Функциональная структура психики дает наглядное представление о месте воли в психической организации человека и о соотношении воли с другими психическими явлениями. В соответствии с этой структурой воля есть высший регулятор психической деятельности человека и наряду с аффективными явлениями (эмоциями и чувствами) включена в регуляторную сферу психики, что согласуется с наиболее устоявшимся взглядом на эту проблему.
Диалектической парой этой сфере предстает сфера познавательная, включающая в себя перцептивную (ощущения и восприятия) и интеллектуально-мыслительную (мышление) составляющие. Интеграция обеих сфер осуществляется посредством сознания в целом и «сквозных» процессов (память, воображение, внимание). Для волевой деятельности особо важны воображение и внимание.
По отношению к аффективной части регуляторной сферы воля занимает более высокий уровень подобно тому, как мышление соотносится с перцепцией в познавательной сфере психики. Более высокий уровень воли по сравнению с эмоциональной составляющей регуляции определяется теми же факторами, что и разница в уровнях между мыслительным и перцептивным компонентами познания. Это, во-первых, большая степень активности субъекта при взаимодействии с реальностью, во-вторых, опосредованный характер этого взаимодействия и, в-третьих, его иная направленность.
Повышенная активность выражается в усилении деятельного состояния субъекта за счет более рационального и интенсивного использования энергетических ресурсов организма и психики и определяется не предшествующей ситуацией, как при реактивном реагировании, а состоянием субъекта в момент действия. Важным атрибутом активного поведения выступает его целенаправленный характер, преднамеренность, что резко повышает эффективность взаимодействия со средой и позволяет не только адекватно приспособиться к ней (что является функцией эмоционального регулирования), но и преобразовать ее в интересах субъекта.
Опосредованность волевых процессов состоит в том, что непосредственные побудители к действию, характерные для аффективных процессов (актуальные потребности, наличная ситуация, неосознанные мотивы), преобразуются сознанием в осознанные мотивы и цели деятельности. Именно они и определяют протекание волевых процессов. Сознание является здесь опосредующим звеном. Что касается направленности процессов, то аффективные процессы есть отражение отношения субъекта к внешним объектам, т. е. в них воплощены субъектно-объектные отношения. Волевые же процессы направлены на самого субъекта, призваны «преодолеть себя», в них воплощены преимущественно субъектно-субъектные отношения.
Воля как высший регулятор поведения человека, естественно, опирается на сведения, доставляемые когнитивными и аффективными процессами. Благодаря учету этих сведений и тесному взаимодействию со «сквозными» процессами производится осознание мотивов и формирование целей, определяющих исполнение соответствующих действий. Именно это, по нашему мнению, имел в виду И. М. Сеченов, говоря, что воля есть действенная сторона разума и чувства. О том же самом писал И. А. Сикорский: «Воля есть конец тех самых явлений, какие начинаются в уме и познании: если в познании энергия вступает в организм и накопляется в форме потенциальных запасов, то в актах и состояниях воли она должна перейти в кинетическое состояние… Чувство и мысль имеют дело с внешним миром, они получают воздействия, перерабатывают их в своих недрах, и окончательный продукт этой переработки поступает в аппарат воли к исполнению… Посредством воли осуществляется все, что добыто умом и чувством» [734, с. 414- 416].
Идея этого триединства еще рельефнее выражена С. Л. Рубинштейном: «Различая волевые процессы, мы не противопоставляем их интеллектуальным и эмоциональным; мы не устанавливаем никакой взаимоисключающей противоположности между интеллектом, чувством и волей. Один и тот же процесс может быть и обыкновенно бывает и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым. Всякий волевой процесс всегда включает вместе с тем интеллектуальные и более или менее эмоциональные мотивы, а интеллектуальные и эмоциональные, в свою очередь, сплошь и рядом бывают волевыми (произвольное запоминание, произвольное внимание). Изучая волевые процессы, мы изучаем волевые компоненты психических процессов» [687, с. 506].
Единство в психических актах функционирования всех сфер психики и представленности всех трех основных форм психического (процессов, состояний и свойств) не только не исключает, но и предполагает специфику в их (сфер) соотношениях. Так, познание характеризуется прежде всего процессуальной стороной психического. В аффективно-эмоциональной сфере акцентируется относительно статическая сторона психического - состояния. В волевой сфере в первую очередь сказывается компонент устойчивости в психическом - свойства. Недаром познавательные функции психики определяются обычно через понятие процесс, эмоциональные - через понятие «состояние», а волевые - через понятие «способность». «Повторяющиеся состояния личности выражают собой волевую сферу и в конечном итоге волевое качество, а частота и степень проявления последнего и других качеств - характер человека» [900, с. 45]. Тем не менее состояния и свойства являются следствием протекания процессов (с их финальными результатами - психическими конструктами) в любой сфере психики. Поэтому волю, так же как и аффекты, мы будем рассматривать в первую очередь как психический процесс.
