Структура опыта субъекта является трехслойной:
1) перцептивный мир – слой. Где следы деятельности существуют в виде перцептивных образов, отражая свойства на перцептивном языке;
2) образ мира;
У каждой профессии свой перцептивный мир, система ритмов событий. Новичок с этим не знаком. В ходе обучения это сохраняется как пространственно-временная структура профессионального опыта. В опыте существует два типа структур: глобальные и локальные (реальных предметных движений).
Переживание дления процесса + переживание движения = чувство полета.
Своевременность действия (собственное время процесса).
Адаптация временная.
Начало и конец процесса. Деятельность в принципе состоит из повторяющихся циклов. Но постановка задачи и заключение – неповторяющиеся периоды в процессе деятельности.
В процессе есть “главная точка”, кульминация процесса. Характеристики скорости процесса и его ритмичности также важны.
Время – непрерывная категория субъекта и воспринимающего. Августин: И прошлое и будущее воспринимается через настоящее.
1) перцептивный мир – слой. Где следы деятельности существуют в виде перцептивных образов, отражая свойства на перцептивном языке;
2) образ мира;
У каждой профессии свой перцептивный мир, система ритмов событий. Новичок с этим не знаком. В ходе обучения это сохраняется как пространственно-временная структура профессионального опыта. В опыте существует два типа структур: глобальные и локальные (реальных предметных движений).
Переживание дления процесса + переживание движения = чувство полета.
Своевременность действия (собственное время процесса).
Адаптация временная.
Начало и конец процесса. Деятельность в принципе состоит из повторяющихся циклов. Но постановка задачи и заключение – неповторяющиеся периоды в процессе деятельности.
В процессе есть “главная точка”, кульминация процесса. Характеристики скорости процесса и его ритмичности также важны.
Время – непрерывная категория субъекта и воспринимающего. Августин: И прошлое и будущее воспринимается через настоящее.
Имитационные модели. Теоретические подходы и методики изучения. Проблема подбора команды
Стрелков: оператор – всегда групповой субъект.
Признаки совместной деятельности:
1) общая цель;
2) разделенность труда между участниками;
3) взаимное восприятие друг друга (пространственное и временное соприсутствие участников, синхронизация действий);
4) наличие руководящего органа
5) возникновение у участников межличностных отношений;
Приход новичка удваивает напряжение в команде. Присутствие других членов группы (то есть сама групповая ситуация) может усиливать конфликт или сплоченность.
Мейстер: важнейшая сторона совместной операторской деятельности – речевой обмен.
Основные компоненты общения: коммуникация, интеракция и социальная перцепция.
Уровни совместной деятельности:
1) общение в диаде;
2) кооперация, обмен различными видами деятельности;
3) коллектив, общение как комплекс знаков
Стрелков: оператор – всегда групповой субъект.
Признаки совместной деятельности:
1) общая цель;
2) разделенность труда между участниками;
3) взаимное восприятие друг друга (пространственное и временное соприсутствие участников, синхронизация действий);
4) наличие руководящего органа
5) возникновение у участников межличностных отношений;
Приход новичка удваивает напряжение в команде. Присутствие других членов группы (то есть сама групповая ситуация) может усиливать конфликт или сплоченность.
Мейстер: важнейшая сторона совместной операторской деятельности – речевой обмен.
Основные компоненты общения: коммуникация, интеракция и социальная перцепция.
Уровни совместной деятельности:
1) общение в диаде;
2) кооперация, обмен различными видами деятельности;
3) коллектив, общение как комплекс знаков
Носкова, Климов "История психологии труда в России" Гл.1-3
Показатели существования отдельной научной дисциплины:
1) наличие текстов, теоретического анализа, опирающегося на эмпирический материал;
2) наличие специалистов в данной области, профессионалов;
3) организационное обеспечение и оформление деятельности специалистов;
4) информационное обеспечение деятельности профессионалов;
5) материальное обеспечение.
6) методический принцип: наличие методики проведения экспериментов, наблюдений и пр.
Методы:
анализ методом логической рекострукции психологического знания, основыанной на анализе продуктов жизнедеятельности.
распознающий алгоритм (Климов, Носкова)
анализ пословиц и поговорок
изучение мифов: мифы – материализованная жизнь народов (пример из работы Рыбакова Б.А. "Язычество у древних славян": введение процесса вдувания воздуха в кузнечные печи > изменение религиозных представлений > изменение обряда захоронения)
При Петре I в 1716 г. был составлен первый воинский Устав для сухопутных офицеров, описывающий более 40 тыс. должностей офицеров сописанием их обязанностей, необходимых профессиональных качеств, регулирующий служебные взаимоотношения.
Книга Суворова "Наука побеждать" содержала управленческие идеи.
Показатели существования отдельной научной дисциплины:
1) наличие текстов, теоретического анализа, опирающегося на эмпирический материал;
2) наличие специалистов в данной области, профессионалов;
3) организационное обеспечение и оформление деятельности специалистов;
4) информационное обеспечение деятельности профессионалов;
5) материальное обеспечение.
6) методический принцип: наличие методики проведения экспериментов, наблюдений и пр.
Методы:
анализ методом логической рекострукции психологического знания, основыанной на анализе продуктов жизнедеятельности.
распознающий алгоритм (Климов, Носкова)
анализ пословиц и поговорок
изучение мифов: мифы – материализованная жизнь народов (пример из работы Рыбакова Б.А. "Язычество у древних славян": введение процесса вдувания воздуха в кузнечные печи > изменение религиозных представлений > изменение обряда захоронения)
При Петре I в 1716 г. был составлен первый воинский Устав для сухопутных офицеров, описывающий более 40 тыс. должностей офицеров сописанием их обязанностей, необходимых профессиональных качеств, регулирующий служебные взаимоотношения.
Книга Суворова "Наука побеждать" содержала управленческие идеи.
Проектирование – процесс составления описания, необходимый для создания в заданных условиях еще не существующего объекта, опирающийся на его первичное описание и/или алгоритм его действия/или алгоритм процесса устранения некорректности первичного описания.
До Н. А. Бернштейна в физиологии бытовало мнение, что двигательный акт организуется следующим образом: на этапе обучения движению в двигательных центрах формируется и фиксируется его программа; затем в результате действия какого-то стимула она возбуждается, в мышцы идут моторные командные импульсы, и движение реализуется. Таким образом, механизм движения описывался схемой рефлекторной дуги: стимул — процесс его центральной переработки (возбуждение программ) — двигательная реакция.
Первый вывод Бернштейна - только очень простое движение, например коленный рефлекс или отдергивание руки от огня, может произойти в результате прямого проведения моторных команд от центра к периферии. Но сложные двигательные акты, которые призваны решить какую-то задачу, достичь какого-то результата, так строиться не могут. Главная причина состоит в том, что результат любого сложного движения зависит не только от собственно управляющих сигналов, но и от целого ряда дополнительных факторов. Окончательная цель движения может быть достигнута, только если в него будут постоянно вноситься поправки, или коррекции. А для этого в ЦНС должны поступать афферентные сигналы, содержащие информацию о реальном ходе движения, а затем перерабатываться в сигналы коррекции.
Новый принцип управления движениями - принцип сенсорных коррекций, вносимых в моторные импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения.
Факторами, которые, помимо моторных команд, влияют на ход движения.
1. Реактивные силы. Если вы сильно взмахнете рукой, то в других частях тела разовьются реактивные силы, которые изменят их положение и тонус.
2. Иинерционные силы. Если вы резко поднимете руку, то она взлетает не только за счет тех моторных импульсов, которые посланы в мышцы, но с какого-то момента движется по инерции.
Первый вывод Бернштейна - только очень простое движение, например коленный рефлекс или отдергивание руки от огня, может произойти в результате прямого проведения моторных команд от центра к периферии. Но сложные двигательные акты, которые призваны решить какую-то задачу, достичь какого-то результата, так строиться не могут. Главная причина состоит в том, что результат любого сложного движения зависит не только от собственно управляющих сигналов, но и от целого ряда дополнительных факторов. Окончательная цель движения может быть достигнута, только если в него будут постоянно вноситься поправки, или коррекции. А для этого в ЦНС должны поступать афферентные сигналы, содержащие информацию о реальном ходе движения, а затем перерабатываться в сигналы коррекции.
Новый принцип управления движениями - принцип сенсорных коррекций, вносимых в моторные импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения.
Факторами, которые, помимо моторных команд, влияют на ход движения.
1. Реактивные силы. Если вы сильно взмахнете рукой, то в других частях тела разовьются реактивные силы, которые изменят их положение и тонус.
2. Иинерционные силы. Если вы резко поднимете руку, то она взлетает не только за счет тех моторных импульсов, которые посланы в мышцы, но с какого-то момента движется по инерции.
Теория уровней построения движений.
Н. А. Бернштейн обнаружил следующее. В зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Под уровнями следует понимать буквально морфологические “слои” в ЦНС. Так были выделены уровни спинного и продолговатого мозга, уровень подкорковых центров, уровни коры. Характеристике уровней, выделенных Н. А. Бернштейном.
Уровень А — самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, зато заведует очень важным аспектом любого движения — тонусом мышц. Он участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями.
Уровень В.Уровнь синергий. На этом уровне перерабатываются в основном сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела.
Уровень С.Уровнь пространственного поля. На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т. е. вся информация о внешнем пространстве. Поэтому на нем строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов — к их форме, положению, длине, весу и пр.
Уровень D.Уровень предметных действий. Это корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами. Он практически монопольно принадлежит человеку. К нему относятся все орудийные действия, манипуляции с предметами и др.
Уровень Е. Это уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь речевых движений, движений письма, а также движения символической, или кодированной, речи — жестов глухонемые азбуки Морзе и др. Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.
Н. А. Бернштейн обнаружил следующее. В зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Под уровнями следует понимать буквально морфологические “слои” в ЦНС. Так были выделены уровни спинного и продолговатого мозга, уровень подкорковых центров, уровни коры. Характеристике уровней, выделенных Н. А. Бернштейном.
Уровень А — самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, зато заведует очень важным аспектом любого движения — тонусом мышц. Он участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями.
Уровень В.Уровнь синергий. На этом уровне перерабатываются в основном сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела.
Уровень С.Уровнь пространственного поля. На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т. е. вся информация о внешнем пространстве. Поэтому на нем строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов — к их форме, положению, длине, весу и пр.
Уровень D.Уровень предметных действий. Это корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами. Он практически монопольно принадлежит человеку. К нему относятся все орудийные действия, манипуляции с предметами и др.
Уровень Е. Это уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь речевых движений, движений письма, а также движения символической, или кодированной, речи — жестов глухонемые азбуки Морзе и др. Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.
К кадровым процессам относятся:
- рекрутирование, или привлечение и найм персонала;
- организационное обеспечение функционирования персонала;
- формирование резерва корпуса руководителей;
- внутриорганизационное движение кадров;
- завершение карьеры;
Обеспечение нормального течения кадровых процессов включает в себя ряд этапов:
1) вовлечение в деятельность системы и включение;
2) оценка уровня квалификации профессионала и эффективное использование его возможностей;
3) квалификационное, количественное и профессиональное обеспечение функционирования организации трудовыми ресурсами;
4) адекватное кадровое обеспечение инновационных процессов;
5) обеспечение эффективного использования трудового потенциала каждого работника на протяжении его пребывания в рамках конкретной организации;
6) обеспечение оптимальных условий выхода человека из организации;
- рекрутирование, или привлечение и найм персонала;
- организационное обеспечение функционирования персонала;
- формирование резерва корпуса руководителей;
- внутриорганизационное движение кадров;
- завершение карьеры;
Обеспечение нормального течения кадровых процессов включает в себя ряд этапов:
1) вовлечение в деятельность системы и включение;
2) оценка уровня квалификации профессионала и эффективное использование его возможностей;
3) квалификационное, количественное и профессиональное обеспечение функционирования организации трудовыми ресурсами;
4) адекватное кадровое обеспечение инновационных процессов;
5) обеспечение эффективного использования трудового потенциала каждого работника на протяжении его пребывания в рамках конкретной организации;
6) обеспечение оптимальных условий выхода человека из организации;
Общая характеристика операторского труда:
1) объект воспринимается опосредовано;
2) разные режимы деятельности оператора: наблюдение; наблюдение-коррекция технологического процесса; действия в аварийных ситуациях или при запуске/остановке системы; самостоятельное построение режима деятельности.
Особенности операторского труда:
1) сложность и скорость процессов;
2) объем информации;
3) высокая ответственность за ошибки;
4) переходы от ожидания к деятельности;
5) неопределенность переходов;
6) условия работы плохие;
7) можно активно относится к деятельности и пассивно.
1) объект воспринимается опосредовано;
2) разные режимы деятельности оператора: наблюдение; наблюдение-коррекция технологического процесса; действия в аварийных ситуациях или при запуске/остановке системы; самостоятельное построение режима деятельности.
Особенности операторского труда:
1) сложность и скорость процессов;
2) объем информации;
3) высокая ответственность за ошибки;
4) переходы от ожидания к деятельности;
5) неопределенность переходов;
6) условия работы плохие;
7) можно активно относится к деятельности и пассивно.
Утомление – вызванное интенсивной или длительной работой временное уменьшение работоспособности, выражается в снижении количественных и качественных показателей и в ухудшении координации рабочих функций.
Хроническое утомление – один из видов пограничных состояний человека, снижающих эффективность деятельности и создающий угрозу для здоровья человека, формирующийся вследствие длительного накопления остаточных эффектов острого утомления, не компенсируемого своевременным отдыхом.
Проявления:
1) физиологические проявления – сокращение внутренних ресурсов и переход на менее выгодную работу: увеличение сокращений сердца, десинхронизация ?- ритма ЭЭГ, появление медленных ритмов, снижается критическая частота слияния мельканий. Увеличивается частота и длительность послеобразов, снижается скорость реагирования.
2) Психологические проявления: Внимание – снижение уровня, страдают особенно функции переключения и распределения.
Мышление – эффективность мыслительной деятельности снижается за счет эксплуатации стереотипа.
Память – затруднено извлечение информации из ДП, ухудшение операции удержания в КП.
Сюда же относится субъективная оценка состояния: объективирующие переживания и оценочные симптомц в отношении них. К неспецифическим симптомам относятся желание сменить деятельность и эмоциональное раздражение, к специфическим – типичные симптомы для каждого вида деятельности (например, “резь в глазах”)
Хроническое утомление – один из видов пограничных состояний человека, снижающих эффективность деятельности и создающий угрозу для здоровья человека, формирующийся вследствие длительного накопления остаточных эффектов острого утомления, не компенсируемого своевременным отдыхом.
Проявления:
1) физиологические проявления – сокращение внутренних ресурсов и переход на менее выгодную работу: увеличение сокращений сердца, десинхронизация ?- ритма ЭЭГ, появление медленных ритмов, снижается критическая частота слияния мельканий. Увеличивается частота и длительность послеобразов, снижается скорость реагирования.
2) Психологические проявления: Внимание – снижение уровня, страдают особенно функции переключения и распределения.
Мышление – эффективность мыслительной деятельности снижается за счет эксплуатации стереотипа.
Память – затруднено извлечение информации из ДП, ухудшение операции удержания в КП.
Сюда же относится субъективная оценка состояния: объективирующие переживания и оценочные симптомц в отношении них. К неспецифическим симптомам относятся желание сменить деятельность и эмоциональное раздражение, к специфическим – типичные симптомы для каждого вида деятельности (например, “резь в глазах”)
Перцептивный мир оператора основан на образе мира. Он состоит из трех блоков (по Артемьевой):
1) ядерный – модель отношений к объектам мира;
2) картина мира;
3) пространство-время актуальное. Мир сам уже влияет на восприятие;
Искажения из-за эмоций происходят: аффекты (ситуативный компонент) и чувства (формируются опытом, внеситуативный компонент).
Смысловая организация профессионального опыта: методика карандаш – бумага дает разные картины плета у капитана и штурмана.
Следствия из теории смыслового структурирования перцептивного мира: перцептивный мир формируется в опыте – у новичка и у профессионала они различны по степени симультанности, скорости перехода от широкого поля восприятия к узкому и т.д.
Множественность перцептивных миров в одной точке: внекабинный, внутрикабинный, работа в группе (умение посмотреть на мир глазами другого).
К четырем измерениям пространства-времени добавляются еще два: значение и смысл. Перцептивный мир и субъективные карты опыта субъекта несут на себе отпечатки смыслов и значений.
Теория информационной модели (Зинченко, Павлов):
- совокупность информации о предмете управления, системе управления, самом объекте и среде;
- информация представлена на приборах – СОИ;
- информация специальным образом упорядочена, чтобы обеспечить быстрое и устойчивое восприятие, работу с полученными данными;
Информационная модель – совокупность данных, специальным образом организованных, в которых представлены сведения о системе управления, процессе, окружающей среде, самом операторе.Она представлена оператору через СОИ.
1) ядерный – модель отношений к объектам мира;
2) картина мира;
3) пространство-время актуальное. Мир сам уже влияет на восприятие;
Искажения из-за эмоций происходят: аффекты (ситуативный компонент) и чувства (формируются опытом, внеситуативный компонент).
Смысловая организация профессионального опыта: методика карандаш – бумага дает разные картины плета у капитана и штурмана.
Следствия из теории смыслового структурирования перцептивного мира: перцептивный мир формируется в опыте – у новичка и у профессионала они различны по степени симультанности, скорости перехода от широкого поля восприятия к узкому и т.д.
Множественность перцептивных миров в одной точке: внекабинный, внутрикабинный, работа в группе (умение посмотреть на мир глазами другого).
К четырем измерениям пространства-времени добавляются еще два: значение и смысл. Перцептивный мир и субъективные карты опыта субъекта несут на себе отпечатки смыслов и значений.
Теория информационной модели (Зинченко, Павлов):
- совокупность информации о предмете управления, системе управления, самом объекте и среде;
- информация представлена на приборах – СОИ;
- информация специальным образом упорядочена, чтобы обеспечить быстрое и устойчивое восприятие, работу с полученными данными;
Информационная модель – совокупность данных, специальным образом организованных, в которых представлены сведения о системе управления, процессе, окружающей среде, самом операторе.Она представлена оператору через СОИ.
Оптимизация неблагоприятных ФС:
1.Оптимизация объективных характеристик трудовой деятельности:
1) предмет труда;
2) орудия и средства труда;
3) условия труда;
4) процесс труда;
2. За счет внешних средств:
1) функциональная музыка;
2) оптимизация режима питания;
3) гипнотерапия;
4) библиотерапия;
5) фармакотерапия;
6) рефлексологические;
3. За счет внутренних средств:
1) специальные виды тренингов;
2) аутогенная тренировка;
3) нервно-мышечная релаксация;
4) сенсорная
1.Оптимизация объективных характеристик трудовой деятельности:
1) предмет труда;
2) орудия и средства труда;
3) условия труда;
4) процесс труда;
2. За счет внешних средств:
1) функциональная музыка;
2) оптимизация режима питания;
3) гипнотерапия;
4) библиотерапия;
5) фармакотерапия;
6) рефлексологические;
3. За счет внутренних средств:
1) специальные виды тренингов;
2) аутогенная тренировка;
3) нервно-мышечная релаксация;
4) сенсорная
ФС – интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвено обусловливают выполнение деятельности. К таковым относятся: утомление, монотония, напряженность, различные виды психологического стресса и состояния, вызываемые воздействием экстремальных факторов физической природы. Анализ ФС проходит на уровнях физиологических изменений, изменений протекания основных психических процессов, субъективных переживаний, на поведенческом уровне.
ФС делятся на экстенсивные (утомление, монотония, стресс, психическая напряженность, психическое пресыщение) и интенсивные (острое утомление, хроническое утомление).
Трудоспособность – способность к психофизиологическому действию, отличная от дееспособности, то есть способность формирования целесообразной деятельности, создающая качественную сторону трудовой деятельности.
Работоспособность – потенциальная способность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
Эффективность – на каком уровне человек выполняет некоторый уровень продуктивности.
Продуктивность – выполнение некоторого количества продукта за единицу времени.
ФС делятся на экстенсивные (утомление, монотония, стресс, психическая напряженность, психическое пресыщение) и интенсивные (острое утомление, хроническое утомление).
Трудоспособность – способность к психофизиологическому действию, отличная от дееспособности, то есть способность формирования целесообразной деятельности, создающая качественную сторону трудовой деятельности.
Работоспособность – потенциальная способность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
Эффективность – на каком уровне человек выполняет некоторый уровень продуктивности.
Продуктивность – выполнение некоторого количества продукта за единицу времени.