Иоанн Павел II

Религия
Папа римский (18 мая 1920, Вадовице, Польша — 2 апреля 2005, Ватикан), глава Римско-католической церкви с 16 октября 1978 по 2 апреля 2005.

В 1978 году 264-й папа римский Иоанн Павел II стал первым не-итальянцем на папском престоле, избранным за последние 455 лет (Адриан VI, ставший папой в 1523, был голландцем по рождению), одним из самых молодых понтификов в истории и первым папой славянского происхождения.

По длительности своего понтификата он уступает только папе Пию IX (1846—1878).

Его преемником стал немецкий кардинал Ратцингер, принявший имя Бенедикт XVI.
Антикоммунист и консерватор

С именем Иоанна Павла II связана целая эпоха — эпоха крушения коммунизма в Европе, — и для многих в мире именно он стал её символом наряду с Михаилом Горбачёвым.

На своём посту Иоанн Павел II проявил себя неустанным борцом как против коммунистических идей, так и против негативных сторон современной капиталистической системы — политического и социального угнетения народных масс. Его публичные выступления в поддержку прав и свобод человека сделали его символом борьбы против авторитаризма во всём мире.

Апостол Петр

Религия
Караваджо, «Смерть апостола Петра»
Апостол Пётр (умер около 64 в Риме) в христианстве — один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа.

Апостол в Евангелиях

Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон. Имя Пётр ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра, Иисус сказал: «Идите за мной, я вас сделаю ловцами человеков» (Мф.4:19)

Став апостолом Иисуса Христа, он сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал учитель, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от него. Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом, который многозначительно трижды просил Петра заявить о своей любви к нему и только тогда доверил ему пасти овец и агнцев его.

Иисус спрашивал своих учеников, что они о нём думают, и Пётр сказал ему, что Он есть «Христос, сын Бога живого». Господь сказал ему, что построит на камне-Петре свою церковь, и врата ада не одолеют её. Пётр является автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет.

Александр III

Религия
Александр III (лат. Alexander III) — (1105 — 30 августа 1181 — папа римский с 7 сентября 1159 по 30 августа 1181). До посвящения — Орландо (Роланд) Бандинелли (Orlando Bandinelli). Занял папский престол после смерти Адриана IV. Продолжил борьбу со Священной Римской империей и императором Фридрихом Барбароссой.

До посвящения

Роланд Бандинелли родился в Сиене в 1105 году. В октябре 1150 года Евгений III назначает его кардинал-дьяконом, несколько позже — кардинал-священником. В 1153 Роланд становится канцлером папского двора и возглавляет кардинальскую оппозицию императору Фридриху.

На Безансонском сейме в октябре 1157 года кардинал Роланд Бандинелли вручил императору Фридриху письмо тогдашнего римского папы Адриана IV, в котором говорилось:

«Вспомни, сколь много церковь римская способствовала тебе достигнуть вершины величия, даровав тебе императорское достоинство… Мы не раскаиваемся в том, что исполнили таким образом все твои желания. Напротив, мы были бы рады, если бы ты принял из наших рук ещё более ценные благодеяния (beneficia).»

Андриан I

Религия
Папа римский с 1 февраля 772 по 25 декабря 795, верный союзник Карла Великого. При нём была создана Папская область.

Поддержка политики Карла

Происходил из римского нобилитета. Проводил профранкскую политику, вскоре после вступления на престол призвал короля франков Карла Великого для помощи в борьбе с лангобардами. Франки вторглись в Италию, Карл, победив короля лангобардов Дезидерия, стал королём Италии. На Пасху 774 г. Адриан, принявший Карла в Риме, дал ему титул патриция. Карл подтвердил дарения, сделанные Пипином Коротким папам, однако создал Папскую область лишь в 781 во время нового визита в Рим. Новосозданная область включала Лаций, Равеннский экзархат, Пентаполь и Сабину, но Карл не дал Адриану ни Милана, ни герцогства Сполето. Во время этого же визита Адриан помазал на царство сыновей Карла — Пипина и Людовика Благочестивого.

Ограниченность духовной власти

После третьего похода Карла в Италию в 787 Адриан расширил свои владения за счёт части Беневентского герцогства. Он начал использовать свой духовный авторитет в борьбе с противниками Карла. Однако в результате этого в решении собственно религиозных вопросов папа оказался зависим от короля.

В 785 Адриан вступил в споры об иконоборчестве, отправив послание в Константинополь. Легаты Адриана присутствовали на VII Вселенском соборе в Никее (787), поддержав восстановление иконопочитания, однако деяния собора были отвергнуты на Франкфуртском соборе в 794 по приказу Карла, боявшегося папско-византийского союза. Теологи Карла вели борьбу с адопцианством без особого участия Адриана.
Эпитафию Адриану в соборе Св. Петра написал Алкуин.

Священые книги индуизма

Религия
Индуизм восходит к религиозным воззрениям древних ариев, заселивших в начале II тысячелетия до н. э. Пенджаб и верховья Ганга. Религиозные взгляды ариев зафиксированы в Ведах, прежде всего — в Ригведе. Веды говорят о богах и о том, как им следует поклоняться.

Веды насчитывают 33 бога, хотя в одном месте Вед есть упоминание о 3399 богах. Боги делились на земных, небесных и промежуточных.

Наиболее почитаемым богом ариев можно считать Индру, бога дождя и грома, бога-воина: лично ему посвящены 250 гимнов, часто упоминается он и в гимнах, посвящённых другим богам. Такое почитание бога-воина обусловлено тем, что арии были народом-кочевником, народом-воином.

Ещё один важный ведический бог — Варуна, божество ночного неба и небесных и земных вод.

Большим уважением пользовался Агни, бог огня, возносящего жертвы. В ведах ему посвящено около 200 гимнов. Обращаются к нему в гимнах как к собственно огню. Вот отрывок одного из таких гимнов: «Тебя, Агни, нашли древние мудрецы Агнирасы, спрятанного, находящегося в каждом дереве. Ты рождаешься, добываемый трением, как великая сила…»

Важное место в ведах занимает также Сома — опьяняющий напиток и одноимённое божество, являющееся его олицетворением.

Протоиндийская культура

Религия
Некогда в долине Инда существовала развитая и самобытная цивилизация, третья по древности после Египта и Междуречья и вместе с ними входящая в состав так называемого «плодородного полумесяца». К середине II тыс. до н. э. она пришла в упадок и к началу нашей эры навсегда исчезла с лица земли. Долгое время история индусов начиналась как бы с «середины книги», то есть с момента появления на полуострове воинственных арь-ев — «детей кочевья», создателей священных вед.

Ситуация изменилась лишь в 20-х гг. минувшего века, после сенсационных находок археологов в долине Инда. В ходе раскопок там были обнаружены остатки древнего города Мохенджо-Даро — Холма Мертвых- Вслед за тем восстал из небытия еще более ранний город Хараппа. Дальнейшие исследования позволили реконструировать основные черты протоиндийской культуры.

Первые центры оседлости возникли на территории Индостана в V—IV тыс. до н. э., а не позднее чем к концу IV тыс. до н. э. была освоена долина Инда и его притоков. Вопрос о происхождении индской культуры остается открытым. Возможно, ее создателями были аборигенные племена, возможно — пришельцы (переселенцы из Шумера или евразийских степей). Вызывает споры и дата основания Хараппы; обычно рассматривают временной отрезок от 2500 до 1750 года до н. э.

Мантра

Религия
Мантра — священный гимн в индуизме и буддизме, требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих. Обычно встречаются мантры на санскрите. Мантры имеют ведическое индуистское происхождение, лишь позднее они были адаптированы в буддизме и джайнизме. Мантры часто сравнивают с молитвами и заклинаниями. Мантры также — основа трансцендентальной медитации.

Сакральное значение мантр

В индуизме считается, что все звуки и слова, используемые человеческими существами, выражают влияние разума на материю. Если слова используются и организуются человеком, обладающим знаниями в этом вопросе, то могут формироваться так называемые «слова силы» или «фразы силы». Такого человека в древней Индии называли мантракара. Священные тексты содержат множество великих мантр, величайшей из которых является слово «Ом». Мантра это не молитва, поскольку в мантре важен не столько смысл, сколько точное воспроизведение звуков.

Индуисты полагают, что мантра — это определенная форма речи, оказывающая существенное влияние на разум, эмоции и даже на внешние предметы. Идея того, что определённые слова и фразы могут быть подобным образом эффективны, основана на убеждении, что любое движение сопровождается звуком, хотя многие движения в природе издают звуки, недоступные человеческому уху. Более того, эти звуки на самом деле представляют собой слова или утверждения, значение которых может быть понято только знающим — в этом случае возможно понимание «совершенной связи», или овладение «универсальным языком».

Индуисткий пантеон

Религия
Индусы поклоняются богам в храмах и дома, перед семейным алтарем. Считается, что боги любят не только молитвы, но и цветы, и вкусную вегетарианскую еду, приготовленную по особым правилам, а также красивые звуки. С тонкого звона ритуальных колокольчиков начинается утро в большинстве индийских семей.

Общего числа индуистских богов не знает ни один индус. В священных текстах указываются разные цифры, например 33, 333, 3306, 3339. Иногда говорят, что в Индии на одного жителя приходится по три бога. Однако «элиту» пантеона составляет лишь несколько божеств. В тройку лидеров входят Брахма, Вишну и Шива. Двое последних — объекты действующих культов. Абстрактное божество Брахма остается на вершине пантеона в силу традиции.

Вторую тройку составляют жены верховных богов — соответственно Савитри, Лакшми и Деви. Каждое из женских божеств воспринимается как манифестация потенциальных качеств соответствующего бога-супруга и персонификация его творческой энергии — шакти. В шактистских культах женское космическое начало выходит на первый план. В Шакти видят воплощение любовной страсти и супружеской верности, творческой и разрушительной сил.

Весьма почитаемы также Ганеша — бог мудрости, удачи и богатства и Кама — бог любви, известный европейцам по эротическому трактату «Кама-сутра».

Индуизм и новое время

Религия
История Индии драматична. Ее несметные богатства во все времена притягивали незваных гостей. К господству над Индией стремились древние греки, парфяне, скифы, а в средние века — гунны, тюрки-мусульмане, моголы. Воины ислама основали здесь во славу Аллаха Делийский султанат (1206—1526), а затем Могольскую империю (1526— 1707). В середине XVIII века страна оказалась во власти британских колонизаторов.

В результате двухвековой борьбы с британскими захватчиками индийский народ добился политической независимости. В 1950 году индусы приняли Конституцию и установили республиканское правление.

Движущую силу освободительного движения и символ единства индийские патриоты видели в национальной религии — духовном наследии предков. В индуизме находили религиозное оправдание и освящение национальной борьбы, расценивая последнюю как религиозный долг. Однако индуизм нуждался в модернизации, соответствующей историческому моменту. Реформаторы стремились очистить древнее вероучение от позднейших наслоений, сделать его более монолитным, переосмыслить его роль в обществе.

Предтечей реформации стал бенгальский философ и просветитель Рам Мохан Рой {1772—1833), основатель первых национальных газет и светских школ. В 1828 году им было создано религиозное объединение «Брахмо самадж» («Общество Брахмана»). Философ призывал индусов, мусульман и представителей иных конфессий поклоняться единому Богу, подвергал критике наиболее архаичные религиозные традиции и провозглашал ценность разума и здравого смысла при оценке тех или иных религиозных обычаев и вероучительных доктрин.

Индийская философия

Религия
Индийская философия представляет собой совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов. Некоторые полагают, что 'индийская философия' (Indian philosophy) есть синоним 'философии индусов' (Hindu philosophy). Это было бы верно в том случае, если бы слово 'индус' понималось исключительно в географическом смысле - как житель Индии. Однако поскольку под словом 'индус' подразумевается последователь индуизма, то есть определенного религиозного верования, то такое отождествление было бы неправильным и дезориентирующим. Даже в сочинениях прежних ортодоксальных индусских философов (как, например, в 'Сарва-даршана-санграхе' Мадхавачарьи), которые пытались собрать в одном месте взгляды всех философских школ, мы находим наряду с изложением взглядов ортодоксальных индусских мыслителей освещение атеистических и материалистических философских школ (например, чарвака), а также учений таких неортодоксальных мыслителей, как буддисты и джайнисты.

Индийская философия отличается в этом отношении поразительной широтой кругозора, которая свидетельствует о ее неуклонном стремлении к отысканию истины. Несмотря на наличие множества различных школ, взгляды которых весьма значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась изучить взгляды всех других и, прежде чем прийти к тому или иному заключению, тщательно взвешивала их аргументы и возражения. Такой характер индийской философии привел к образованию особого метода философского рассмотрения, а именно:
прежде чем сформулировать свою собственную теорию, философ должен сначала установить точку зрения своего оппонента. Это установление доводов оппонента должно быть первоначальной точкой зрения (пурвапакша). Затем следует ее опровержение (кхандана) и, наконец, изложение положений и доказательств с позиции данного философа, которая поэтому называется последующей точкой зрения (уттарапакша), или выводом (сиддханта).

Ведийский период

Религия
С начала II тыс. до н.э. начался процесс миграции индоевропейских племен (из района Причерноморья и Прикаспия, может быть Малой Азии и Закавказья). Один из первых пото-ков мигрантов составили осевшие в Малой Азии хетты. Оснащенные боевыми колесницами ин-доевропейские племена быстро распространяются на запад (Балканы) и восток (Средняя Азия и Туркестан вплоть до монгольских степей). Южная ветвь индоевропейцев, заселившая Иран и Индию, часто именуется индоиранской (индоарийской). Результатом этих миграций явились распространение
индоарийских языков, постепенное освоение долины Ганга и смещение основ-ных центров формирования древнеиндийской культуры.
Процесс расселения индоарийских племен довольно часто изображался в историографии как разрушительное завоевание, сопровождавшееся порабощением туземного населения. Осно-ваний для подобной концепции недостаточно. Появление индоевропейцев в Южной Азии не было единовременным событием - так называемым арийским завоеванием. Это весьма длительный процесс. В ведийской литературе, в частности Ригведе,
представлена лишь одна из его волн. Вполне вероятно, что отношения групп индоевропейцев были не менее сложными, чем с мест-ным населением.

Нет оснований полагать, что сходство расовой принадлежности и близость языков сами по себе обеспечивали “арийскую” солидарность и провоцировали военные конфлик-ты с аборигенами.
Проникновение индоариев в районы Северной Индии датируется примерно ХIV-ХIII вв. до н.э. В верховьях Ганга (область, именуемая Куру-Панчала) индоарии стали посте-пенно осваивать до того слабо заселенную долину реки, оттесняя или ассимилируя немногочис-ленные и сравнительно отсталые аборигенные племена. Для индоариев характерен высокий уро-вень культуры – знакомство с металлами, использование плуга, удобрений,
ирригационных уст-ройств, средств транспорта, развитое ремесло и т.п.

Ведийский пантеон

Религия
Странствуя по миру, арьи не раз пополняли круг своих богов новыми именами. На протяжении веков разные поколения богов учились сосуществовать, не истребляя друг друга, и в целом это им удавалось. Однако совместный пантеон получился чрезвычайно пестрым. С началом заселения кочевниками Индостана семья арийских небожителей продолжала развиваться — уже за счет местных культов.

К концу II тысячелетия до н. э. религиозные воззрения индусов опирались на симбиоз арийской, индо-иранской и протоиндийской мифологических систем. Из этой разномастной руды со временем выделилась наиболее ценная порода, которая и составляет общую мифологическую основу различных направлений и ответвлений современного индуизма.

До того как на вершине арийского «Олимпа» утвердился Брахма, миром богов и людей управлял громовержец Индра, который заслужил популярность тем, что убил демона засухи Вритру. В священных книгах этот подвиг трактуется как победа космического творческого начала над косным хаосом.

Возвышение Индры можно считать исторически обоснованным. Оно опиралось на давнюю традицию, восходящую к эпохе индоевропейского единства. В языческих пантеонах боги грозы часто несли бремя верховной власти. На этой стезе прославились такие заслуженные громовержцы, как древнегреческий Зевс, балтийский Перкунас, славянский Перун. ,