Транспортно-экспедиционная деятельность на железнодорожном транспорте, операции, выполняемые экспедитором, ответственность экспедитора при перевозке груза

Наука » Транспорт » Грузоведение
За последние годы транспортно-экспедиционная деятельность в России получила значительное развитие. Созданы тысячи экспедиторских компаний на всех видах транспорта, многие из которых взаимодействуют с железными дорогами. Экспедиторы играют серьезную роль в привлечении дополнительных объемов перевозок, этот вид услуг активно развивается на основе информатизации и логистики.
При плановой экономике СССР рынок экспедиторских услуг был ограничен. Такие услуги оказывали немногие государственные организации, такие как «Союзвнештранс», «Союзтранзит», «Совфрахт» и другие.
В настоящее время, на железнодорожном транспорте сложился рынок экспедиторских услуг, включающих в себя как крупные, так и небольшие предприятия с различными формами собственности, предоставляющие различные услуги грузовладельцам.
Экспедиторские услуги оказывают механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ, желдорэкспедиции, частные фирмы.
Появились операторы- владельцы подвижного состава, созданы иностранные и с участием российского капитала фирмы, осуществляющие экспедиционное обслуживание, особенно при выполнении экспортно-импортных перевозок.
Создана правовая и нормативно-технологическая основа транспортно-экспедиционной деятельности. Прежде всего, это Гражданский кодекс (ст.41) и Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», принятый Государственной Думой 11 июня 2003 года.
Введен в действие ГОСТ Р51133-98, которым установлены основные требования к регулированию деятельности экспедиторов, использующих железную дорогу в качестве перевозчика. На железнодорожном транспорте создана Система фирменного транспортного обслуживания, во взаимодействии с которой экспедиторы оказывают услуги грузовладельцам.
Стандартом установлена классификация экспедиторских услуг, предоставляемых на железных дорогах грузоотправителям и грузополучателям, а также общие требования к качеству услуг и методы контроля.
Услуги, оказываемые экспедиторскими организациями должны учитывать интересы потребителей, прогрессивный мировой опыт и соответствовать следующим требованиям: комплексности, точности, своевременности исполнения, безопасности и экологичности, обеспечению сохранности груза, этичности обслуживающего персонала, эстетичности условий обслуживания, информативности.
В перевозочном процессе существует ряд операций в начальном и конечном пунктах, выполнение которых по действующим правовым нормам не входит в обязанности перевозчика. Их выполняют грузоотправители и грузополучатели или по их поручению транспортно-экспедиционные организации. Такие операции принято называть транспортно-экспедиционными. Они делятся на основные и вспомогательные, различаются по характеру, месту и времени выполнения работ.
Основные транспортно-экспедиционные операции являются элементами общего перевозочного процесса- это прием груза на складе отправителя, доставка на станцию отправления, погрузка-выгрузка, маркировка, сопровождение, доставка на склад получателя, выдача груза получателю, оформление перевозочных документов, оплата платежей и сборов, информирование клиентов о местонахождении и времени прибытия груза на станцию назначения.
Вспомогательные операции предшествуют или сопутствуют процессу перевозки и включают упаковку грузов, таможенные операции, консультации, длительное хранение, перевалку на другие виды транспорта и др.
Можно выделить следующие транспортно-экспедиционные операции:
- Транспортные - завоз грузов на станцию отправления и вывоз грузов со станции назначения;
- Погрузочно-выгрузочные – погрузка грузов в вагоны и на автомобили и выгрузка из них, сортировка, упаковка, комплектование мелких отправок, контейнеров и т.д.
- Экспедиционные – документальное оформление приема груза к перевозке и завоза на станцию, раскредитование перевозочных документов, оформление выдачи и вывоза груза, оплата провозных платежей и сборов.
Вспомогательные операции выполняются в зависимости от потребности в них.
Выполнение транспортно-экспедиционных операций может принимать различные формы:
- Местной экспедиции, когда транспортно-экспедиционные операции производятся только в пункте оправления, назначения или в пути следования груза.
- Неполной и частичной экспедиции, если транспортно-экспедиционная организация выполняет лишь отдельные операции.
- Полного транспортно-экспедиционного обслуживания, когда транспортно-экспедиционная организация выполняет все функции, связанные с доставкой груза на всем пути от склада отправителя до склада получателя.
Сегодня в России практически отсутствует полное комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание грузовладельцев. Экспедиторы занимаются в основном расчетными тарифными операциями.
Согласно Федеральному закону «О транспортно-экспедиционной деятельности » экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.
При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ и представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором от имени клиента на основании выданной им доверенности.
Клиент имеет право выбирать маршрут следования и вид транспорта, требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором, предоставление информации о процессе перевозки груза.
Клиент обязан предоставить экспедитору полную, точную и своевременную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и другую необходимую информацию. Клиент обязан уплатить причитающиеся экспедитору вознаграждение и возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
По договору экспедиции экспедитор не несет ответственности за убытки от хищения, внутритарную недостачу содержимого груза, принятого в исправной таре; убытки в результате хранения груза на открытом воздухе, если такое хранение было согласовано с клиентом или предусмотрено обычным порядком перевозки; соблюдение сроков перевозки при ненадлежащем оформлении товарно-транспортных документов грузовладельцем; прямые или косвенные последствия любого другого происшествия, в котором нет вины экспедитора.
По договору экспедиции клиент несет материальную ответственность за ненадлежащее выполнение условий договора, непредъявление груза к перевозке, простой транспортных средств, направление груза не по адресу, ухудшение его качества из-за неправильности оформления; низкое качество тары и упаковки, некачественное оформление товаросопроводительной и расчетной документации.
Правовое регулирование транспортно-экспедиционной деятельности осуществляется законодательством, которое можно разделить на национальное и международное. Существует, кроме вышеназванных документов, Таможенный кодекс РФ, которым регулируется порядок осуществления перевозок в международном сообщении. Требования к оформлению перевозочных и других документов при перевозке по РФ содержатся в «Сборнике правил перевозок грузов» и других нормативных актах. Большая работа по совершенствованию ТЭО в РФ проводится Гильдией экспедиторов. Отраслевыми правовыми документами являются Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Воздушный Кодекс, Устав автомобильного транспорта и другие подчиненные им нормативные акты.
Основными международными законодательными актами в этой сфере являются Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Генеральное соглашение по торговле услугами Всемирной торговой организации, Конвенция о международных смешанных перевозках грузов, Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов, Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) и др.
Идет мировой процесс унификации транспортно-экспедиционной деятельности.
Международная федерация экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) разрабатывает рекомендации по регламентированию транспортно-экспедиционной деятельности. Членам этой организации разослана модель правил транспортно-экспедиционного обслуживания в качестве уставного документа для стран, где законодательство о таком обслуживании или отсутствует, или только разрабатывается, а также для стран, где оно требует серьезного совершенствования.
Основными механизмами государственного регулирования транспортно-экспедиционной деятельности за рубежом является:
- лицензирование, определяющее систему доступа экспедиторов и перевозчиков к участию в ТЭО;
- сертификация, стимулирующая повышение качества предоставляемых услуг;
- налоговая политика в сфере ТЭО;
- правовая защита участников ТЭО;
- стандартизация всех аспектов ТЭО;
- политика в области страхования.
В начале XXI века обозначились основные приоритеты дальнейшего развития мировой железнодорожной сети в области грузовых перевозок. Основным критерием оценки деятельности железной дороги становится не объем выполняемой работы, а доходность перевозок. Это привело к созданию в ряде стран магистралей специализированных для перевозки либо грузов, либо пассажиров, поскольку железные дороги со смешанным движением не могут обеспечивать полнообъемное развитие обоих видов транспорта в соответствии с современными требованиями.
Наиболее перспективными видами зарубежных железнодорожных грузовых перевозок являются смешанные перевозки и маршрутизация. Объем повагонных отправок за рубежом падает из-за отсутствия экономической выгоды для ж.д. из-за неконкурентоспособности железнодорожных и автомобильных тарифов. В качестве организационного мероприятия, позволяющего снизить темпы падения объемов повагонных отправок применяется ограничение числа переработок на сортировочных станциях на пути следования поездов.
Поиск новых решений в организации перевозок привел к реорганизации структуры управления в ряде стран, изменению формы собственности на железных дорогах.
Среди мероприятий, улучшающих качество транспортного обслуживания, особое место занимает улучшение использования подвижного состава, повышения производительности грузового вагона и локомотива, создание новых видов подвижного состава, автоматизация и внедрение современных информационных средств.
Ведется работа по созданию единого глобального международного транспортно-экспедиционного пространства.
В перспективе планируется расширение прав и функций экспедиторов, в том числе, их участие в производстве и реализации транспортной продукции, аренде и подряде транспортных средств и складов. Качество этой работы значительно возрастает при создании специальных логистических центров, обслуживающих несколько видов транспорта, объединенных между собой транспортными коридорами. При этом экспедитор будет обеспечивать планирование и прогнозирование перевозок. Логистические центры уже созданы во многих странах мира.
Отечественные транспортные и экспедиторские предприятия в начале 90-х годов поняли необходимость применения современных логистических технологий транспортировки и грузопереработке на основе внедрения технологий, «точно в срок» и «от двери до двери».
В 1992 году в Минтрансе РФ была разработана федеральная целевая программа «Российская система Транспортно-экспедиционного обслуживания Терминал», предусматривающая создание свыше 140 объектов терминальной инфраструктуры с подсистемами транспортно-экспедиционного, финансового, кадрового, страхового, информационного и правового обеспечения при государственной поддержке и регулировании. Предусматривалось также обеспечить тесное взаимодействие в работе автомобильного, железнодорожного и других видов транспорта.
Созданы транспортно-логистические центы в Москве и Санкт-Петербурге, разработаны проекты таких центров в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новороссийске.
Создание региональных логистических центров будет способствовать увеличению перевозок грузов по трансъевропейским транспортным коридорам, а в конечном итоге – интеграции российского транспорта с европейской и мировой транспортными системами.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.