Сущность и функции воли

Наука » Психология » Введение в психологию
Глобальная функция воли - регуляция поведения человека. Следовательно, сущность воли раскрывается через понятие «регуляция поведения». Под поведением понимается взаимодействие живых систем со средой с помощью их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активности. Поведение человека общественно обусловлено и обычно несет характеристики сознательной деятельности.

В самом общем плане (с позиций кибернетики) под регулированием понимается подгонка чего-либо под установленные нормы, правила. И в этом смысле регулирование предстает как понятие, соподчиненное понятию «управление». Если норма является величиной постоянной, то говорят о «прямом регулировании», и процесс выравнивания отклонений от заданного назначения называют стабилизацией. Если же норма - величина переменная, то регулирование совмещается с управлением. Регулирование в этом случае заключается в выравнивании отклонения от нормы, каждое значение которой определяется управляющей системой и одновременно оценивается регулятором. Именно этот вариант регулирования и представлен волевой сферой психики человека. Норма определяется субъектом в виде цели деятельности, а поведение регламентируется так, чтобы достичь цели с наименьшими затратами и издержками.

Таким образом, под психической регуляцией будем понимать усвоение сигналов из среды (как внешней, так и внутренней) и направление на этой основе поведения индивида в наиболее благоприятном для него русле. Когда речь идет о человеке, то учету подлежат сигналы не только из природной среды, но и из социальной. Усложнение вследствие этого взаимодействия со средой, т. е. усложнение поведения, требует и более сложной организации регуляционных механизмов, что и достигается за счет перехода от эмоционального уровня регулирования к волевому уровню.

Волевой уровень характеризуется сознательностью и произвольностью процессов регуляции и их направленностью на себя. Регуляция становится в полном смысле саморегуляцией, т. е. регуляцией, определяемой не непосредственной ситуацией, а самим субъектом, активно учитывающим и наличные обстоятельства, и свои возможности, и последствия различных вариантов действия, и многие другие факторы, зачастую не данные в непосредственном восприятии текущих событий. В саморегуляции (самоуправлении) в полной мере отражены субъектно-субъектные отношения, когда человек одновременно играет роли субъекта и объекта взаимодействия. В качестве конкретных объектов саморегулирования могут выступать присущие ему психические явления (состояния, процессы, свойства и конструкты), выполняемая деятельность или собственное поведение. Хотя в специальной психологической литературе понятия саморегулирования и самоуправления различаются, [535, 536], с чем мы согласны, тем не менее не будем заострять внимание на их различиях, так как для нашего изложения это не принципиально. Будем считать их понятиями очень близкими, отдавая предпочтение более распространенному термину «саморегуляция».

Сознательность и произвольность волевых процессов предполагают вопрос о соотношении волевого, произвольного, целенаправленного, преднамеренного, сознательного и осознанного. Исходным понятием является осознанность. Это представительство в сознании реальности, на которую направлена активность человека. Понятие реальности включает в себя любую материальную или идеальную действительность (предметы и явления, их свойства, события, сцены, акты внутренней психической жизни, отношения между любыми предметами и явлениями и т. д.). Представительство в сознании предполагает, во-первых, выделение данной реальности как некоего целого из окружающего мира, во-вторых, соотнесение этой реальности с другими объектами действительности и, в третьих, что самое главное, соотнесение этой реальности с субъектом осознания, т. е. с самим собой.

Сознательность в предельно широком смысле слова может трактоваться как принадлежность к сознанию, продукт сознания. Сознательное - значит присущее сознанию, психике. Однако такая версия может рассматриваться лишь как чисто лингвистический вариант. Обычно понятие «сознательное» используется как характеристика какого-либо действия, поступка или в целом поведения человека. При этом имеется в виду осознание человеком цели и закономерных последствий этого действия, поступка или поведения. Само же исполнение действия или отдельных его фаз может и не осознаваться и производиться в автоматизированном режиме. Таким образом, характеристика осознанности - неосознанности может относиться к любому факту психического отражения действительности (активные и реактивные познание и регуляция). Характеристика сознательности-несознательности относится к более узкому кругу психической жизни, а именно к сфере активной регуляции. Вместе с тем в сознательных процессах активной регуляции не все должно быть представлено в осознанном виде.

Произвольность - непроизвольность указывает в первую очередь на источник инициативы, организации психического акта. Если человек сам выступает инициатором психического явления, то оно считается произвольным. Если психическое явление вызвано непосредственным воздействием внешнего раздражителя, наличной ситуацией, то оно непроизвольно. Самоинициатива человека раскрывается в самостоятельном целеполагании, и тогда говорят о целенаправленности психического процесса. Когда цель отдалена и ее достижение отсрочено, но принято решение о ее осуществлении в будущем, то говорят о преднамеренности процесса; и то и другое есть следствие осознания потребностей и предметов их удовлетворения. Наличие осознанной цели в произвольном и сознательном сближает эти понятия. Однако в каждом из них есть и своя специфика, отличающая их друг от друга. Сознательность предполагает осознание последствий реализации цели, произвольность - нет. Зато произвольность подразумевает осознание самого действования, процесса осуществления действия, а сознательность - не обязательно. Сознательность оттеняет аспект ответственности за исполняемые действия, а произвольность - побудительно-процессуальный аспект этих действий. Иначе говоря, в категории сознательности больше представлена результирующая сторона действий, а в категории произвольности - инициирующая. Таким образом, это пересекающиеся понятия, и рассматривать их в отношении соподчиненности, по-видимому, нельзя. Хотя в некоторых случаях совмещение в каких-либо психических актах признаков обоих понятий дает повод к наложению их друг на друга. Так, произвольные движения могут рассматриваться как объективизация сознательных психических действий. Именно так их трактует И. М. Сеченов: «Произвольное движение есть всегда сознательное» [726, с. 113].

Теперь о понятии «волевое ». Этимологически оно связано с понятием «произвольное»: у них общий корень - воля. Однако различия между ними весьма существенны. Если в произвольности акцент делается на источнике активности, то в волевом к этому добавляется и факт преодоления препятствий. Произвольность отражает как бы начало процесса регуляции, а воля - весь его цикл от побуждения до исполнения. Поэтому понятие «волевое» - более узкое, чем произвольное. Следует согласиться с мнением, что «в диапазоне произвольного воля представляет собой одну из возможных форм его проявления» [536, с. 51].

Итак, сущность воли заключается в саморегуляции человека, обеспечивающей наивысшую адекватность отражения действительности и максимальную плодотворность любой деятельности. Саморегуляция осуществляется через реализацию конкретных функций, присущих волевой сфере психики. Основные из них:

1) оценка, иерархизация и выбор мотивов (побуждений) действия;

2) постановка и выбор целей (результатов) действия;

3) оценка и выбор средств достижения целей (видов) действия;

4) регуляция побуждения к действию при недостаточной или избыточной мотивации. В первом случае производится усиление побуждающего фактора, во втором - его подавление. Сплошь и рядом нам приходится жертвовать личными интересами во имя общественных, сиюминутными желаниями в пользу отдаленных целей. Все это осуществляется благодаря тормозящей, подавляющей функции воли. Мы умеем «властвовать собой»;

5) организация психических процессов в систему, адекватную выполняемой деятельности;

6) мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий на пути к цели.

Исполнение этих функций возможно благодаря тому, что волевые процессы совмещены в психической деятельности с другими процессами. Так, оценка мотивов наряду с волей производится и на аффективном уровне. Их ранжирование осуществляется с учетом не только биологической значимости, но и социальных факторов. В этом процессе задействованы и мышление, и память, и воображение. Выбор мотива есть принятие решения, которое производится совместно с мыслительной деятельностью. Формулировка целей и планирование способов их достижения не может осуществляться без участия воображения и мышления. Организация работы психических процессов выполняется с помощью внимания. Мобилизационную функцию наряду с волей исполняет и эмоциональная сфера психики. Все это лишний раз убеждает в том, что воля сама по себе не существует. А существуют сложные психические явления, включающие в себя наряду с познавательными, аффективными, интегральными и волевые компоненты.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.