Сельское хозяйство больше, чем другие отрасли, нуждается в заемных средствах, из-за медленного оборота средств в земледелии. Без заемных ресурсов большинство сельскохозяйственных предприятий не способно вести производство, так как значительная часть основных и оборотных средств в них создается за счет банковских ссуд. Поэтому доступность кредитов – одно из условий их нормальной работы.
В масштабе всей экономики степень доступности заемных средств определяется денежно-кредитной политикой Центрального банка страны. В 1992 – 1994 гг. Национальному банку Республики Беларусь из-за углубления экономического кризиса и высоких темпов инфляции приходилось решать две разнонаправленные задачи: с одной стороны, сдерживать кредитные вложения в народное хозяйство путем ограничения кредитной эмиссии и повышения процентных ставок для предотвращения накачки в экономику избыточных денежных средств; а с другой, стимулировать развитие приоритетных отраслей, предоставляя им льготные целевые кредиты. Этими обстоятельствами и объясняется умеренно-жесткая политика, проводимая Национальным банком, и состояние кредитного рынка в Республике Беларусь.
В условиях гиперинфляции 1993 – 1994 гг. быстро увеличивались объемы внутренних (без учета кредитов в иностранной валюте) кредитов: в 1993 г они увеличились в 6,1 раза по сравнению с 1992 г., в 1994 г. были в 13,4 раза больше, чем в 1993 г. Однако тенденция отставания роста кредитных вложений от увеличения номинального ВВП сохранилась. Если в 1992 г. создание одного рубля ВВП обслуживалось кредитной задолженностью в размере 0,28 руб., в 1993 – 0,16, то в 1994 г. – уже только 0,1 руб.
Это повышало трансакционный спрос на деньги и, как следствие, увеличивало процентные ставки по предоставляемым кредитам. Средняя процентная ставка по всем кредитам банковской системы в декабре 1993 г. по сравнению с декабрем 1992 г. увеличилась в 6,6 раза и составила 136,4%. В среднем за 1994 г. процентная ставка по кредитам составила 16% в месяц, что в два раза выше, чем в 1993 г. Значительное влияние на рост процентных ставок по кредитам коммерческих банков оказывала учетная ставка Национального банка. Если в начале 1993 г. она составила 30%, то в 1994 г. выросла до 210%. Однако основные кредиты Национального банка выдавались на льготных условиях: по ставкам существенно ниже официальной учетной и уровня инфляции. Так, в 1994 г. ставки централизованного кредита Национального банка на финансирование бюджетного дефицита была 6,5%, для выдачи авансов на закупку сельскохозяйственной продукции – 20%; на кредитование фермерских хозяйств – 50%; на инвестиции – 60%. При этом маржа коммерческих банков по централизованным кредитам составляла 1 – 3%.
В условиях высоких темпов инфляции Национальный банк, чтобы предотвратить дальнейшее падение производства, вынужден был не только сам предоставлять льготные кредиты, но и требовал до октября 1994 г. того же от коммерческих банков, ограничив им до 20% годовых маржу на вновь выдаваемые кредиты на производственные цели. В результате реальные процентные ставки по этим кредитам были отрицательными, что порождало иждивенчество получателей кредита и еще больше усиливало инфляцию. В октябре 1994 г. Национальный банк рекомендовал коммерческим банкам вновь проводить политику повышения процентных ставок, а также открыл аукционную продажу централизованных кредитных ресурсов под более высокие проценты.
Из-за макроэкономической нестабильности и ухудшения финансового положения большинства предприятий увеличилась доля краткосрочных кредитов и уменьшилась доля долгосрочных ссуд. В 1993 г. 65% кредитов выдавались коммерческими банками на срок от 1 до 3 месяцев, это на 30% больше, чем в 1992 г. В 1994 г. доля краткосрочного кредита возросла до 75,8%, а удельный вес кредитов на пополнение оборотных средств предприятий, выдаваемых коммерческими банками за счет централизованных кредитных ресурсов, снизился с 8,6 до 0,6%. Значительно снизилась и срочность депозитов: 86% из них были на срок до 3 месяцев.
Денежно-кредитная политика Национального банка в 1992 – 1994 гг. была направлена в основном на стабилизацию экономики и практически способствовала воспроизводству сложившейся структуры народного хозяйства. После принятия в сентябре 1994 г. Программы неотложных мер по выходу экономики страны из кризиса политика Национального банка сориентировалась на ускорение структурной перестройки. Национальный банк ужесточил кредитную политику, были сокращены целевые кредитные программы и поэтапно происходило сближение процентных ставок по централизованным кредитам и ставок, складывающихся в результате межбанковской конкуренции. Национальный банк постепенно стал использовать практически весь набор предусмотренных законом административных и рыночных мер регулирования кредитной сферы: гибкие учетные ставки, нижний предел для рублевых депозитных ставок, операции на межбанковском кредитном рынке, ограничения по отдельным кредитным ставкам, дифференцированные нормы резервирования для коммерческих банков. Динамика процентных ставок по кредитам Национального банка отражена в табл. 14.1.
Ужесточение Национальным банком кредитной политики сказалось также на доступности кредитных средств предприятиям агропромышленного комплекса. В 1992 – 1996 гг. финансовое положение основной части сельскохозяйственных предприятий продолжало ухудшаться. Рост цен на продукцию промышленности, потребляемую сельским хозяйством, и обострение расчетно-платежного кризиса поставили многие из них на грань банкротства. Так, если в 1992 г. совокупная рентабельность сельскохозяйственных предприятий была 52,9%, то в 1996 г. – только 10,2%, в 1992 г. убыточными были 65 предприятий (2,2%), в 1996 г. уже 430 (15,2%).
Резко сократились централизованные кредитные ресурсы на строительство и реконструкцию предприятий агропромышленного комплекса, а за счет собственных средств коммерческие банки выдают долгосрочные кредиты по ставкам, складывающимся в результате межбанковской конкуренции. Из-за высоких процентных ставок предприятия не могут брать такие кредиты на капитальные вложения. В 1995 г. удельный вес долгосрочных кредитов во всех источниках финансирования капитальных вложений составил только 5,5%.
Особенно острой стала проблема оборотных средств предприятий. Поскольку кругооборот средств в сельском хозяйстве более медленный, чем в других отраслях, производители сельскохозяйственной продукции вынуждены брать ссуды на больший срок, т.е. при кредитовании на общих основаниях сельскохозяйственное производство оказывается в неравных условиях с другими отраслями экономики. Так, в 1993 г. оборотный капитал в целом по народному хозяйству формировался в соответствии с темпами роста номинального ВВП. Для предприятий Минсельхозпрода соотношение темпов роста оборотных средств и стоимости валовой продукции составило 0,98, что явно недостаточно для осуществления процесса воспроизводства.
Одновременно произошла деформация структуры оборотных средств сельскохозяйственных предприятий: увеличился удельный вес остатков готовой, отгруженной и неоплаченной продукции и уменьшилась доля денежных средств. Кроме того, в результате «освобождения» цен на промышленную продукцию, в десятки раз увеличились цены на топливо, электроэнергию, запасные части, минеральные удобрения и другие товарно-материальные ценности. В результате удельный вес оборотных средств в валовой продукции предприятий Минсельхозпрода составил 183% в 1992 г. и – 180% в 1993 г.
Чтобы не допустить банкротства сельскохозяйственных предприятий, была продолжена практика целевого финансирования агропромышленного комплекса путем предоставления льготных кредитов, направленных в основном на ценовое регулирование сельскохозяйственного производства. При этом основная часть льготных кредитов, предназначенных для агропромышленного комплекса, поступила заготовительным организациям. В 1994 г. доля АПК в кредитах, выделенных Национальным банком, составила около 73%. Кроме того, кредиты, предоставляемые правительству для погашения дефицита бюджета, в большинстве своем шли на поддержку производителей в сельском хозяйстве и перерабатывающих отраслях. В 1995 г. на Агропромбанк, доля которого в акционерном капитале банковской системы составляла лишь 4%, приходилось 80% всего объема рефинансирования Национального банка. Из кредитов, выданных Национальным банком в первом квартале 1996 г., 75% были целевыми, из них 60% направлено в сельское хозяйство. Процентная ставка по кредитам для сельскохозяйственных предприятий почти в два раза меньше ставки за кредитные ресурсы, продаваемые на аукционе. Льготное кредитование всех сельскохозяйственных предприятий без учета их кредитоспособности, увеличивает задолженность по кредитам и по сути означает скрытое бюджетное финансирование агропромышленного комплекса.
Пока не сформирован рыночный механизм, льготные целевые кредиты будут оставаться одним из инструментов государственной поддержки сельского хозяйства. Они должны быть преимущественно предназначены производителям сельскохозяйственной продукции и небольшим перерабатывающим предприятиям, которым не под силу брать ссуды на коммерческой основе. Необходимо также строго соблюдать важнейшие принципы кредитования: материальной обеспеченности кредитов и их возвратности. По мере развития кредитования сельского хозяйства на коммерческой основе государственная поддержка сельского хозяйства путем предоставления льготных кредитов будет сокращаться.
