Теоретические подходы к изучению социальных институтов и систем

Наука » Социология
Социальные институты обладают следующими характерны­ми признаками. Во-первых, они обладают более или менее четко определен­ной целью своей деятельности. Во-вторых, им свойственны определенные функции, обеспе­чивающие достижение стоящей перед ними цели (целей). В-третьих, для них характерно четкое распределение соци­альных позиций (статусов) и ролей, функций, прав и обязанностей, типичных именно для данного института. В-четвертых, социальные институты отличаются особым ти­пом регулирования взаимоотношений, системой определенных ус­тановлений, предписаний, норм, правил, которым должны следо­вать индивиды, участвующие в деятельности данного института. В-пятых, отличительным признаком социального института выступает система санкций, обеспечивающих поощрение желае­мого и осуждение, пресечение, подавление отклоняющегося пове­дения. Нетрудно заметить, что названные признаки социального института во многом совпадают с существенными признаками со­циальной организации. И такое совпадение вполне объяснимо, поскольку социальные ин­ституты представляют собой особый тип социальной организации и поэтому в своих особенностях во многом совпадают с характе­ристиками формальной организации. Однако социальный инсти­тут в своем функционировании проявляет и такие существенные признаки, которые отличают его от организации. Наиболее суще­ственные из них сводятся к следующему.
Во-первых, как это установил еще М. Вебер, деятельность индивидов и их групп в рамках социального института в своих це­лях и средствах их достижения рационально упорядочена приня­тыми данным институтом установлениями, на которые и ориенти­рованы все их поступки, совпадающие с их обязанностями; если же возникают расхождения между поступками и обязанностями и отдельные индивиды не желают повиноваться существующим ус­тановлениям, в действие вступает аппарат принуждения, регули­рующий соответствующие типы поведения.
Подчеркивая важность наличия машины принуждения в дея­тельности социального института Т. Парсонс писал: «эта потреб­ность связана... с необходимостью в авторитетной интерпретации институционализированных нормативных обязательств»В зависимости от содержания и направленности деятельно­сти социальные институты подразделяются на политические, эко­номические, социальные, социокультурные, религиозные, спор­тивные и др.
Политические институты создаются в целях завоевания, удержания и укрепления власти, ее осуществления и распределе­ния. В состав этих институтов входят:
1. Политические партии, имеющие своей целью завоевание
и удержание власти, ее укрепление или ниспровержение. В качест­
ве главных средств деятельности этого социального института ис­
пользуются митинги, демонстрации, выборы, массовые действия
протеста, одобрения, поддержки власти или ее дискредитации и
ниспровержения.
2. Система права - социальный инструмент императивного
(т.е. повелительного, повелевающего: «должны», «не должны» и
т.п.) регулирования общественных отношений и взаимодействии
на основе действующих в обществе законов, совокупность которых ориентирована на обеспечение типичного для данного обще­ства (или данной социальной системы) вида социальных взаимо­действий личности с ближайшей социальной средой и обществом
в целом.
3. Государство - социальная структура господства, которая
постоянно возобновляется в результате совместных действий лю­дей, и, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в
той или иной сфере общества - политической, экономической, об­разовательной и др. - через деятельность правительства.
По определению М. Вебера, господство означает вероят­ность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей. Легитимное (законное) господство не может огра­ничиваться фактом политической или экономической реализации власти, оно нуждается в вере в законность, поэтому государство органически связано с системой права.
Экономические институты представляют собой систему объединений и учреждений (организаций), обеспечивающих отно­сительно устойчивую экономическую деятельность, экономиче­ские отношения людей, связанных с производством, обменом, распределением товаров, с их отношением к собственности, к эко­номическим механизмам хозяйственного взаимодействия - финан­сы, кредит и т.п. В эту систему входят предприятия, банки, фирмы, учреждения торговли и сферы услуг, союзы предпринимателей, производственные и финансовые корпорации и т.п.
Социально-культурные институты представляют в своей совокупности более или менее устойчивые и регламентированные способы взаимодействия людей по поводу создания и распростра­нения ценностей культуры, а также систему учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки, концертные залы, кинотеатры и т.п.), ориентированную на социализацию личности, овладение ею куль­турными ценностями общества. Сюда входят творческие объеди­нения и союзы (писателей, художников, композиторов, кинемато­графистов, театральных деятелей и др.), а также организации и уч­реждения, тиражирующие, распространяющие, пропагандирую­щие определенные ценностно-нормативные образцы культурист поведения людей.
Институт образования - система объединений людей и уч­реждений, ориентированных на овладение знаниями, умениями и навыками, в том числе и в сфере профессиональной деятельности, на повышение компетентности людей во всех сферах деятельности.
Институт религии — совокупность социальных объедине­ний (религиозных групп, общин, сект и т.д.), а также учреждений и организаций (церковь, монастырь, духовная семинария и академия и т.п.), ориентированных на поддержание, распространение и ук­репление религиозной веры, на усиление ее роли в жизни отдель­ных личностей, их общностей (семейных, территориальных и др.) и общества в целом.
Институт здравоохранения и социального обеспечения -система общностей, организаций и учреждений, имеющих целью своей деятельности поддержание, сохранение и укрепление здоро­вья людей, социальную поддержку и защиту детей, престарелых, больных, инвалидов, многодетных семей и т.п. Сюда входят объе­динения врачей, добровольные общества и фонды милосердия, больницы, поликлиники, санатории, дома престарелых, детские дома и т.д.
