Внушение последовательностью принятия

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Внушение последовательностью принятия

Последовательность принятия состоит из истинных высказываний, с которыми клиент (субъект) автоматически соглашается, как само собой разумеющимися фактами, а также внушаемой идеи, которая прикреплена к истинным высказываниям. При этом критерием истинности высказываний является мнение клиента, а не гипнотизёра. Другими словами, гипнотизёру следует хорошо понимать, что для клиента является истинными высказываниями, то есть с чем он не может не согласиться, иначе правило внушения может быть нарушено. Обычно внушаемая идея помещается в середине или конце предложения. «Технически» на волне явных «да» клиент невольно склонен внушаемой идее придать тот же положительный статус.

Внушение последовательностью принятия строится простыми позитивными формулировками идей, так как подсознание ухватывает внушаемую идею буквально. Это важный нюанс. Смысл последовательности слов, несущих внушаемую идею, должен быть понятен даже 6-ти летнему ребёнку. Сложный смысл или сложно закрученная фраза бессознательным клиента на автомате воспринимаются как какая-то ерунда. Частичным исключением могут быть фразы, которыми конкретный человек очень часто пользуется, такие фразы в прямом смысле могут сработать на уровне рефлекса.

Косвенные внушения

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Косвенные внушения.

Косвенное внушение обходит сознательные процессы. Косвенное внушение решает определенную задачу, чтобы клиент (субъект) не распознал настоящую цель суггестивного влияния. Таким образом, преодолевается сопротивление фильтров сознания. Косвенные внушения чаще используются в фазах, когда состояние гипнотического транса не очень глубокое. Также косвенные внушения используются для того, чтобы работать с теми проблемами клиента, которых он избегает.

Постгипнотическое внушение

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Постгипнотическое внушение

В своё время Бернгейм (представитель Нансийской школы гипноза) внушал некоторым своим пациентам, чтобы те в полдень в ясную солнечную погоду вышли на центральную площадь Станислава и несколько раз открыли зонтик над головой. По современным меркам это явно излишний профессиональный пафос. Человеку вообще очень трудно внушить что-то, что противоречит его интересам и жизненным установкам. К тому же важно учитывать практическую ценность внушаемых идей. В наше время представление о целях и задачах постгипнотического внушения изменилось. С помощью постгипнотического внушения удобно «прикреплять» психические процессы к каким-либо повседневным, житейским явлениям и феноменам. То есть, когда что-то очень простое и бытовое происходит, то одновременно запускается или усиливается механизм гипнотический стратегии.

Постгипнотическое внушение ассоциативно связывает результат работы гипнотизёра с какими-нибудь банальностями. Банальностям отводится роль запускающих механизмов, так как ассоциативно одно связанно с другим. Можно сказать так, что в постгипнотическом периоде (после сеанса), когда гипнотизёра нет рядом, кто-то или что-то должно его заменить, чтобы поддерживать процессы, активизированные на сеансе. Таким образом, банальности играют роль помощников гипнотизёра, они как бы напоминают клиенту о том, что ему надо делать, что думать и что чувствовать. Постгипнотическое внушение (внушения) произносится, как правило, когда человек уже погружён в гипнотический транс. Клиент в состоянии гипнотического транса как само собой разумеющееся принимает, что одно связано с другим. Ставится своего рода условный рефлекс, который через некоторое время угаснет, но свою роль сыграет.

Внушение, охватывающее разные возможности класса

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Внушение, охватывающее разные возможности класса

В отличие от внушения с открытым выбором внушение, охватывающее разные возможности класса, предлагает бессознательному человека осуществить реальной выбор из конкретных вариантов или использовать все предложенные. Это внушение обладает некоторой специфичностью, благодаря которой очень эффективно применяется. Перечисление вариантов позволяет как бы полностью «загрузить» ассоциативный процесс выбора в бессознательном клиента и частично «перегрузить» сознательные процессы. В итоге клиенту гораздо проще на чём-то остановиться или принять всё сразу. Непроизвольно выбранные варианты подтверждают и усиливают гипнотическую реакцию. Безусловно, часто бывает так, что гипнотизёр не понимает в точности, что происходит с клиентом, о чём тот думает, что предпочитает, на чём заострил внимание, что ожидает и т.п. Поэтому внушение, охватывающее разные возможности класса, используется гипнотизёром как инструмент конкретизации в ситуации, где конкретизации нет. Клиент сам для себя конкретизирует то, что ему нужно. При этом гипнотизёру далеко не всегда важно знать, какой выбор сделал субъект.

Практикующие специалисты с удовольствием используют внушение, охватывающее разные возможности класса. Более того, по характеру использования данного внушения намётанным взглядом видно, насколько гипнотизёр чувствует субъекта, насколько находится на стороне его интересов, насколько уважительно и бережно к нему относится. Вся суть в стиле перечисления вариантов. Здесь есть и рациональный охват возможностей, и цветовая гамма палитры образов, и даже своего рода поэтичность.

Внушение открытым выбором

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Внушение открытым выбором.

Внушение открытым выбором предлагает клиенту самому найти для себя способ принятия внушаемой идеи. Данное внушение внешне похоже на мобилизующее внушение, но обладает несколько иным механизмом воздействия. Акцент делается именно на выборе. Внушаемая идея подаётся открыто, однако её содержание может критиковаться только после критики выбора как такового. Мобилизующее внушение активизирует некий процесс вообще, а внушение открытым выбором больше акцентировано на внешнее или внутреннее активное действие. Различие тонкое, но существенное. Всё дело в том, чья инициатива. При использовании мобилизующего внушения инициативу держит в своих руках гипнотизёр, предлагая клиенту роль реагирования, пусть даже и с большой степенью импровизации. В свою очередь, внушение открытым выбором принципиально передаёт часть инициативы клиенту, провоцируя его на активность и самостоятельность. Другими словами, мобилизующее внушение действует по принципу – с вами будет что-то происходить, что ведомо вашему бессознательному, а внушение открытым выбором действует по принципу – делайте что-то, что вам виднее, известнее, понятнее или удобнее.

Внушение открытым выбором предположительно удобнее использовать, когда клиент ситуационно склонен к самостоятельной оценке происходящего и самостоятельному принятию решений.

Закамуфлированное внушение

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Закамуфлированное внушение.

В закамуфлированном внушении главная идея подаётся на фоне другой идеи так, что обе идеи воспринимаются как одно целое. Это внушение частично балансирует на грани между открытыми и косвенными внушениями, но в нём внушаемая идея подаётся неразрывно с камуфлирующей идеей и специально не прячется, а потому автор закамуфлированное внушение относит к прямым внушениям. Данное внушение хоть и прямое, но коварное. Ведь камуфлирующая идея настолько очевидна, что спорить с ней невозможно, а непосредственно внушаемая идея «проглатывается» как нечто само собой разумеющееся. Следует уточнить, что камуфлирующая идея специально делается очевидной и бесспорной.

Как правило, закамуфлированные внушения используются для создания у субъекта нужного отношения к объекту, процессу, явлению или феномену. С помощью закамуфлированного внушения очень удобно к чему-то одному присоединить что-то другое. Иногда это внушение можно использовать в форме шутки. Главная внушаемая идея под прикрытием идеи-камуфляжа запускает ассоциативные процессы на стыке сознания и подсознания.

Мобилизующее внушение

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Мобилизующее внушение

Пожалуй, это одно из самых деликатных и уважительных внушений по отношению к бессознательному клиента. Однако не следует недооценивать его силу, как раз наоборот. Это мощное внушение, активно действующее на психические процессы. Мобилизующее внушение активизирует конкретный процесс, направляет его в определённое русло, но предоставляет возможность проявляться процессу самыми разными способами. Можно сказать и так, что в практике гипнотизёр использует мобилизующие внушения, когда нет необходимости добиться определённой формы проявления процесса.

Во-первых, мобилизующее внушение очень удобно, когда надо запустить и активизировать ряд психических процессов, но заранее неизвестно, как они будут себя проявлять в конкретном случае и в ситуации конкретного клиента. К тому же один и тот же человек в разных ситуациях по-разному себя проявляет. Во-вторых, мобилизующее внушение позволяет открыто внушать идею сквозь возможное сопротивление клиента. «Технически» вот в чём дело, мобилизующее внушение невольно предлагает человеку свободную ассоциативную импровизацию, свободные мысли, чувства и действия, но на заданную тему. Нет чётких рамок – нет и повода к сопротивлению. Клиент может быть настороженным по отношению к гипнотизёру, но идею ему «винить» не за что, так как он сам для себя решает, как её воспринимать и, что с ней дальше делать. Тем ни менее, если идея прозвучала, то внесла свои коррективы во внутренние процессы. А в зависимости от того как конкретный клиент проявит себя в конкретной ситуации гипнотизёр принимает дальнейшие тактические решения.

Внушение от третьего источника

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Внушение от третьего источника

Внушаемая идея преподносится просто, как само собой разумеющаяся. Однако гипнотизёр переносит ответственность за смысл и значимость идеи на третье лицо или другой источник. Идея преподносится неким примером с чем-то или с кем-то, размышлением, предположением, слухом, возможной догадкой, чьим-то мнением и т.д. и т.п. Клиенту с одной стороны предоставляется право самостоятельно оценить для себя важность идеи, но с другой стороны идея прозвучала и может оказать эффект цепной реакции, то есть запустить непроизвольный ассоциативный процесс в бессознательном.