В качестве промежуточной меры необходим переход от разового выделения краткосрочных кредитов на проведение отдельных мероприятий (посевная, уборочная) к выделению их в объеме совокупной потребности в оборотных средствах. Такие кредиты должны выдаваться по льготным процентным ставкам под залог продукции.
Создание эффективной кредитно-финансовой системы, когда кредитодатели независимо от правительства определяют условия предоставления кредита, должно проходить одновременно с созданием конкурентной среды и развитием предпринимательства в агропромышленном комплексе.
В странах с рыночной экономикой основным источником получения долгосрочных кредитов сельскохозяйственными товаропроизводителями является залог земли и недвижимого имущества в ипотечных банках. В Беларуси создание рынка земли все еще находится в стадии разработки.
Земельное законодательство ограничивает частную собственность на землю узкими рамками подсобных хозяйств, тогда как рынок земли должен включать весь аграрный сектор экономики. Частное землепользование, продажа прав на аренду и владение землей создаст новый источник финансовых средств для сельскохозяйственных предприятий.
Одновременно нужно ввести конкурентоспособную кредитно-залоговую систему. Закон “О залоге” предусматривает в качестве материального обеспечения банковского кредита залог только земельных участков, находящихся в частной собственности, т.е. закон затрагивает только около 1 млн. га угодий. С целью вовлечения в экономический оборот посредством ипотечного кредита основной массы земельных участков следует распространить право залога на сельскохозяйственные угодья, находящиеся во владении колхозов и совхозов. На период залога за ними сохраняется право владеть и пользоваться землей. Субъектом, предоставляющим кредиты под залог земли и связанного с ней недвижимого имущества (зданий, сооружений и других объектов), должен стать Земельный (ипотечный) банк. В случае невыполнения обязательств по полученным кредитам заложенные земельные участки должны отчуждаться в пользу Земельного банка и реализовываться им для компенсации убытков из-за невозврата ссуд.
Законодательством должно быть предусмотрено использование сельскохозяйственных угодий, приобретенных путем покупки прав на их владение или взятых в аренду, строго по целевому назначению.
Таким образом, для выхода из кризиса и продолжения реформ необходимо создать конкурентоспособную финансовую систему в аграрном секторе экономики. Основным источником получения долгосрочных кредитов должен стать залог земли и недвижимого имущества в ипотечных банках, что предполагает создание рынка земли.
В масштабе всей экономики степень доступности заемных средств определяется денежно-кредитной политикой Центрального банка страны. В 1992 – 1994 гг. Национальному банку Республики Беларусь из-за углубления экономического кризиса и высоких темпов инфляции приходилось решать две разнонаправленные задачи: с одной стороны, сдерживать кредитные вложения в народное хозяйство путем ограничения кредитной эмиссии и повышения процентных ставок для предотвращения накачки в экономику избыточных денежных средств; а с другой, стимулировать развитие приоритетных отраслей, предоставляя им льготные целевые кредиты. Этими обстоятельствами и объясняется умеренно-жесткая политика, проводимая Национальным банком, и состояние кредитного рынка в Республике Беларусь.
В условиях гиперинфляции 1993 – 1994 гг. быстро увеличивались объемы внутренних (без учета кредитов в иностранной валюте) кредитов: в 1993 г они увеличились в 6,1 раза по сравнению с 1992 г., в 1994 г. были в 13,4 раза больше, чем в 1993 г. Однако тенденция отставания роста кредитных вложений от увеличения номинального ВВП сохранилась. Если в 1992 г. создание одного рубля ВВП обслуживалось кредитной задолженностью в размере 0,28 руб., в 1993 – 0,16, то в 1994 г. – уже только 0,1 руб.
Это повышало трансакционный спрос на деньги и, как следствие, увеличивало процентные ставки по предоставляемым кредитам. Средняя процентная ставка по всем кредитам банковской системы в декабре 1993 г. по сравнению с декабрем 1992 г. увеличилась в 6,6 раза и составила 136,4%. В среднем за 1994 г. процентная ставка по кредитам составила 16% в месяц, что в два раза выше, чем в 1993 г. Значительное влияние на рост процентных ставок по кредитам коммерческих банков оказывала учетная ставка Национального банка. Если в начале 1993 г. она составила 30%, то в 1994 г. выросла до 210%. Однако основные кредиты Национального банка выдавались на льготных условиях: по ставкам существенно ниже официальной учетной и уровня инфляции. Так, в 1994 г. ставки централизованного кредита Национального банка на финансирование бюджетного дефицита была 6,5%, для выдачи авансов на закупку сельскохозяйственной продукции – 20%; на кредитование фермерских хозяйств – 50%; на инвестиции – 60%. При этом маржа коммерческих банков по централизованным кредитам составляла 1 – 3%.
