С 30-х годов инженерную психологию “закрыли”. Лишь в 1957 году в связи с появлением новых технологий и восстановлением хозяйства встал вопрос о включении прикладной психологии в рамки науки. За рубежом уже были промышленная и индустриальная психология. В нашей стране появились психология труда и эргономика, а также инженерная психология, возникшая в связи с появлением полуавтоматизированных технических систем. Под руководством Зинченко (Москва) и Ломова (Питер) оформилась в 1959 году инженерная психология.
Развитие человека как субъекта труда (по Тютюннику):
1) интересы 11-12 лет;
2) способности 13-14 лет;
3) стадия исследований (проба ролей) 15-24 года;
4) консолидация (стремление найти жизненную позицию) 25-44 года;
5) стадия сохранения (развития в рамках профессионального поля) 45-64 года;
6) стадия спада с 65 лет.
На формирование субъекта труда влияют:
1)
2) ППСТ;
3) определение позиций взрослых, которые способствовали бы развитию ППСТ у детей (4-6 лет);
1) организация практического взаимодействия взрослых и детей в целях развития ППСТ.
На первом этапе производится оценка труда детей, наблюдения по 15-20 мин., дневник.
ППСТ:
а) представление о результате действия;
б) понимание полезности результата;
1) интересы 11-12 лет;
2) способности 13-14 лет;
3) стадия исследований (проба ролей) 15-24 года;
4) консолидация (стремление найти жизненную позицию) 25-44 года;
5) стадия сохранения (развития в рамках профессионального поля) 45-64 года;
6) стадия спада с 65 лет.
На формирование субъекта труда влияют:
1)
2) ППСТ;
3) определение позиций взрослых, которые способствовали бы развитию ППСТ у детей (4-6 лет);
1) организация практического взаимодействия взрослых и детей в целях развития ППСТ.
На первом этапе производится оценка труда детей, наблюдения по 15-20 мин., дневник.
ППСТ:
а) представление о результате действия;
б) понимание полезности результата;
Психические регуляторы:
1) образ объекта (предмета труда, внешних средств, условий и проявлений трудовой деятельности):
- чувственный образ;
- репрезентативный конкретный образ (представления, память, воображение);
- репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, системы понятий, усвоенные алгоритмы действий);
2) образ субъекта:
- актуальный "Я-образ" (знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе, межличностных отношениях, своих возможностях и ограничениях);
- обобщенный "Я-образ" ("Я-концепция" – Я в прошлом, настоящем, будущем; Я среди других, Я как член профессиональной общности, Я как организм, как индивидуальность, как член общенства);
3) образ субъектно-объектных и объектно-субъектных отношений:
- потребности, потребностные состояния;
- эмоции, чувства, эмоциональные отношения;
- характер, как свойственная человеку система устойчивого отношения;
- направленность личности, мировоззрение.
1) образ объекта (предмета труда, внешних средств, условий и проявлений трудовой деятельности):
- чувственный образ;
- репрезентативный конкретный образ (представления, память, воображение);
- репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, системы понятий, усвоенные алгоритмы действий);
2) образ субъекта:
- актуальный "Я-образ" (знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе, межличностных отношениях, своих возможностях и ограничениях);
- обобщенный "Я-образ" ("Я-концепция" – Я в прошлом, настоящем, будущем; Я среди других, Я как член профессиональной общности, Я как организм, как индивидуальность, как член общенства);
3) образ субъектно-объектных и объектно-субъектных отношений:
- потребности, потребностные состояния;
- эмоции, чувства, эмоциональные отношения;
- характер, как свойственная человеку система устойчивого отношения;
- направленность личности, мировоззрение.
1. Сознательное предвосхищение социально ценного объекта труда – характеризует сознание человеком социальной ценностирезультата труда. Уровень данного осознания определяется на основании:
- степени представленности у субъекта знаний о требованиях к результату труда;
- отношения к делу;
- эмоциональных проявлений субъекта в деятельности и их адекватности его представлениям и знаниям;
2. Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели:
- оценка характера сознания необходимости и ответственности выполнения работы в строго заданных рамках;
- оценка адекватности эмоционального состояния субъекта уровню его сознания;
3. Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности:
- степень теоретической подготовленности к выполнению професиональной деятельности;
- степень сформированности профессиональных умений и навыков;
- адекватность эмоциональных проявлений соответственно уровню проф.готовности субъектов труда.
4. Осознание межличностных отношений.
- осуществляется на основании глубины знания и понимания субъектом труда вклада других людей в создание материальных ценностей общества.
