Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование - самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. В ходе его проведения опрашиваются от 20 до 100 чел. Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. Такое исследование особенно важно в тех случаях, когда проблема изучена недостаточно или вообще ставится впервые. Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно подводится в том случае, когда объект анализа - относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками. Например, трудовой коллектив крупного предприятия, где работают люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т. д. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных.
Самый серьезный вид социологического анализа - аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно следственных связей - главное назначение такого исследования. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление.
Подготовка, социологического исследования непосредственно начинается с разработки его программы, состоящей из двух разделов - методологического и методического. В методологический раздел программы входят:
а) формулировка и обоснование социальной проблемы, т.е. определенной проблемной ситуации; б) определение объекта и предмета социологического исследования; в) определение задач исследователя и формулировка гипотез.
Методический раздел программы предполагает определение изучаемой совокупности, характеристику методов сбора первичной социологической информации, последовательность применения инструментария для ее сбора, логическую схему и программу обработки собранных данных на ЭВМ.
Респондент – опрашиваемый, т.е. тот, кто отвечает на поставленные вопросы.
Интервьюер – тот, кто проводит опрос посредством анкеты или задает вопросы в процессе интервью.
Разведывательное исследование - самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. В ходе его проведения опрашиваются от 20 до 100 чел. Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. Такое исследование особенно важно в тех случаях, когда проблема изучена недостаточно или вообще ставится впервые. Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно подводится в том случае, когда объект анализа - относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками. Например, трудовой коллектив крупного предприятия, где работают люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т. д. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных.
Самый серьезный вид социологического анализа - аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно следственных связей - главное назначение такого исследования. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление.
Подготовка, социологического исследования непосредственно начинается с разработки его программы, состоящей из двух разделов - методологического и методического. В методологический раздел программы входят:
а) формулировка и обоснование социальной проблемы, т.е. определенной проблемной ситуации; б) определение объекта и предмета социологического исследования; в) определение задач исследователя и формулировка гипотез.
Методический раздел программы предполагает определение изучаемой совокупности, характеристику методов сбора первичной социологической информации, последовательность применения инструментария для ее сбора, логическую схему и программу обработки собранных данных на ЭВМ.
Респондент – опрашиваемый, т.е. тот, кто отвечает на поставленные вопросы.
Интервьюер – тот, кто проводит опрос посредством анкеты или задает вопросы в процессе интервью.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи