Из-за нехватки средств и резкого роста стоимости производства и ремонта подвижного состава железные дороги испытывают трудности с удовлетворением спроса на подвижной состав для перевозки грузов и пассажиров.
Особенно эта проблема характерна для перевозки наливных, опасных и скоропортящихся грузов, 40' контейнеров.
Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1998 г. на железнодорожном транспорте начат процесс структурной реформы.
Предпосылками реформирования железных дорог можно считать результаты системного анализа развития железных дорог РФ. Для отрасли характерны такие серьезные проблемы как:
1. Низкий уровень мотивации работников. Недостаточный ассортимент и качество услуг, предоставляемых пользователям;
2. Система управления отраслью сдерживает развитие рыночных отношений.
3.Несовершенна нормативная база отрасли. Неэффективна тарифная политиках. Отсутствует механизм предоставления равного доступа к инфраструктуре независимым компаниям-перевозчикам.
4. Высокая степень износа основных фондов требует больших затрат на их текущее содержание и ремонт, создает опасность потери технологической устойчивости железнодорожного транспорта и определяет значительную потребность в инвестициях.
5.Сокращается доля российских железных дорог на мировых рынках, отсутствуют условия для изменения этой тенденции и интеграции России в мировые транспортные рынки.
В целях повышения устойчивости работы железных дорог, безопасности и качества оказываемых услуг, формирования единой эффективной транспортной системы страны, снижения совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов и удовлетворения спроса на услуги, оказываемые на железнодорожном транспорте Правительство РФ установило, что реформирование ж. д. необходимо провести в три этапа:
Первый этап - 2001-2002 годы;
Второй этап - 2003-2005 годы;
Третий этап - 2005-2010 годы.
В соответствии с данной программой подготовлены и приняты Федеральные законы:
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях»»;
Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;
Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта РФ».
Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом на железнодорожном транспорте».
Смысл реформы состоит в создании рынка железнодорожных перевозок.
На первом этапе предусматривается создание акционерного общества «Российские железные дороги ("РЖД"), 100% акций которого принадлежат государству. К нему переходят функции хозяйствующего субъекта. За МПС сохранятся лишь государственное управление отраслью. На этом этапе осуществляется также разделение компаний-перевозчиков и владельцев инфраструктуры железных дорог, создание грузовых компаний-операторов, владеющих собственным подвижным составом.
На втором этапе с целью создания конкурентной среды планируется выделение из ОАО «РЖД» его дочерних структур - акционерных государственных компаний, занимающихся оказанием транспортных услуг.
При этом будет осуществляться переход к свободному ценообразованию в конкурентных областях.
Цель третьего этапа реформы - создание развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок; будет продолжено привлечение инвестиций для развития железных дорог путем продажи пакетов акций дочерних обществ ОАО "РЖД" и других акционерных обществ, созданных на железной дороге с участием государственного капитала.
Основные функции МПС России после реформы:
проведение государственной политики в области железнодорожного транспорта;
разработка и организация совместно с другими федеральными органами власти государственной программы комплексного развития железнодорожного транспорта;
реализация структурной реформы на железнодорожном транспорта;
координация деятельности по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта в системе международных транспортных коридоров;
разработка стандартов и норм, определяющих порядок функционирование ж.д. транспорта;
подготовка предложений по тарифной политике на железнодорожном транспорте для внесения на рассмотрение правительства РФ;
Развитие высшего и среднетехнического профессионального образования;
Основные функции ОАО «РЖД»
организация перевозочного процесса;
содержание и ремонт и закупка вагонного и локомотивного парков, путевых машин, инфраструктуры и т.д.;
обеспечение безопасности движения;
обслуживание пассажиров;
содержание, ремонт и строительство вокзалов;
строительство новых ж.д. линий, подходов к портам и т.п.;
инвестиционная деятельность;
проведение расчетов с клиентами и партнерами;
здравоохранение.
Впервые в российском законодательстве дано определение инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования как технологического комплекса, включающего в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и системы управления движением, здания, сооружения, устройства и оборудование.
Теперь перевозчиком на железнодорожном транспорте может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявший на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж уполномоченному на его получение лицу. При этом перевозчик должен иметь соответствующую лицензию.
Согласно п.1 статьи 33 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ» лицензированию подлежат: перевозка пассажиров и багажа, грузобагажа, предоставление инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления перевозок, транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата на железнодорожные выставочные пути.
Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2002 года №383 «О лицензировании перевозочной и другой деятельности на железнодорожном транспорте» дано понятие еще одному участнику перевозочного процесса – оператору подвижного состава. Это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиками в осуществлении перевозочного процесса с использованием этих вагонов и контейнеров.
Ожидаемые резул-ты реформирования
Формирование единой гармоничной транспортной системы страны создаст условия для: рационального распределения перевозок между различными видами транспорта; развития взаимодействия и координации в транспортном секторе при выполнении перевозок в смешанном сообщении; оптимального распределения государственной поддержки между различными видами транспорта; максимального использования транзитного потенциала российской транспортной системы; сокращения экономически обоснованных сфер монопольной деятельности различных видов транспорта в различных сегментах.
Повышение географической доступности железнодорожного транспорта будет обеспечено благодаря вводу в эксплуатацию новых железнодорожных линий, в том числе построенных за счет частных инвестиций.
Снижение совокупных народно- хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом и повышение его экономической доступности осуществится за счет повышения эффективности деятельности на основе развития конкуренции.
Удовлетворение растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта будет обеспечено, в том числе, за счет появления и развития новых пассажирских и грузовых компаний.
Особенно эта проблема характерна для перевозки наливных, опасных и скоропортящихся грузов, 40' контейнеров.
Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1998 г. на железнодорожном транспорте начат процесс структурной реформы.
Предпосылками реформирования железных дорог можно считать результаты системного анализа развития железных дорог РФ. Для отрасли характерны такие серьезные проблемы как:
1. Низкий уровень мотивации работников. Недостаточный ассортимент и качество услуг, предоставляемых пользователям;
2. Система управления отраслью сдерживает развитие рыночных отношений.
3.Несовершенна нормативная база отрасли. Неэффективна тарифная политиках. Отсутствует механизм предоставления равного доступа к инфраструктуре независимым компаниям-перевозчикам.
4. Высокая степень износа основных фондов требует больших затрат на их текущее содержание и ремонт, создает опасность потери технологической устойчивости железнодорожного транспорта и определяет значительную потребность в инвестициях.
5.Сокращается доля российских железных дорог на мировых рынках, отсутствуют условия для изменения этой тенденции и интеграции России в мировые транспортные рынки.
В целях повышения устойчивости работы железных дорог, безопасности и качества оказываемых услуг, формирования единой эффективной транспортной системы страны, снижения совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов и удовлетворения спроса на услуги, оказываемые на железнодорожном транспорте Правительство РФ установило, что реформирование ж. д. необходимо провести в три этапа:
Первый этап - 2001-2002 годы;
Второй этап - 2003-2005 годы;
Третий этап - 2005-2010 годы.
В соответствии с данной программой подготовлены и приняты Федеральные законы:
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях»»;
Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;
Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта РФ».
Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом на железнодорожном транспорте».
Смысл реформы состоит в создании рынка железнодорожных перевозок.
На первом этапе предусматривается создание акционерного общества «Российские железные дороги ("РЖД"), 100% акций которого принадлежат государству. К нему переходят функции хозяйствующего субъекта. За МПС сохранятся лишь государственное управление отраслью. На этом этапе осуществляется также разделение компаний-перевозчиков и владельцев инфраструктуры железных дорог, создание грузовых компаний-операторов, владеющих собственным подвижным составом.
На втором этапе с целью создания конкурентной среды планируется выделение из ОАО «РЖД» его дочерних структур - акционерных государственных компаний, занимающихся оказанием транспортных услуг.
При этом будет осуществляться переход к свободному ценообразованию в конкурентных областях.
Цель третьего этапа реформы - создание развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок; будет продолжено привлечение инвестиций для развития железных дорог путем продажи пакетов акций дочерних обществ ОАО "РЖД" и других акционерных обществ, созданных на железной дороге с участием государственного капитала.
Основные функции МПС России после реформы:
проведение государственной политики в области железнодорожного транспорта;
разработка и организация совместно с другими федеральными органами власти государственной программы комплексного развития железнодорожного транспорта;
реализация структурной реформы на железнодорожном транспорта;
координация деятельности по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта в системе международных транспортных коридоров;
разработка стандартов и норм, определяющих порядок функционирование ж.д. транспорта;
подготовка предложений по тарифной политике на железнодорожном транспорте для внесения на рассмотрение правительства РФ;
Развитие высшего и среднетехнического профессионального образования;
Основные функции ОАО «РЖД»
организация перевозочного процесса;
содержание и ремонт и закупка вагонного и локомотивного парков, путевых машин, инфраструктуры и т.д.;
обеспечение безопасности движения;
обслуживание пассажиров;
содержание, ремонт и строительство вокзалов;
строительство новых ж.д. линий, подходов к портам и т.п.;
инвестиционная деятельность;
проведение расчетов с клиентами и партнерами;
здравоохранение.
Впервые в российском законодательстве дано определение инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования как технологического комплекса, включающего в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и системы управления движением, здания, сооружения, устройства и оборудование.
Теперь перевозчиком на железнодорожном транспорте может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявший на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж уполномоченному на его получение лицу. При этом перевозчик должен иметь соответствующую лицензию.
Согласно п.1 статьи 33 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ» лицензированию подлежат: перевозка пассажиров и багажа, грузобагажа, предоставление инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления перевозок, транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата на железнодорожные выставочные пути.
Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2002 года №383 «О лицензировании перевозочной и другой деятельности на железнодорожном транспорте» дано понятие еще одному участнику перевозочного процесса – оператору подвижного состава. Это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиками в осуществлении перевозочного процесса с использованием этих вагонов и контейнеров.
Ожидаемые резул-ты реформирования
Формирование единой гармоничной транспортной системы страны создаст условия для: рационального распределения перевозок между различными видами транспорта; развития взаимодействия и координации в транспортном секторе при выполнении перевозок в смешанном сообщении; оптимального распределения государственной поддержки между различными видами транспорта; максимального использования транзитного потенциала российской транспортной системы; сокращения экономически обоснованных сфер монопольной деятельности различных видов транспорта в различных сегментах.
Повышение географической доступности железнодорожного транспорта будет обеспечено благодаря вводу в эксплуатацию новых железнодорожных линий, в том числе построенных за счет частных инвестиций.
Снижение совокупных народно- хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом и повышение его экономической доступности осуществится за счет повышения эффективности деятельности на основе развития конкуренции.
Удовлетворение растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта будет обеспечено, в том числе, за счет появления и развития новых пассажирских и грузовых компаний.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи