Методы социологического исследования

Наука » Социология
Различают три основных вида социо­логического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследова­ние - самый простой вид социологического анализа, позво­ляющий решать ограниченные задачи. В ходе его проведения опрашиваются от 20 до 100 чел. Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. Такое исследование особенно важно в тех случаях, когда проблема изучена недостаточно или вообще ставится впервые. Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно подводится в том случае, когда объект анализа - относительно большая со­вокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками. Например, трудовой коллектив крупного предприятия, где ра­ботают люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т. д. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных.

Самый серьезный вид социологического анализа - аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно следственных связей - главное назначение такого исследования. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление.

Подготовка, социологического исследования непосредствен­но начинается с разработки его программы, состоящей из двух разделов - методологического и методического. В методологический раздел программы входят:

а) формулировка и обоснование социальной проблемы, т.е. определенной про­блемной ситуации; б) определение объекта и предмета социо­логического исследования; в) определение задач исследователя и формулировка гипотез.

Методический раздел программы предполагает опре­деление изучаемой совокупности, характеристику методов сбо­ра первичной социологической информации, последователь­ность применения инструментария для ее сбора, логическую схему и программу обработки собранных данных на ЭВМ.

Респондент – опрашиваемый, т.е. тот, кто отвечает на поставленные вопросы.

Интервьюер – тот, кто проводит опрос посредством анкеты или задает вопросы в процессе интервью.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.