Концепция оперативного образа: свойства, область применения. Перцептивный мир оператора. Образ полета. Информационная и концептуальная модели. Требования к информационным моделям, СОИ и органы управления

Наука » Психология » Инженерная психология
Перцептивный мир оператора основан на образе мира. Он состоит из трех блоков (по Артемьевой):
1) ядерный – модель отношений к объектам мира;
2) картина мира;
3) пространство-время актуальное. Мир сам уже влияет на восприятие;
Искажения из-за эмоций происходят: аффекты (ситуативный компонент) и чувства (формируются опытом, внеситуативный компонент).
Смысловая организация профессионального опыта: методика карандаш – бумага дает разные картины плета у капитана и штурмана.
Следствия из теории смыслового структурирования перцептивного мира: перцептивный мир формируется в опыте – у новичка и у профессионала они различны по степени симультанности, скорости перехода от широкого поля восприятия к узкому и т.д.
Множественность перцептивных миров в одной точке: внекабинный, внутрикабинный, работа в группе (умение посмотреть на мир глазами другого).
К четырем измерениям пространства-времени добавляются еще два: значение и смысл. Перцептивный мир и субъективные карты опыта субъекта несут на себе отпечатки смыслов и значений.
Теория информационной модели (Зинченко, Павлов):
- совокупность информации о предмете управления, системе управления, самом объекте и среде;
- информация представлена на приборах – СОИ;
- информация специальным образом упорядочена, чтобы обеспечить быстрое и устойчивое восприятие, работу с полученными данными;
Информационная модель – совокупность данных, специальным образом организованных, в которых представлены сведения о системе управления, процессе, окружающей среде, самом операторе.Она представлена оператору через СОИ.
Концептуальная модель – некие сведения, полученные оператором ранее, при обучении, или отложившиеся в памяти.
Теория проектирования информационных моделей (требования):
- адекватность задаче, которую выполняет оператор в системе;
- соответствие возможностям человека по объему, информация не должна превышать эти возможности;
- информация должна достаточно полно отображать ситуацию;
- информация должна легко и быстро читаться и способствовать сокращению дальнейших умственных операций.
Ошанин “Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии”: разделение психического отражения самого управляемого объекта и его мнемосхемы.
Оперативность образа – адекватность содержания образа объекта конкретному назначению образа в системе предметного действия.
Оперативный образ – идеальное специализированное отражение преобразуемого в действии объекта, складывающееся по ходу выполнения конкретного предметного действия и подчиненное задаче действия.
Пилот совмещает “Ч-О” и “Ч”, и эти две части могут приходить в противоречие друг другу.
Образ полета – базовый компонент психического отражения; включает задачи и цели, систему знаний об объекте управления, систему двигательных программ. Его компоненты:
1) образ пространственного положения4
2) чувство самолета;
3) восприятие приборов;
Логико-психологический анализ мнемосхемы:
- психические процессы переработки информации, получаемой с панели оператором;
- как он должен их видеть, чтобы эти процессы совершались легче и надежнее;
Два варианта мнемосхемы – психологизированная или технологическая.
Свойства оперативных образов:
1) прагматичность;
2) адекватность задаче действия;
3) специфичность (пригоден для решения только определенной задачи);
4) лаконичность;
5) функциональная деформация (акцент на существенные характеристики).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.