Диалектической парой этой сфере предстает сфера познавательная, включающая в себя перцептивную (ощущения и восприятия) и интеллектуально-мыслительную (мышление) составляющие. Интеграция обеих сфер осуществляется посредством сознания в целом и «сквозных» процессов (память, воображение, внимание). Для волевой деятельности особо важны воображение и внимание.
По отношению к аффективной части регуляторной сферы воля занимает более высокий уровень подобно тому, как мышление соотносится с перцепцией в познавательной сфере психики. Более высокий уровень воли по сравнению с эмоциональной составляющей регуляции определяется теми же факторами, что и разница в уровнях между мыслительным и перцептивным компонентами познания. Это, во-первых, большая степень активности субъекта при взаимодействии с реальностью, во-вторых, опосредованный характер этого взаимодействия и, в-третьих, его иная направленность.
Повышенная активность выражается в усилении деятельного состояния субъекта за счет более рационального и интенсивного использования энергетических ресурсов организма и психики и определяется не предшествующей ситуацией, как при реактивном реагировании, а состоянием субъекта в момент действия. Важным атрибутом активного поведения выступает его целенаправленный характер, преднамеренность, что резко повышает эффективность взаимодействия со средой и позволяет не только адекватно приспособиться к ней (что является функцией эмоционального регулирования), но и преобразовать ее в интересах субъекта.
Опосредованность волевых процессов состоит в том, что непосредственные побудители к действию, характерные для аффективных процессов (актуальные потребности, наличная ситуация, неосознанные мотивы), преобразуются сознанием в осознанные мотивы и цели деятельности. Именно они и определяют протекание волевых процессов. Сознание является здесь опосредующим звеном. Что касается направленности процессов, то аффективные процессы есть отражение отношения субъекта к внешним объектам, т. е. в них воплощены субъектно-объектные отношения. Волевые же процессы направлены на самого субъекта, призваны «преодолеть себя», в них воплощены преимущественно субъектно-субъектные отношения.
Воля как высший регулятор поведения человека, естественно, опирается на сведения, доставляемые когнитивными и аффективными процессами. Благодаря учету этих сведений и тесному взаимодействию со «сквозными» процессами производится осознание мотивов и формирование целей, определяющих исполнение соответствующих действий. Именно это, по нашему мнению, имел в виду И. М. Сеченов, говоря, что воля есть действенная сторона разума и чувства. О том же самом писал И. А. Сикорский: «Воля есть конец тех самых явлений, какие начинаются в уме и познании: если в познании энергия вступает в организм и накопляется в форме потенциальных запасов, то в актах и состояниях воли она должна перейти в кинетическое состояние… Чувство и мысль имеют дело с внешним миром, они получают воздействия, перерабатывают их в своих недрах, и окончательный продукт этой переработки поступает в аппарат воли к исполнению… Посредством воли осуществляется все, что добыто умом и чувством» [734, с. 414- 416].
Идея этого триединства еще рельефнее выражена С. Л. Рубинштейном: «Различая волевые процессы, мы не противопоставляем их интеллектуальным и эмоциональным; мы не устанавливаем никакой взаимоисключающей противоположности между интеллектом, чувством и волей. Один и тот же процесс может быть и обыкновенно бывает и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым. Всякий волевой процесс всегда включает вместе с тем интеллектуальные и более или менее эмоциональные мотивы, а интеллектуальные и эмоциональные, в свою очередь, сплошь и рядом бывают волевыми (произвольное запоминание, произвольное внимание). Изучая волевые процессы, мы изучаем волевые компоненты психических процессов» [687, с. 506].
Единство в психических актах функционирования всех сфер психики и представленности всех трех основных форм психического (процессов, состояний и свойств) не только не исключает, но и предполагает специфику в их (сфер) соотношениях. Так, познание характеризуется прежде всего процессуальной стороной психического. В аффективно-эмоциональной сфере акцентируется относительно статическая сторона психического - состояния. В волевой сфере в первую очередь сказывается компонент устойчивости в психическом - свойства. Недаром познавательные функции психики определяются обычно через понятие процесс, эмоциональные - через понятие «состояние», а волевые - через понятие «способность». «Повторяющиеся состояния личности выражают собой волевую сферу и в конечном итоге волевое качество, а частота и степень проявления последнего и других качеств - характер человека» [900, с. 45]. Тем не менее состояния и свойства являются следствием протекания процессов (с их финальными результатами - психическими конструктами) в любой сфере психики. Поэтому волю, так же как и аффекты, мы будем рассматривать в первую очередь как психический процесс.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи