваться реакцией людей по отношению к другим людям в разнообразных ситуациях. Например, почему люди смеются, когда она видят неуклюжесть или некоторые виды слабости или несовершенства в другом человеке.
Существует одно из объяснений смеха, заключающееся в том, что мы вдруг замечаем некоторое несоответствие вещей, которые обычно не могут быть совместимы. Большой толстый мужчина, надевший крошечную шляпу, или очень низенький мужчина, танцующий с высокой женщиной,— примеры этому. Но эта теория не объясняет многие другие причины смеха. Например, мы смеемся, разглядывая комиксы или слушая выступления юмористов. Почему это происходит?
С физической точки зрения смех полезен для нас Он — хорошая профилактика для наших легких, отдушина для выхода избытка нашей энергии. Смех имеет также большую социальную важность. Мы обычно смеемся, когда находимся в группе. Согласно этой теории, смех используется социальными группами как способ выражения мнения по поводу поведения людей и как способ заставить этих людей действовать в соответствии с нашими стандартами.
Знали ли вы когда-нибудь людей, которые боялись высоты или закрытых пространств? Есть люди, которые боятся толпы или боятся, что до них дотронутся другие. Есть название такому поведению — «реакция невроза страха», и мы говорим, что у такого человека невроз страха, или фобия.
Что-то не в порядке у таких людей? Они больны? Нет, но они страдают неким нервным расстройством. Что-то сильно напугало или расстроило их в прошлом. Такие люди стремятся бороться с этим расстройством (его можно назвать «эмоциональной болью») так же, как мы стараемся избавиться от физической боли.
Все мы реагируем на эмоциональные расстройства: плачем, краснеем, покрываемся потом. Но некоторые люди, которые чувствуют этот эмоциональный стресс более сильно и чья сила сопротивления слабее, реагируют на эти стрессы необычным образом. Такая реакция называется невротической. Она может развиться в фобию, в невроз страха, проявляющийся в боязни определенных вещей: высоты или замкнутых пространств. Интересно, что фобия возникает по поводу обстоятельств, которых достаточно легко избежать. Действительно, никто же не заставляет людей взбираться на высокие места или оставаться одним в закрытых помещениях. И чем больше он их избегает, тем лучше он себя чувствует.
Но почему же у отдельных людей, например, появляется боязнь высоты? Дело в том, что такой человек боится чего-то еще или был напуган чем-то, когда был ребенком. Это может быть отец, которого он любил и боялся одновременно, но даже не хотел допустить мысли, что боится отца. Поэтому возник страх высоты, которая ассоциировалась с образом отца. Все это кажется очень трудным, не так ли? Но живой человек и его поведение — это очень сложный вопрос!
Что-то не в порядке у таких людей? Они больны? Нет, но они страдают неким нервным расстройством. Что-то сильно напугало или расстроило их в прошлом. Такие люди стремятся бороться с этим расстройством (его можно назвать «эмоциональной болью») так же, как мы стараемся избавиться от физической боли.
Все мы реагируем на эмоциональные расстройства: плачем, краснеем, покрываемся потом. Но некоторые люди, которые чувствуют этот эмоциональный стресс более сильно и чья сила сопротивления слабее, реагируют на эти стрессы необычным образом. Такая реакция называется невротической. Она может развиться в фобию, в невроз страха, проявляющийся в боязни определенных вещей: высоты или замкнутых пространств. Интересно, что фобия возникает по поводу обстоятельств, которых достаточно легко избежать. Действительно, никто же не заставляет людей взбираться на высокие места или оставаться одним в закрытых помещениях. И чем больше он их избегает, тем лучше он себя чувствует.
Но почему же у отдельных людей, например, появляется боязнь высоты? Дело в том, что такой человек боится чего-то еще или был напуган чем-то, когда был ребенком. Это может быть отец, которого он любил и боялся одновременно, но даже не хотел допустить мысли, что боится отца. Поэтому возник страх высоты, которая ассоциировалась с образом отца. Все это кажется очень трудным, не так ли? Но живой человек и его поведение — это очень сложный вопрос!
Хранение информации — это память, а запоминание тесно связано с обучением.
Психологи издавна старались объяснить, как люди запоминают и почему они забывают многие вещи, которые они учили. Но ни один еще не нашел ответы на эти вопросы. Согласно одной теории, когда человек учит что-то, происходят некоторые физические изменения. В мозгу остается определенный след. Соответственно воспоминания, или следы, могут покидать мозг, просто угасать со временем. Ваше отношение к тому или иному событию тоже влияет на то, будете ли вы его помнить или нет. Вообще люди склонны забывать вещи, которые неприятны или огорчительны, и помнить то, что приятно.
Мозг может заучить различные виды заданий. Высокоорганизованный мозг может заучить более сложные задания. В простейшем мозгу обучение очень примитивное. Люди показывают наибольшие умственные способности.
Но как и где мозг хранит информацию, которую мы называем памятью? Как мы уже сказали, ученые еще не могут полностью объяснить это. Человеческий мозг очень сложен по своему строению. Кора человеческого мозга — это извитая, сморщенная, спутанная поверхность большей части головного мозга.
Когда эти области возбуждали слабым электрическим током, у человека высвобождались приобретенные знания. Эти стимулы заставляли мозг воспроизводить знания, которые были заложены в него в прошлом. Известно, что повреждение определенных областей головного мозга приводит к потере памяти.