В условиях высоких темпов инфляции Национальный банк, чтобы предотвратить дальнейшее падение производства, вынужден был не только сам предоставлять льготные кредиты, но и требовал до октября 1994 г. того же от коммерческих банков, ограничив им до 20% годовых маржу на вновь выдаваемые кредиты на производственные цели. В результате реальные процентные ставки по этим кредитам были отрицательными, что порождало иждивенчество получателей кредита и еще больше усиливало инфляцию. В октябре 1994 г. Национальный банк рекомендовал коммерческим банкам вновь проводить политику повышения процентных ставок, а также открыл аукционную продажу централизованных кредитных ресурсов под более высокие проценты.
Из-за макроэкономической нестабильности и ухудшения финансового положения большинства предприятий увеличилась доля краткосрочных кредитов и уменьшилась доля долгосрочных ссуд. В 1993 г. 65% кредитов выдавались коммерческими банками на срок от 1 до 3 месяцев, это на 30% больше, чем в 1992 г. В 1994 г. доля краткосрочного кредита возросла до 75,8%, а удельный вес кредитов на пополнение оборотных средств предприятий, выдаваемых коммерческими банками за счет централизованных кредитных ресурсов, снизился с 8,6 до 0,6%. Значительно снизилась и срочность депозитов: 86% из них были на срок до 3 месяцев.
Денежно-кредитная политика Национального банка в 1992 – 1994 гг. была направлена в основном на стабилизацию экономики и практически способствовала воспроизводству сложившейся структуры народного хозяйства. После принятия в сентябре 1994 г. Программы неотложных мер по выходу экономики страны из кризиса политика Национального банка сориентировалась на ускорение структурной перестройки. Национальный банк ужесточил кредитную политику, были сокращены целевые кредитные программы и поэтапно происходило сближение процентных ставок по централизованным кредитам и ставок, складывающихся в результате межбанковской конкуренции. Национальный банк постепенно стал использовать практически весь набор предусмотренных законом административных и рыночных мер регулирования кредитной сферы: гибкие учетные ставки, нижний предел для рублевых депозитных ставок, операции на межбанковском кредитном рынке, ограничения по отдельным кредитным ставкам, дифференцированные нормы резервирования для коммерческих банков. Динамика процентных ставок по кредитам Национального банка отражена в табл. 14.1.
Ужесточение Национальным банком кредитной политики сказалось также на доступности кредитных средств предприятиям агропромышленного комплекса. В 1992 – 1996 гг. финансовое положение основной части сельскохозяйственных предприятий продолжало ухудшаться. Рост цен на продукцию промышленности, потребляемую сельским хозяйством, и обострение расчетно-платежного кризиса поставили многие из них на грань банкротства. Так, если в 1992 г. совокупная рентабельность сельскохозяйственных предприятий была 52,9%, то в 1996 г. – только 10,2%, в 1992 г. убыточными были 65 предприятий (2,2%), в 1996 г. уже 430 (15,2%).
Таблица 14.1. Средние поквартальные процентные ставки Национального банка Республики Беларусь
Резко сократились централизованные кредитные ресурсы на строительство и реконструкцию предприятий агропромышленного комплекса, а за счет собственных средств коммерческие банки выдают долгосрочные кредиты по ставкам, складывающимся в результате межбанковской конкуренции. Из-за высоких процентных ставок предприятия не могут брать такие кредиты на капитальные вложения. В 1995 г. удельный вес долгосрочных кредитов во всех источниках финансирования капитальных вложений составил только 5,5%.
Особенно острой стала проблема оборотных средств предприятий. Поскольку кругооборот средств в сельском хозяйстве более медленный, чем в других отраслях, производители сельскохозяйственной продукции вынуждены брать ссуды на больший срок, т.е. при кредитовании на общих основаниях сельскохозяйственное производство оказывается в неравных условиях с другими отраслями экономики. Так, в 1993 г. оборотный капитал в целом по народному хозяйству формировался в соответствии с темпами роста номинального ВВП. Для предприятий Минсельхозпрода соотношение темпов роста оборотных средств и стоимости валовой продукции составило 0,98, что явно недостаточно для осуществления процесса воспроизводства.