Семья как специфический социальный институт выполняет одну из самых важных функций - воспроизводство членов обще­ства, их первичную социализацию. Социальный институт семьи представляет собой ценностно-нормативный комплекс взаимодей­ствий и отношений, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, братьев и сестер; определяются присущие им социальные статусы и роли.

Так, внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие, неосновные институты. На­пример, экономические институты наряду с базовым инсти­тутом собственности включают множество особых устойчивых практик (систем отношений): финансовые, производственные маркетинговые, организационно-управленческие (менеджментарные) институты.
Если обратиться к политическим институтам современно­го общества, то можно выделить наряду с ведущими институтами власти такие устойчивые (институциональные) практики, как де­мократические институты политического представительства, пре­зидентства, разделения властей, местного самоуправления, пар­ламентаризма и т.д.
В системе правовых институтов выделяются такие неглав­ные составляющие, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.
В структуру религиозных институтов (на примере христи­анства) включены неосновные институты целибата (безбрачия священников в католичестве), инквизиции, епископата, креще­ния, исповеди, монашества и т.п.
Внутри социального института родства наряду с основными институтами семьи и брака развиваются неглавные институты материнства и отцовства, кровной мести, побратимства, наследо­вания, имянаречения и др.
По Фролову С.С.финалом процесса институциовализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ро­левой структуры, социально одобренной большинством участников это­го социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высокоформализованные спортивные поединки, любознательность, же­лание узнать истину — в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь — в крепкую семью. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.
Люди всегда стремятся институционализировать свои отношения, связанные с актуальными потребностями. Это стремление проявляется в самых разных областях деятельности. Например, продажа или распределение товаров среди значительной части людей порождает по­требность в справедливом порядке такого распределения. Пришедшие первыми должны получить свое прежде, чем те, кто пришел позже. Стихийно возникает очередь со своими общепринятыми нормами и правилами. Далее происходит закрепление в очереди определенных ролей: распорядителя (записывающего очередь), борца за справедли­вость (следящего за посторонними), последнего в очереди и т.д. Воз­никает институт очереди, специфическая институционализированная форма поведения. Очевидно, что формирование института может не завершиться созданием четкой системы статусов и ролей (например, очередь может и не иметь этой системы), тогда мы говорим, что дан­ные социальные связи имеют неполный институциональный статус. То же можно сказать и об образцах поведения в институте, не полу­чивших должного социального одобрения: этот институт также не пол­ностью развился или он находится в процессе отмирания.
Индивидуальные роли в институциональном поведении. Да­леко не все социальные роли внутри института могут быть институ­циональными. «Плохой мальчик» или «мамин маленький помощ­ник» — это роли в семье, но они не институционализированы. В то же время сын или дочь — это институционализированные роли. В чем же состоит различие? Институционализированная роль — наиболее постоянная в данном институте совокупность поведенческих ожи­даний, отступление от которой наиболее сурово наказывается. От­клонение от таких ожидаемых ролей опасно, а потому социально осу­ждается. Даже президенты и короли, обладающие значительной си­лой, вынуждены признавать рамки институциональных ролей. Если они пытаются управлять без учета ролевых ожиданий, то довольно быстро теряют свое влияние в институте. Очевидно, что роли сына и дочери в семье с их обязанностями по отношению к родителям и друг к другу должны в целом выполняться неукоснительно, и откло­нения сурово осуждаются.
Институциональные роли удивительно постоянны. Например, руководитель сопоставляет, как ловко и умело предупреждает его по­требности секретарь на службе в отличие от жены дома. Недоволь­ный муж разводится с женой и женится на своем секретаре, но тут же обнаруживает, что секретарь в роли жены начинает действовать так же, как его прежняя жена. Или, например, многие служащие, ко­торые постепенно добиваются руководящей роли, стараются сохра­нить свои прежние отношения с бывшими коллегами, ставшими подчиненными. Но этот путь редко приводит к успеху, так как для ро­ли босса нужны совершенно иные, новые отношения.
Устойчивостью институциональных ролей обусловливается значи­тельное выравнивание индивидуальных различий индивидов при их исполнении. Один мастер может быть всегда в дурном настроении, дру­гой — всегда весел; один профессор деятелен и умен, другой бездея­телен и глуп. Но колебания индивидуальных различий ограничены и во многом заслоняются ролевыми требованиями. Конфликты, возни­кающие внутри институтов, конечно, могут приводить к столкновению личностей, но в подавляющем большинстве случаев происходит столк­новение социальных ролей. Производитель и заказчик сталкиваются потому, что производитель должен наладить сбыт продукции целиком, в то время как заказчику необходимо проверить годность продукции и отбраковать ее. Профессор может приветствовать интеллектуальную дискуссию и сталкиваться с деканом или проректором, который не по­ощряет критицизма. Все это столкновения институциональных ролей. Жена всегда жена, муж всегда муж, директор всегда директор. Различ­ными могут быть лишь индивидуальные черты в институциональных ролях, например, статиста и высоко талантливого актера, реализую­щего более полно свой возможности в партии, которую он исполня­ет, но всегда ограниченного текстом роли. Иногда роль может урав­новесить личностные качества, скажем, в случае назначения на руко­водящую должность. Однако стойкость ролевых предписаний будет тре­бовать некоторого согласительного единообразия в отношении тех, кто выполняет отдельные институциональные роли. Иными словами, са­ма роль предполагает некоторый отбор среди индивидов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.