Избирательная система.

Наука » Право » Основы права
Избирательная система – это установленный в государстве порядок организации и проведения выборов.
Согласно Конституции Республики Беларусь единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в республике является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно или через своих представителей. Основными формами осуществления народовластия являются выборы и референдумы.
В Республике Беларусь граждане избирают Президента, депутатов Палаты представителей и местных Советов депутатов.
Выборы являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. Выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ему в выборах и за кого голосовать. Выборы являются равными: избиратели имеют равное голосов, а кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.
Выборы Президента и депутатов являются прямыми: граждане избирают их непосредственно. Выборы членов Совета республики являются косвенными.
Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается.
Конституция Республики Беларусь устанавливает исчерпывающий перечень оснований для ограничения избирательных прав граждан. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными; лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. Эти лица лишены как активного (права избирать), так и пассивного (права быть избранным) избирательного права. Не принимают участия в голосовании лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – заключение под стражу.
Референдум – это народное голосование. Конституция Республики Беларусь предусматривает проведение республиканских и местных референдумов для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни.
Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава), каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.
Президент после внесения на его рассмотрение в соответствии с законом предложений Палаты представителей и Совета Республики либо граждан о проведении референдума назначает республиканский референдум.
Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума. Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь.
Реализация права инициативы граждан на проведение местного референдума, его подготовка и проведение, порядок и сроки образования участков для голосования, соответствующих комиссий по референдуму, полномочия и организация их деятельности, составление списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме, порядок голосования, подведения и опубликования итогов референдума осуществляются применительно к нормам законодательства о республиканском референдуме, если иное не установлено Избирательным кодексом Республики Беларусь.
Право инициативы на проведение местного референдума принадлежит местным представительным органам и гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории соответствующей области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета. Инициатива граждан выражается в виде предложения, внесенного не менее 10 процентами граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.
В Избирательном кодексе определяются общие принципы проведения не только избирательной системы, но и референдума. Участие в референдуме является свободным, голосование добровольным и тайным и осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права; контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Тем самым подчеркивается, что участие в референдуме основывается на демократических принципах избирательного права. Однако нельзя просто механически использовать эти принципы при определении порядка проведения референдума. Ведь народное голосование в том понимании, как оно должно быть, - всегда прямое голосование. Поэтому для определения принципов вполне достаточно указания на то, что референдум проводится путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. Именно эти принципы закреплены в ст. 76 Конституции.
Юридическая сила решения, принятого референдумом, определяется указом Президента Республики Беларусь о назначении референдума. Решения, принятые путем референдума, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено самим референдумом.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.