Одновременно произошла деформация структуры оборотных средств сельскохозяйственных предприятий: увеличился удельный вес остатков готовой, отгруженной и неоплаченной продукции и уменьшилась доля денежных средств. Кроме того, в результате «освобождения» цен на промышленную продукцию, в десятки раз увеличились цены на топливо, электроэнергию, запасные части, минеральные удобрения и другие товарно-материальные ценности. В результате удельный вес оборотных средств в валовой продукции предприятий Минсельхозпрода составил 183% в 1992 г. и – 180% в 1993 г.
Чтобы не допустить банкротства сельскохозяйственных предприятий, была продолжена практика целевого финансирования агропромышленного комплекса путем предоставления льготных кредитов, направленных в основном на ценовое регулирование сельскохозяйственного производства. При этом основная часть льготных кредитов, предназначенных для агропромышленного комплекса, поступила заготовительным организациям. В 1994 г. доля АПК в кредитах, выделенных Национальным банком, составила около 73%. Кроме того, кредиты, предоставляемые правительству для погашения дефицита бюджета, в большинстве своем шли на поддержку производителей в сельском хозяйстве и перерабатывающих отраслях. В 1995 г. на Агропромбанк, доля которого в акционерном капитале банковской системы составляла лишь 4%, приходилось 80% всего объема рефинансирования Национального банка. Из кредитов, выданных Национальным банком в первом квартале 1996 г., 75% были целевыми, из них 60% направлено в сельское хозяйство. Процентная ставка по кредитам для сельскохозяйственных предприятий почти в два раза меньше ставки за кредитные ресурсы, продаваемые на аукционе. Льготное кредитование всех сельскохозяйственных предприятий без учета их кредитоспособности, увеличивает задолженность по кредитам и по сути означает скрытое бюджетное финансирование агропромышленного комплекса.
Пока не сформирован рыночный механизм, льготные целевые кредиты будут оставаться одним из инструментов государственной поддержки сельского хозяйства. Они должны быть преимущественно предназначены производителям сельскохозяйственной продукции и небольшим перерабатывающим предприятиям, которым не под силу брать ссуды на коммерческой основе. Необходимо также строго соблюдать важнейшие принципы кредитования: материальной обеспеченности кредитов и их возвратности. По мере развития кредитования сельского хозяйства на коммерческой основе государственная поддержка сельского хозяйства путем предоставления льготных кредитов будет сокращаться.
В качестве промежуточной меры необходим переход от разового выделения краткосрочных кредитов на проведение отдельных мероприятий (посевная, уборочная) к выделению их в объеме совокупной потребности в оборотных средствах. Такие кредиты должны выдаваться по льготным процентным ставкам под залог продукции.
Создание эффективной кредитно-финансовой системы, когда кредитодатели независимо от правительства определяют условия предоставления кредита, должно проходить одновременно с созданием конкурентной среды и развитием предпринимательства в агропромышленном комплексе.
В странах с рыночной экономикой основным источником получения долгосрочных кредитов сельскохозяйственными товаропроизводителями является залог земли и недвижимого имущества в ипотечных банках. В Беларуси создание рынка земли все еще находится в стадии разработки.
Земельное законодательство ограничивает частную собственность на землю узкими рамками подсобных хозяйств, тогда как рынок земли должен включать весь аграрный сектор экономики. Частное землепользование, продажа прав на аренду и владение землей создаст новый источник финансовых средств для сельскохозяйственных предприятий.
Одновременно нужно ввести конкурентоспособную кредитно-залоговую систему. Закон “О залоге” предусматривает в качестве материального обеспечения банковского кредита залог только земельных участков, находящихся в частной собственности, т.е. закон затрагивает только около 1 млн. га угодий. С целью вовлечения в экономический оборот посредством ипотечного кредита основной массы земельных участков следует распространить право залога на сельскохозяйственные угодья, находящиеся во владении колхозов и совхозов. На период залога за ними сохраняется право владеть и пользоваться землей. Субъектом, предоставляющим кредиты под залог земли и связанного с ней недвижимого имущества (зданий, сооружений и других объектов), должен стать Земельный (ипотечный) банк. В случае невыполнения обязательств по полученным кредитам заложенные земельные участки должны отчуждаться в пользу Земельного банка и реализовываться им для компенсации убытков из-за невозврата ссуд.
Законодательством должно быть предусмотрено использование сельскохозяйственных угодий, приобретенных путем покупки прав на их владение или взятых в аренду, строго по целевому назначению.
Таким образом, для выхода из кризиса и продолжения реформ необходимо создать конкурентоспособную финансовую систему в аграрном секторе экономики. Основным источником получения долгосрочных кредитов должен стать залог земли и недвижимого имущества в ипотечных банках, что предполагает создание рынка земли.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи