1. Наблюдение – способ сбора социологической информации, основанный на анализе естественного хода каких-либо событий, явлений. Если наблюдатель является участником наблюдаемых событий, то имеет место включенное наблюдение. Когда исследователь находится вне изучаемого объекта, такое наблюдение называется не включенным. Если наблюдение производится по строго определенной схеме, то оно является формализованным. Если таковая схема отсутствует, то неформализованным.
2. Анализ документов – способ рассмотрения и объяснения документа в его социальном контексте, служащий целям извлечения и анализа социологической информации. Оно основано не просто на прочтении документа, а на анализе его содержания, понимании и толковании содержащейся в нем информации. При этом документы могут быть представлены в печатном, рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото и кинопленке.
3. Опрос, который разделяется на интервью и анкетные опросы. Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с опрашиваемым. По способу организации различают групповые и индивидуальные интервью. В первом случае организуется дискуссия в группе, во втором беседа ведется только с одним человеком. По технике проведения различают свободные интервью, протекающие в форме беседы на заданную тему, без детальной разработки вопросов. Стандартизированное интервью основано на детальной разработке вопросов, когда всем опрашиваемым задаются одни и те же вопросы в строгой последовательности. Полустандартизированные интервью – беседа ведется по заданной теме, есть список вопросов, но отсутствует строгая последовательность в их задавании.
4. Анкетный опрос – процесс сбора социологической информации путем распространения и сбора анкет, на вопросы которых опрашиваемые пишут ответы сами. По месту проведения различают почтовый опрос (по почте), прессовое анкетирование, когда анкета публикуется в широкой печати, телефонное (опрос по телефону) и анкетирование на месте, когда опрос проводит подготовленный для этих целей анкетер. В его задачи входит нахождение лиц, которых следует опросить, объяснение им способов заполнения анкеты, обеспечение самостоятельности опрашиваемых при их работе с анкетой, проверка правильности заполнения анкеты.
Выборочный метод. Если объект исследования состоит из 200-500 человек, то все они могут быть опрошены и такой опрос будет называться сплошным. Однако объект исследования чаще всего насчитывает сотни, тысячи, десятки или сотни тысяч людей, то в данном случае необходимо будет применить выборочный метод. Весь объект исследования называется генеральная совокупность. Выборочная совокупность – это определенное число элементов генеральной совокупности, которое отбирается по определенным правилам, в результате которой социолог получает уменьшенную модель генеральной совокупности.
Как ни важны сами по себе программа и выборка, тем не менее без рабочего плана невозможно грамотно провести социологическое исследование. Обычно в план закладываются основные процедурные мероприятия, которые надо осуществить при исследовании. Это позволяет с должной точностью определить затраты времени, сил, средств, объем работы научной, организационной. План создается на базе определенных правил, суть которых состоит в том, что все научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции группируются в четыре раздела (блока).
Первый и раздел (блок) предусматривает порядок подготовки, обсуждения, утверждения программы и инструментария социологического исследования. Сюда входит вопрос формирования и подготовки группы сбора первичной информации (интервьюеров, анкетеров). В этом же разделе нужно предусмотреть проведение пилотажного (разведывательного) исследования, которое покажет, как «работает» инструментарий. И если в каких-либо документах допущены ошибки при их подготовке, надо оперативно внести коррективы. Когда документы для работы полностью готовы, они тиражируются и раздаются анкетерам, интервьюерам.
Второй раздел (блок) включает все организационные и методические виды работ, т. е. отвечает на вопросы: что надо сделать, где и когда, в какие сроки. Важно предусмотреть предварительное оповещение опрашиваемых о целях, задачах и практическом значении социологического исследования, т. е. заранее ответить на вопросы, которые обычно задают все респонденты (опрашиваемые).
Третий раздел (блок) посвящен обычно планированию операций, связанных с подготовкой собранной информации. План должен предусматривать, сколько специалистов вычислительного центра необходимо задействовать для выполнения данной процедуры. При ее выполнении исследователи работают совместно с программистами, операторами ЭВМ, под контролем которых формируется массив информации для внесения в вычислительную машину. Перед этим исследовали проводят отсев тех анкет, которые не содержат ответов ключевые вопросы или дали положительные результаты на контрольные вопросы.
Четвертый раздел (блок) - это виды работ, связанные с анализом результатов обработки. Получив результаты, исследователи подготавливают предварительный, промежуточный или итоговый отчет о проведенном социологическом исследовании, и практические рекомендации.
Респондент – лицо, участвующее в опросе в качестве источника информации.
Основные разновидности метода опроса: анкетирование и интервью.
Выборка – отбор респондентов.
«Закрытыми» называются такие вопросы анкеты, где респондент должен сделать выбор из нескольких готовых вариантов ответа.
2. Анализ документов – способ рассмотрения и объяснения документа в его социальном контексте, служащий целям извлечения и анализа социологической информации. Оно основано не просто на прочтении документа, а на анализе его содержания, понимании и толковании содержащейся в нем информации. При этом документы могут быть представлены в печатном, рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото и кинопленке.
3. Опрос, который разделяется на интервью и анкетные опросы. Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с опрашиваемым. По способу организации различают групповые и индивидуальные интервью. В первом случае организуется дискуссия в группе, во втором беседа ведется только с одним человеком. По технике проведения различают свободные интервью, протекающие в форме беседы на заданную тему, без детальной разработки вопросов. Стандартизированное интервью основано на детальной разработке вопросов, когда всем опрашиваемым задаются одни и те же вопросы в строгой последовательности. Полустандартизированные интервью – беседа ведется по заданной теме, есть список вопросов, но отсутствует строгая последовательность в их задавании.
4. Анкетный опрос – процесс сбора социологической информации путем распространения и сбора анкет, на вопросы которых опрашиваемые пишут ответы сами. По месту проведения различают почтовый опрос (по почте), прессовое анкетирование, когда анкета публикуется в широкой печати, телефонное (опрос по телефону) и анкетирование на месте, когда опрос проводит подготовленный для этих целей анкетер. В его задачи входит нахождение лиц, которых следует опросить, объяснение им способов заполнения анкеты, обеспечение самостоятельности опрашиваемых при их работе с анкетой, проверка правильности заполнения анкеты.
Выборочный метод. Если объект исследования состоит из 200-500 человек, то все они могут быть опрошены и такой опрос будет называться сплошным. Однако объект исследования чаще всего насчитывает сотни, тысячи, десятки или сотни тысяч людей, то в данном случае необходимо будет применить выборочный метод. Весь объект исследования называется генеральная совокупность. Выборочная совокупность – это определенное число элементов генеральной совокупности, которое отбирается по определенным правилам, в результате которой социолог получает уменьшенную модель генеральной совокупности.
Как ни важны сами по себе программа и выборка, тем не менее без рабочего плана невозможно грамотно провести социологическое исследование. Обычно в план закладываются основные процедурные мероприятия, которые надо осуществить при исследовании. Это позволяет с должной точностью определить затраты времени, сил, средств, объем работы научной, организационной. План создается на базе определенных правил, суть которых состоит в том, что все научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции группируются в четыре раздела (блока).
Первый и раздел (блок) предусматривает порядок подготовки, обсуждения, утверждения программы и инструментария социологического исследования. Сюда входит вопрос формирования и подготовки группы сбора первичной информации (интервьюеров, анкетеров). В этом же разделе нужно предусмотреть проведение пилотажного (разведывательного) исследования, которое покажет, как «работает» инструментарий. И если в каких-либо документах допущены ошибки при их подготовке, надо оперативно внести коррективы. Когда документы для работы полностью готовы, они тиражируются и раздаются анкетерам, интервьюерам.
Второй раздел (блок) включает все организационные и методические виды работ, т. е. отвечает на вопросы: что надо сделать, где и когда, в какие сроки. Важно предусмотреть предварительное оповещение опрашиваемых о целях, задачах и практическом значении социологического исследования, т. е. заранее ответить на вопросы, которые обычно задают все респонденты (опрашиваемые).
Третий раздел (блок) посвящен обычно планированию операций, связанных с подготовкой собранной информации. План должен предусматривать, сколько специалистов вычислительного центра необходимо задействовать для выполнения данной процедуры. При ее выполнении исследователи работают совместно с программистами, операторами ЭВМ, под контролем которых формируется массив информации для внесения в вычислительную машину. Перед этим исследовали проводят отсев тех анкет, которые не содержат ответов ключевые вопросы или дали положительные результаты на контрольные вопросы.
Четвертый раздел (блок) - это виды работ, связанные с анализом результатов обработки. Получив результаты, исследователи подготавливают предварительный, промежуточный или итоговый отчет о проведенном социологическом исследовании, и практические рекомендации.
Респондент – лицо, участвующее в опросе в качестве источника информации.
Основные разновидности метода опроса: анкетирование и интервью.
Выборка – отбор респондентов.
«Закрытыми» называются такие вопросы анкеты, где респондент должен сделать выбор из нескольких готовых вариантов ответа.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи