Свое первое стихотворение «Береза» Есенин напечатал в 1914 г. в детском журнале «Мирок». А вслед за ним появляются в печати другие удиви- тельно лиричные его стихи:
Сыплет черемуха снегом.
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.
И мог ли тогда кто представить, что пройдут годы и этот паренек из рязан- ского села Константинова станет поэтическим сердцем России, которая для Есенина была началом всех начал, его опорой, животворным источником, где он черпал силу и вдохновение.
Он любил Русь не только со «скирдами солнца в водах лонных» и с веселым плясом на лугах. Ему были близки и неказистые крестьянские избы, и «сенокос некошеный», и «скорбью вытерзанный люд», и край забытый, край-пустырь...
На все мерзкое, бесчеловечное, тревожное, горькое в жизни откликалась его тонкая, чуткая, внимательная душа. Он был очень добрым человеком и сочувствовал всему живому, людям и животным: «Для зверей приятель я хороший», «Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле».
Был он невысок, строен, весь какой-то удивительно подвижный. Свои стихи он читал слегка распевно, и везде его чтение захватывало весь зрительный зал.
Когда его современников-поэтов спрашивали, кто теперь большой поэт на Руси, они отвечали: «Несомненно, Сергей Есенин!» И это было истиной. Есенина любили все, кто соприкасался с его искренней, честной поэзией. Любят Есенина и сейчас, находя в его стихах каждый свое, близкое, чувствуя в поэте родного человека.
Сыплет черемуха снегом.
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.
И мог ли тогда кто представить, что пройдут годы и этот паренек из рязан- ского села Константинова станет поэтическим сердцем России, которая для Есенина была началом всех начал, его опорой, животворным источником, где он черпал силу и вдохновение.
Он любил Русь не только со «скирдами солнца в водах лонных» и с веселым плясом на лугах. Ему были близки и неказистые крестьянские избы, и «сенокос некошеный», и «скорбью вытерзанный люд», и край забытый, край-пустырь...
На все мерзкое, бесчеловечное, тревожное, горькое в жизни откликалась его тонкая, чуткая, внимательная душа. Он был очень добрым человеком и сочувствовал всему живому, людям и животным: «Для зверей приятель я хороший», «Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле».
Был он невысок, строен, весь какой-то удивительно подвижный. Свои стихи он читал слегка распевно, и везде его чтение захватывало весь зрительный зал.
Когда его современников-поэтов спрашивали, кто теперь большой поэт на Руси, они отвечали: «Несомненно, Сергей Есенин!» И это было истиной. Есенина любили все, кто соприкасался с его искренней, честной поэзией. Любят Есенина и сейчас, находя в его стихах каждый свое, близкое, чувствуя в поэте родного человека.
Когда в московском Малом театре начинались спектакли, в будку к суфлеру Ермолову забиралась дочь. Маше все было интересно: и небо, нарисованное на холстах, и одежды артистов, и притихший в темноте зал, откуда доносилось взволнованное дыхание зрителей.
Малый театр был для Маши родным домом. Здесь она росла, мечтала стать актрисой, здесь училась в театральной школе. Училась легко, быстро запоминала самые трудные роли, увлеченно читала трагедии.
И вот она первый раз на сцене. Зал затих. Зрители забыли, что перед ними начинающая актриса, которой нет еще и семнадцати лет. Они поверили, что перед ними сама Эмилия Галотти — героиня пьесы немецкого драматурга Г. Лессинга. Добрая, искренняя, доверчивая девушка ищет спасения от обрушившихся на нее несчастий. Образ Эмилии Галотти увлек Ермолову пафосом борьбы за честь, за право на свободу и независимость. Эта героическая тема стала главной в творчестве актрисы.
В первые годы пребывания в театре Мария Николаевна сближается с уни- верситетской молодежью, очень много читает, особенно В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова. Учит языки, занимается музыкой. Ее интересуют также и общественные вопросы.
Зрители полюбили Ермолову и ее героинь сразу и навсегда за верность, благородство души, силу воли. Гневно звучал ее голос, глаза сверкали огнем, когда она играла роль французской патриотки Жанны д'Арк. Одетая в шлем и латы, девушка призывала народ к борьбе с захватчиками. В России тогда назревали революционные события, и молодежи, заполнявшей галерку, казалось, что Ермолова обращается к их совести. В спектакле «Овечий источник» испанского драматурга Лопе де Вега Мария Николаевна играла крестьянку Лауренсию, зовущую на расправу с тираном. После этой сцены студенты обычно устраивали бурную овацию. Толпы провожали актрису от Малого театра до ее квартиры, на улицах останавливалось движение транспорта. Царское правительство, напуганное небывалым успехом спектакля, запретило его показ.
Более 20 ролей сыграла Ермолова в пьесах Островского: это Катерина в «Грозе», Лариса в «Бесприданнице», Негина в «Талантах и поклонниках», Кручинина в «Без вины виноватые». Все эти роли раскрывают душевную силу и красоту русской женщины. Ермолова создала образы глубокой нравственной чистоты, мужества и самоотверженности.
Так Ермолова служила народу своим чудесным актерским талантом, волнуя сердца современников, вдохновляя их на борьбу за справедливость.
Артист, режиссер и теоретик театра К.С. Станиславский назвал М. Н. Ермолову «героической симфонией русской сцены». В одном из писем актрисе он так отозвался о ней: «Неотразимо Ваше облагораживающее влияние. Оно воспитало поколения. И если бы меня спросили, где я получил воспитание, я бы ответил: в Малом театре, у Ермоловой и ее сподвижников».
В 1920 г. театральная Москва отметила пятидесятилетие творчества великой русской актрисы. Ей первой в нашей стране было присвоено высокое звание народной артистки. Выступая перед собравшимися, Мария Николаевна Ермолова сказала: «Всю свою душу Малый театр отдавал народу, всегда к этому стремились и он и я».
Малый театр был для Маши родным домом. Здесь она росла, мечтала стать актрисой, здесь училась в театральной школе. Училась легко, быстро запоминала самые трудные роли, увлеченно читала трагедии.
И вот она первый раз на сцене. Зал затих. Зрители забыли, что перед ними начинающая актриса, которой нет еще и семнадцати лет. Они поверили, что перед ними сама Эмилия Галотти — героиня пьесы немецкого драматурга Г. Лессинга. Добрая, искренняя, доверчивая девушка ищет спасения от обрушившихся на нее несчастий. Образ Эмилии Галотти увлек Ермолову пафосом борьбы за честь, за право на свободу и независимость. Эта героическая тема стала главной в творчестве актрисы.
В первые годы пребывания в театре Мария Николаевна сближается с уни- верситетской молодежью, очень много читает, особенно В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова. Учит языки, занимается музыкой. Ее интересуют также и общественные вопросы.
Зрители полюбили Ермолову и ее героинь сразу и навсегда за верность, благородство души, силу воли. Гневно звучал ее голос, глаза сверкали огнем, когда она играла роль французской патриотки Жанны д'Арк. Одетая в шлем и латы, девушка призывала народ к борьбе с захватчиками. В России тогда назревали революционные события, и молодежи, заполнявшей галерку, казалось, что Ермолова обращается к их совести. В спектакле «Овечий источник» испанского драматурга Лопе де Вега Мария Николаевна играла крестьянку Лауренсию, зовущую на расправу с тираном. После этой сцены студенты обычно устраивали бурную овацию. Толпы провожали актрису от Малого театра до ее квартиры, на улицах останавливалось движение транспорта. Царское правительство, напуганное небывалым успехом спектакля, запретило его показ.
Более 20 ролей сыграла Ермолова в пьесах Островского: это Катерина в «Грозе», Лариса в «Бесприданнице», Негина в «Талантах и поклонниках», Кручинина в «Без вины виноватые». Все эти роли раскрывают душевную силу и красоту русской женщины. Ермолова создала образы глубокой нравственной чистоты, мужества и самоотверженности.
Так Ермолова служила народу своим чудесным актерским талантом, волнуя сердца современников, вдохновляя их на борьбу за справедливость.
Артист, режиссер и теоретик театра К.С. Станиславский назвал М. Н. Ермолову «героической симфонией русской сцены». В одном из писем актрисе он так отозвался о ней: «Неотразимо Ваше облагораживающее влияние. Оно воспитало поколения. И если бы меня спросили, где я получил воспитание, я бы ответил: в Малом театре, у Ермоловой и ее сподвижников».
В 1920 г. театральная Москва отметила пятидесятилетие творчества великой русской актрисы. Ей первой в нашей стране было присвоено высокое звание народной артистки. Выступая перед собравшимися, Мария Николаевна Ермолова сказала: «Всю свою душу Малый театр отдавал народу, всегда к этому стремились и он и я».
