Общество не представляет собой однородной массы индивидов и их групп, взаимодействий и социальных институтов. Оно обладает сложной структурой. В любом обществе существуют не только отдельные индивиды, но и их различные слои и общности, различающиеся между собой наличием или отсутствием собственности или власти, уровнем доходов и культуры, принадлежностью к той или иной территории, культуре, религии, нации, политической партии и т.п., и также функционирующие в обществе социальные институты, организации, общности и группы, их социальные статусы и роли.
Наряду и в тесном взаимодействии с социальной подсистемой в единой и целостной системе общества функционирует его экономическая подсистема. Она представляет собой сложное системное образование, включающее в себя: производство, распределение, перемещение, обмен товаров и услуг, взаимодействие людей на рынке труда (предприниматели, рабочие, служащие, крестьяне, безработные), экономическое стимулирование различных видов деятельности (заработная плата, гонорар, премия, пенсия, пособие), финансовые, кредитные, банковские и иные, подобные им, организации и учреждения. Согласно К. Марксу, экономическая структура общества, представляющая собой совокупность производственных отношений, в которые люди вступают, осуществляя процесс производства необходимых им жизненных благ, составляет реальный базис общества, над которым воздвигается в качестве надстройки духовная жизнь с ее продуктами - наукой, искусством, правом, политикой и т.п.
Третьим важнейшим структурным компонентом целостной системы общества является его политическая подсистема. Она охватывает собой всю совокупность социально-политических взаимодействий между индивидами и группами, политическое устройство общества, режим власти (монархия, рабовладельческая, демократическая республика и др.), органов государственной власти, деятельность политических партий, общественных организации, которые формируются в процессе борьбы за политическую власть, структурную организацию власти (президент, парламент, правительство), наличие политических прав и свобод граждан, а также ценностей, норм и правил, регулирующих политическое поведение индивидов и социальных групп.
Четвертый важный компонент системы общества составляет социокультурная система, включающая в себя образование, искусство, мораль, религию, философию, науку и т.д.; организации и учреждения культуры: театры, концертные залы, филармонии, кинотеатры; средства массовой информации - газеты, журналы, радио, телевидение и т.п.
В сложном системном образовании, складывающемся в результате взаимодействия охарактеризованных четырех подсистем, существуют и функционируют структурные компоненты второго уровня, которые своими взаимодействиями, пересекающими границ этих четырех подсистем, образуют своеобразные «узлы», «сгустки», концентрирующие вокруг себя всю совокупность процессов, протекающих в социальной системе общества. В качестве таких «узлов», связывающих в единую многозвенную сеть социальные взаимодействия отдельных людей и их общности, выступают следующие компоненты:
1. Множество индивидов, каждый из которых живет, развивается, функционирует и взаимодействует в обществе себе подобных как уникальных, неповторимых личностей.
2. Определенные социальные статусы (социальные положения), занимаемые людьми в обществе, представляющем собой совокупность социальных статусов.
3. Социальные роли, которые люди могут выполнять в обществе в соответствии со свойственными им статусами. Один человек способен выполнять несколько ролей одновременно: быть губернатором штата или области; членом республиканской, либеральной или другой партии; мужем, отцом, любовником; любите
лем пива или игроком в гольф, теннис или футбол; верующим
католиком, протестантом или неверующим и т.п. Все эти роли вы
ступают динамическим воплощением и характеристикой его социального статуса.
4. Сложная иерархическая система социальных статусов и
социальных ролей, которые в своей совокупности создают социальную структуру общества. В нее входят:
а) социальные страты, или слои: рабочие, крестьяне, интеллигенты, предприниматели, студенты и т.п.;
б) этнонациональные общности - белорусы, русские, украинцы, поляки и т.д.;
в) территориальные общности - население города, села, области, республики;
г) профессиональные группы: учителя, врачи, инженеры,
офицеры и т.п.;
е) объединения людей, различающиеся по отношению к религии: верующие, неверующие, православные, католики, протестанты, кришнаиты, униаты и т.д.;
ж) культурные и субкультурные группы: поклонники классической литературы, музыки или живописи, любители поп-арта,
рок-музыки, кинотриллеров, рокеры, люберы и т.п.
5. В выполнении своих статусов и ролей, в приверженности
к определенным профессиям, политическим партиям, религиозным установкам, видам культуры и т.п., - люди вступают в определенные социальные взаимодействия.
6. Для регулирования социальных ролей, статусов и взаимоотношений в обществе, поддержания порядка в нем, придания ему
целостности и устойчивости в развитии, - люди создают социальные организации и институты: семью, поселение (город, дерев
ню), государство, школу, университет, церковь, суд, полицию и
т.д. Они составляют очень важный компонент общества, его само
регуляции, самовоспроизводства, саморазвития.
Системные параметры, характеризующие общество как социальную систему
Иерархичность
Саморегуляция
Открытость
Информационность
Самодетерминированность
Самоорганизация
Концепция общества Н. Лумана
Общество, как всеохватывающая социальная система, конституируется различением себя от окружающего мира, к которому относятся системы сознания (индивиды), система мозга и физические системы. Отграничив себя от окружающего мира, общество способно оперировать замкнутым образом и, поскольку, единственной подлинно-социальной операцией выступает коммуникация, то оперативная замкнутость выражается в том, что одна коммуникация подсоединяется к другой коммуникации. Смысл есть медиум, посредством которого происходит такое подсоединение. Однако само общество неоднородно и дифференцируется на ряд подсистем, таких как: функциональные подсистемы (масс-медиа, политика, наука и прочее), системы интеракций лицом-к-лицу, а также системы организаций. Каждая функциональная подсистема обособляется через кодирование коммуникаций: через да-редакции и нет-редакции, заложенные в смысле. Так, каждая функциональная подсистема стремится включить в себя коммуникации, специфичные только для себя, но, одновременно с этим, исключить коммуникации иного рода. Наука, к примеру, существует благодаря коду истина/ложь, поэтому в ней любое истинное утверждение может подсоединяться исключительно к другому истинному утверждению. Коммуникация как таковая есть триединство информации, сообщения и понимания (осознания различения между информацией и сообщением).
Общество как система Т. Парсонса
При структурном подходе сложный объект (общество, социальный институт или процесс) описывается аналитическим выделением входящих в его состав единиц (элементов, факторов, переменных). Все структуры задаются одновременно, не учитывая разновременность включения механизмов существования социального целого и его частей.
Функциональный подход выясняет связи между элементами и целым, соотносит единицы со способами их функционирования. Получается сложная система связей частей друг друга с целым, изучаются различные состояния системы, сочетания элементов в ней, наборы функций, как способы данного системного поведения объекта и сохранения его структурной целостности.
Структурно-функциональный анализ — принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию). Функция в социологии — роль, которую выполняет определённый социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе).
Общество в структурном функционализме — любое социальное явление, учреждение или институт рассматриваемые с точки зрения их вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные переменные.
Требования к обществу:
· Общество должно быть приспособлено к среде.
· У общества должны быть поставлены цели.
· Все элементы общества должны быть скоординированы.
· Ценности в обществе должны сохраняться.
Наряду и в тесном взаимодействии с социальной подсистемой в единой и целостной системе общества функционирует его экономическая подсистема. Она представляет собой сложное системное образование, включающее в себя: производство, распределение, перемещение, обмен товаров и услуг, взаимодействие людей на рынке труда (предприниматели, рабочие, служащие, крестьяне, безработные), экономическое стимулирование различных видов деятельности (заработная плата, гонорар, премия, пенсия, пособие), финансовые, кредитные, банковские и иные, подобные им, организации и учреждения. Согласно К. Марксу, экономическая структура общества, представляющая собой совокупность производственных отношений, в которые люди вступают, осуществляя процесс производства необходимых им жизненных благ, составляет реальный базис общества, над которым воздвигается в качестве надстройки духовная жизнь с ее продуктами - наукой, искусством, правом, политикой и т.п.
Третьим важнейшим структурным компонентом целостной системы общества является его политическая подсистема. Она охватывает собой всю совокупность социально-политических взаимодействий между индивидами и группами, политическое устройство общества, режим власти (монархия, рабовладельческая, демократическая республика и др.), органов государственной власти, деятельность политических партий, общественных организации, которые формируются в процессе борьбы за политическую власть, структурную организацию власти (президент, парламент, правительство), наличие политических прав и свобод граждан, а также ценностей, норм и правил, регулирующих политическое поведение индивидов и социальных групп.
Четвертый важный компонент системы общества составляет социокультурная система, включающая в себя образование, искусство, мораль, религию, философию, науку и т.д.; организации и учреждения культуры: театры, концертные залы, филармонии, кинотеатры; средства массовой информации - газеты, журналы, радио, телевидение и т.п.
В сложном системном образовании, складывающемся в результате взаимодействия охарактеризованных четырех подсистем, существуют и функционируют структурные компоненты второго уровня, которые своими взаимодействиями, пересекающими границ этих четырех подсистем, образуют своеобразные «узлы», «сгустки», концентрирующие вокруг себя всю совокупность процессов, протекающих в социальной системе общества. В качестве таких «узлов», связывающих в единую многозвенную сеть социальные взаимодействия отдельных людей и их общности, выступают следующие компоненты:
1. Множество индивидов, каждый из которых живет, развивается, функционирует и взаимодействует в обществе себе подобных как уникальных, неповторимых личностей.
2. Определенные социальные статусы (социальные положения), занимаемые людьми в обществе, представляющем собой совокупность социальных статусов.
3. Социальные роли, которые люди могут выполнять в обществе в соответствии со свойственными им статусами. Один человек способен выполнять несколько ролей одновременно: быть губернатором штата или области; членом республиканской, либеральной или другой партии; мужем, отцом, любовником; любите
лем пива или игроком в гольф, теннис или футбол; верующим
католиком, протестантом или неверующим и т.п. Все эти роли вы
ступают динамическим воплощением и характеристикой его социального статуса.
4. Сложная иерархическая система социальных статусов и
социальных ролей, которые в своей совокупности создают социальную структуру общества. В нее входят:
а) социальные страты, или слои: рабочие, крестьяне, интеллигенты, предприниматели, студенты и т.п.;
б) этнонациональные общности - белорусы, русские, украинцы, поляки и т.д.;
в) территориальные общности - население города, села, области, республики;
г) профессиональные группы: учителя, врачи, инженеры,
офицеры и т.п.;
е) объединения людей, различающиеся по отношению к религии: верующие, неверующие, православные, католики, протестанты, кришнаиты, униаты и т.д.;
ж) культурные и субкультурные группы: поклонники классической литературы, музыки или живописи, любители поп-арта,
рок-музыки, кинотриллеров, рокеры, люберы и т.п.
5. В выполнении своих статусов и ролей, в приверженности
к определенным профессиям, политическим партиям, религиозным установкам, видам культуры и т.п., - люди вступают в определенные социальные взаимодействия.
6. Для регулирования социальных ролей, статусов и взаимоотношений в обществе, поддержания порядка в нем, придания ему
целостности и устойчивости в развитии, - люди создают социальные организации и институты: семью, поселение (город, дерев
ню), государство, школу, университет, церковь, суд, полицию и
т.д. Они составляют очень важный компонент общества, его само
регуляции, самовоспроизводства, саморазвития.
Системные параметры, характеризующие общество как социальную систему
Иерархичность
Саморегуляция
Открытость
Информационность
Самодетерминированность
Самоорганизация
Концепция общества Н. Лумана
Общество, как всеохватывающая социальная система, конституируется различением себя от окружающего мира, к которому относятся системы сознания (индивиды), система мозга и физические системы. Отграничив себя от окружающего мира, общество способно оперировать замкнутым образом и, поскольку, единственной подлинно-социальной операцией выступает коммуникация, то оперативная замкнутость выражается в том, что одна коммуникация подсоединяется к другой коммуникации. Смысл есть медиум, посредством которого происходит такое подсоединение. Однако само общество неоднородно и дифференцируется на ряд подсистем, таких как: функциональные подсистемы (масс-медиа, политика, наука и прочее), системы интеракций лицом-к-лицу, а также системы организаций. Каждая функциональная подсистема обособляется через кодирование коммуникаций: через да-редакции и нет-редакции, заложенные в смысле. Так, каждая функциональная подсистема стремится включить в себя коммуникации, специфичные только для себя, но, одновременно с этим, исключить коммуникации иного рода. Наука, к примеру, существует благодаря коду истина/ложь, поэтому в ней любое истинное утверждение может подсоединяться исключительно к другому истинному утверждению. Коммуникация как таковая есть триединство информации, сообщения и понимания (осознания различения между информацией и сообщением).
Общество как система Т. Парсонса
При структурном подходе сложный объект (общество, социальный институт или процесс) описывается аналитическим выделением входящих в его состав единиц (элементов, факторов, переменных). Все структуры задаются одновременно, не учитывая разновременность включения механизмов существования социального целого и его частей.
Функциональный подход выясняет связи между элементами и целым, соотносит единицы со способами их функционирования. Получается сложная система связей частей друг друга с целым, изучаются различные состояния системы, сочетания элементов в ней, наборы функций, как способы данного системного поведения объекта и сохранения его структурной целостности.
Структурно-функциональный анализ — принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию). Функция в социологии — роль, которую выполняет определённый социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе).
Общество в структурном функционализме — любое социальное явление, учреждение или институт рассматриваемые с точки зрения их вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные переменные.
Требования к обществу:
· Общество должно быть приспособлено к среде.
· У общества должны быть поставлены цели.
· Все элементы общества должны быть скоординированы.
· Ценности в обществе должны сохраняться.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи