Фундаментальное знание – обладает статусом научного открытия и является приоритетным в своей области. Цель фундаментального исследования – развитие и совершенствование научных представлений об изучаемом объекте. Подсчитано, что теоретико-эмпирические исследования составляют лишь 3 % от всех проводимых исследований. Это так называемое предметно ориентированное знание, целью которого является проверка теории или получение нового знания.
Прикладное исследование посвящается разрешению какой-либо конкретной социальной проблемы. Специфика прикладного исследования состоит в том, что это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов (такой отбор может быть субъективным), а научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора информации, а также применяются специальные социологические технологии, в том числе организация выборки.
Какими бы проблемами ни занимался социолог – молодежной субкультурой, семьей и браком или трудовым поведением на производстве – и к какой бы отрасли (прикладной или академической) он ни принадлежал, социолог всегда остается частью целого – социологии как науки.
Прикладное исследование посвящается разрешению какой-либо конкретной социальной проблемы. Специфика прикладного исследования состоит в том, что это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов (такой отбор может быть субъективным), а научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора информации, а также применяются специальные социологические технологии, в том числе организация выборки.
Какими бы проблемами ни занимался социолог – молодежной субкультурой, семьей и браком или трудовым поведением на производстве – и к какой бы отрасли (прикладной или академической) он ни принадлежал, социолог всегда остается частью целого – социологии как науки.
1. Наблюдение – способ сбора социологической информации, основанный на анализе естественного хода каких-либо событий, явлений. Если наблюдатель является участником наблюдаемых событий, то имеет место включенное наблюдение. Когда исследователь находится вне изучаемого объекта, такое наблюдение называется не включенным. Если наблюдение производится по строго определенной схеме, то оно является формализованным. Если таковая схема отсутствует, то неформализованным.
2. Анализ документов – способ рассмотрения и объяснения документа в его социальном контексте, служащий целям извлечения и анализа социологической информации. Оно основано не просто на прочтении документа, а на анализе его содержания, понимании и толковании содержащейся в нем информации. При этом документы могут быть представлены в печатном, рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото и кинопленке.
3. Опрос, который разделяется на интервью и анкетные опросы. Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с опрашиваемым. По способу организации различают групповые и индивидуальные интервью. В первом случае организуется дискуссия в группе, во втором беседа ведется только с одним человеком. По технике проведения различают свободные интервью, протекающие в форме беседы на заданную тему, без детальной разработки вопросов. Стандартизированное интервью основано на детальной разработке вопросов, когда всем опрашиваемым задаются одни и те же вопросы в строгой последовательности. Полустандартизированные интервью – беседа ведется по заданной теме, есть список вопросов, но отсутствует строгая последовательность в их задавании.
2. Анализ документов – способ рассмотрения и объяснения документа в его социальном контексте, служащий целям извлечения и анализа социологической информации. Оно основано не просто на прочтении документа, а на анализе его содержания, понимании и толковании содержащейся в нем информации. При этом документы могут быть представлены в печатном, рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото и кинопленке.
3. Опрос, который разделяется на интервью и анкетные опросы. Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с опрашиваемым. По способу организации различают групповые и индивидуальные интервью. В первом случае организуется дискуссия в группе, во втором беседа ведется только с одним человеком. По технике проведения различают свободные интервью, протекающие в форме беседы на заданную тему, без детальной разработки вопросов. Стандартизированное интервью основано на детальной разработке вопросов, когда всем опрашиваемым задаются одни и те же вопросы в строгой последовательности. Полустандартизированные интервью – беседа ведется по заданной теме, есть список вопросов, но отсутствует строгая последовательность в их задавании.
Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование - самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. В ходе его проведения опрашиваются от 20 до 100 чел. Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. Такое исследование особенно важно в тех случаях, когда проблема изучена недостаточно или вообще ставится впервые. Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно подводится в том случае, когда объект анализа - относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками. Например, трудовой коллектив крупного предприятия, где работают люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т. д. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных.
Самый серьезный вид социологического анализа - аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно следственных связей - главное назначение такого исследования. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление.
Разведывательное исследование - самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. В ходе его проведения опрашиваются от 20 до 100 чел. Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. Такое исследование особенно важно в тех случаях, когда проблема изучена недостаточно или вообще ставится впервые. Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно подводится в том случае, когда объект анализа - относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками. Например, трудовой коллектив крупного предприятия, где работают люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т. д. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных.
Самый серьезный вид социологического анализа - аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно следственных связей - главное назначение такого исследования. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление.
Психология масс представляет собой форму первых социально-психологических теорий. Эта теория родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г.Тарда. С точки зрения Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Официальная же, интеллектуалистически ориентированная академическая психология пытается объяснить его, пренебрегая аффективными элементами, и потому терпит неуспех. Идея же подражания учитывает иррациональные моменты в социальном поведении, поэтому и оказывается более продуктивной. Именно эти две идеи Тарда - роль иррациональных моментов в социальном поведении и роль подражания - были усвоены непосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С.Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г.Лебон (1841-1931). Сигеле в основном опирался на изучение уголовных дел, в которых его привлекала роль аффективных моментов. Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. В 1895 г. появилась его основная работа "Психология народов и масс", в которой и изложена суть концепции.
Важной особенностью развития отечественной социологии в период с конца 1980-х гг. до наших дней является активизация усилий ее представителей не только в центральных городах (Москва, Санкт-Петербург), но и в региональных центрах, особенно тех, где в 1990-х гг. начало развиваться профессиональное социологическое образование.
Социология не осталась в стороне от них. Ее также затронули центробежные тенденции. Так, вместо нескольких крупных отделений, работавших в составе Советской социологической ассоциации (Центральное, Северо-Западное, Поволжское, Северо-Кавказское, Уральское, Сибирское, Дальневосточное), в структуре ее правопреемника — Российского общества социологов — оказалось первоначально 47 региональных отделений. В самом этом факте ничего страшного нет, если только он не ведет к определенному социологическому изоляционизму и снижению уровня научных исследований. Именно в последнем обстоятельстве заключена опасность разрыва налаженных исследовательских связей в научном сообществе.
Социология не осталась в стороне от них. Ее также затронули центробежные тенденции. Так, вместо нескольких крупных отделений, работавших в составе Советской социологической ассоциации (Центральное, Северо-Западное, Поволжское, Северо-Кавказское, Уральское, Сибирское, Дальневосточное), в структуре ее правопреемника — Российского общества социологов — оказалось первоначально 47 региональных отделений. В самом этом факте ничего страшного нет, если только он не ведет к определенному социологическому изоляционизму и снижению уровня научных исследований. Именно в последнем обстоятельстве заключена опасность разрыва налаженных исследовательских связей в научном сообществе.
Продолжая характеризовать особенности российской социологии в перестроечный и постперестроечный период, отметим такую из них, как появление и развитие рынка социологических услуг. В 1990-х гг. возникли сотни коммерческих социологических фирм, деятельность которых связана с изучением спроса и предложения (исследования маркетингового характера), управленческим консультированием (исследования и практическая работа по заказу менеджеров), организацией предвыборных кампаний (исследования на стыке социологии и политологии по заказу администраций, политических деятелей, крупного бизнеса).
Сегодня на рынке социологических услуг реализуют себя тысячи социологов. При этом вряд ли было бы правильным полагать, что этот рынок окончательно сформировался. Рынок социологических услуг, с одной стороны, является составной частью рыночной экономики. С другой стороны, он становится необходимым и неотъемлемым компонентом системы политической демократии.
Можно утверждать, что в рыночной социологической деятельности формируется новый стиль — предпринимательский. Основное значение зачастую приобретает не столько содержание и характер исследований, сколько их результат.
Сегодня на рынке социологических услуг реализуют себя тысячи социологов. При этом вряд ли было бы правильным полагать, что этот рынок окончательно сформировался. Рынок социологических услуг, с одной стороны, является составной частью рыночной экономики. С другой стороны, он становится необходимым и неотъемлемым компонентом системы политической демократии.
Можно утверждать, что в рыночной социологической деятельности формируется новый стиль — предпринимательский. Основное значение зачастую приобретает не столько содержание и характер исследований, сколько их результат.
Сохранение национального своеобразия отечественной социологии обеспечивается прежде всего за счет тематики и основных направлений исследований. Социологи активно включились в многочисленные дискуссии по поводу специфики и названия нового общества, которое предстояло строить.
Следует сразу сказать о том, что эта полемика, несмотря на значительные «страсти», которыми она сопровождалась, постепенно уступила место конкретному анализу политических и социально-экономических аспектов реформирования России. Привычка, вырабатывавшаяся десятилетиями, обязательно как-то назвать одним (или несколькими) словами общество, в котором живем, стала постепенно забываться. Идеология марксизма приучила его сторонников непременно ставить на общество (прошлое, настоящее, будущее) «клеймо»: капиталистическое, социалистическое, коммунистическое. Уход от «одномерного» марксизма в сторону признания принципа теоретического плюрализма избавляет от необходимости «клеймить» общество, но зато позволяет ставить вопросы о конкретном исследовании самых различных сторон его реформирования.
Следует сразу сказать о том, что эта полемика, несмотря на значительные «страсти», которыми она сопровождалась, постепенно уступила место конкретному анализу политических и социально-экономических аспектов реформирования России. Привычка, вырабатывавшаяся десятилетиями, обязательно как-то назвать одним (или несколькими) словами общество, в котором живем, стала постепенно забываться. Идеология марксизма приучила его сторонников непременно ставить на общество (прошлое, настоящее, будущее) «клеймо»: капиталистическое, социалистическое, коммунистическое. Уход от «одномерного» марксизма в сторону признания принципа теоретического плюрализма избавляет от необходимости «клеймить» общество, но зато позволяет ставить вопросы о конкретном исследовании самых различных сторон его реформирования.
В связи с этим имеет смысл говорить о складывании в нашем обществе нового социологического мышления. Основным его принципом становится преодоление традиционного для нашей страны в прошлом разделения социологии на марксистскую и немарксистскую, западную и восточную и т.п. и движение в сторону единого мирового социологического знания, «заинтересованного» в решении сходных задач развития науки и общества. Единство и многообразие в социологии — это тоже принцип нового социологического мышления.
Каковы же конкретные предпосылки выработки нового социологического мышления, связанные с чисто внутренними социологическими процессами? Что может не только свидетельствовать о сближении позиций социологов разных стран, но и приводить к их реальной консолидации при сохранении своеобразия национальных школ и течений?
Каковы же конкретные предпосылки выработки нового социологического мышления, связанные с чисто внутренними социологическими процессами? Что может не только свидетельствовать о сближении позиций социологов разных стран, но и приводить к их реальной консолидации при сохранении своеобразия национальных школ и течений?
Усиление интеграционных процессов в социологии
Институционализация отечественной социологии является, безусловно, крайне важной, но далеко не единственной особенностью ее развития в период с конца 1980-х гг. до нашего времени. Признание общественной значимости социологии и конкретные формы процесса ее институционализации теснейшим образом связаны с внутренними изменениями в содержании самой социологической науки, в том, что мы называем социологическим сознанием или социологическим мышлением. Обозначенный выше временной период, как никакой другой, способствовал появлению нового социологического мышления, которое и сделало возможным многочисленные изменения и трансформации в самой отечественной социологической науке.
Институционализация отечественной социологии является, безусловно, крайне важной, но далеко не единственной особенностью ее развития в период с конца 1980-х гг. до нашего времени. Признание общественной значимости социологии и конкретные формы процесса ее институционализации теснейшим образом связаны с внутренними изменениями в содержании самой социологической науки, в том, что мы называем социологическим сознанием или социологическим мышлением. Обозначенный выше временной период, как никакой другой, способствовал появлению нового социологического мышления, которое и сделало возможным многочисленные изменения и трансформации в самой отечественной социологической науке.
Важным шагом в процессе институционализации отечественной социологии явилось создание ряда добровольных научных общественных объединений социологов, среди которых в первую очередь следует назвать Российское общество социологов (РОС), а также Профессиональную социологическую ассоциацию, Русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского, Общество социологов и демографов. Безусловно, ведущим и самым массовым объединением стало РОС. Его первым президентом был Н.И. Лапин. В 1993 г. президентом РОС стал В.А. Ядов, а в 1997 г. на III съезде общества президентом был избран В.А. Мансуров, являющийся им и в настоящее время.
РОС имеет сегодня региональные отделения почти во всех субъектах Российской Федерации и осуществляет свою работу на местах через них. Общество издает ежеквартально «Вестник РОС», который рассылается в отделения и на домашние адреса его членов. Следует отметить, что в последние годы РОС резко активизировало свою работу и пользуется заслуженным уважением и авторитетом у социологов страны.
РОС имеет сегодня региональные отделения почти во всех субъектах Российской Федерации и осуществляет свою работу на местах через них. Общество издает ежеквартально «Вестник РОС», который рассылается в отделения и на домашние адреса его членов. Следует отметить, что в последние годы РОС резко активизировало свою работу и пользуется заслуженным уважением и авторитетом у социологов страны.
Появилось большое количество учебной литературы. Преподаватели из многих вузов (в основном в российских регионах) стали печатать малотиражные издания, рассчитанные, прежде всего на собственных студентов, удовлетворяя тем самым их потребности в учебной литературе. Нельзя не приветствовать эту новую ситуацию в стране, испытывавшей многие десятилетия дефицит социологической литературы, в первую очередь учебников. Без большого риска ошибиться можно утверждать, что процесс их издания, появления новых работ, написанных в жанре учебника, будет продолжаться.
Но далеко не все из них удовлетворяют требованиям Государственного образовательного стандарта в полной мере. Конечно, в этих работах отражается уровень квалификации социологов, который не всегда является достаточно высоким. Отмечая данное обстоятельство как не самую лучшую характеристику отечественной социологии, не будем при этом забывать, что она еще достаточно молода, а сами социологи не имеют большого опыта в написании качественной учебной литературы.
Но далеко не все из них удовлетворяют требованиям Государственного образовательного стандарта в полной мере. Конечно, в этих работах отражается уровень квалификации социологов, который не всегда является достаточно высоким. Отмечая данное обстоятельство как не самую лучшую характеристику отечественной социологии, не будем при этом забывать, что она еще достаточно молода, а сами социологи не имеют большого опыта в написании качественной учебной литературы.
В вузах появились социологические факультеты, отделения, специальности и даже институты.
Настоящее социологическое образование стало развиваться только с 1989 г., когда оказалась полностью «узаконенной» профессия социолога. Чуть позднее ряд социологических факультетов был открыт в университетах страны: Уральском (Екатеринбург), Новосибирском, Алтайском (Барнаул), Самарском, Томском, Казанском и т.д. Согласно последним данным (2002) отделения по социологии и социальной антропологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию (председатель Совета отделения, декан социологического факультета МГУ проф. В.И. Добреньков), в настоящее время подготовка профессионалов-социологов осуществляется в 86 структурах (институтах, факультетах, отделениях, кафедрах, центрах). Но, вероятно, и это не предел. Интерес молодежи к получению профессии социолога не ослабевает, что и обусловливает дальнейшее развитие социологического образования в стране.
Настоящее социологическое образование стало развиваться только с 1989 г., когда оказалась полностью «узаконенной» профессия социолога. Чуть позднее ряд социологических факультетов был открыт в университетах страны: Уральском (Екатеринбург), Новосибирском, Алтайском (Барнаул), Самарском, Томском, Казанском и т.д. Согласно последним данным (2002) отделения по социологии и социальной антропологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию (председатель Совета отделения, декан социологического факультета МГУ проф. В.И. Добреньков), в настоящее время подготовка профессионалов-социологов осуществляется в 86 структурах (институтах, факультетах, отделениях, кафедрах, центрах). Но, вероятно, и это не предел. Интерес молодежи к получению профессии социолога не ослабевает, что и обусловливает дальнейшее развитие социологического образования в стране.