"Сверхчеловеки" - так называется материал Александра Сидячко, напечатанный газетой "Мегаполис-экспресс" в феврале 1996 года. Как следует из подзаголовка, он посвящен "производству огнеупорных и пуленепробиваемых людей". А "производят" таких людей в Академии иррациональной психологии, которой руководит врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук И. О. Вагин. Правда, в начале Сидячко приводит собственные впечатления от увиденного. Вот они:
" - Смотреть на меня, - властно командует Вагин. - Так, теперь пошли. Смелее, еще смелее. Идем быстро, с носка на пятку, с носка на пятку. Хорошо. Попробуем еще раз.
Минуту назад здесь полыхал костер. Дымятся еще горячие угли. Перед испытанием на золу бросают газетный лист. Он тотчас занимается жарким пламенем. Значит, ходить можно. И даже нужно. И люди идут. Прямо по раскаленному пеплу. Невероятно, однако факт.
Раздетого до пояса телохранителя, подвешенного за ноги на высоте полутора метров, резко бросают спиной вниз, на груду бутылочных осколков. Ни единой царапины.
Человек медленно и плавно, опустив руку на пламя, проводит ею над чашкой с горящим спиртом. Боли он не испытывает.
Ассистент, поработав со мной пару минут, предлагает подставить руку под удары острейшего ножа. Легко соглашаюсь. Я знаю, что ничего плохого не случится. Удары становятся все сильнее. Это похоже на рубку мяса, но лезвие отскакивает от кожи, как мяч от стены".
" - Смотреть на меня, - властно командует Вагин. - Так, теперь пошли. Смелее, еще смелее. Идем быстро, с носка на пятку, с носка на пятку. Хорошо. Попробуем еще раз.
Минуту назад здесь полыхал костер. Дымятся еще горячие угли. Перед испытанием на золу бросают газетный лист. Он тотчас занимается жарким пламенем. Значит, ходить можно. И даже нужно. И люди идут. Прямо по раскаленному пеплу. Невероятно, однако факт.
Раздетого до пояса телохранителя, подвешенного за ноги на высоте полутора метров, резко бросают спиной вниз, на груду бутылочных осколков. Ни единой царапины.
Человек медленно и плавно, опустив руку на пламя, проводит ею над чашкой с горящим спиртом. Боли он не испытывает.
Ассистент, поработав со мной пару минут, предлагает подставить руку под удары острейшего ножа. Легко соглашаюсь. Я знаю, что ничего плохого не случится. Удары становятся все сильнее. Это похоже на рубку мяса, но лезвие отскакивает от кожи, как мяч от стены".
Одной из самых необычных историй, связанных с быстрым изменением цвета волос, является рассказ о некоем юноше, шевелюра которого поседела за одну ночь. В одной из хроник за 1546 год сообщается, что он оказался в тюрьме. И, ожидая смертного приговора, явился в суд совершенно седым, в то время как предыдущей ночью все видели его черноволосым! У этой истории счастливый конец - несчастный преступник вызвал у судьи жалость и был прощен.
Сообщается также о дочери одного священника из Ноттингема, которая, проснувшись однажды поутру, обнаружила на своих черных волосах совершенно белое пятно диаметром три с половиной сантиметра. Через несколько ночей все ее волосы приобрели по краям белую окраску, что сделало девушку похожей на зебру. Подобные метаморфозы продолжались долгое время, а через семь лет волосы побелели полностью, несмотря на то что девушке в тот момент исполнилось всего 20 лет.
Другая девочка, Мери Сили из Бедфордшира, тоже оказалась жертвой феномена "двуцветности". Уже в возрасте восьми лет ее волосы сильно различались по оттенкам. С одной стороны головы они росли густые и черные, а с другой - более жидкие и светлые. Точно так же и ее тело с одной стороны было смуглым, а с другой -бледным. Врачи не смогли с уверенностью определить, что было причиной такого двуцветия. Даже лондонские специалисты затруднялись это объяснить: ведь девочка не испытывала ни особенно сильного страха, ни бурных эмоциональных переживаний. Ее случай так и остался загадкой.
Сообщается также о дочери одного священника из Ноттингема, которая, проснувшись однажды поутру, обнаружила на своих черных волосах совершенно белое пятно диаметром три с половиной сантиметра. Через несколько ночей все ее волосы приобрели по краям белую окраску, что сделало девушку похожей на зебру. Подобные метаморфозы продолжались долгое время, а через семь лет волосы побелели полностью, несмотря на то что девушке в тот момент исполнилось всего 20 лет.
Другая девочка, Мери Сили из Бедфордшира, тоже оказалась жертвой феномена "двуцветности". Уже в возрасте восьми лет ее волосы сильно различались по оттенкам. С одной стороны головы они росли густые и черные, а с другой - более жидкие и светлые. Точно так же и ее тело с одной стороны было смуглым, а с другой -бледным. Врачи не смогли с уверенностью определить, что было причиной такого двуцветия. Даже лондонские специалисты затруднялись это объяснить: ведь девочка не испытывала ни особенно сильного страха, ни бурных эмоциональных переживаний. Ее случай так и остался загадкой.
Искусство безопасно манипулировать змеями известно с незапамятных времен. Так, еще в Ветхом Завете описывается состязание Моисея и брата его, Аарона, со жрецами в Древнем Египте. Моисей и Аарон хотели доказать, что сам всемогущий Бог наделил их чудодейственной силой, и этим убедить фараона отпустить из Египта народ израильский, томящийся в рабстве после завоевания Иудеи:
"...И бросил Аарон свой посох перед фараоном и перед его рабами, и стал он змеем. Но и фараон призвал мудрецов и волхвов, и они, ученые египетские, произвели своими тайнами то же. Каждый бросил свой посох, и те стали змеями..."
Событие это относится примерно ко второй половине VI века до нашей эры. А в 1930 году А. А. Вадимову и М. А. Тривусу довелось в Средней Азии видеть выступление иллюзиониста-афганца: "Без всякого вреда для себя он выдерживал укусы змей, принесенных услужливыми зрителями. Затем брал змею, проводил по ней рукой и нажимал на какую-то точку возле головы. Змея вытягивалась, впадала в каталептическое состояние. Иллюзионист держал ее, как палку (посох. - Авт.), на указательных пальцах вытянутых вперед рук. Еще одно движение - и змея, брошенная на землю, снова "оживала". Но времена меняются: никто из зрителей не счел чудом библейский трюк афганского фокусника" (Вадимов А.А., Тривус МАОт: магов древности до иллюзионистов наших дней. М., 1966.).
"...И бросил Аарон свой посох перед фараоном и перед его рабами, и стал он змеем. Но и фараон призвал мудрецов и волхвов, и они, ученые египетские, произвели своими тайнами то же. Каждый бросил свой посох, и те стали змеями..."
Событие это относится примерно ко второй половине VI века до нашей эры. А в 1930 году А. А. Вадимову и М. А. Тривусу довелось в Средней Азии видеть выступление иллюзиониста-афганца: "Без всякого вреда для себя он выдерживал укусы змей, принесенных услужливыми зрителями. Затем брал змею, проводил по ней рукой и нажимал на какую-то точку возле головы. Змея вытягивалась, впадала в каталептическое состояние. Иллюзионист держал ее, как палку (посох. - Авт.), на указательных пальцах вытянутых вперед рук. Еще одно движение - и змея, брошенная на землю, снова "оживала". Но времена меняются: никто из зрителей не счел чудом библейский трюк афганского фокусника" (Вадимов А.А., Тривус МАОт: магов древности до иллюзионистов наших дней. М., 1966.).
Медики в полном недоумении разводят руками, а десятки тысяч поклонников считают его святым: 65-летний индийский монах Сахадж Муни Махарадж не принимал пищу... ровно год. Каждые сутки он обходился лишь несколькими стаканами теплой воды. Трудно поверить, но это действительно правда. Есть и свидетели: врачи, наблюдавшие все это время за уникальным монахом, с удивлением констатировали,-что Махарадж лишь похудел на 47 килограммов, в остальном же в его организме нет никаких отклонений. Более того, специалисты считают, что в результате голодовки Махарадж даже стал "более здоровым".
Разгадка этого феномена современной науке пока не под силу. Сам же монах говорит, что отказался на целый год от пищи с целью добиться духовного и физического очищения.
Буддийский монах во время исполнения религиозного обряда в Куроисо (Япония) чувствует себя в кипящей воде вполне комфортно.
"Когда мысли направлены в правильное русло, человек не чувствует ни голода, ни жажды, ни жары, ни холода", - спокойно объясняет Махарадж.
Что касается холода, то в горных монастырях Гималаев практикуется такое испытание. На пронизывающем ветру в 20-градусный мороз монах в одной набедренной повязке должен высушить теплом своего тела несколько мокрых простыней. И что вы думаете -высушивает! Количество же. простыней (чем больше, тем лучше) говорит о степени его продвижения к полному контролю над плотью, в конечном счете - к высокому и благому делу.
Сахадж Муни Махарадж не случайно упомянул и жару, которую точнее было бы назвать настоящим адским пеклом. Буддийские монахи иногда демонстрируют совершенно феноменальный опыт. Под котлом разложен костер, в котле кипит вода, а в кипятке... сидит монах. И нет здесь никакого фокуса: потом он выбирается оттуда без малейшего намека на ожоги.
Разгадка этого феномена современной науке пока не под силу. Сам же монах говорит, что отказался на целый год от пищи с целью добиться духовного и физического очищения.
Буддийский монах во время исполнения религиозного обряда в Куроисо (Япония) чувствует себя в кипящей воде вполне комфортно.
"Когда мысли направлены в правильное русло, человек не чувствует ни голода, ни жажды, ни жары, ни холода", - спокойно объясняет Махарадж.
Что касается холода, то в горных монастырях Гималаев практикуется такое испытание. На пронизывающем ветру в 20-градусный мороз монах в одной набедренной повязке должен высушить теплом своего тела несколько мокрых простыней. И что вы думаете -высушивает! Количество же. простыней (чем больше, тем лучше) говорит о степени его продвижения к полному контролю над плотью, в конечном счете - к высокому и благому делу.
Сахадж Муни Махарадж не случайно упомянул и жару, которую точнее было бы назвать настоящим адским пеклом. Буддийские монахи иногда демонстрируют совершенно феноменальный опыт. Под котлом разложен костер, в котле кипит вода, а в кипятке... сидит монах. И нет здесь никакого фокуса: потом он выбирается оттуда без малейшего намека на ожоги.
Люди, как, видимо, убедился читатель, создания довольно любопытные и странные: одни любят смотреть, другие -демонстрировать то, на что мало кто способен. Правда, у некоторых демонстрации носят отнюдь не публичный характер. Просто сама судьба заставляет их коллекционировать весьма странные предметы. Например, в 1927 году у одной 42-летней дамы в желудке врачи обнаружили 2533 инородных -несъедобных тела, в том числе 947 английских булавок. Дама обратилась к врачам с жалобой на "небольшую боль в животе".
А вот 13-летняя американка Камилла Дефарк из штата Мэн семью десятилетиями позже, как рассказывает газета "Чикаго сан", получила нелестное для девочки прозвище Крокодилица. Его обладательница на вид очень приятна и симпатична. А кличка пристала к ней из-за того, что Камилла потребляет рыбу в сыром виде, причем совершенно неразделанную, чуть ли не живую. Камилла берет рыбу, слегка обтирает и ест вместе с чешуей и внутренностями. При этом ее организм принимает все без последствий. Мало того, возможно, именно благодаря такой пище Камилла отличается цветущим видом и очень редко болеет. Врачи, обследовавшие ее, установили: желудочный сок девочки чрезвычайно активен. Это позволяет желудку без вреда переваривать и кости и чешую. Прямо-таки как у крокодила...
А вот для 32-летней жительницы Сан-Диего (США) Эми Уилдмар самым изысканным деликатесом являются изделия из пластмассы и резины - например, автомобильные покрышки. Но страсть к их поеданию охватывает Эми лишь тогда, когда она беременна. Вообще-то известно, что беременных женщин частенько тянет на не совсем обычную пищу, но "меню" Эми, когда она оказывается в интересном положении, ни для какого желудка не подходит!
А вот 13-летняя американка Камилла Дефарк из штата Мэн семью десятилетиями позже, как рассказывает газета "Чикаго сан", получила нелестное для девочки прозвище Крокодилица. Его обладательница на вид очень приятна и симпатична. А кличка пристала к ней из-за того, что Камилла потребляет рыбу в сыром виде, причем совершенно неразделанную, чуть ли не живую. Камилла берет рыбу, слегка обтирает и ест вместе с чешуей и внутренностями. При этом ее организм принимает все без последствий. Мало того, возможно, именно благодаря такой пище Камилла отличается цветущим видом и очень редко болеет. Врачи, обследовавшие ее, установили: желудочный сок девочки чрезвычайно активен. Это позволяет желудку без вреда переваривать и кости и чешую. Прямо-таки как у крокодила...
А вот для 32-летней жительницы Сан-Диего (США) Эми Уилдмар самым изысканным деликатесом являются изделия из пластмассы и резины - например, автомобильные покрышки. Но страсть к их поеданию охватывает Эми лишь тогда, когда она беременна. Вообще-то известно, что беременных женщин частенько тянет на не совсем обычную пищу, но "меню" Эми, когда она оказывается в интересном положении, ни для какого желудка не подходит!
Во все века и у всех народов почему-то особым почетом пользовались люди, способные поглотить такое большое количество пищи, какое, возможно, не в состоянии были бы съесть даже знаменитые обжоры Гаргантюа и Пантагрюэль из романа Рабле. Один из самых необычных случаев обжорства был зафиксирован в XIX веке, когда служащий Парижского зоосада, увлекавшийся коллекционированием экскрементов своих подопечных, целиком сожрал за несколько дней сдохшего льва. Впоследствии он умер от несварения желудка, когда поглотил зараз 4 килограмма горячего хлеба.
В наши дни самый знаменитый чемпион мира по обжорству -56-летний американец Питер Доудовелл. Он автор более чем 200 мировых рекордов по пожиранию (существительное "поедание" тут вряд ли уместно. - Авт.) различных видов пищи. Вот некоторые из его достижений: 113 пончиков за 7 минут, 96 сосисок за 4 минуты 29 секунд, 62 блина за 6 минут, 144 ягоды чернослива за 31 секунду, 17 очищенных бананов за 1 минуту 47 секунд, 13 сырых яиц за 1 секунду, 38 яиц всмятку за 1 минуту 15 секунд, 21 гамбургер (запивая) за 9 минут 42 секунды, две пинты (около литра) молока за 3,2 секунды, 5 фунтов (около 2,3 килограмма) равиоли (типа пельменей) за 5 минут 34 секунды, 2 фунта (около 1 килограмма) клубники за 13 секунд.
В соревнованиях по обжорству и выпивке Питер участвует уже свыше двух десятилетий, причем большую часть своих денежных призов он направляет на благотворительные цели.
"Я могу ради благотворительности съесть все, что угодно. Это единственная причина, почему я занимаюсь таким "спортом", -рассказывает Питер. - Но самое смешное в том, что, когда я не соревнуюсь, то ем очень медленно. После любых состязаний я сажусь и спокойно, неторопливо получаю удовольствие от пищи независимо От того, сколько я съел перед этим. Это помогает мне вновь прийти в нормальное состояние. И меня никогда не тошнило от таких состязаний. Врачи говорят, что я настоящее чудо природы".
В наши дни самый знаменитый чемпион мира по обжорству -56-летний американец Питер Доудовелл. Он автор более чем 200 мировых рекордов по пожиранию (существительное "поедание" тут вряд ли уместно. - Авт.) различных видов пищи. Вот некоторые из его достижений: 113 пончиков за 7 минут, 96 сосисок за 4 минуты 29 секунд, 62 блина за 6 минут, 144 ягоды чернослива за 31 секунду, 17 очищенных бананов за 1 минуту 47 секунд, 13 сырых яиц за 1 секунду, 38 яиц всмятку за 1 минуту 15 секунд, 21 гамбургер (запивая) за 9 минут 42 секунды, две пинты (около литра) молока за 3,2 секунды, 5 фунтов (около 2,3 килограмма) равиоли (типа пельменей) за 5 минут 34 секунды, 2 фунта (около 1 килограмма) клубники за 13 секунд.
В соревнованиях по обжорству и выпивке Питер участвует уже свыше двух десятилетий, причем большую часть своих денежных призов он направляет на благотворительные цели.
"Я могу ради благотворительности съесть все, что угодно. Это единственная причина, почему я занимаюсь таким "спортом", -рассказывает Питер. - Но самое смешное в том, что, когда я не соревнуюсь, то ем очень медленно. После любых состязаний я сажусь и спокойно, неторопливо получаю удовольствие от пищи независимо От того, сколько я съел перед этим. Это помогает мне вновь прийти в нормальное состояние. И меня никогда не тошнило от таких состязаний. Врачи говорят, что я настоящее чудо природы".
Двенадцатилетняя ливанка Хасна аль-Муслимане из селения Аль-Факиха была обычным ребенком. Но затем ее жизнь резко переменилась: в дом, где она живет с родителями и братьями, зачастили врачи, журналисты и религиозные деятели. Девочка оказалась в центре всеобщего внимания, потому что... стала плакать стеклянными слезами.
Началось все полгода назад, когда Хасну стал беспокоить левый глаз. Мать повела ее к офтальмологу, и тот вынул из глаза небольшое стекло с острыми краями. Казалось, все неприятности позади, но через несколько часов Хасна достала из глаза другой кусочек стекла, потом еще и еще...
"С тех пор меня показывали четырем или пяти врачам, и все они пришли к мнению, что с глазом все в порядке, - говорит она. -А один из них сказал, что мне повезло, потому что то, что происходит со мной, - воля Аллаха".
Сейчас глаз ее в общем-то не беспокоит, хотя ежедневно в нем появляется до 20 небольших кусочков стекловидной массы размером с зерно.
В Аль-Факиху из столицы была направлена группа специалистов, обнаруживших в верхней части глазной ниши девочки необычную железу, которая, возможно, и выделяет стекловидное вещество. "Удивительно, - отмечают они, - что эти образования находятся в своеобразной вязкой оболочке, предохраняющей глаз от повреждения". Дальнейшие же исследования, по их убеждению, следует проводить только в стационарных условиях.
Началось все полгода назад, когда Хасну стал беспокоить левый глаз. Мать повела ее к офтальмологу, и тот вынул из глаза небольшое стекло с острыми краями. Казалось, все неприятности позади, но через несколько часов Хасна достала из глаза другой кусочек стекла, потом еще и еще...
"С тех пор меня показывали четырем или пяти врачам, и все они пришли к мнению, что с глазом все в порядке, - говорит она. -А один из них сказал, что мне повезло, потому что то, что происходит со мной, - воля Аллаха".
Сейчас глаз ее в общем-то не беспокоит, хотя ежедневно в нем появляется до 20 небольших кусочков стекловидной массы размером с зерно.
В Аль-Факиху из столицы была направлена группа специалистов, обнаруживших в верхней части глазной ниши девочки необычную железу, которая, возможно, и выделяет стекловидное вещество. "Удивительно, - отмечают они, - что эти образования находятся в своеобразной вязкой оболочке, предохраняющей глаз от повреждения". Дальнейшие же исследования, по их убеждению, следует проводить только в стационарных условиях.
Время от времени на аренах цирков и на сценах увеселительных заведений выступают люди, демонстрирующие свою нечувствительность к боли. Одним из таких уникумов был знаменитый То-Рама. Он выступал в цирках Европы в 20-х годах XX века и даже давал представления и в России. Этот человек, несмотря на свое индусское имя, был австрийцем, инженером-химиком и "по совместительству" гипнотизировал диких животных. Как свидетельствуют очевидцы, этот человек научился полностью подавлять у себя болевую чувствительность. Проколы насквозь ладоней, предплечий, плеч, щек, производимые длинной и толстой иглой, действительно не вызывали у него никаких объективных признаков ощущаемой боли: регистрация пульса, кровяного давления не показывала каких-либо изменений, даже рефлекторного сужения зрачков - надежного признака скрываемой боли.
То-Рама рассказывал, что в конце Первой мировой войны он был тяжело ранен осколком гранаты. В полевом госпитале его состояние признали безнадежным. Об этом говорили врачи. Он слышал, что его поместили в палату смертников. "Тогда, - пишет То-Рама, - во мне что-то восстало... Я стиснул зубы, и у меня возникла только одна мысль: "Ты должен остаться жить, ты не умрешь, ты не чувствуешь никаких болей" - и все в том же роде. Я повторял себе это бесконечное число раз, пока эта мысль не вошла настолько в мою плоть и кровь, что я окончательно перестал ощущать боль. Не знаю, как это случилось, но произошло невероятное. Врачи покачивали головами. Мое состояние стало со дня на день улучшаться. Так я остался жив только с помощью воли. Спустя два месяца в одном из венских госпиталей мне была сделана небольшая операция без общего наркоза и даже без местного обезболивания, достаточно было одного самовнушения. И когда я вполне оправился, я выработал свою систему победы над самим собой и пошел в этом отношении так далеко, что вообще не испытываю страданий, если не хочу их испытывать" (Что пишут о То-Рама. Л., 1926.).
Как следует из рассказа этого феноменального человека, он приобрел нечувствительность к боли с помощью самовнушения. В некоторых случаях тот же результат дает экстатическое состояние, о чем свидетельствуют подвиги религиозных фанатиков, факиров, так называемых конвульсионерок, средневековых ведьм и колдунов: в состоянии экстаза они утрачивали болевую чувствительность и с поразительной стойкостью переносили самые невероятные самоистязания и пытки.
То-Рама рассказывал, что в конце Первой мировой войны он был тяжело ранен осколком гранаты. В полевом госпитале его состояние признали безнадежным. Об этом говорили врачи. Он слышал, что его поместили в палату смертников. "Тогда, - пишет То-Рама, - во мне что-то восстало... Я стиснул зубы, и у меня возникла только одна мысль: "Ты должен остаться жить, ты не умрешь, ты не чувствуешь никаких болей" - и все в том же роде. Я повторял себе это бесконечное число раз, пока эта мысль не вошла настолько в мою плоть и кровь, что я окончательно перестал ощущать боль. Не знаю, как это случилось, но произошло невероятное. Врачи покачивали головами. Мое состояние стало со дня на день улучшаться. Так я остался жив только с помощью воли. Спустя два месяца в одном из венских госпиталей мне была сделана небольшая операция без общего наркоза и даже без местного обезболивания, достаточно было одного самовнушения. И когда я вполне оправился, я выработал свою систему победы над самим собой и пошел в этом отношении так далеко, что вообще не испытываю страданий, если не хочу их испытывать" (Что пишут о То-Рама. Л., 1926.).
Как следует из рассказа этого феноменального человека, он приобрел нечувствительность к боли с помощью самовнушения. В некоторых случаях тот же результат дает экстатическое состояние, о чем свидетельствуют подвиги религиозных фанатиков, факиров, так называемых конвульсионерок, средневековых ведьм и колдунов: в состоянии экстаза они утрачивали болевую чувствительность и с поразительной стойкостью переносили самые невероятные самоистязания и пытки.
"Электрические" люди известны давно и были названы так по аналогии с действием электрического тока на организм человека. Особенно много сообщений о таких людях стало поступать в XIX веке в связи со все большим внедрением электричества в наш быт. "Электрические" люди есть и в наши дни, в том числе и в России. Так, в 1997 году М. Голомолзина сообщила о жителе Волгодонска Т., молодом человеке хрупкого телосложения. Он был способен сильно ударить током любого обидчика. Примерно о таком же случае недавно рассказал предприниматель Василий Гвоздин: "Мне было тогда шестнадцать лет, я жил в поселке городского типа Стожок, заканчивал школу. А сосед наш был года на три-четыре старше меня, в армию его не взяли, у него не было трех пальцев на правой руке. Он пас стадо коров. Однажды коровы пришли без пастуха; звали его Никитой. Мужики пошли искать Никиту, потому что накануне, то есть днем, была страшная гроза, и мало ли что могло случиться с человеком. Нашли его, он был без сознания, лицо серое, как от удушья. С трудом откачали, и он рассказал, что в дерево ударила молния и дальше он ничего не помнит. Ну откачали - и слава Богу! Только с того дня стал Никита страшным человеком. Если начинал волноваться или злиться, от него буквально отлетали голубые искры, да такие, что если кто-то стоял поблизости, ощущал довольно сильный удар током. Мы от него в спорах держались подальше. А когда он влюбился, то свою избранницу, хорошую девчонку, пошел приглашать на танец и, коснувшись ее руки, так ее долбанул, что та Упала в обморок. Больше с ним никто за руку не здоровался, все Держались от него подальше, как от заразного; но все знали, что если он разозлится, то может, совершенно не желая того, убить током, который в нем стал, по-видимому, вырабатываться после удара молнии. Его, наверное, можно было бы использовать вместо аккумулятора или электростанции, но шутить с ним на эту тему никто не рисковал".
Образно говоря, стрела биологического времени летит из прошлого в будущее. Это означает, что на Земле живые существа рождаются, взрослеют, стареют и умирают независимо от того, сколько им положено жить - день или несколько тысячелетий, как, например такому дереву, как секвойя. Конечно, человеческий век не столь долог, мы, люди, редко переступаем столетний рубеж и при этом, естественно, стареем, а не молодеем.
Однако из этого правила есть исключения, правда довольно редкие. Например, известны случаи, когда течение биологического времени неимоверно ускоряется и малолетний ребенок начинает выглядеть глубоким стариком: у него наступает катастрофически быстрое старение. Такой исход жизни конечно же никому не приносит радости.
Совершенно невероятными с точки зрения здравого смысла выглядят случаи, когда в конце жизненного пути направление движения стрелы биологического времени человека вдруг изменяется на противоположное: она начинает лететь из будущего в прошлое! С подобным феноменом знакомы стоматологи: известны, хотя и
немногочисленные, случаи, когда у глубоких стариков и старух вдруг, как у младенцев, начинают резаться зубы. А у некоего Лисона из Франции в 1896 году зубы выросли в четвертый раз!
Но то, что недавно стало происходить с 75-летней японкой Сэй Сёнагон, не укладывается ни в какие рамки: она вдруг стала катастрофически молодеть! Об этом в ноябре 1997 года сообщила читателям еженедельника "Последние известия" Людмила Серова. Вот что она рассказала: "Госпожа Сэй Сёнагон из японского город"
Однако из этого правила есть исключения, правда довольно редкие. Например, известны случаи, когда течение биологического времени неимоверно ускоряется и малолетний ребенок начинает выглядеть глубоким стариком: у него наступает катастрофически быстрое старение. Такой исход жизни конечно же никому не приносит радости.
Совершенно невероятными с точки зрения здравого смысла выглядят случаи, когда в конце жизненного пути направление движения стрелы биологического времени человека вдруг изменяется на противоположное: она начинает лететь из будущего в прошлое! С подобным феноменом знакомы стоматологи: известны, хотя и
немногочисленные, случаи, когда у глубоких стариков и старух вдруг, как у младенцев, начинают резаться зубы. А у некоего Лисона из Франции в 1896 году зубы выросли в четвертый раз!
Но то, что недавно стало происходить с 75-летней японкой Сэй Сёнагон, не укладывается ни в какие рамки: она вдруг стала катастрофически молодеть! Об этом в ноябре 1997 года сообщила читателям еженедельника "Последние известия" Людмила Серова. Вот что она рассказала: "Госпожа Сэй Сёнагон из японского город"
При летаргическом сне не только произвольные движения, но и простые рефлексы бывают так подавлены, физиологические отправления органов дыхания и кровообращения настолько заторможены, что люди, мало знакомые с медициной, могут принять спящего за умершего. Американский писатель Эдгар По собрал целую коллекцию историй о "преждевременных погребениях". Подобного рода трагические случаи всегда производили потрясающее впечатление. Отсюда, по всей вероятности, берет начало вера в существование вампиров или вурдалаков - людей, умерших "ненастоящей смертью", покидающих в ночное время могилы и склепы, чтобы поддерживать свое полуживое-полумертвое существование кровью живых людей.
Страх быть погребенным заживо преследовал людей особенно в XVIII - начале XIX века. Немецкий профессор Г. Галле приводит в этой связи составленное врачом Тири "Наставление к попечению о мертвых". Вот фрагмент этого необычного документа: "Поелику есть примеры, что истеричные мнимоумершие женщины даже по шести днях опять оживали... полезно строить мертвые домы на каждом кладбище. Определенные надзиратели должны ежедневно тела по нескольку раз осматривать. Надлежит умершего оставить в постели покрытого одеялом, нос, рот и глаза содержать открыты. В комнате почасту впускать свежего воздуху... Комнату накуривать уксусом, поливая оным на разожженные камни, ибо пары для тела и здоровых людей полезны, и при оных электризование тела лучше
действует... Станется, что сие составило бы лучшую предосторожности в рассуждении ранквременных погребений" (Галле Г. Магия, или Волшебные силы натуры. М., 1801.).
Страх быть погребенным заживо преследовал людей особенно в XVIII - начале XIX века. Немецкий профессор Г. Галле приводит в этой связи составленное врачом Тири "Наставление к попечению о мертвых". Вот фрагмент этого необычного документа: "Поелику есть примеры, что истеричные мнимоумершие женщины даже по шести днях опять оживали... полезно строить мертвые домы на каждом кладбище. Определенные надзиратели должны ежедневно тела по нескольку раз осматривать. Надлежит умершего оставить в постели покрытого одеялом, нос, рот и глаза содержать открыты. В комнате почасту впускать свежего воздуху... Комнату накуривать уксусом, поливая оным на разожженные камни, ибо пары для тела и здоровых людей полезны, и при оных электризование тела лучше
действует... Станется, что сие составило бы лучшую предосторожности в рассуждении ранквременных погребений" (Галле Г. Магия, или Волшебные силы натуры. М., 1801.).
Мы познакомились с людьми, у которых не было потребности спать. Теперь рассмотрим их антиподов - тех, кто не в состоянии бодрствовать, поскольку погружены в непробудный, патологический сон, называемый летаргическим. В состоянии такого сна больные могут находиться без перерыва много дней, недель, месяцев, а иногда даже лет и в исключительных случаях - десятилетий.
Вот один из типичных примеров недолгого летаргического сна, описанный в статье доктора Бирда "Сущность и явления транса": "Доктор Розенталь в Вене обнародовал случай транса у истерической женщины, которую пользовавший ее врач признал умершей. Когда Розенталь увидал ее, то кожа ее была бледна и холодна, зрачки сужены и нечувствительны к свету, пульс неощутим, конечности расслаблены. Ей пробовали капать на кожу растопленный сургуч и не могли заметить при этом ни малейших отраженных движений. Ко рту прикладывали зеркало, но на поверхности его не могли заметить и следов влажности. Не было возможности различить ни малейших дыхательных шумов, но в области сердца выслушивание показало еле-еле заметный перемежающийся звук. Больная уже 36 часов находилась в подобном, по-видимому, безжизненном состоянии. При исследовании прерывистым током Розенталь нашел, что мышцы лица и конечностей сокращались. Больная оправилась после 12-часовой фарадизации. Два года спустя она была жива и здорова и рассказывала Розенталю, что в начале приступа она ничего не сознавала, а затем слышала разговоры о своей смерти, но ничем не могла помочь себе" (Менделеев ДИ Материалы для суждения о спиритизме. С.-Пб., 1876.).
Вот один из типичных примеров недолгого летаргического сна, описанный в статье доктора Бирда "Сущность и явления транса": "Доктор Розенталь в Вене обнародовал случай транса у истерической женщины, которую пользовавший ее врач признал умершей. Когда Розенталь увидал ее, то кожа ее была бледна и холодна, зрачки сужены и нечувствительны к свету, пульс неощутим, конечности расслаблены. Ей пробовали капать на кожу растопленный сургуч и не могли заметить при этом ни малейших отраженных движений. Ко рту прикладывали зеркало, но на поверхности его не могли заметить и следов влажности. Не было возможности различить ни малейших дыхательных шумов, но в области сердца выслушивание показало еле-еле заметный перемежающийся звук. Больная уже 36 часов находилась в подобном, по-видимому, безжизненном состоянии. При исследовании прерывистым током Розенталь нашел, что мышцы лица и конечностей сокращались. Больная оправилась после 12-часовой фарадизации. Два года спустя она была жива и здорова и рассказывала Розенталю, что в начале приступа она ничего не сознавала, а затем слышала разговоры о своей смерти, но ничем не могла помочь себе" (Менделеев ДИ Материалы для суждения о спиритизме. С.-Пб., 1876.).