Отличается как от игры (нет предвосхищения и осознанного владения), так и от учебы (то же + нет осознания межличностных отношений) и от просто общения (нет предвосхищения, нет орудий).
- степени представленности у субъекта знаний о требованиях к результату труда;
- отношения к делу;
- эмоциональных проявлений субъекта в деятельности и их адекватности его представлениям и знаниям;
2. Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели:
- оценка характера сознания необходимости и ответственности выполнения работы в строго заданных рамках;
- оценка адекватности эмоционального состояния субъекта уровню его сознания;
3. Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности:
- степень теоретической подготовленности к выполнению професиональной деятельности;
- степень сформированности профессиональных умений и навыков;
- адекватность эмоциональных проявлений соответственно уровню проф.готовности субъектов труда.
4. Осознание межличностных отношений.
- осуществляется на основании глубины знания и понимания субъектом труда вклада других людей в создание материальных ценностей общества.
Отличается как от игры (нет предвосхищения и осознанного владения), так и от учебы (то же + нет осознания межличностных отношений) и от просто общения (нет предвосхищения, нет орудий).
Трудовой пост – ограниченная вследствие разделения труда и тем или иным способом зафиксированная в обществе область приложения сил человеком, рассчитаная на создание некоторого ценного для общества; одна из форм существования профессии. Основные составляющие трудового поста:
заданные цели, представление о результатах труда;
заданный предмет труда;
система средств труда;
система профессиональных служебных обязанностей;
система прав;
производственная среда, предметные и социальные условия труда.
заданные цели, представление о результатах труда;
заданный предмет труда;
система средств труда;
система профессиональных служебных обязанностей;
система прав;
производственная среда, предметные и социальные условия труда.
Критерии профессиональной успешности:
1) показатели. Достижения результата труда: производительность, ошибки, брак, аварии и пр.;
2) обучаемость профессиональным знаниям и умениям: скорость и достигнутый уровень мастерства;
3) косвенная оценка труда данного работника, вклад в организацию
Данные:
Прямые показатели эффективности
Тесты проф.пригодности
Административные акты
Несчастные случаи и происшествия по вине работника
Экспертные оценки эффективности деятельности
Самооценка эффективности деятельности.
1) показатели. Достижения результата труда: производительность, ошибки, брак, аварии и пр.;
2) обучаемость профессиональным знаниям и умениям: скорость и достигнутый уровень мастерства;
3) косвенная оценка труда данного работника, вклад в организацию
Данные:
Прямые показатели эффективности
Тесты проф.пригодности
Административные акты
Несчастные случаи и происшествия по вине работника
Экспертные оценки эффективности деятельности
Самооценка эффективности деятельности.
Эргатическая функция – трудовая функция, переданная средству труда; снимает ограничения, обусловленные средой и природной организацией человека, повышает уровень его возможностей в достижении общественно ценных результатов. ЭФ выделяется по продукту: у почтальона ЭС - это связь, ЭФ – обслуживание, у менеджера по персоналу ЭФ – упорядочивание социальных процессов. Выделяют традиционно следующие ЭФ: 1) функция духовного производства; 2) функция упорядочивания социальных процессов; 3) функция обслуживания и самообслуживания; 4) функция материального производства.
Эргатическая система – система, создаваемая для достижения полезного для общества результата, включая субъект, объект, продукт, средства и условия труда. Существует в форме различных организаций.
Эргатическая система – система, создаваемая для достижения полезного для общества результата, включая субъект, объект, продукт, средства и условия труда. Существует в форме различных организаций.
Алгоритм выработки управленческих решений:
1. постановка проблемы в проблемной ситуации (ситуации противоречия между действительным, потребным, возможным и должным). Возможные сбои: несвоевременность постановки проблемы.
2. Селекция проблем =определение субъекта, который должен выработать определенное решение. То есть происходит делегирование полномочий.
3. Создание информационной модели проблемной ситуации.
1. постановка проблемы в проблемной ситуации (ситуации противоречия между действительным, потребным, возможным и должным). Возможные сбои: несвоевременность постановки проблемы.
2. Селекция проблем =определение субъекта, который должен выработать определенное решение. То есть происходит делегирование полномочий.
3. Создание информационной модели проблемной ситуации.
Психологические условия формирования индивидуального стиля деятельности. Прогнозирование проф. пригодности производится в ситуации выбора профессии человеком или его реориентации.
Этапы создания психологической системы определения проф.пригодности (близко к Мюнстербергу):
1) психологический анализ профессиональной деятельности; получаем совокупность ПВК;
2) количественный анализ проф.эффективности;
3) разработка методов количественной оценки ПВК у претендентов; установление количественных границ разной степени успешности выполнения методики;
4) определение интегрального показателя успешности в лабораторном испытании; если совпадение с успешностью действительного профессионала менее 50% - тест отвергается, если 50-75% - среднепригоден, если более 75% - высокоэффективен (этот вариант ценки называется предиктивной валидностью). Показатель надежности методики: R = 1 – σ2e/σx2, где σ2e – ошибка измерения.
Понятие стиля введено Адлером в 1927 году и подразумевает определенную направленность позиций и стремлений человека в соответствие с его субъективными ценностями. Опыт Климова: зависимость стиля от подвижности НС ткачих.
Вольф Семенович Мерлин предложил метод интегрального рассмотрения человека, его качеств по нескольким уровням: биохимические свойства человека; типологические свойства НС; темперамент; личностные свойства; сложно-опосредованные качества, личностная статусность в социальных общностях. Успешность – характеристика, отражающая эффективность, результативность выполнения деятельности.
Пригодность – какой ценой достигается успешность, какой формируется личностный смысл.
Этапы создания психологической системы определения проф.пригодности (близко к Мюнстербергу):
1) психологический анализ профессиональной деятельности; получаем совокупность ПВК;
2) количественный анализ проф.эффективности;
3) разработка методов количественной оценки ПВК у претендентов; установление количественных границ разной степени успешности выполнения методики;
4) определение интегрального показателя успешности в лабораторном испытании; если совпадение с успешностью действительного профессионала менее 50% - тест отвергается, если 50-75% - среднепригоден, если более 75% - высокоэффективен (этот вариант ценки называется предиктивной валидностью). Показатель надежности методики: R = 1 – σ2e/σx2, где σ2e – ошибка измерения.
Понятие стиля введено Адлером в 1927 году и подразумевает определенную направленность позиций и стремлений человека в соответствие с его субъективными ценностями. Опыт Климова: зависимость стиля от подвижности НС ткачих.
Вольф Семенович Мерлин предложил метод интегрального рассмотрения человека, его качеств по нескольким уровням: биохимические свойства человека; типологические свойства НС; темперамент; личностные свойства; сложно-опосредованные качества, личностная статусность в социальных общностях. Успешность – характеристика, отражающая эффективность, результативность выполнения деятельности.
Пригодность – какой ценой достигается успешность, какой формируется личностный смысл.
Некоторая величина физических и психичнских затрат обеспечивает деятельность на заданном уровне – цена деятельности. Может быть допустимой или недопустимой.
Адекватность общей реакции человека требованиям деятельности: адекватная мобилизация или динамическое рассогласование.
Платонов “Стадии переутомления”: первыми страдают интенциональный уровень (мотивация, эмоционально-волевая регуляция), затем – функциональные, операционально-технические системы (моторика, память и т.д.), далее – функции. Обеспечивающие уровень активации, и в последнюю очередь – базовые функции жизнеобеспечения.
Методы изучения ФС:
1) опрос, беседа;
2) контрольные тесты (на зрение, слух);
3) поведенческие методы (количество ошибок, выход продукта и т.п.);
4) психофизиологические (ЧСС, КГР, давление и пр.);
5) психометрические.
Монотония формируется в монотонных (относительно одного дня) условиях трудовой деятельности, в бедной раздражителями ситуации. Делиться на двигательную и сенсорную (по сфере, на которую в основном воздействуют монотонные условия труда).
Проявления: колебания работоспособности (при этом почти всегда есть желание сменить деятельность); снижение уровня бодрствования (ЧСС, дыхания, бодрствования); ощущение скуки и сонливости.
Психическое пресыщение: причины и симптомы те же, но более ярко выражены эмоционально. Долгое переживание обоих состояний ведет к утомлению.
Адекватность общей реакции человека требованиям деятельности: адекватная мобилизация или динамическое рассогласование.
Платонов “Стадии переутомления”: первыми страдают интенциональный уровень (мотивация, эмоционально-волевая регуляция), затем – функциональные, операционально-технические системы (моторика, память и т.д.), далее – функции. Обеспечивающие уровень активации, и в последнюю очередь – базовые функции жизнеобеспечения.
Методы изучения ФС:
1) опрос, беседа;
2) контрольные тесты (на зрение, слух);
3) поведенческие методы (количество ошибок, выход продукта и т.п.);
4) психофизиологические (ЧСС, КГР, давление и пр.);
5) психометрические.
Монотония формируется в монотонных (относительно одного дня) условиях трудовой деятельности, в бедной раздражителями ситуации. Делиться на двигательную и сенсорную (по сфере, на которую в основном воздействуют монотонные условия труда).
Проявления: колебания работоспособности (при этом почти всегда есть желание сменить деятельность); снижение уровня бодрствования (ЧСС, дыхания, бодрствования); ощущение скуки и сонливости.
Психическое пресыщение: причины и симптомы те же, но более ярко выражены эмоционально. Долгое переживание обоих состояний ведет к утомлению.
Системность заключается в том, что анализируется системы “субъект – объект”. При этом следует помнить, что объект может также быть человеком, и тогда связка превращается в “субъект – субъект”, а сам субъект может быть коллективным (экипаж самолета). Исследуются не компоненты системы, а их взаимосвязи внутри системы.
Анализ системы осуществляется на нескольких уровнях:
1) нормативно-параметрический анализ (параметры, характеризующие систему);
2) структурный анализ (морфологический);
3) функционально-структурный (задание, его организация, взаимодействие человека в системе).
Изучение профессии с точки зрения системного подхода по Дмитриевой:
1) личностно-мотивационный анализ;
2) компонентно-целевой анализ;
3) структурно-функциональный анализ.
Принципы профессиографирования:
- комплексность, целенаправленность;
- социально-политическая активность (включение элементов профпропаганды);
- личностного подхода;
- надежность (требования к помехоустойчивости);
- дифференциации (различные специальности, входящие в данную профессию);
Анализ системы осуществляется на нескольких уровнях:
1) нормативно-параметрический анализ (параметры, характеризующие систему);
2) структурный анализ (морфологический);
3) функционально-структурный (задание, его организация, взаимодействие человека в системе).
Изучение профессии с точки зрения системного подхода по Дмитриевой:
1) личностно-мотивационный анализ;
2) компонентно-целевой анализ;
3) структурно-функциональный анализ.
Принципы профессиографирования:
- комплексность, целенаправленность;
- социально-политическая активность (включение элементов профпропаганды);
- личностного подхода;
- надежность (требования к помехоустойчивости);
- дифференциации (различные специальности, входящие в данную профессию);
Изучение человека как субъекта труда. Цели и этапы исследования. Уровни анализа. Методы исследования
Структура субъекта труда включает:
- личностные характеристики (интересы, мотивы, ценностные ориентации);
- психологические характеристики (мнемические, когнитивные, коммуникативные, сенсорные, сенсо-моторные);
- психофизиологические характеристики (эмоционально-волевая регуляция, здоровье, типология НС);
- психологические единицы деятельности (действия, операции)
Другое разделение включает:
- фундаментальные признаки (пол, возраст, общее и специальное образование, стаж работы, состояние здоровья);
- психологические признаки: общий уровень развития когнитивных, коммуникативных, психомоторных, перцептивных, мнемических и других возможностей);
- признаки личности: интересы, установки, ценностные ориентации, социальные мотивы и цели;
- признаки типологии НС
- Более простое разделение выделяет нормативную и индивидуальную составляющие.
Насубъекта труда воздействуют культурно-исторические, социально-экономические, технические условия, социальные связи между субъектами труда.
Метод выявления образа мира: анализ профессиограмм,
контент-анализ
Изучение документации
Экспертные оценки
Коллективная дискуссия
- личностные характеристики (интересы, мотивы, ценностные ориентации);
- психологические характеристики (мнемические, когнитивные, коммуникативные, сенсорные, сенсо-моторные);
- психофизиологические характеристики (эмоционально-волевая регуляция, здоровье, типология НС);
- психологические единицы деятельности (действия, операции)
Другое разделение включает:
- фундаментальные признаки (пол, возраст, общее и специальное образование, стаж работы, состояние здоровья);
- психологические признаки: общий уровень развития когнитивных, коммуникативных, психомоторных, перцептивных, мнемических и других возможностей);
- признаки личности: интересы, установки, ценностные ориентации, социальные мотивы и цели;
- признаки типологии НС
- Более простое разделение выделяет нормативную и индивидуальную составляющие.
Насубъекта труда воздействуют культурно-исторические, социально-экономические, технические условия, социальные связи между субъектами труда.
Метод выявления образа мира: анализ профессиограмм,
контент-анализ
Изучение документации
Экспертные оценки
Коллективная дискуссия