Ведийский пантеон

Религия
Странствуя по миру, арьи не раз пополняли круг своих богов новыми именами. На протяжении веков разные поколения богов учились сосуществовать, не истребляя друг друга, и в целом это им удавалось. Однако совместный пантеон получился чрезвычайно пестрым. С началом заселения кочевниками Индостана семья арийских небожителей продолжала развиваться — уже за счет местных культов.

К концу II тысячелетия до н. э. религиозные воззрения индусов опирались на симбиоз арийской, индо-иранской и протоиндийской мифологических систем. Из этой разномастной руды со временем выделилась наиболее ценная порода, которая и составляет общую мифологическую основу различных направлений и ответвлений современного индуизма.

До того как на вершине арийского «Олимпа» утвердился Брахма, миром богов и людей управлял громовержец Индра, который заслужил популярность тем, что убил демона засухи Вритру. В священных книгах этот подвиг трактуется как победа космического творческого начала над косным хаосом.

Возвышение Индры можно считать исторически обоснованным. Оно опиралось на давнюю традицию, восходящую к эпохе индоевропейского единства. В языческих пантеонах боги грозы часто несли бремя верховной власти. На этой стезе прославились такие заслуженные громовержцы, как древнегреческий Зевс, балтийский Перкунас, славянский Перун. ,

Индра — бог битвы, воплощение воинской доблести. Бесстрашный, мужественный и непобедимый, он разъезжает на божественном слоне Айравате, разрушает крепости, разбивает армии враждебных племен, сражается против бесчисленных асуров, побеждает демона-змею Шушну. По отношению к «своим» (то есть к арьям) Индра неизменно дружелюбен и щедр. Он помогает земледельцам, опекает скот, вдохновляет певцов, дарит долголетие и мужскую силу. Этому божеству, в пору его могущества, приписывались и космогонические заслуги — сотворение неба и солнца.

После того как жрецы возвысили Брахму, к нему отошли и многие из прежних функций Индры (включая наиболее почетную роль бога-творца). Впоследствии он довольствовался относительно скромной «должностью» одного из хранителей мира — покапал. Однако ратные подвиги и щедрость обеспечили этому привлекательному божеству завидное долголетие и любовь миллионов индусов.

До сих пор одним из общенациональных праздников Индии является обряд омовения в Ганге близ Праяги. Это место освящено именем бога-воителя. Согласно преданию, именно здесь он опускался на Землю, спасая от демонов сосуд с напитком бессмертия — амритой. Один раз в 12 лет (для совершения «полного ритуала») и один раз в б лет (для совершения «неполного ритуала») в Праяге собираются паломники со всех концов Индии и омываются водами священной реки.

Судьбу Индры во многом повторил Агни — бог огня (в некоторых источниках этих двоих называют братьями-близнецами). Индусы обнаруживали его присутствие повсюду. Жар солнца, блеск молний, пламя жертвенного костра... Невидимое сияние, озаряющее человека изнутри, и возникающее между людьми тепло... Все это было — Агни. Его считали источником духовной силы и всеобъемлющим началом, пронизывающим материальный мир. Ни одно жертвоприношение не могло обойтись без непосредственного участия Агни. Полыхая языками костра, он возносил дым до самых небес, чтобы боги могли насладиться ароматом сжигаемой жертвы и наградили людей ответными дарами.

Таким образом, Агни не меньше, чем Индра, имел основания претендовать на титул главы пантеона. Надо сказать, в борьбе за верховную власть солярные божества нередко добивались успеха. Например, во второй половине III тысячелетия до н. э. убедительную победу над соперниками одержал в своем регионе древнеегипетский бог солнца Ра.

Некоторое время Агни, безусловно, почитался арья-ми в качестве верховного бога (по крайней мере, частью племен — в Ригведе он занимает второе место по нислу упоминаний после Индры), но с наступлением эпохи брахманизма был оттеснен на периферию небесного пространства и стал, подобно брату, одним из локапал.

Солнечный свет (свет вообще) относится к числу наиболее универсальных и многозначных символов, чем объясняется особое внимание ученых брахманов к Агни, образ которого не раз становился предметом философских спекуляций (в период упанишад и позднее). Не так давно, в первой половине XX века, светлому ведийскому божеству довелось еще раз пережить минуты славы — на этот раз в качестве исходной идеи мистического учения Елены и Николая Рерихов «Агни-йога», или «Живая этика».

Рудра — зловещий «хозяин смерти», самый устрашающий персонаж ведийского пантеона — «улыбается, как солнце». У него красивые губы, спутанные волосы, твердые члены и многоцветное тело: синяя шея, черный живот и огненная спина. Бог одет в звериную шкуру, вечно юн, прекрасен и свиреп. Это «красный вепрь мира», космический бык-отец, великий разрушитель и «мужеубийца». Рудра — бог ярости и смерти, но в то же время — бог сексуальной силы. Он присутствует в каждом из трех главных актов жизненного цикла: рождение—соитие— смерть.

Рудра несет гибель с помощью яда или лихорадки, но может убить и своими руками. Он покрывает землю в виде быка (которая по такому случаю предстает в облике пятнистой коровы) или обрушивается на нее дождем и сжимает в руке символы власти, означающие одновременно смерть и секс (палица, молния, лук и стрелы).

Господствуя над смертью, Рудра способен предотвратить ее наступление, поэтому к нему обращались с просьбой оказать милость, умерить свой гнев и одарить долголетием и здоровьем. У бога-убийцы была репутация лучшего врачевателя, но прежде всего его заклинали помочь в деле продолжения рода, умножив силы как животного, так и человека.

Ведийского красавца ожидало блестящее будущее. За какое-то тысячелетие он эволюционировал до грандиозного Шивы, одного из трех верховных индуистских божеств (правда, в ходе борьбы за власть Рудре пришлось сменить свое имя).

Судьба Варуны, который в ведийский период считался одним из наиболее грозных богов и олицетворял небесный свод и космические воды, сложилась иначе. В свои лучшие годы он поддерживал Небо и Землю, обитал во всех мирах, знал прошлое и будущее Вселенной; его, как и Индру, нередко называли Вседержителем. Но впоследствии звезда Варуны закатилась, он был низведен до ранга второстепенного божества и, сохранив титул «владыки вод», занял спокойное и относительно почетное место индийского водяного.

Ведийских богов связывали сложные брачно-род-ственные отношения. Они были чрезвычайно запутанными уже в эпоху составления самхитов (собственно вед), а позднее стараниями жрецов, вносивших в первоначальную картину бесчисленные изменения, дополнения и поправки, превратились в непроходимые генеалогические джунгли.

Например, Индра назван: в Ригведе — четвертым, в эпосе — седьмым сыном Адити, а в Ахтарваведе — сыном другой матери, Экаштаки, отождествляемой с Ратри («ночью»). Его отцом считают то Тваштара, то Дьяуса, то Праджапати, а супругами бога признают как минимум пять женских божеств.

Богиня Адити, упоминаемая в Ригведе около 80 раз, является матерью планетарных божеств — адитьев, число которых в Ригведе варьирует от 6 (Индра, Митра, Варуна и др.) до 8, а в более поздних источниках возрастает до 12 (включая Вишну). При этом она считается одновременно матерью и дочерью Дакши — одного из адитьев, а в Ахтарваведе названа их сестрой. Сам Дакши в Ригведе провозглашен отцом богов и асуров и отождествляется с Праджапати, а позднее выступает в качестве сына, отождествляемого с Праджапати Брахмы и т. д.

На протяжении веков не раз пересматривались и «предметы ведения» богов. Многие из них дублировали функции своих соратников по пантеону. Например, ответственность за солнечный диск несли Агни, Митра, Сурья, Вайвасвата и др.; функции бога-творца или отца всех богов выполняли попеременно (по разным источникам) Праджапати, Кашьяпа, Дакша, Дьясу, Брахма и др. Иногда тот или иной бог передавал часть своих полномочий более удачливому сопернику (так, Индра отступил перед Брахмой).

Жреческим сословием предпринимались неоднократные попытки как-то упорядочить сообщество богов, выстроить небесную семью в единую централизованную систему. Вот только...

Кого считать главным богом?

На решение этого вопроса ушли тысячелетия, однако ответа, устраивающего всех, так и не появилось. Титул верховного божества переходил от Митры и Варуны к Индре или Агни, от Брахмы — к Вишну и Шиве. Некоторый пессимизм по поводу разрешимости вопроса о главенстве ощущается уже в ведах, где допускается возможность коллегиального управления миром — например, одновременно Агни, Вайей и Сурьей или Агни, Индрой и Сурьей.

В период всевластия брахманов казалось, что скипетр самодержца навсегда стал собственностью Брахмы, однако разразился «институциональный кризис» брахманизма, и в пантеоне произошли серьезные перестановки. Брахманы больше не могли поддерживать своего попечителя так, как раньше; его право на единоличную власть было поставлено под сомнение; с двух сторон на него наступали могущественные исполины Вишну и Шива... Кто позавидовал бы Брахме в эту пору?

В конце концов, на основе взаимных уступок и компромиссов жрецами был разработан и провозглашен принцип тримурти (триединства), и они удержали своего любимца на престоле (который ему, правда, пришлось разделить с Вишну и Шивой).

Но существовало и другое решение. Для более утонченных умов, тяготеющих к абстрактному мышлению, предлагалась революционная модель мироустройства, стоящая в стороне от теологических распрей и вместе с тем снимающая их остроту. Безвестный мыслитель древности выдвинул идею об универсальной духовной субстанции, непроявленной реальности всего сущего, составляющей первопричину бытия. Эта высшая объективная реальность была названа абсолютом, или Брахманом.

Коллизия взаимодействия Брахмана с персонажами Тримурти дала пищу для размышлений следующим поколениям ученых-жрецов.

Боги древности, при всем своем могуществе очень походили на людей и проживали в мире, весьма напоминающем человеческое сообщество. Предание хранило память об их биографии и родословной, роде занятий и внешнем облике. Например, Индра был бородат, и говорили, что мать не хотела произвести его на свет. Солярное божество Сурья летал по небу в виде птицы или даже небесного ежа. Варуну представляли тысячеоким, Брахму — четырехглавым и четырехруким. Ни для кого не было секретом, что в пору своей влюбленности Брахма обзавелся пятой головой, чтобы никогда не терять возлюбленную из виду, а потом утратил ее (голову) в наказание за инцест.

Многие боги выглядели как обычные люди, только огромного роста; другие в основном походили на людей, но имели какие-то особенности в строении тела (четыре руки, три глаза и др.); третьи существовали в облике животного (как, например, Хануман, божественная обезьяна, который сразу же после рождения совершил опрометчивый поступок — проглотил солнце, приняв его за что-то съедобное); четвертые представляли собой полуживотных-полулюдей (например, царь птиц Гаруда изображается с головой и крыльями орла и с туловищем человека). Брахман (в качестве личного бога) вообще не имеет видимого тела.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.