Ежик — колючий. Это все сразу запо- минают. Но у ежика есть и мех — про- стая шерстка, длинная и грубая у обыкновенного ежа, короткая и шел- ковистая у ушастого ежа, распростра- ненного в южных районах нашей страны, длинная и мягкая у длинноиглого ежа, который живет на побережье Каспийского моря и дальше, до Памира. Иглы — это только колючий панцирь, защищающий ежика от врагов. У взрослого ежа бывает до 16 тыс. иголок, длиной по два-три сантиметра, толщиной примерно один миллиметр. Иголки имеют форму веретена: самая толстая часть их — посередине. Цвет их серый, но, если внимательно присмотреться, оказывается, что на них чередуются темные и светлые полоски.
Взрослый еж весит килограмм, длина его тела до 30 см. Ежата рождаются голенькие, неколючие.
Но уже через несколько часов они покрываются белыми и темными иглами. Малыши (их бывает 3—7 в семье) открывают глаза через две недели. К тому времени иголки у них, как у заправского ежа, уже твердые, колючие, и они могут их «топорщить» — у всех ежей на спине под кожей очень сильный спинной мускул. Другой мускул позволяет ежу свернуться в тугой шарик — попробуй разверни! А он еще пыхтит и подскакивает, дескать, не тронь, уколю! Защитное поведение, свойственное многим животным: вспомни, как котенок весь ощетинится, выгнет спину и шипит, подняв хвост вверх. Многие слабые животные пытаются отпугнуть сильного врага, а на самом деле это страх, а не злоба.
Ежик под колючим панцирем мягкий, зубки у него мелкие. Посмотри, какие ушки высовываются из колючей проволоки панциря — почти прозрачные, нежные, как лепестки, у ушастого ежика они побольше. И брюшко незащищенное, мягонькое. Не будь колючек — нипочем не выжить бы ни одному ежику, ни всему ежиному роду. Но, как видно, неплохая это защита — ежи живут на Земле уже 50 млн. лет. Многие виды животных за это время появились и исчезли с лица Земли, а ежик все живет себе. Значит, он неплохо приспособился к окружающим условиям.
Ежи легко приручаются, перестают сворачиваться и чихать, как маленький моторчик, который не хочет заводиться, и тогда из-под короткой стоящей щетинки на лбу (вспомни-ка стрижку «ежиком») выглядывает длинное рыльце с блестящим любопытным носом и парой бусинок-глаз. Видит еж неплохо, но главный его советчик — нос. Быстро перебирая короткими лапками, катится еж по земле, шурша листвой и вынюхивая все съедобное — насекомых, их личинок, улиток, слизней, разоряет гнезда мелких грызунов. Ест он и ягоды, грибы. Еж приносит пользу, уничтожая множество вредных грызунов.
В домах часто держали вместо кошек ежей. Но как он может охотиться на мышей, этих проворных зверьков, если бегает не так уж быстро? Подкарауливать их тоже не в обычаях ежей. Поэтому, если еж и хватает мышей, то лишь случайно подвернувшихся.
Но может быть, он змеелов? Это широко распространенное мнение тоже ошибочно. Специально змей ежи не ищут, но и не боятся их — они маловосприимчивы к ядам. Так что гадюка для ежа не очень опасна. Еж ловко уходит от ядовитых зубов змеи, подставляя ей свой колючий бок.
В средней полосе ежи живут в лесах, по опушкам, в оврагах, заселяют лесополосы и фруктовые сады, устраивают гнезда из травы и мелких ветвей где-нибудь в укромном местечке, иногда роют неглубокие норы. В более южных районах даурские (этот вид занесен в Красную книгу) и ушастые ежи занимают норы грызунов, глубиной до одного метра, иногда роют их сами, там, где земля помягче.
На зиму все ежи залегают в спячку — с сентября — ноября до марта — апреля (в зависимости от погоды). Дело в том, что зимой негде достать пропитание, а ежик ест много. За конец лета и сытую осень накапливает еж много жира и постепенно его (в спячке) расходует. Но в сильные морозы приходится просыпаться и «разогреваться» — и запасы жира буквально «тают». Поэтому зима с частыми оттепелями и заморозками для ежей опасна: часто просыпаясь, они расходуют все свои жировые запасы и к весне слабеют. Проснувшись, еж начинает сразу жадно поедать насекомых, слизней, полевых мышей — врагов будущего урожая.
Бюллетень Британского общества сохранения ежей познакомил читателей с любопытными выводами одного из канадских почитателей этих животных, который наблюдает за ними в течение 30 лет. Он утверждает, что по поведе- нию ежей можно предсказывать погоду. Чтобы узнать, скажем, долго ли продержится зима, достаточно, оказывается, проследить, как ведет себя еж 2 февраля. Если зверек, выглянув из норы, тут же возвращается домой досы- пать, значит, зимняя погода не уступит весне по крайней мере шесть недель.
Люди нередко стараются приручить ежей, поселить в своих домах. Но, принося зверька из леса или парка в квартиру, они только губят его. Ежу в доме плохо, даже если его вдоволь кормят и поят — домашний пол никогда не заменит ему траву и землю. И людям от присутствия ежа в квартире тоже плохо: ночное животное мешает спать, шуршит, топочет, бегает до утра по квартире. А недавно выяснено, что держать в квартире ежей опасно: среди клещей, живущих на ежах, есть разносчики тяжелых заболеваний. Пусть еж живет там, где ему отведено природой.
Взрослый еж весит килограмм, длина его тела до 30 см. Ежата рождаются голенькие, неколючие.
Но уже через несколько часов они покрываются белыми и темными иглами. Малыши (их бывает 3—7 в семье) открывают глаза через две недели. К тому времени иголки у них, как у заправского ежа, уже твердые, колючие, и они могут их «топорщить» — у всех ежей на спине под кожей очень сильный спинной мускул. Другой мускул позволяет ежу свернуться в тугой шарик — попробуй разверни! А он еще пыхтит и подскакивает, дескать, не тронь, уколю! Защитное поведение, свойственное многим животным: вспомни, как котенок весь ощетинится, выгнет спину и шипит, подняв хвост вверх. Многие слабые животные пытаются отпугнуть сильного врага, а на самом деле это страх, а не злоба.
Ежик под колючим панцирем мягкий, зубки у него мелкие. Посмотри, какие ушки высовываются из колючей проволоки панциря — почти прозрачные, нежные, как лепестки, у ушастого ежика они побольше. И брюшко незащищенное, мягонькое. Не будь колючек — нипочем не выжить бы ни одному ежику, ни всему ежиному роду. Но, как видно, неплохая это защита — ежи живут на Земле уже 50 млн. лет. Многие виды животных за это время появились и исчезли с лица Земли, а ежик все живет себе. Значит, он неплохо приспособился к окружающим условиям.
Ежи легко приручаются, перестают сворачиваться и чихать, как маленький моторчик, который не хочет заводиться, и тогда из-под короткой стоящей щетинки на лбу (вспомни-ка стрижку «ежиком») выглядывает длинное рыльце с блестящим любопытным носом и парой бусинок-глаз. Видит еж неплохо, но главный его советчик — нос. Быстро перебирая короткими лапками, катится еж по земле, шурша листвой и вынюхивая все съедобное — насекомых, их личинок, улиток, слизней, разоряет гнезда мелких грызунов. Ест он и ягоды, грибы. Еж приносит пользу, уничтожая множество вредных грызунов.
В домах часто держали вместо кошек ежей. Но как он может охотиться на мышей, этих проворных зверьков, если бегает не так уж быстро? Подкарауливать их тоже не в обычаях ежей. Поэтому, если еж и хватает мышей, то лишь случайно подвернувшихся.
Но может быть, он змеелов? Это широко распространенное мнение тоже ошибочно. Специально змей ежи не ищут, но и не боятся их — они маловосприимчивы к ядам. Так что гадюка для ежа не очень опасна. Еж ловко уходит от ядовитых зубов змеи, подставляя ей свой колючий бок.
В средней полосе ежи живут в лесах, по опушкам, в оврагах, заселяют лесополосы и фруктовые сады, устраивают гнезда из травы и мелких ветвей где-нибудь в укромном местечке, иногда роют неглубокие норы. В более южных районах даурские (этот вид занесен в Красную книгу) и ушастые ежи занимают норы грызунов, глубиной до одного метра, иногда роют их сами, там, где земля помягче.
На зиму все ежи залегают в спячку — с сентября — ноября до марта — апреля (в зависимости от погоды). Дело в том, что зимой негде достать пропитание, а ежик ест много. За конец лета и сытую осень накапливает еж много жира и постепенно его (в спячке) расходует. Но в сильные морозы приходится просыпаться и «разогреваться» — и запасы жира буквально «тают». Поэтому зима с частыми оттепелями и заморозками для ежей опасна: часто просыпаясь, они расходуют все свои жировые запасы и к весне слабеют. Проснувшись, еж начинает сразу жадно поедать насекомых, слизней, полевых мышей — врагов будущего урожая.
Бюллетень Британского общества сохранения ежей познакомил читателей с любопытными выводами одного из канадских почитателей этих животных, который наблюдает за ними в течение 30 лет. Он утверждает, что по поведе- нию ежей можно предсказывать погоду. Чтобы узнать, скажем, долго ли продержится зима, достаточно, оказывается, проследить, как ведет себя еж 2 февраля. Если зверек, выглянув из норы, тут же возвращается домой досы- пать, значит, зимняя погода не уступит весне по крайней мере шесть недель.
Люди нередко стараются приручить ежей, поселить в своих домах. Но, принося зверька из леса или парка в квартиру, они только губят его. Ежу в доме плохо, даже если его вдоволь кормят и поят — домашний пол никогда не заменит ему траву и землю. И людям от присутствия ежа в квартире тоже плохо: ночное животное мешает спать, шуршит, топочет, бегает до утра по квартире. А недавно выяснено, что держать в квартире ежей опасно: среди клещей, живущих на ежах, есть разносчики тяжелых заболеваний. Пусть еж живет там, где ему отведено природой.
Необозримые пространства безжиз- ненной пустыни Сахары. Каменистые равнины. Песчаные гряды — дюны. Великая африканская река Нил, мед- ленно катящая свои воды к Средизем- ному морю. Густая зелень полей и садов, протянувшихся вдоль Нила, ярко контрастирует с окружающей безжизненной местностью. Это Египет — одна из самых древних стран мира.
Большая часть египтян с незапамятных времен живет в плодородной долине Нила. Они выращивают лучший в мире длинноволокнистый хлопчатник. Самые красивые и прочные хлопчатобумажные ткани обычно изготавливают из египетского хлопка. Его используют также для изготовления парашютов и волокнистой основы особенно прочных автомобильных покрышек. Многие стра- ны, в том числе и наша, покупают египетский хлопок, а также хлопчатобумажные ткани и одежду, изготовленные из него. Кроме хлоп- чатника египетские крестьяне выра- щивают пшеницу, кукурузу, сорго, рис, ячмень, бобы, горох, чечевицу. На юге страны культивируется сахарный тростник. Из него изготавливают сахар и различные сладости. Стебли сахарного тростника крестьяне часто используют в качестве топлива или для настила крыш.
В Египте выращивают почти все известные овощи и фрукты. Многие из них египтяне продают европейским странам: Англии, Франции, Федера- тивной Республике Германии и другим. Зимой туда привозят из Египта высококачественные помидоры, лук, дыни. Покупают европейские страны у Египта также апельсины, лимоны, финики. Сами египтяне едят финики в сыром и сушеном виде. Из листьев финиковой пальмы они изготавливают циновки, а стволы и ветки употребляют при настилке крыш в деревне.
Скота в египетских деревнях мало. В стране нет пастбищ. Чтобы прокормить немногочисленное стадо коров и буйволов, крестьянам приходится спе- циально выращивать быстрорастущий египетский клевер — берсим. Однако земли у большинства египетских крестьян мало, и им трудно выделить для берсима достаточно места. В то же время в Египте широко распространено птицеводство. Крестьяне разводят кур, уток, гусей, индюшек.
Египетские деревни состоят обычно из небольших домиков, тесно прижавшихся друг к другу. Земля Египте дорога, и там делают все возможное для ее экономии. Деревенские дома строят из кирпича, который изготавливают сами крестьяне из нильского ила, смешанного с рубленой соломой. Плоскую крышу из стеблей сахарного тростника, кукурузы и пальмовых веток покрывают циновкой и обмазывают нильским илом, перемешанным с рубленой соломой. На крыше обычно располагается курятник, хранится топливо и сельскохозяйственные принадлежности. Вся жизнь египетского крестьянина проходит в нелегком труде. С помощью тяжелой мотыги он вскапывает и рыхлит почву. Пашут землю чаще всего плугом без отвала, почти не отличающимся от того, который применялся египетскими земледельцами много тысяч лет назад.
Столица Египта — Каир — много- миллионный современный город. Во втором по величине городе Александрии расположен самый крупный египетский морской порт. В Каире, Александрии и других египетских городах много крупных современных фабрик и заводов. Там производят не только пищевые продукты и ткани, но и сложные машины: автомобили, тракторы, железнодорожные вагоны, а также радиоприемники, телевизоры, станки, выплавляют сталь и чугун. Высотная Асуанская плотина на Ниле позволяет египтянам предохранить поля от наводнений и скопить воду для их орошения.
Новое и древнее повсюду соседствуют в Египте. Немало здесь памятников, которые пережили тысячелетия. Наиболее знаменитые из них — гигантские пирамиды-усыпальницы древнеегипетских царей — фараонов. (см. Семь «чудес света»). Как писал древнегреческий историк Геродот, их строили сотни тысяч рабов в течение десятков лет. Эти пирамиды сложены из огромных каменных плит настолько тщательно, что между ними не проходит даже лезвие ножа. Многие музеи страны располагают ценными экспонатами. В Египетском музее, например, хранятся мумии фараонов, их колесницы и украшения. Здесь находятся и зна- менитые сокровища из гробницы Тутанхамона. Выставлены там и древ- ние сельскохозяйственные орудия, которыми пользовались египтяне тысячелетия назад. Большое число туристов из самых различных стран мира посещают Египет для того, чтобы увидеть все это.
Большая часть египтян с незапамятных времен живет в плодородной долине Нила. Они выращивают лучший в мире длинноволокнистый хлопчатник. Самые красивые и прочные хлопчатобумажные ткани обычно изготавливают из египетского хлопка. Его используют также для изготовления парашютов и волокнистой основы особенно прочных автомобильных покрышек. Многие стра- ны, в том числе и наша, покупают египетский хлопок, а также хлопчатобумажные ткани и одежду, изготовленные из него. Кроме хлоп- чатника египетские крестьяне выра- щивают пшеницу, кукурузу, сорго, рис, ячмень, бобы, горох, чечевицу. На юге страны культивируется сахарный тростник. Из него изготавливают сахар и различные сладости. Стебли сахарного тростника крестьяне часто используют в качестве топлива или для настила крыш.
В Египте выращивают почти все известные овощи и фрукты. Многие из них египтяне продают европейским странам: Англии, Франции, Федера- тивной Республике Германии и другим. Зимой туда привозят из Египта высококачественные помидоры, лук, дыни. Покупают европейские страны у Египта также апельсины, лимоны, финики. Сами египтяне едят финики в сыром и сушеном виде. Из листьев финиковой пальмы они изготавливают циновки, а стволы и ветки употребляют при настилке крыш в деревне.
Скота в египетских деревнях мало. В стране нет пастбищ. Чтобы прокормить немногочисленное стадо коров и буйволов, крестьянам приходится спе- циально выращивать быстрорастущий египетский клевер — берсим. Однако земли у большинства египетских крестьян мало, и им трудно выделить для берсима достаточно места. В то же время в Египте широко распространено птицеводство. Крестьяне разводят кур, уток, гусей, индюшек.
Египетские деревни состоят обычно из небольших домиков, тесно прижавшихся друг к другу. Земля Египте дорога, и там делают все возможное для ее экономии. Деревенские дома строят из кирпича, который изготавливают сами крестьяне из нильского ила, смешанного с рубленой соломой. Плоскую крышу из стеблей сахарного тростника, кукурузы и пальмовых веток покрывают циновкой и обмазывают нильским илом, перемешанным с рубленой соломой. На крыше обычно располагается курятник, хранится топливо и сельскохозяйственные принадлежности. Вся жизнь египетского крестьянина проходит в нелегком труде. С помощью тяжелой мотыги он вскапывает и рыхлит почву. Пашут землю чаще всего плугом без отвала, почти не отличающимся от того, который применялся египетскими земледельцами много тысяч лет назад.
Столица Египта — Каир — много- миллионный современный город. Во втором по величине городе Александрии расположен самый крупный египетский морской порт. В Каире, Александрии и других египетских городах много крупных современных фабрик и заводов. Там производят не только пищевые продукты и ткани, но и сложные машины: автомобили, тракторы, железнодорожные вагоны, а также радиоприемники, телевизоры, станки, выплавляют сталь и чугун. Высотная Асуанская плотина на Ниле позволяет египтянам предохранить поля от наводнений и скопить воду для их орошения.
Новое и древнее повсюду соседствуют в Египте. Немало здесь памятников, которые пережили тысячелетия. Наиболее знаменитые из них — гигантские пирамиды-усыпальницы древнеегипетских царей — фараонов. (см. Семь «чудес света»). Как писал древнегреческий историк Геродот, их строили сотни тысяч рабов в течение десятков лет. Эти пирамиды сложены из огромных каменных плит настолько тщательно, что между ними не проходит даже лезвие ножа. Многие музеи страны располагают ценными экспонатами. В Египетском музее, например, хранятся мумии фараонов, их колесницы и украшения. Здесь находятся и зна- менитые сокровища из гробницы Тутанхамона. Выставлены там и древ- ние сельскохозяйственные орудия, которыми пользовались египтяне тысячелетия назад. Большое число туристов из самых различных стран мира посещают Египет для того, чтобы увидеть все это.
Самый большой материк на Земле — Евразия. Он делится на две части света — Европу и Азию. Греческое слово «европа» означает «запад». Западная часть материка Евразия — это Европа, а восточная — Азия. Считается, что граница между ними проходит с севера на юг от Северного Ледовитого океана по Уральским горам, реке Эмбе, Каспийскому морю, рекам Кума и Маныч, Азовскому, Черному морям. Затем граница проходит по проливу Босфор, Мраморному морю, проливу Дарданеллы до Средиземного моря.
Европа омывается морями двух океанов — Атлантического и Северного Ледовитого. Самое большое море Атлантического океана — Среди- земное, оно и составляет всю южную границу Европы; море это теплое и необычайно красивое, особенно евро- пейское побережье и острова.
В Европе много крупных полуостровов. Например, Кольский и Скандинавский полуострова — на севере. Пиренейский — на западе, Апеннинский и Балканский — на юге. К Европе относятся такие крупные острова, как Новая Земля, Великобритания, Исландия, Ирландия, Сицилия, Сардиния, Корсика.
На территории Европы больше низ- менностей, равнин и невысоких воз- вышенностей, чем высоких гор, а в некоторых прибрежных местах суша лежит ниже уровня моря, например Прикаспийская низменность. Самая большая равнина в Европе — Восточно- Европейская, или Русская. Большая ее часть расположена в нашей стране.
Самые высокие горы — на юге Европы. Это Альпы. Самая высокая вершина Альп — Монблан. Ее высота около 5 км. Остальные горы средней высоты, например Карпаты, Пиренеи, Апеннины.
Широкие и полноводные реки катят неторопливо свои воды по равнинам (самые большие Волга и Дунай), а короткие горные речки бурлят и пенятся в быстром беге. В Европе много пресных озер. Самые крупные из них — Ладожское и Онежское, но есть и соленые озера — Эльтон и Баскунчак, где добывают поваренную соль.
Большим разнообразием отличается климат Европы: от сурового на севере, особенно за Полярным кругом, до теплого и мягкого на юге, на побережьях Черного и Средиземного морей. Однако на севере Европы климат гораздо мягче, чем на севере Азии, так как западное побережье Европы омывается теплым североатлантическим течением Гольфстрим, которое тянется на 10 тыс. км от берегов полуострова Флорида до островов Шпицберген и Новая Земля.
Человек в процессе хозяйственной деятельности сильно изменил природную растительность Европы. На возделанных полях растут пшеница, рожь, овес, гречиха, ячмень, кукуруза, в садах выращивают яблони, груши, сливы, на юге — апельсины, лимоны, оливковые деревья, виноград. Леса остались в основном на севере и в горах.
Люди истребили многих диких животных. Но в тундре, в лесах, степях и в горах живет еще много разных зверей: пушистых песцов, белок, быстроногих оленей, лосей, полосатых бурундуков, волков, лис, медведей, зайцев, кабанов. Много и разных птиц. Это — кукушки, дятлы, синицы, воробьи, ласточки, тетерева, рябчики, куропатки, соловьи, малиновки. А на обрывистых берегах Северного Ледовитого океана птицы летом образуют громадные гнездовья — птичьи базары — и выводят птенцов.
С древних времен в Европе развивались различные ремесла, а затем про- мышленность, сельское хозяйство. Высокого уровня достигли науки, искусство. Знаменитые художники, композиторы, великие писатели про- славили на весь мир многие европейские страны.
Всего в Европе более 30 государств. Западная часть нашей страны тоже находится в Европе.
Кроме нашей страны в Европе расположены такие крупные государ- ства, как Великобритания, Испания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Франция, Италия и другие. В этой части света есть и государства-малютки.
Западная Европа заселена очень плотно, в ней много крупных городов с высокоразвитой промышленностью. На побережьях морей и заливов, омывающих берега Европы, много бухт, удобных для стоянки кораблей. Там построены порты. К крупнейшим портам Европы относятся Лондон в Великобритании, Роттердам в Нидерландах. Страны между собой связаны железными и автомобильными дорогами, а также авиацией.
Европа омывается морями двух океанов — Атлантического и Северного Ледовитого. Самое большое море Атлантического океана — Среди- земное, оно и составляет всю южную границу Европы; море это теплое и необычайно красивое, особенно евро- пейское побережье и острова.
В Европе много крупных полуостровов. Например, Кольский и Скандинавский полуострова — на севере. Пиренейский — на западе, Апеннинский и Балканский — на юге. К Европе относятся такие крупные острова, как Новая Земля, Великобритания, Исландия, Ирландия, Сицилия, Сардиния, Корсика.
На территории Европы больше низ- менностей, равнин и невысоких воз- вышенностей, чем высоких гор, а в некоторых прибрежных местах суша лежит ниже уровня моря, например Прикаспийская низменность. Самая большая равнина в Европе — Восточно- Европейская, или Русская. Большая ее часть расположена в нашей стране.
Самые высокие горы — на юге Европы. Это Альпы. Самая высокая вершина Альп — Монблан. Ее высота около 5 км. Остальные горы средней высоты, например Карпаты, Пиренеи, Апеннины.
Широкие и полноводные реки катят неторопливо свои воды по равнинам (самые большие Волга и Дунай), а короткие горные речки бурлят и пенятся в быстром беге. В Европе много пресных озер. Самые крупные из них — Ладожское и Онежское, но есть и соленые озера — Эльтон и Баскунчак, где добывают поваренную соль.
Большим разнообразием отличается климат Европы: от сурового на севере, особенно за Полярным кругом, до теплого и мягкого на юге, на побережьях Черного и Средиземного морей. Однако на севере Европы климат гораздо мягче, чем на севере Азии, так как западное побережье Европы омывается теплым североатлантическим течением Гольфстрим, которое тянется на 10 тыс. км от берегов полуострова Флорида до островов Шпицберген и Новая Земля.
Человек в процессе хозяйственной деятельности сильно изменил природную растительность Европы. На возделанных полях растут пшеница, рожь, овес, гречиха, ячмень, кукуруза, в садах выращивают яблони, груши, сливы, на юге — апельсины, лимоны, оливковые деревья, виноград. Леса остались в основном на севере и в горах.
Люди истребили многих диких животных. Но в тундре, в лесах, степях и в горах живет еще много разных зверей: пушистых песцов, белок, быстроногих оленей, лосей, полосатых бурундуков, волков, лис, медведей, зайцев, кабанов. Много и разных птиц. Это — кукушки, дятлы, синицы, воробьи, ласточки, тетерева, рябчики, куропатки, соловьи, малиновки. А на обрывистых берегах Северного Ледовитого океана птицы летом образуют громадные гнездовья — птичьи базары — и выводят птенцов.
С древних времен в Европе развивались различные ремесла, а затем про- мышленность, сельское хозяйство. Высокого уровня достигли науки, искусство. Знаменитые художники, композиторы, великие писатели про- славили на весь мир многие европейские страны.
Всего в Европе более 30 государств. Западная часть нашей страны тоже находится в Европе.
Кроме нашей страны в Европе расположены такие крупные государ- ства, как Великобритания, Испания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Франция, Италия и другие. В этой части света есть и государства-малютки.
Западная Европа заселена очень плотно, в ней много крупных городов с высокоразвитой промышленностью. На побережьях морей и заливов, омывающих берега Европы, много бухт, удобных для стоянки кораблей. Там построены порты. К крупнейшим портам Европы относятся Лондон в Великобритании, Роттердам в Нидерландах. Страны между собой связаны железными и автомобильными дорогами, а также авиацией.
Об этом выдающемся древнегреческом математике, жившем в 3-м в. до н.э., сохранилось мало сведений. Он был родом из Афин и жил в Александрии. Преподавал математику, астрономию. Согласно преданию, царь Птолемей I, желавший изучить геометрию, потребовал, чтобы Евклид нашел для него путь в науку быстрый и легкий, поскольку непристойно следовать той же дорогой, которой идут все. На это Евклид ответил, что царского пути в геометрию нет, надо трудиться, старательно изучать теоремы, решать задачи.
До нас дошли немногие его сочинения. Основные из них — 15 книг под общим названием «Начала». Два тысячелетия эти книги оставались энциклопедией геометрии. И в наши дни в учебниках геометрии можно найти многие теоремы Евклида. Недаром изучаемую в школе геометрию называют евклидовой. Чем же замечательна его книга? В ней очень хорошо, продуманно изложены все знания по геометрии, накопленные к тому времени, и, главное, впервые была сделана попытка дать аксиоматическое изложение геометрии.
Кроме труда по геометрии, названного «Начала», до нас дошли книги Евклида, посвященные теории музыки и астрономии.
Евклиду приписывается несколько теорем и новых доказательств. Но одна из главных заслуг его в том, что он подвел итог построению геометрии и придал изложению столь совершенную форму, что «Начала» стали образцом, которому стремились следовать ученые и за пределами математики. Поясним это следующим образом. На рис. 1 изображен параллелограмм — четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны. Если их измерить линейкой, то можно убедиться, что они равны: АВ=СD и АD=ВС. Но в математике принято получать новые факты не измерением, а рассуждением (которое называется доказательством). Как же можно доказать равенство противоположных сторон параллелограмма? Если разрезать параллелограмм по АС, то он распа- дается на два треугольника АВС и АDС. Они равны и при наложении друг на друга полностью совпадут. При наложении отрезок АВ совпадет с СD, и потому эти отрезки равны. Точно так же ВС совпадет с АD. Значит, чтобы доказать равенство противоположных сторон, нужно убедиться, что треугольники АВС и АDС равны. Как? У этих треугольников есть общая сторона АС. Если бы мы доказали, что < 1 =< 2, а < 3=< 4, то при наложении совпали бы кроме АС и другие стороны — вот и получилось бы, что треугольники равны. Значит, надо установить, что если две параллельные прямые пересечены третьей прямой, то образуются равные углы. А чтобы в этом убедиться, надо изучить свойства параллельных прямых .
Вот так, анализируя каждый факт геометрии, можно установить, из чего он вытекает. А для этого нужно выделить еще более простые факты. В конце концов получается набор совсем простых истин, из которых, идя обратным путем, можно получить все теоремы геометрии. А сами эти выде- ленные истины настолько просты, что не возникает вопроса о необходимости их доказывать. Их назвали аксиомами.
Среди сформулированных Евклидом аксиом имеются, например, следующие: «через две точки можно провести прямую» , «все прямые углы равны между собой» , «через точку можно провести только одну прямую, параллельную данной» .
После Евклида математики многих поколений стремились улучшить, дополнить его систему аксиом геоме- трии. Большую роль сыграли иссле- дования Архимеда. Но лишь к концу 19- го столетия (спустя две с лишним тысячи лет после Евклида!) был получен логически безупречный список аксиом геометрии.
И хотя мы теперь знаем, что в аксиомах Евклида было много несовершенного, неокончательного, но идея об аксиоматическом построении науки, высказанная еще Аристотелем — учителем Евклида и творцом логики, была очень ценной, плодотворной. Она определила на два тысячелетия дальнейшее развитие геометрии. Известны также его работы по астрономии, оптике, теории музыки.
До нас дошли немногие его сочинения. Основные из них — 15 книг под общим названием «Начала». Два тысячелетия эти книги оставались энциклопедией геометрии. И в наши дни в учебниках геометрии можно найти многие теоремы Евклида. Недаром изучаемую в школе геометрию называют евклидовой. Чем же замечательна его книга? В ней очень хорошо, продуманно изложены все знания по геометрии, накопленные к тому времени, и, главное, впервые была сделана попытка дать аксиоматическое изложение геометрии.
Кроме труда по геометрии, названного «Начала», до нас дошли книги Евклида, посвященные теории музыки и астрономии.
Евклиду приписывается несколько теорем и новых доказательств. Но одна из главных заслуг его в том, что он подвел итог построению геометрии и придал изложению столь совершенную форму, что «Начала» стали образцом, которому стремились следовать ученые и за пределами математики. Поясним это следующим образом. На рис. 1 изображен параллелограмм — четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны. Если их измерить линейкой, то можно убедиться, что они равны: АВ=СD и АD=ВС. Но в математике принято получать новые факты не измерением, а рассуждением (которое называется доказательством). Как же можно доказать равенство противоположных сторон параллелограмма? Если разрезать параллелограмм по АС, то он распа- дается на два треугольника АВС и АDС. Они равны и при наложении друг на друга полностью совпадут. При наложении отрезок АВ совпадет с СD, и потому эти отрезки равны. Точно так же ВС совпадет с АD. Значит, чтобы доказать равенство противоположных сторон, нужно убедиться, что треугольники АВС и АDС равны. Как? У этих треугольников есть общая сторона АС. Если бы мы доказали, что < 1 =< 2, а < 3=< 4, то при наложении совпали бы кроме АС и другие стороны — вот и получилось бы, что треугольники равны. Значит, надо установить, что если две параллельные прямые пересечены третьей прямой, то образуются равные углы. А чтобы в этом убедиться, надо изучить свойства параллельных прямых .
Вот так, анализируя каждый факт геометрии, можно установить, из чего он вытекает. А для этого нужно выделить еще более простые факты. В конце концов получается набор совсем простых истин, из которых, идя обратным путем, можно получить все теоремы геометрии. А сами эти выде- ленные истины настолько просты, что не возникает вопроса о необходимости их доказывать. Их назвали аксиомами.
Среди сформулированных Евклидом аксиом имеются, например, следующие: «через две точки можно провести прямую» , «все прямые углы равны между собой» , «через точку можно провести только одну прямую, параллельную данной» .
После Евклида математики многих поколений стремились улучшить, дополнить его систему аксиом геоме- трии. Большую роль сыграли иссле- дования Архимеда. Но лишь к концу 19- го столетия (спустя две с лишним тысячи лет после Евклида!) был получен логически безупречный список аксиом геометрии.
И хотя мы теперь знаем, что в аксиомах Евклида было много несовершенного, неокончательного, но идея об аксиоматическом построении науки, высказанная еще Аристотелем — учителем Евклида и творцом логики, была очень ценной, плодотворной. Она определила на два тысячелетия дальнейшее развитие геометрии. Известны также его работы по астрономии, оптике, теории музыки.
Дятла вы, наверное, видели. А если не видели, то уж слышали обязательно: стук дятла раздается чуть ли не в любом лесу. Стучит дятел,— значит, будут уничтожены насекомые.
И если даже это дерево уже погибло, насекомые-вредители не переползут на другие, здоровые деревья.
С утра до позднего вечера работает дятел: упершись в ствол упругим хвос- том, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото, клювом. А потом длинным, крепким, с зазубринами языком достает насекомых из выдолбленного отверстия. Найденное насекомое либо прилипает к языку, смоченному липкой слюной, либо прокалывается, как острогой, острым концом языка. Некоторые поедают муравьев на муравейниках. В холодное время года питаются также семенами, раздалбливая шишки ели, сосны и других деревьев.
Гнезда дятлы устраивают в дуплах сухих деревьев — обычно сами выдалбливают эти дупла. И «квартиры» меняют каждый год. А старое занимают другие птицы.
В наших лесах живет несколько видов дятлов: черный дятел, или желна, зеленый дятел, трехпалый, большой, малый и средний пестрый дятел. Но чаще других встречается большой пестрый дятел.
Среди дятлов немало оригиналов. Например, обитающий в Южной Америке дятел вообще живет в земле, в норах, которые делает сам. Рыжий дятел — житель Азии не утруждает себя строительством гнезда: самка, а затем и появившиеся птенцы живут в гнездах огненных муравьев, и, что самое удивительное, эти муравьи их не трогают. Хотя уничтожают, причем почти молниеносно, и более крупных животных, нападая на них «всем миром».
И если даже это дерево уже погибло, насекомые-вредители не переползут на другие, здоровые деревья.
С утра до позднего вечера работает дятел: упершись в ствол упругим хвос- том, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото, клювом. А потом длинным, крепким, с зазубринами языком достает насекомых из выдолбленного отверстия. Найденное насекомое либо прилипает к языку, смоченному липкой слюной, либо прокалывается, как острогой, острым концом языка. Некоторые поедают муравьев на муравейниках. В холодное время года питаются также семенами, раздалбливая шишки ели, сосны и других деревьев.
Гнезда дятлы устраивают в дуплах сухих деревьев — обычно сами выдалбливают эти дупла. И «квартиры» меняют каждый год. А старое занимают другие птицы.
В наших лесах живет несколько видов дятлов: черный дятел, или желна, зеленый дятел, трехпалый, большой, малый и средний пестрый дятел. Но чаще других встречается большой пестрый дятел.
Среди дятлов немало оригиналов. Например, обитающий в Южной Америке дятел вообще живет в земле, в норах, которые делает сам. Рыжий дятел — житель Азии не утруждает себя строительством гнезда: самка, а затем и появившиеся птенцы живут в гнездах огненных муравьев, и, что самое удивительное, эти муравьи их не трогают. Хотя уничтожают, причем почти молниеносно, и более крупных животных, нападая на них «всем миром».
Среди художников немецкого города Нюрнберга царило необычайное оживление: все были поражены итогами конкурса на лучшую картину года.
Никто из них и предположить не мог, что первое место займет совсем еще юный художник, ученик местной художественной мастерской Альбрехт Дюрер.
Вскоре он отправляется в путешествие. Таков тогда был обычай: окончивший учение подмастерье отправлялся в странствие — в другие города и земли. Там стремился он постичь секреты мастерства выдающихся художников. Работать у них приходилось бесплатно, получая только кров и питание.
Первым городом, куда прибыл Дюрер, был Кольмар, на западе Германии. Здесь он постиг трудную технику гравировки (создание рисунка на деревянной или медной доске). А вот манеру живописи кельнских мастеров, стремившихся к внешней красоте, он не принял. Лица на их картинах были далеки от жизненной правды, и не было в них настоящей выразительности.
«Ведь это же неестественно,— раз- думывал Альбрехт.— Правда жизни должна быть художнику дороже всего».
Затем был Базель, Венеция. И везде пытливая натура художника искала новых вершин искусства.
Вернувшись в Нюрнберг, Альбрехт Дюрер основал собственную небольшую мастерскую и весь ушел в творчество. Работал он неутомимо, настойчиво добиваясь совершенства рисунка, цвета, общего колорита картины.
Дюрер писал по заказу, иллюстрировал художественные произведения, делал для них рисунки и виньетки. Он очень любил животных и населял ими свои картины и гравюры. В его рисунках акварелью звери и птицы представали как настоящие. У нарисованного им зайца в глазу видно отражение окна.
Примечательна акварель «Большой кусок дерна». Изображенные на ней травинки и обыкновенные полевые цветы стоят как живые. А на листиках можно рассмотреть даже тонкие, не толще волоска, морщинки. Полон света, воздуха, поэтического настроения пейзаж «Ущелье в Альпах». Дюрер был первым художником, который ввел в немецкое искусство пейзаж как самостоятельную тему. Раньше пейзаж служил на картинах лишь фоном.
Дюрер много занимался гравюрой, которая в его руках заиграла множе- ством оттенков и деталей. Он создал большой цикл гравюр на 21-м листе — «Жизнь пресвятой Марии». Темы евангельских мотивов он постарался приблизить к жизни. И Мария, и святые изображены им в жилищах трудовых людей — плотников, пастухов, крестьян. Величественна композиция из 15 гравюр на дереве большого формата. В ней Дюрер проиллюстрировал разные темы древнейшей религиозной книги под названием «Апокалипсис».
Уже современники считали Дюрера самым большим мастером в искусстве гравирования. Имя художника произ- носили с почтением не только в Гер- мании, но и в Нидерландах, и в Венеции, и в других странах. Но когда Дюрер брался за масляные краски, он был не менее велик, чем в своих рисунках для гравюры.
Никто из них и предположить не мог, что первое место займет совсем еще юный художник, ученик местной художественной мастерской Альбрехт Дюрер.
Вскоре он отправляется в путешествие. Таков тогда был обычай: окончивший учение подмастерье отправлялся в странствие — в другие города и земли. Там стремился он постичь секреты мастерства выдающихся художников. Работать у них приходилось бесплатно, получая только кров и питание.
Первым городом, куда прибыл Дюрер, был Кольмар, на западе Германии. Здесь он постиг трудную технику гравировки (создание рисунка на деревянной или медной доске). А вот манеру живописи кельнских мастеров, стремившихся к внешней красоте, он не принял. Лица на их картинах были далеки от жизненной правды, и не было в них настоящей выразительности.
«Ведь это же неестественно,— раз- думывал Альбрехт.— Правда жизни должна быть художнику дороже всего».
Затем был Базель, Венеция. И везде пытливая натура художника искала новых вершин искусства.
Вернувшись в Нюрнберг, Альбрехт Дюрер основал собственную небольшую мастерскую и весь ушел в творчество. Работал он неутомимо, настойчиво добиваясь совершенства рисунка, цвета, общего колорита картины.
Дюрер писал по заказу, иллюстрировал художественные произведения, делал для них рисунки и виньетки. Он очень любил животных и населял ими свои картины и гравюры. В его рисунках акварелью звери и птицы представали как настоящие. У нарисованного им зайца в глазу видно отражение окна.
Примечательна акварель «Большой кусок дерна». Изображенные на ней травинки и обыкновенные полевые цветы стоят как живые. А на листиках можно рассмотреть даже тонкие, не толще волоска, морщинки. Полон света, воздуха, поэтического настроения пейзаж «Ущелье в Альпах». Дюрер был первым художником, который ввел в немецкое искусство пейзаж как самостоятельную тему. Раньше пейзаж служил на картинах лишь фоном.
Дюрер много занимался гравюрой, которая в его руках заиграла множе- ством оттенков и деталей. Он создал большой цикл гравюр на 21-м листе — «Жизнь пресвятой Марии». Темы евангельских мотивов он постарался приблизить к жизни. И Мария, и святые изображены им в жилищах трудовых людей — плотников, пастухов, крестьян. Величественна композиция из 15 гравюр на дереве большого формата. В ней Дюрер проиллюстрировал разные темы древнейшей религиозной книги под названием «Апокалипсис».
Уже современники считали Дюрера самым большим мастером в искусстве гравирования. Имя художника произ- носили с почтением не только в Гер- мании, но и в Нидерландах, и в Венеции, и в других странах. Но когда Дюрер брался за масляные краски, он был не менее велик, чем в своих рисунках для гравюры.
Приключенческие романы прослав- ленного французского писателя Александра Дюма — увлекательное чтение. Он приковывает нас своим пылким воображением, мастерством в построении сюжета и диалога. Его романтические герои наделены лучшими свойствами человеческой натуры — мужеством, благородством, смелостью.
Детство маленького Александра прошло в небольшом городке Вилле-Коттре, близ Парижа. Отец его, генерал Дюма, когда- то служил у Наполеона. Потом вышел в отставку и вскоре умер. Семья осталась без средств к существованию. И едва маленький Дюма подрос, как поступил писарем в нотариальную контору, чтобы заработать на пропитание. Свое же скудное образование он восполнял усердным чтением. Пробовал и писать.
В 1822 г. Дюма переселяется в Париж, где ему удалось получить должность в канцелярии герцога Орлеанского. Здесь же состоялся его первый дебют в театре: Дюма поставил на сцене небольшой одноактный водевиль. Парижане приняли его доброжелательно.
Окрыленный Дюма пишет пьесы. Много и упорно работает над романом о трех мушкетерах, воскрешая исторические события Франции. Роман «Три мушкетера» был принят читателем с восторгом. Ему нравился молодой, умный, ловкий и храбрый герой романа д'Артаньян. Читатель увидел в нем образец истинного рыцаря, человека с сильным характером, который не предаст ни в дружбе, ни в любви. Во имя родины он совершает много подвигов и получает чин лейтенанта королевских мушкетеров.
Под стать д'Артаньяну и его верные друзья — Атос, Портос и Арамис. Подвиги их продолжаются во второй и в третьей книгах («Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон»). Кажется, что герои Дюма неуязвимы. Но в конце концов д'Артаньян умирает на поле брани, ещё не зная, что король жалует ему маршальский жезл.
Повествование о трех мушкетерах наверняка вам понравится, как и другие, не менее знаменитые романы писателя, например «Королева Марго», «Граф Монте-Кристо» и др.
В 1858 — 1859 гг. Дюма совершил путешествие по России и был восхищен радушием и гостеприимством русского народа. О своей поездке он написал книгу «Путевые впечатления. В России». А роман «Учитель фехтования» он посвятил восстанию декабристов. В России это произведение было запрещено царской цензурой.
Александр Дюма был человеком благородной души. Прославляя в своих романах Францию, ее прекрасных людей, он с не меньшей симпатией относился и к другим народам, особенно к тем, кто отстаивал свою свободу и независимость от завоевателей.
Книги Александра Дюма с неосла- бевающим интересом читают и сегодня взрослые и дети во всех уголках мира.
Детство маленького Александра прошло в небольшом городке Вилле-Коттре, близ Парижа. Отец его, генерал Дюма, когда- то служил у Наполеона. Потом вышел в отставку и вскоре умер. Семья осталась без средств к существованию. И едва маленький Дюма подрос, как поступил писарем в нотариальную контору, чтобы заработать на пропитание. Свое же скудное образование он восполнял усердным чтением. Пробовал и писать.
В 1822 г. Дюма переселяется в Париж, где ему удалось получить должность в канцелярии герцога Орлеанского. Здесь же состоялся его первый дебют в театре: Дюма поставил на сцене небольшой одноактный водевиль. Парижане приняли его доброжелательно.
Окрыленный Дюма пишет пьесы. Много и упорно работает над романом о трех мушкетерах, воскрешая исторические события Франции. Роман «Три мушкетера» был принят читателем с восторгом. Ему нравился молодой, умный, ловкий и храбрый герой романа д'Артаньян. Читатель увидел в нем образец истинного рыцаря, человека с сильным характером, который не предаст ни в дружбе, ни в любви. Во имя родины он совершает много подвигов и получает чин лейтенанта королевских мушкетеров.
Под стать д'Артаньяну и его верные друзья — Атос, Портос и Арамис. Подвиги их продолжаются во второй и в третьей книгах («Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон»). Кажется, что герои Дюма неуязвимы. Но в конце концов д'Артаньян умирает на поле брани, ещё не зная, что король жалует ему маршальский жезл.
Повествование о трех мушкетерах наверняка вам понравится, как и другие, не менее знаменитые романы писателя, например «Королева Марго», «Граф Монте-Кристо» и др.
В 1858 — 1859 гг. Дюма совершил путешествие по России и был восхищен радушием и гостеприимством русского народа. О своей поездке он написал книгу «Путевые впечатления. В России». А роман «Учитель фехтования» он посвятил восстанию декабристов. В России это произведение было запрещено царской цензурой.
Александр Дюма был человеком благородной души. Прославляя в своих романах Францию, ее прекрасных людей, он с не меньшей симпатией относился и к другим народам, особенно к тем, кто отстаивал свою свободу и независимость от завоевателей.
Книги Александра Дюма с неосла- бевающим интересом читают и сегодня взрослые и дети во всех уголках мира.
Попробуйте-ка закрыть рот, зажать нос и перестать дышать. Через несколько секунд вы почувствуете, что вам обязательно нужно глубоко вздохнуть. Всем клеркам нашего организма ежесекундно необходим кислород, входящий в состав воздуха. Он поддерживает работу органов и обмен веществ в организме.
Без кислорода мы не можем получить из пищи энергию, необходимую для жизнедеятельности. Чем больше человек затратит энергии на какую-то работу, тем больше кислорода требуется для восстановления этой затраты. Вот почему мы гораздо глубже и чаще дышим, когда бежим, прыгаем, выполняем гимнастические упражнения.
Когда мы дышим, воздух сперва попадает в гортань, затем в дыхательное горло — трахею. Она устроена очень хитро: когда мы что-нибудь глотаем, трахея закрывается маленькой «заслонкой», чтобы крошки пищи не попали в легкие.
Трахея разветвляется на две широкие трубки — бронхи, они ведут в правое и левое легкие. Сами легкие состоят из бесчисленного множества крохотных пузырьков — альвеол — и похожи на две большие губки. Стенки альвеол оплетены густой сетью еле видимых кровеносных сосудов. Каждый из них в 50 раз тоньше человеческого волоса.
Когда мы вдыхаем, легкие расширяются и альвеолы наполняются свежим воздухом. Струящаяся по сосудам кровь вбирает в себя кислород и разносит его по клеткам всего организма. А в обмен кровь отдает альвеолам скопившийся в ней вредный углекислый газ — его-то мы и выдыхаем.
Дышать нужно через нос. Если человек дышит ртом, то у него или насморк, или какое-то другое заболевание. В носовых путях воздух не только очищается, но и согревается, приобретает необходимую влажность.
Известно, что человек, который не приучен или не может постоянно дышать носом, чаще простужается и болеет, быстрее утомляется, снижается его работоспособность. При интенсивных движениях лучше вдыхать и выдыхать через нос и рот одновременно.
Воздух, которым дышит человек, должен быть чистым. После поливки улиц, дворов, садов количество пыли уменьшается наполовину. Если человек дышит загрязненным воздухом, то резко ухудшается мозговое кровообращение, работа внутренних органов, обмен веществ, появляется вялость, ухудшается настроение. Особенно важен чистый воздух во время сна.
Без кислорода мы не можем получить из пищи энергию, необходимую для жизнедеятельности. Чем больше человек затратит энергии на какую-то работу, тем больше кислорода требуется для восстановления этой затраты. Вот почему мы гораздо глубже и чаще дышим, когда бежим, прыгаем, выполняем гимнастические упражнения.
Когда мы дышим, воздух сперва попадает в гортань, затем в дыхательное горло — трахею. Она устроена очень хитро: когда мы что-нибудь глотаем, трахея закрывается маленькой «заслонкой», чтобы крошки пищи не попали в легкие.
Трахея разветвляется на две широкие трубки — бронхи, они ведут в правое и левое легкие. Сами легкие состоят из бесчисленного множества крохотных пузырьков — альвеол — и похожи на две большие губки. Стенки альвеол оплетены густой сетью еле видимых кровеносных сосудов. Каждый из них в 50 раз тоньше человеческого волоса.
Когда мы вдыхаем, легкие расширяются и альвеолы наполняются свежим воздухом. Струящаяся по сосудам кровь вбирает в себя кислород и разносит его по клеткам всего организма. А в обмен кровь отдает альвеолам скопившийся в ней вредный углекислый газ — его-то мы и выдыхаем.
Дышать нужно через нос. Если человек дышит ртом, то у него или насморк, или какое-то другое заболевание. В носовых путях воздух не только очищается, но и согревается, приобретает необходимую влажность.
Известно, что человек, который не приучен или не может постоянно дышать носом, чаще простужается и болеет, быстрее утомляется, снижается его работоспособность. При интенсивных движениях лучше вдыхать и выдыхать через нос и рот одновременно.
Воздух, которым дышит человек, должен быть чистым. После поливки улиц, дворов, садов количество пыли уменьшается наполовину. Если человек дышит загрязненным воздухом, то резко ухудшается мозговое кровообращение, работа внутренних органов, обмен веществ, появляется вялость, ухудшается настроение. Особенно важен чистый воздух во время сна.
Выдающиеся клоуны-сатирики и дрессировщики братья Дуровы — Владимир Леонидович (1863 — 1934) и Анатолий Леонидович (1864 — 1916)— слава и гордость русского циркового искусства. Они первыми принесли на манеж острое политическое слово, используя для этого животных, действия которых поясняли шутками и прибаутками.
Публика любила братьев Дуровых, особенно дети. Анатолия Леонидовича называли «шутом его величества народа». Он был талантливый и само- бытный клоун. Ныне в Воронеже, в доме, где он жил, открыт мемориальный музей.
Старший Дуров — Владимир Лео- нидович полюбил животных с раннего детства. Подолгу он наблюдал за поведением зверей и птиц, внимательно присматривался к их нравам, привычкам, стараясь понять их харак- теры, повадки. Поэтому легко ему удавалось приручать собак, кошек, кур, голубей, лягушек. Он мог заставить сидящую у него на ладони лягушку квакать, а курицу — танцевать.
С годами Владимир Леонидович приобрел гуся Сократа, кота Ваську, козла Василия Васильевича и собаку Каштанку. Великий русский писатель А. П. Чехов рассказал о В. Л. Дурове и его питомцах в повести «Каштанка».
Дрессировать животных нелегко. Но Владимир Леонидович ни разу не ударил животное. Он применял при дрессировке ласку, терпение, поощрение лакомством. Его слушались и маленький мышонок, и огромный слон.
Постепенно у Дурова собралось довольно много животных, и он раз- местил их в большом красивом доме, который купил на одной из тихих улиц Москвы. И этот дом стал называться «Уголок Дурова». Теперь здесь Театр зверей, зверинец и музей.
Эстафету старших Дуровых подхватили их дети и внуки.
Владимир, сын Владимира Леонидовича Дурова, по примеру отца стал выступать как клоун-сатирик и дрес- сировщик. Специалисты отмечали незаурядное дарование Владимира Дурова-младшего. К сожалению, этот одаренный, многообещающий артист умер молодым от туберкулеза.
По стопам отца пошла Анна Влади- мировна Дурова (1900 — 1978). С юных лет она занималась научными опытами в «Уголке» и ассистировала отцу на арене. Впоследствии выступала самостоятельно, стала известной дрессировщицей.
Прославился и другой представитель этой дуровской ветви — народный артист республики клоун-дрессировщик Юрий Владимирович Дуров (1910 — 1971), сын старшей дочери В. Л. Дурова Натальи Владимировны, выступавшей на эстраде и в кино.
Представителем другой ветви дуровской династии был сын Анатолия Леонидовича — Анатолий Анатольевич. Высокоодаренный клоун-сатирик и дрессировщик, он быстро завоевал повсеместное признание своими выступлениями на острые политические темы, а также с животными и птицами. Жизнь талантливого клоуна безвременно оборвалась в расцвете его творческих сил. Племянник его — народный артист СССР Владимир Григорьевич Дуров (1909 — 1972) унаследовал от дяди большую группу дрессированных животных. И в короткий срок стал выдающимся цирковым артистом. Группа его четвероногих и пернатых исполнителей по своему подбору и количеству значительно превосходила прежние дуровские зверинцы, притом номера отличались разнообразием и острой выдумкой.
Нельзя не упомянуть и о женщинах — цирковых артистках рода А. Л. Дурова. Жена его, Тереза Ивановна, была первой русской клоунессой. На манеже выступали и его дочери — Евлампия и Мария.
С честью продолжают дело своих замечательных предков другие потомки Дуровых. Так, народная артистка Наталья Юрьевна Дурова возглавляет Театр зверей. Здесь зрители всех возрастов, а особенно самые маленькие, с удовольствием смотрят выступления четвероногих и пернатых артистов. Спектакли эти они запоминают надолго.
Публика любила братьев Дуровых, особенно дети. Анатолия Леонидовича называли «шутом его величества народа». Он был талантливый и само- бытный клоун. Ныне в Воронеже, в доме, где он жил, открыт мемориальный музей.
Старший Дуров — Владимир Лео- нидович полюбил животных с раннего детства. Подолгу он наблюдал за поведением зверей и птиц, внимательно присматривался к их нравам, привычкам, стараясь понять их харак- теры, повадки. Поэтому легко ему удавалось приручать собак, кошек, кур, голубей, лягушек. Он мог заставить сидящую у него на ладони лягушку квакать, а курицу — танцевать.
С годами Владимир Леонидович приобрел гуся Сократа, кота Ваську, козла Василия Васильевича и собаку Каштанку. Великий русский писатель А. П. Чехов рассказал о В. Л. Дурове и его питомцах в повести «Каштанка».
Дрессировать животных нелегко. Но Владимир Леонидович ни разу не ударил животное. Он применял при дрессировке ласку, терпение, поощрение лакомством. Его слушались и маленький мышонок, и огромный слон.
Постепенно у Дурова собралось довольно много животных, и он раз- местил их в большом красивом доме, который купил на одной из тихих улиц Москвы. И этот дом стал называться «Уголок Дурова». Теперь здесь Театр зверей, зверинец и музей.
Эстафету старших Дуровых подхватили их дети и внуки.
Владимир, сын Владимира Леонидовича Дурова, по примеру отца стал выступать как клоун-сатирик и дрес- сировщик. Специалисты отмечали незаурядное дарование Владимира Дурова-младшего. К сожалению, этот одаренный, многообещающий артист умер молодым от туберкулеза.
По стопам отца пошла Анна Влади- мировна Дурова (1900 — 1978). С юных лет она занималась научными опытами в «Уголке» и ассистировала отцу на арене. Впоследствии выступала самостоятельно, стала известной дрессировщицей.
Прославился и другой представитель этой дуровской ветви — народный артист республики клоун-дрессировщик Юрий Владимирович Дуров (1910 — 1971), сын старшей дочери В. Л. Дурова Натальи Владимировны, выступавшей на эстраде и в кино.
Представителем другой ветви дуровской династии был сын Анатолия Леонидовича — Анатолий Анатольевич. Высокоодаренный клоун-сатирик и дрессировщик, он быстро завоевал повсеместное признание своими выступлениями на острые политические темы, а также с животными и птицами. Жизнь талантливого клоуна безвременно оборвалась в расцвете его творческих сил. Племянник его — народный артист СССР Владимир Григорьевич Дуров (1909 — 1972) унаследовал от дяди большую группу дрессированных животных. И в короткий срок стал выдающимся цирковым артистом. Группа его четвероногих и пернатых исполнителей по своему подбору и количеству значительно превосходила прежние дуровские зверинцы, притом номера отличались разнообразием и острой выдумкой.
Нельзя не упомянуть и о женщинах — цирковых артистках рода А. Л. Дурова. Жена его, Тереза Ивановна, была первой русской клоунессой. На манеже выступали и его дочери — Евлампия и Мария.
С честью продолжают дело своих замечательных предков другие потомки Дуровых. Так, народная артистка Наталья Юрьевна Дурова возглавляет Театр зверей. Здесь зрители всех возрастов, а особенно самые маленькие, с удовольствием смотрят выступления четвероногих и пернатых артистов. Спектакли эти они запоминают надолго.
Многим в нашей стране хорошо знакомы песни И. О. Дунаевского.
И. О. Дунаевский родился на Украине, в небольшом городке Лохвице, близ Полтавы. С детства увлекался музыкой, учился играть на скрипке, затем окончил класс композиции Харьковской консерватории.
Уже в 20-е и в начале 30-х гг. молодой Дунаевский становится популярным автором легкой музыки: он пишет первые советские оперетты, оформляет множество театральных спектаклей, сочиняет пьесы для джаз-оркестра Л. Утесова. Но всенародная слава пришла к нему, когда он стал писать музыку к первым советским звуковым фильмам (до 1933 г. наше кино называли «великим немым», так как оно еще не было звуковым). После выхода на экраны страны в 1934 г. знаменитого фильма Г. Александрова «Веселые ребята» песни Дунаевского подхватили миллионы людей. «Марш веселых ребят», «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер», спортивный марш «Ну-ка, солнце, ярче брызни», «Летите, голуби, летите» и многие другие — одни из самых популярных песен.
За семь предвоенных лет Дунаевский написал музыку к 18 кинофильмам. Но он был не только композитором- песенником. Дунаевский писал балеты, оперетты, музыку к театральным постановкам. Композитору удавались и частушки, и вальсы, и куплеты, и романсы — все жанры так называемой легкой музыки. Он всегда восставал против тех, кто нес в легкую музыку серость, пошлость и плохой вкус. И. О. Дунаевский был одним из создателей советской оперетты. Им написаны 12 оперетт.
У Дунаевского был активный, деятельный характер. Внимательно, с любовью относился он к молодым, к детям. В годы войны композитор руководил ансамблем детей железнодорожников, объехал с ними всю страну, дав 700 концертов. Он часто выступал в печати, охотно посещал пионерские лагеря и школы. Ему писали незнакомые люди, школьники, студенты — писали как другу, спрашивали совета, ждали его теплого слова, и всех он щедро одаривал своей сердечностью.
Видимо, поэтому так и близка его музыка людям, что жил композитор их заботами и делами. Оттого не умолкают его песни и марши. Они пришлись по душе людям, с ними невозможно расстаться.
И. О. Дунаевский родился на Украине, в небольшом городке Лохвице, близ Полтавы. С детства увлекался музыкой, учился играть на скрипке, затем окончил класс композиции Харьковской консерватории.
Уже в 20-е и в начале 30-х гг. молодой Дунаевский становится популярным автором легкой музыки: он пишет первые советские оперетты, оформляет множество театральных спектаклей, сочиняет пьесы для джаз-оркестра Л. Утесова. Но всенародная слава пришла к нему, когда он стал писать музыку к первым советским звуковым фильмам (до 1933 г. наше кино называли «великим немым», так как оно еще не было звуковым). После выхода на экраны страны в 1934 г. знаменитого фильма Г. Александрова «Веселые ребята» песни Дунаевского подхватили миллионы людей. «Марш веселых ребят», «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер», спортивный марш «Ну-ка, солнце, ярче брызни», «Летите, голуби, летите» и многие другие — одни из самых популярных песен.
За семь предвоенных лет Дунаевский написал музыку к 18 кинофильмам. Но он был не только композитором- песенником. Дунаевский писал балеты, оперетты, музыку к театральным постановкам. Композитору удавались и частушки, и вальсы, и куплеты, и романсы — все жанры так называемой легкой музыки. Он всегда восставал против тех, кто нес в легкую музыку серость, пошлость и плохой вкус. И. О. Дунаевский был одним из создателей советской оперетты. Им написаны 12 оперетт.
У Дунаевского был активный, деятельный характер. Внимательно, с любовью относился он к молодым, к детям. В годы войны композитор руководил ансамблем детей железнодорожников, объехал с ними всю страну, дав 700 концертов. Он часто выступал в печати, охотно посещал пионерские лагеря и школы. Ему писали незнакомые люди, школьники, студенты — писали как другу, спрашивали совета, ждали его теплого слова, и всех он щедро одаривал своей сердечностью.
Видимо, поэтому так и близка его музыка людям, что жил композитор их заботами и делами. Оттого не умолкают его песни и марши. Они пришлись по душе людям, с ними невозможно расстаться.