ПС – транспортные средства, предназначенные для перевозок грузов, людей, а также ТС, оснащенные специальным оборудованием, предназначенных для проведения определенных работ. К ним относятся :а/м, тягачи, прицепы, полуприцепы и а/м спец назначения.
Весь ПС делится на группы в зависимости от нагрузки на ось:
Группа А: АТС с осевыми массами наиболее нагруженной си от 6-10 т. Включительно, предназначенных для эксплуатации на дорогах I-III категориях и IV категории одежды , которые построены под осевую массу 10т.
Группа Б: АТС с осевыми массами наиболее нагруженной оси до 6т., предназначенные для эксплуатации на всех дорогах.
По назначению грузовой ПС подразделяют на:
- транспортный;
- специальный.
К специальному транспорту относится: автокран, автолавки, автобетономешалка, пожарные и санитарные а/м, а/м для нужд коммунального хозяйства.
Весь ПС общего назначения подразделяется на:
- ПС с универсальным кузовом;
- со специализированным кузовом (спец приспособлены для определенного вида груза).
А/м с универсальными кузовами предназначены для перевозки широкой номенклатуры грузов, не требующих особых условий для обеспечения их сохранности при перевозках.
Весь ПС делится на группы в зависимости от нагрузки на ось:
Группа А: АТС с осевыми массами наиболее нагруженной си от 6-10 т. Включительно, предназначенных для эксплуатации на дорогах I-III категориях и IV категории одежды , которые построены под осевую массу 10т.
Группа Б: АТС с осевыми массами наиболее нагруженной оси до 6т., предназначенные для эксплуатации на всех дорогах.
По назначению грузовой ПС подразделяют на:
- транспортный;
- специальный.
К специальному транспорту относится: автокран, автолавки, автобетономешалка, пожарные и санитарные а/м, а/м для нужд коммунального хозяйства.
Весь ПС общего назначения подразделяется на:
- ПС с универсальным кузовом;
- со специализированным кузовом (спец приспособлены для определенного вида груза).
А/м с универсальными кузовами предназначены для перевозки широкой номенклатуры грузов, не требующих особых условий для обеспечения их сохранности при перевозках.
При выборе ПС в первую очередь проводят анализ грузопотока: объем и расстояние перевозок, величину отправок (партионность), вр-ва и способы выполнения ПРР, состояние дорожной сети, тип дор.покрытия, предельные осевые нагрузки, пропускную способность дорог и искусственных сооружений.
Невыгодной является перевозка мелких партий груза на а/м средней и большой грузоподъемности, а также невыгодна перевозка массовых грузов автомобилями малой и средней грузоподъемности.
Выбор типа ПС для перевозки того или иного груза сводится в основном к выбору кузова, т.к. узкая специализация кузовов многих типов ПС предопределяет сферу их рационального использования. Для перевозки штучных, тарых и бестарных грузов используются универсальные бортовые а/м и автопоезда, для перевозки навалочных не пылящих – самосвалы, крупногабаритных, строительных грузов – специальные автопоезда в составе седельного тягача и соответствующего грузу полуприцепа (панелевоза, фермовоза, балковоза).
Невыгодной является перевозка мелких партий груза на а/м средней и большой грузоподъемности, а также невыгодна перевозка массовых грузов автомобилями малой и средней грузоподъемности.
Выбор типа ПС для перевозки того или иного груза сводится в основном к выбору кузова, т.к. узкая специализация кузовов многих типов ПС предопределяет сферу их рационального использования. Для перевозки штучных, тарых и бестарных грузов используются универсальные бортовые а/м и автопоезда, для перевозки навалочных не пылящих – самосвалы, крупногабаритных, строительных грузов – специальные автопоезда в составе седельного тягача и соответствующего грузу полуприцепа (панелевоза, фермовоза, балковоза).
ПС хар-ся номин. грузоподъемностью и грузовместимостью:
• Номин. грузоподъемность ед. ПС (qН) – макс. допустимое кол-во груза, кот-е м.б. нагружено при полном исп-ии вместимости кузова, опр-ся конструктивными особенностями и допустимыми нагрузками на ось ПС с учетом дорож. условий;
• Грузовместимость – опр-ся размерами грузонесущей части (кузова, фургона, цистерны) и м.б. различ. при одной и той же грузоподъемности ПС. При орг-ции перевозок стремятся к более полному исп-ю грузоподъемности, т.к. повышение степени исп-я номин. грузоподъемности способствует увеличению V перевозок и ведет к снижению затрат. Степень исп-я грузоподъемности qН оценивают γС и γД.
Коэф. статич. исп-я грузоподъемности опр-ся отношением кол-ва фактически перевезенного груза к кол-ву груза, кот-е могло быть перевезено при полном исп-ии грузоподъемности, т.е. к номинал. грузоподъемности автомобиля или автопоезда:
1. За одну ездку: γС = qФ/qН
2. За день (за смену): γС = ΣqФ/(qН*ne) = Qсут/(qH*nC)
При определении коэф. статич. грузоподъемности не учитывается расстояние перевозки груза. Поэтому вврдят коэф. динамич. исп-я грузоподъемности.
• Номин. грузоподъемность ед. ПС (qН) – макс. допустимое кол-во груза, кот-е м.б. нагружено при полном исп-ии вместимости кузова, опр-ся конструктивными особенностями и допустимыми нагрузками на ось ПС с учетом дорож. условий;
• Грузовместимость – опр-ся размерами грузонесущей части (кузова, фургона, цистерны) и м.б. различ. при одной и той же грузоподъемности ПС. При орг-ции перевозок стремятся к более полному исп-ю грузоподъемности, т.к. повышение степени исп-я номин. грузоподъемности способствует увеличению V перевозок и ведет к снижению затрат. Степень исп-я грузоподъемности qН оценивают γС и γД.
Коэф. статич. исп-я грузоподъемности опр-ся отношением кол-ва фактически перевезенного груза к кол-ву груза, кот-е могло быть перевезено при полном исп-ии грузоподъемности, т.е. к номинал. грузоподъемности автомобиля или автопоезда:
1. За одну ездку: γС = qФ/qН
2. За день (за смену): γС = ΣqФ/(qН*ne) = Qсут/(qH*nC)
При определении коэф. статич. грузоподъемности не учитывается расстояние перевозки груза. Поэтому вврдят коэф. динамич. исп-я грузоподъемности.
Коэффициент технической готовности характеризует степень готовности пс к перевозкам и за опред. период времени опр-ся как отношение кол-ва авто-дней, в течение кот-х пс технически исправен к кол-ву списочных авто-дней.
Готовность парка опр-ся этим коэф.:
1. Для парка пс за 1 раб. день: αТ = АТ/АСП
2. Для парка ПС за опр. период времени: αТ = АДТ/АДСП
3. Для 1-го автомобиля за опр. период времени: αТ = ДТ/ДК
АТП стремящиеся к высокому уровню коэф. технич. готовности добиваются этого:
• своевременным и качественным техн. обслуживанием и ремонтом пс;
• применением передовых методов ремонта;
• бережное отношение водителей к ПС;
• совершенствование конструкций ПС;
• рост их эксплуатац. надежности;
• повышение мастерства водителей
Готовность парка опр-ся этим коэф.:
1. Для парка пс за 1 раб. день: αТ = АТ/АСП
2. Для парка ПС за опр. период времени: αТ = АДТ/АДСП
3. Для 1-го автомобиля за опр. период времени: αТ = ДТ/ДК
АТП стремящиеся к высокому уровню коэф. технич. готовности добиваются этого:
• своевременным и качественным техн. обслуживанием и ремонтом пс;
• применением передовых методов ремонта;
• бережное отношение водителей к ПС;
• совершенствование конструкций ПС;
• рост их эксплуатац. надежности;
• повышение мастерства водителей
Основные типы автопоездов:
- а/м с одноосным прицепом;
-а/м с двухосным прицепом;
- седельный а/м-тягач с полуприцепом;
- а/м с несколькими одноосными прицепами;
- а/м с несколькими двухосными прицепами;
- седельный а/м тягач с прицепом и полуприцепом;
- а/м тягач с прицепом-тяжеловозом;
Применение автопоездов обеспечивает наиболее полное использование имеющегося запаса мощности а/м, повышение производительности по сравнению с одноосными а/м, снижение расхода топлива на 1 т*км, снижается потребность водителей. Наиб. экономич. эффект от применения автопоездов достигается при перевозке массовых грузов, а также грузов отправляемых крупными партиями, длинномерных и крупногабаритных тяжеловесных грузов. Для качественной работы автопоездов необходимы дороги с твердым покрытием и достаточные размеры ПР площадок, обеспечение возможности маневрировании при подаче под ПРР.
Тягачи подразделяются на седельные и буксирные.
Седельные работают в сочетании с полуприцепом, часть веса переносится на шасси тягача. Для этого на раме тягача установлено седло – специальное опорно-сцепное устройство.
- а/м с одноосным прицепом;
-а/м с двухосным прицепом;
- седельный а/м-тягач с полуприцепом;
- а/м с несколькими одноосными прицепами;
- а/м с несколькими двухосными прицепами;
- седельный а/м тягач с прицепом и полуприцепом;
- а/м тягач с прицепом-тяжеловозом;
Применение автопоездов обеспечивает наиболее полное использование имеющегося запаса мощности а/м, повышение производительности по сравнению с одноосными а/м, снижение расхода топлива на 1 т*км, снижается потребность водителей. Наиб. экономич. эффект от применения автопоездов достигается при перевозке массовых грузов, а также грузов отправляемых крупными партиями, длинномерных и крупногабаритных тяжеловесных грузов. Для качественной работы автопоездов необходимы дороги с твердым покрытием и достаточные размеры ПР площадок, обеспечение возможности маневрировании при подаче под ПРР.
Тягачи подразделяются на седельные и буксирные.
Седельные работают в сочетании с полуприцепом, часть веса переносится на шасси тягача. Для этого на раме тягача установлено седло – специальное опорно-сцепное устройство.
Номинальная грузоподъемность а/м устанавливается заводом – изготовителем и показывает макс.массу перевозимого груза. Зависит от того, перевозится ли груз по дорогам с твердым покрытием или по грунтовым.
А/м прицепы и полуприцепы в зависимости от грузоподъемности делятся на следующие классы:
1)особо малой грузоподъемности (до 0,5 т)
2) малой грузоподъемности (0,5-2т)
3)средней грузоподъемности (2-8 т)
4)большой грузоподъемности (8-16т)
5) особо большой грузоподъемности (от 16т)
Классификация в зависимости от установленного двигателя:
А/м и а/м-тягачи бывают с бензиновыми, дизельными двигателями, газобаллонные и электрические.
- а/м с бензиновыми двигателями составляют основную часть легкового парка страны. На грузовые а/м эти двигатели устанавливаются в условиях малой и средней грузоподъемности.
- а/м с дизельными двигателями: грузовые а/м большой и особо большой грузоподъемности. Однако в последние годы наметилась тенденция установки их на авто средней и малой грузоподъемности.
А/м прицепы и полуприцепы в зависимости от грузоподъемности делятся на следующие классы:
1)особо малой грузоподъемности (до 0,5 т)
2) малой грузоподъемности (0,5-2т)
3)средней грузоподъемности (2-8 т)
4)большой грузоподъемности (8-16т)
5) особо большой грузоподъемности (от 16т)
Классификация в зависимости от установленного двигателя:
А/м и а/м-тягачи бывают с бензиновыми, дизельными двигателями, газобаллонные и электрические.
- а/м с бензиновыми двигателями составляют основную часть легкового парка страны. На грузовые а/м эти двигатели устанавливаются в условиях малой и средней грузоподъемности.
- а/м с дизельными двигателями: грузовые а/м большой и особо большой грузоподъемности. Однако в последние годы наметилась тенденция установки их на авто средней и малой грузоподъемности.