Внушение от третьего источника удобно, когда клиент «верит только себе» и вольно или невольно, осознанно или неосознанно, противостоит (возможно, просто банально не доверяет) личности гипнотизёра. Секрет эффективности внушения заключается в том, что гипнотизёр играет роль внутреннего голоса клиента или роль одного из «героев» внутреннего диалога. Возникает эффект, как будто клиент говорит сам с собой, а не с гипнотизёром.

Явное прямое внушение

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Явное прямое внушение

Гипнотизёр точно и ясно указывает конкретную идею, чего он хочет добиться или, что должно произойти. Клиенту (субъекту) остаётся только принять внушённую идею, как само собой разумеющийся факт. Явное прямое внушение исключает возможность выбора и сомнений, чем и полезно в конкретных эпизодах взаимодействия. Произносится внушение довольно громко, авторитетно, уверенно, внятно, чётко и, как правило, спокойно. Сопровождается явное прямое внушение положением тела, подчёркивающим уверенность гипнотизёра в том, что он делает. Суетливость, неуверенность в голосе резко снижают возможную эффективность воздействия. Интонации внушения могут быть разными, всё зависит от особенностей ситуации и настроя клиента.

Эффект явного прямого внушения непосредственно связан со степенью непосредственной эмоциональной реакции и полнотой реагирования органов рецепции (восприятия). Должно возникнуть специфическое потрясение, пусть даже и не осознанное. В качестве примера можно привести «энергетически заряженную» команду мамы, обращённую расшалившемуся ребёнку. Очень активный ребёнок может не услышать спокойную просьбу. Потребуется команда, которая непроизвольно и мощно проникает сквозь «барьер» увлечённости игрой. Не меньшим примером может служить приказ генерала или какое-либо требование доктора во время врачебного осмотра.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНУШЕНИЙ

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНУШЕНИЙ

Внушение (суггестия) это процесс передачи идей непосредственно в область чувственных бессознательных процессов. Внушение отличается от просьбы тем, что просьба подразумевает право выбора за человеком, в то время как внушение этим правом отчасти «пренебрегает». Внушение является явным проникновением во внутренний мир и личное пространство другого человека. Воздействие, оказываемое внушением, может распространяться на мыслительные процессы, психологические установки, восприятие, поведение и чувства. Внушённая идея, обычно, воспринимается как собственная, когда проходит «фильтр пригодности». Другими словами, когда она подходит внутренней конфигурации интересов конкретного человека, то воспринимается как собственная. Данный механизм подчёркивает роль гипнотизёра (гипнотерапевта, гипносуггестолога), прежде всего, как катализатора и регулятора внутренних процессов в человеке, а не как самовольного создателя этих же процессов. Это важно внятно понимать, так как критерием пригодности внушения является соответствие идеи внушения индивидуальным интересам человека (клиента). Эффективность внушения в целом зависит от особенностей конкретного человека, от содержания воздействия и от совокупной ситуации, в которой оно произведено.

Кооперативный стиль

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Кооперативный стиль

Пожалуй, главный вклад в развитии принципиального интереса к индивидуальным особенностям человека и основанному на сотрудничестве, кооперативному стилю принадлежит доктору медицины Милтону Эриксону. Его жизнь и профессиональная деятельность во многом определили развитие гипнотической практики, как чрезвычайно важной отрасли исследования, разработок и применения психотехнологий в русле использования колоссальных возможностей бессознательного. М.Эриксон оставил после себя внушительное наследство:



«…Гипноз должен быть в первую очередь результатом ситуации, когда межличностные и внутриличностные взаимодействия развиваются конструктивно и служат целям, как гипнотизёра, так и субъекта. Этого невозможно достигнуть, ни следуя жёстким процедурам и фиксированным методам, ни стремясь добиться какой-то одной конкретной цели. Сложность человеческого поведения и лежащих в его основе мотиваций требует учёта множества факторов, существующих в любой ситуации, когда два действующих лица заняты некоей совместной деятельностью».

Стандартизированный стиль

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Стандартизированный стиль.

Стандартизированный стиль в наиболее отчётливой форме можно наблюдать в экспериментальной психологии. Объективные статистические данные «требуют» полное исключение «помех» со стороны харизмы исследователя. Личность гипнотизёра выводится за рамки процесса. Как правило, субъект (клиент) представляется как нечто «типовое», наделённое точно такими же возможностями и характеристиками, как и любое другое человеческое существо. Исследуемый объект превращается во что-то наподобие «лабораторной мышки». В основу стиля вводится не личность гипнотизёра, а метод гипнотического воздействия, который остаётся неизменным для различных субъектов. Экспериментальные исследования в большинстве случаев направлены на получение статистических данных. Интерпретация полученных данных вторична. Факты есть факты и потому они составляют «золотой фонд» любой науки.