Но являются ли они теми местами в мозге, где хранится информация, мы не знаем. Также мы не знаем, как информация хранится. Некоторые ученые думают, что хранение информации — это химический процесс: отдельные нервные клетки несут химически закодированную информацию. Другие ученые полагают, что память — это результат некоторых постоянно происходящих изменений в структуре нерва. Итак, память — это все еще тайна!
Психологи издавна старались объяснить, как люди запоминают и почему они забывают многие вещи, которые они учили. Но ни один еще не нашел ответы на эти вопросы. Согласно одной теории, когда человек учит что-то, происходят некоторые физические изменения. В мозгу остается определенный след. Соответственно воспоминания, или следы, могут покидать мозг, просто угасать со временем. Ваше отношение к тому или иному событию тоже влияет на то, будете ли вы его помнить или нет. Вообще люди склонны забывать вещи, которые неприятны или огорчительны, и помнить то, что приятно.
Мозг может заучить различные виды заданий. Высокоорганизованный мозг может заучить более сложные задания. В простейшем мозгу обучение очень примитивное. Люди показывают наибольшие умственные способности.
Но как и где мозг хранит информацию, которую мы называем памятью? Как мы уже сказали, ученые еще не могут полностью объяснить это. Человеческий мозг очень сложен по своему строению. Кора человеческого мозга — это извитая, сморщенная, спутанная поверхность большей части головного мозга.
Когда эти области возбуждали слабым электрическим током, у человека высвобождались приобретенные знания. Эти стимулы заставляли мозг воспроизводить знания, которые были заложены в него в прошлом. Известно, что повреждение определенных областей головного мозга приводит к потере памяти.
Но являются ли они теми местами в мозге, где хранится информация, мы не знаем. Также мы не знаем, как информация хранится. Некоторые ученые думают, что хранение информации — это химический процесс: отдельные нервные клетки несут химически закодированную информацию. Другие ученые полагают, что память — это результат некоторых постоянно происходящих изменений в структуре нерва. Итак, память — это все еще тайна!
Каждый организм, будь то растение, рыба, животное или человек, имеет сходство со своими родителями, но тем не менее отличается от них. Например, дети могут походить на одного родителя или на другого, но обычно они имеют некоторые черты каждого из родителей. Все дело в том, что родители передают детям определенные свойства, а дети «наследуют» их. Итак, наследственность — это изучение того, как потомство приобретает сходство со своими родителями.
Единицу наследственности называют «ген». Гены — это большие молекулы, найденные в ядрах как клеток спермы, так и яйцеклеток.
Внутри ядра каждой клетки находятся длинные тонкие спирали или нити. Они называются хромосомами и несут гены.
Поскольку хромосомы встречаются парами, их гены тоже парные. Хромосомы клетки могут содержать сотни тысяч пар генов. Каждая генная пара контролирует один или несколько признаков организма, таких, как цвет волос, форма носа, размер тела и т.д.
Существует много законов наследственности, что означает, что процесс происходит в определенных направлениях. Например, каждый признак, который наследуется, зависит от простого «фактора», а каждый фактор ведет себя независимо. Поскольку определенные признаки наследуются от родителей, это не означает, что любая другая особенность также неизбежно будет унаследована. Другими словами, факторы или гены не имеют отношения друг у другу.
Некоторые гены несут доминирующие, а другие несут признаки рецессивные. Например, гены определяющие кудрявость волос, доминируют над генами прямых волос. Когда оба родителя кудрявые, они обычно имеют и кудрявых детей. Но если каждый родитель несет рецессивный ген прямых волос, некоторые дети могут быть с прямыми волосами.
Ученые изучили такие человеческие признаки, как цвет глаз, волос и кожи, так что они обычно могут сказать, как такие признаки унаследуются людьми, чьи семейные истории известны в течение нескольких поколений.
Единицу наследственности называют «ген». Гены — это большие молекулы, найденные в ядрах как клеток спермы, так и яйцеклеток.
Внутри ядра каждой клетки находятся длинные тонкие спирали или нити. Они называются хромосомами и несут гены.
Поскольку хромосомы встречаются парами, их гены тоже парные. Хромосомы клетки могут содержать сотни тысяч пар генов. Каждая генная пара контролирует один или несколько признаков организма, таких, как цвет волос, форма носа, размер тела и т.д.
Существует много законов наследственности, что означает, что процесс происходит в определенных направлениях. Например, каждый признак, который наследуется, зависит от простого «фактора», а каждый фактор ведет себя независимо. Поскольку определенные признаки наследуются от родителей, это не означает, что любая другая особенность также неизбежно будет унаследована. Другими словами, факторы или гены не имеют отношения друг у другу.
Некоторые гены несут доминирующие, а другие несут признаки рецессивные. Например, гены определяющие кудрявость волос, доминируют над генами прямых волос. Когда оба родителя кудрявые, они обычно имеют и кудрявых детей. Но если каждый родитель несет рецессивный ген прямых волос, некоторые дети могут быть с прямыми волосами.
Ученые изучили такие человеческие признаки, как цвет глаз, волос и кожи, так что они обычно могут сказать, как такие признаки унаследуются людьми, чьи семейные истории известны в течение нескольких поколений.