Расширение сферы услуг на железнодорожном транспорте является одним из источников повышения прибыльности его работы. Экономическое обоснование уровня цен (тарифов) на отдельные виды работ и услуг, оказываемые предприятиями железных дорог грузовладельцам,
в условиях рыночных взаимоотношений является сложной задачей. Диапазон цен должен позволить учесть различные аспекты требований рынка — возможную конкуренцию других видов транспорта, размеры спроса и предложения, изменения расходов, прибыли и цен на продукцию промышленных предприятий в результате выполнения для них конкретной дополнительной транспортной услуги, а также влияние этой услуги на экономические показатели дороги. При установлении уровня цен по всем видам работ и услуг должны быть определены минимальные (на уровне себестоимости) и максимальные границы, которые определяются экономически обоснованным уровнем рентабельности. Цены могут устанавливаться в различных формах: в виде провозных плат в зависимости от расстояния, надбавок к прейскурантному тарифу, коэффициентов к установленным платам, сборов за отдельные операции, плат за услуги. Суммы, взысканные по ним, отражаются в финансово-бухгалтерской отчетности в виде надбавок и плат
в разряде доходов от дополнительных сборов, а основная провозная плата, установленная по прейскурантному тарифу, учитывается по перевозкам и распределяется в прямом сообщении в обычном порядке. Поэтому при определении цены в форме провозной платы целесообразно выделять надбавку в виде разницы между ее полной величиной и по прейскуранту. В форме провозных плат устанавливать цены рекомендуется при перевозке грузов с согласованным сокращением сроков доставки в кольцевых маршрутах по расписанию (с согласованным временем отправления и прибытия); в специализированных вагонах; в собственных вагонах с ограничением по скорости или весу поездов на магистральных железных дорогах; в вагонах парка МПС, приписанных к станциям погрузки или выгрузки, по железнодорожным линиям узкой колеи; по новым линиям в период их освоения. Определение уровня цены, выраженной в провозной плате, базируется на полной себестоимости соответствующих перевозок с предельным уровнем рентабельности. Следует учесть, что цена услуги определяется без налога на добавленную стоимость и других форм налоговых отчислений. В отдельных случаях уровень рентабельности может быть выше предельного для железной дороги по согласованию с грузоотправителем, если дополнительная услуга приводит к снижению себестоимости продукции и ее цены на предприятии. В качестве альтернативы возможно устанавливать цены (тарифы) по перечисленным выше перевозкам в виде повышенных коэффициентов к прейскурантной плате или надбавок (доплат). В форме сборов или плат целесообразно формировать цены на услуги, связанные с перевозками и дополнительным транспортным обслуживанием предприятий-грузовладельцев. К ним относятся, например, организация перевозок грузов сверх и вне плана, на особых условиях; погрузка и выгрузка на станциях, не открытых для грузовых операций; погрузка в определенное время, выбранное грузоотправителем; переадресовка грузов; хранение, взвешивание, проверка весовых приборов; пломбирование; погрузочно-разгрузочные работы на ветках грузовладельцев; подача сжатого воздуха от локомотивов и другие.
Базой для определения этих сборов и плат должны служить дополнительные полные эксплуатационные расходы железной дороги
при осуществлении конкретной операции. При этом учитываются не только основные прямые расходы, специфические для отдельных хозяйств железной дороги, но и в определенной доле накладные расходы предприятия, отделения и управления дороги. Величина же самих провозных плат в этих случаях сохраняется согласно действующим правилам применения прейскурантных тарифов. Наиболее распространенными методами определения себестоимости дополнительной услуги являются:
- метод единичных расходных ставок;
- метод непосредственного расчета по статьям номенклатуры расходов;
- метод расчета по стоимостным нормативам на отдельные измерители.
Выбор любого из этих методов расчета, в основном, зависит от содержания конкретной услуги, наличия и характера исходной информации, необходимой для определения расходов. В условиях рыночных отношений цены на продукцию транспорта должны быть гибкими и динамичными. Механизм формирования
цен должен предусматривать их своевременную индексацию. Кроме того, при обосновании уровня цены необходимо учитывать сложившиеся цены на аналогичную услугу у возможных конкурентов и, предположительно, их прогнозируемую динамику.
При этом необходимо определять совокупные затраты по полной технологической цепочке доставки этих грузов от отправителя до получателя, с учетом уровня запасов и стоимости их хранения. Для увеличения спроса на услуги и расширения рынка транспортных услуг большое значение имеет повышение качества обслуживания
в условиях рыночных взаимоотношений является сложной задачей. Диапазон цен должен позволить учесть различные аспекты требований рынка — возможную конкуренцию других видов транспорта, размеры спроса и предложения, изменения расходов, прибыли и цен на продукцию промышленных предприятий в результате выполнения для них конкретной дополнительной транспортной услуги, а также влияние этой услуги на экономические показатели дороги. При установлении уровня цен по всем видам работ и услуг должны быть определены минимальные (на уровне себестоимости) и максимальные границы, которые определяются экономически обоснованным уровнем рентабельности. Цены могут устанавливаться в различных формах: в виде провозных плат в зависимости от расстояния, надбавок к прейскурантному тарифу, коэффициентов к установленным платам, сборов за отдельные операции, плат за услуги. Суммы, взысканные по ним, отражаются в финансово-бухгалтерской отчетности в виде надбавок и плат
в разряде доходов от дополнительных сборов, а основная провозная плата, установленная по прейскурантному тарифу, учитывается по перевозкам и распределяется в прямом сообщении в обычном порядке. Поэтому при определении цены в форме провозной платы целесообразно выделять надбавку в виде разницы между ее полной величиной и по прейскуранту. В форме провозных плат устанавливать цены рекомендуется при перевозке грузов с согласованным сокращением сроков доставки в кольцевых маршрутах по расписанию (с согласованным временем отправления и прибытия); в специализированных вагонах; в собственных вагонах с ограничением по скорости или весу поездов на магистральных железных дорогах; в вагонах парка МПС, приписанных к станциям погрузки или выгрузки, по железнодорожным линиям узкой колеи; по новым линиям в период их освоения. Определение уровня цены, выраженной в провозной плате, базируется на полной себестоимости соответствующих перевозок с предельным уровнем рентабельности. Следует учесть, что цена услуги определяется без налога на добавленную стоимость и других форм налоговых отчислений. В отдельных случаях уровень рентабельности может быть выше предельного для железной дороги по согласованию с грузоотправителем, если дополнительная услуга приводит к снижению себестоимости продукции и ее цены на предприятии. В качестве альтернативы возможно устанавливать цены (тарифы) по перечисленным выше перевозкам в виде повышенных коэффициентов к прейскурантной плате или надбавок (доплат). В форме сборов или плат целесообразно формировать цены на услуги, связанные с перевозками и дополнительным транспортным обслуживанием предприятий-грузовладельцев. К ним относятся, например, организация перевозок грузов сверх и вне плана, на особых условиях; погрузка и выгрузка на станциях, не открытых для грузовых операций; погрузка в определенное время, выбранное грузоотправителем; переадресовка грузов; хранение, взвешивание, проверка весовых приборов; пломбирование; погрузочно-разгрузочные работы на ветках грузовладельцев; подача сжатого воздуха от локомотивов и другие.
Базой для определения этих сборов и плат должны служить дополнительные полные эксплуатационные расходы железной дороги
при осуществлении конкретной операции. При этом учитываются не только основные прямые расходы, специфические для отдельных хозяйств железной дороги, но и в определенной доле накладные расходы предприятия, отделения и управления дороги. Величина же самих провозных плат в этих случаях сохраняется согласно действующим правилам применения прейскурантных тарифов. Наиболее распространенными методами определения себестоимости дополнительной услуги являются:
- метод единичных расходных ставок;
- метод непосредственного расчета по статьям номенклатуры расходов;
- метод расчета по стоимостным нормативам на отдельные измерители.
Выбор любого из этих методов расчета, в основном, зависит от содержания конкретной услуги, наличия и характера исходной информации, необходимой для определения расходов. В условиях рыночных отношений цены на продукцию транспорта должны быть гибкими и динамичными. Механизм формирования
цен должен предусматривать их своевременную индексацию. Кроме того, при обосновании уровня цены необходимо учитывать сложившиеся цены на аналогичную услугу у возможных конкурентов и, предположительно, их прогнозируемую динамику.
При этом необходимо определять совокупные затраты по полной технологической цепочке доставки этих грузов от отправителя до получателя, с учетом уровня запасов и стоимости их хранения. Для увеличения спроса на услуги и расширения рынка транспортных услуг большое значение имеет повышение качества обслуживания
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи