Основы планирования, управления и организации перевозок на ж.д.

Наука » Транспорт » Железнодорожный транспорт
На ж/д транспорте, как и на всех других видах транспорта разрабатываются планы перевозок, которые должны обеспечивать полное и своевременное удовлетворение потребностей промышленности, с/х и населения в перевозках с учетом основных требований маркетинга и транспортной логистики.
Планирование перевозок должно осуществляться с учетом наиболее полного использования грузоподъемности и вместимости транспортных средств, что позволяет снижать себестоимость перевозок.
Планирование перевозок грузов должно обеспечивать:
полное и своевременное удовлетворение платежеспособного спроса на услуги ж/д транспорта по перевозкам грузов с наименьшими транспортными затратами;
эффективное использование подвижного состава;
формирование сводного заказа на перевозки грузов по ж/д и в целом для отрасли;
получение исходных данных для разработки месячного технического плана работы ж/д, регулирования вагонных парков;
определение важнейших финансово-экономических показателей работы отрасли;
подготовку базовых данных для согласования перевозок грузов с участием различных видов транспорта и иностранных ж/д, а также четкое взаимодействие с ними.
Переход на долгосрочные ответственные договоры с клиентами создает основу для составления прогноза деятельности ж/д и стратегии их развития.
Новая технология планирования перевозок грузов разработана Центром фирменного транспортного обслуживания.
Новой технологией планирования предусматривается разработка месячного (на месяц) и оперативного (по календарным датам погрузки) планов перевозки.
Первоначальная разработка месячных и оперативных планов перевозок грузов осуществляется железными дорогами.
Месячный план перевозок формируется на основе имеющихся договоров об организации перевозок грузов, заявок г/отправителей на перевозки, прогнозируемых размеров перевозок на основе статистических данных и маркетинговых исследований, а также заданий на перевозки.
Принцип планирования и организации грузовых перевозок на ж/д – максимальный охват перевозок грузов маршрутами, и прежде всего следующими на наиболее дальние расстояния.
Разрабатываемые планы перевозок грузов по ж/дорогам и в целом по сети утверждаются МПС и служат основой для разработки Департаментом управления перевозками технических норм эксплуатационной работы подвижного состава на планируемый месяц.
На основе утвержденного плана начальник ж/д утверждает и объявляет станциям месячные планы перевозок грузов.
Существует возможность произвести корректировку плана не позднее чем за 5 дней до конца планового месяца Министром (первым заместителем министра) по ходатайствам начальников ж/д в случаях отказов г/о от погрузки, непредъявления груза к перевозке, наличия дебиторской задолженности г/отправителей.
Месячные и оперативные планы перевозок разрабатываются в тоннах и вагонах, по видам сообщений, железным дорогам отправления, установленной номенклатуре грузов.
Процесс планирования перевозок грузов осуществляется по следующей технологии:
Г/отправитель представляет заявку на перевозку груза с указанием точного наименования груза, станции отправления, периода действия заявки и режима подачи вагонов по календарным датам погрузки. При этом г/отправитель может выбрать любой из следующих способов равномерной подачи вагонов: ежедневно, по четным дням, по нечетным дням, только по рабочим дням и т.д., либо заявка подается по конкретным датам погрузки.
Заявки на перевозки грузов, предоставляемые грузоотправителями перевозчику (управление ж/дороги), рассматриваются дорожными центрами фирменного транспортного обслуживания (ДЦФТО), а в необходимых случаях ЦФТО.
ДЦФТО принимают заявки г/о на перевозку грузов по всем видам сообщений, согласовывают заявки на перевозки грузов в прямом сообщении с причастными подразделениями ж/д, а заявки на перевозку грузов на экспорт, прямом смешанном сообщении – с ЦФТО.
Все принятые от г/отправителей и согласованные ж/дорогой заявки ежесуточно направляются по каналам связи в ЦФТО для формирования сводной заявки на перевозку грузов по календарным датам погрузки. Таким образом, проект месячного плана перевозок грузов по железной дороге, утвержденный начальником этой дороги, не позднее, чем за 10 дней до начала планируемого месяца ДЦФТО представляют в ЦФТО.
Проект плана перевозок грузов по железной дороге представляется в целом и с подразделением по:
номенклатуре грузов в тоннах и вагонах в среднем в сутки;
ж/д станциям назначения и родам вагонов (крытые, платформы, полувагоны, зерновозы, цементовозы, с выделением вагонов для перевозки цемента, рефрижераторные и прочий подвижной состав);
ж/д станциям назначения наливных грузов в цистернах, отдельно нефть и нефтепродукты, светлые нефтепродукты, спирт, химикаты, патока, растительное масло, аммиачная вода и прочий налив;
ж/д станциям назначения каменного угля, лесных грузов, зерна, руды железной и марганцевой, черных металлов, строительных грузов, химических и минеральных удобрений.
ЦФТО на основе представленных железными дорогами проектов планов перевозок грузов разрабатывает проект сводного плана в целом по сети ж/дорог, с разбивкой по железным дорогам отправления и номенклатуре грузов и согласовывает его с причастными Департаментами МПС.
Изменения в сводную заявку на перевозку грузов вносятся железной дорогой постоянно на основании данных поступающих и принимаемых к исполнению заявок, а также отказов от погрузки.
Сформированная сводная заявка на перевозку грузов для обеспечения г/отправителей подвижным составом передается в смежные автоматизированные системы (АСОУП, ДИСПАРК).
Месячный план перевозок грузов, утвержденный Министром путей сообщения РФ, объявляется не позднее, чем за 4 дня до начала планируемого месяца начальникам железных дорог для исполнения.
Начальник железной дороги, руководствуясь утвержденным планом перевозок грузов по дороге, утверждает месячные планы перевозок по каждому отделению и объявляет их начальникам отделений, которые утверждают по каждой станции и доводят до сведения начальников станций.
Начальник железной дороги в течение планового месяца может вносить изменения в месячные планы перевозок грузов без изменения плана перевозок грузов по дороге в целом, общих объемов перевозок по родам грузов и подвижного состава.
Поддержание транспортного процесса на ж/д транспорте на конкурентноспособном уровне, по сравнению с другими видами транспорта, невозможно без внедрения современных информационных технологий. Важным этапом реализации компьютерных технологий в сфере грузовых перевозок на сети ж/дорог стало начало эксплуатации в 1998 году «Автоматизированной комплексной системы фирменного транспортного обслуживания» («АКС ФТО»).
АКС ФТО включает в себя следующие информационные подсистемы:
нормативно-справочную;
маркетинговую;
заключения договоров по согласованным условиям перевозок;
сбора заявок и планирования перевозок грузов;
оформления перевозочных документов и кассово-финансовых операций;
контроля за соблюдением условий перевозки.
Сокращение сроков предоставления заявок на перевозку грузов; возможность подачи ее в любое время, удобное для г/о, не привязанное к месячному периоду; возможность устанавливать режим подачи транспортных средств на каждую дату погрузки; переход на непрерывный сбор и обработку заявок возможен только на основе информационных технологий. Поэтому большое значение придается развитию сети передачи данных для обеспечения взаимодействия с клиентами ж/д транспорта в удобном для них месте и внедрению автоматизированных систем, обеспечивающих формирование и обработку электронных документов. Для реализации поставленных задач создан комплекс программных продуктов – от Автоматизированных рабочих мест (АРМ), позволяющих сформировать паспорт клиента, договор об организации перевозок до автоматизированных комплексных систем транспортного обслуживания (АКСТО).
В 2003 году на дорогах РФ началось внедрение автоматизированной системы централизованной подготовки и оформления перевозочных документов (ЭТРАН). С помощью этой системы оформление перевозочных документов ведется в реальном режиме времени, что позволяет сократить значительные затраты на оформление перевозочных документов. Кроме того, система ЭТРАН позволяет перейти на работу по новым безбумажным технологиям. ЭТРАН – это централизованная система, поэтому вся нормативно-справочная информация и данные о перевозках хранятся на сервере в Москве.
Планирование перевозок грузов является основой организации перевозочного процесса и регулирования финансовой деятельности железнодорожного транспорта. Поэтому, процедура подачи заявки на перевозку груза железнодорожным транспортом имеет важное значение для успешного функционирования железных дорог.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.