Способности определяют как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражаются в его готовности к овладению определенными видами деятельности и их успешному осуществлению.
Какова природа способностей?
Сегодня существует несколько подходов к объяснению ее сущности:
а) способности имеют божественное начало, т.е. обычным людям передает свои размышления некое «высшее существо»;
б) способности носят наследственный характер;
в) теория «патологичности гения» (гений – «нарушенный в нужную сторону организм» по вине случая);
г) способности человека – результат прижизненных обучения и воспитания.
При всем многообразии подходов к определению природы способностей, вполне очевидными являются следующие позиции.
1. Человек рождается с задатками – врожденными анатомо-физиологическими особенностями функционирования нервной системы, которые в значительной мере предопределяют качественные и количественные характеристики взаимодействия с окружающим миром.
2. Вопрос о влиянии структуры мозговой ткани на развитие психических свойств личности сегодня остается в науке открытым. Вместе с тем, накопленный опыт позволяет утверждать, что все психически здоровые дети предрасположены к творчеству. Но при этом предрасположенность – только потенциал. Станет ли творчество реальностью, зависит от условий, содержания обучения и воспитания.
3. Чем выше интерес человека к жизни, чем эффективнее, разностороннее его деятельность, тем выше вероятность развития у него способностей.
4. Способности обнаруживаются в процессе деятельности. Их основными показателями являются быстрота, прочность и легкость освоения деятельности при прочих равных условиях.
Выделяют следующие виды способностей.
1) природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются на общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.); теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям (сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям); учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом; способности к общению, взаимодействию с людьми, и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
Различают следующие уровни развития способностей.
Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности функционирования нервной системы (они многозначны, неспецифичны по отношению к конкретной деятельности и лишь предопределяют взаимодействие человека с окружающей средой).
Одаренность – сумма специальных, частных способностей, преимущественная пригодность к какой-либо деятельности.
Талант – высокая одаренность, позволяющая добиться высоких результатов в каком-либо виде деятельности.
Гениальность – высокая одаренность, позволяющая добиться высоких результатов в нескольких видах деятельности.
Способности – не статичные, а динамические образования, их фор мирование и развитие происходит определенным образом в процессе ор ганизованной деятельности и общения. Развитие способностей происхо дит поэтапно. Оно, по-видимому, связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды (периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям) с возможным научением по типу «за печатления».
Важным моментом в развитии способностей у детей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей. У особо одаренных детей возможна синхронизация нескольких сензитивных периодов, обычно сменяющих друг друга. Тогда возможности развития их способностей многократно увеличиваются. Неотъемлемым компонентом способностей является повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей.
Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овла девать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческо го и наоборот.
Какова природа способностей?
Сегодня существует несколько подходов к объяснению ее сущности:
а) способности имеют божественное начало, т.е. обычным людям передает свои размышления некое «высшее существо»;
б) способности носят наследственный характер;
в) теория «патологичности гения» (гений – «нарушенный в нужную сторону организм» по вине случая);
г) способности человека – результат прижизненных обучения и воспитания.
При всем многообразии подходов к определению природы способностей, вполне очевидными являются следующие позиции.
1. Человек рождается с задатками – врожденными анатомо-физиологическими особенностями функционирования нервной системы, которые в значительной мере предопределяют качественные и количественные характеристики взаимодействия с окружающим миром.
2. Вопрос о влиянии структуры мозговой ткани на развитие психических свойств личности сегодня остается в науке открытым. Вместе с тем, накопленный опыт позволяет утверждать, что все психически здоровые дети предрасположены к творчеству. Но при этом предрасположенность – только потенциал. Станет ли творчество реальностью, зависит от условий, содержания обучения и воспитания.
3. Чем выше интерес человека к жизни, чем эффективнее, разностороннее его деятельность, тем выше вероятность развития у него способностей.
4. Способности обнаруживаются в процессе деятельности. Их основными показателями являются быстрота, прочность и легкость освоения деятельности при прочих равных условиях.
Выделяют следующие виды способностей.
1) природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются на общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.); теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям (сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям); учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом; способности к общению, взаимодействию с людьми, и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
Различают следующие уровни развития способностей.
Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности функционирования нервной системы (они многозначны, неспецифичны по отношению к конкретной деятельности и лишь предопределяют взаимодействие человека с окружающей средой).
Одаренность – сумма специальных, частных способностей, преимущественная пригодность к какой-либо деятельности.
Талант – высокая одаренность, позволяющая добиться высоких результатов в каком-либо виде деятельности.
Гениальность – высокая одаренность, позволяющая добиться высоких результатов в нескольких видах деятельности.
Способности – не статичные, а динамические образования, их фор мирование и развитие происходит определенным образом в процессе ор ганизованной деятельности и общения. Развитие способностей происхо дит поэтапно. Оно, по-видимому, связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды (периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям) с возможным научением по типу «за печатления».
Важным моментом в развитии способностей у детей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей. У особо одаренных детей возможна синхронизация нескольких сензитивных периодов, обычно сменяющих друг друга. Тогда возможности развития их способностей многократно увеличиваются. Неотъемлемым компонентом способностей является повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей.
Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овла девать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческо го и наоборот.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи