Три закона.
1.Закон отрицания отрицания. Закон двойного отрицания.
В процессе развития каждый этап (ступень) развития является результатом синтеза предыдущих ступеней развития. На более высокой ступени развития частично воспроизводятся характерные черты предыдущих ступеней развития с добавлением новых характеристик.
Более высокая ступень развития является синтезом всех предыдущих ступеней развития.
Если развивающийся объект способен провести синтез есть развитие.
Любое развитие, по Гегелю (1770-1831), триадично.
Закон отрицания отрицания – это закон диалектического синтеза.
Пример зерна, бабочки. Пример семьи.
2.Закон перехода количественных изменений в качественные.
Количество есть степень развития данного качества.
Понятие меры. Мера выражает взаимосвязь качества и количества.
Определение меры. Это границы количества внутри которого сохраняется данное качество.
Пример воды. Лед (твердое состояние), жидкое, газообразное (пар). Количество – это температура.
Скачок – это момент превращения одного качества в другое. Переход от одного качества в другое.
3.Закон единства и борьбы противоположностей.
Этот закон не очень глубоко исследован.
Развитие – это всегда конфликт, активное взаимодействие различных сторон развивающего объекта. Но что понимать под противоположностью?
Маркс, Энгельс понимали пролетариат и капиталистов, рабов и рабовладельцев (рабовладельческое общество).
У Гегеля – это явления в природе. Полюса магнита, отрицательные и положительные заряженные частицы в жидкостях, в металлах, полупроводниках.
Развитие есть там, где есть противоречия и их преодоление. Преодоление противоречий, их разрешение сопровождается скачком.
Для конкретизации понятия развития используются понятия прогресса и регресса.
Одна часть объекта прогрессирует, а другая регрессирует.
Прогресс – направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Регресс – направление развития, характеризующееся переходом от высшего к низшему.
Выделяют три группы критериев прогресса:
системные,
энергетические
и информационные.
Системные характеризуют уровень организации с точки зрения сложности системы, разнообразия элементов и структурных связей, степени устойчивости и т.д. Чем система более сложная, тем она более прогрессивна, так как является более устойчивой.
Энергетические критерии показывают степень эффективности функционирования системы (затраты вещества и энергии для достижения определенной цели). Объем производимой и потребляемой энергии.
Информационные критерии характеризуют системы по числу каналов связи и объемам получаемой информации от окружающей среды, состояния систем управления.
Для адекватной оценки уровня развития отдельных материальных систем нужно учитывать все эти критерии. Но думается, что особое внимание при этом нужно уделить системным критериям, поскольку другие, так или иначе, зависят от них.
1.Закон отрицания отрицания. Закон двойного отрицания.
В процессе развития каждый этап (ступень) развития является результатом синтеза предыдущих ступеней развития. На более высокой ступени развития частично воспроизводятся характерные черты предыдущих ступеней развития с добавлением новых характеристик.
Более высокая ступень развития является синтезом всех предыдущих ступеней развития.
Если развивающийся объект способен провести синтез есть развитие.
Любое развитие, по Гегелю (1770-1831), триадично.
Закон отрицания отрицания – это закон диалектического синтеза.
Пример зерна, бабочки. Пример семьи.
2.Закон перехода количественных изменений в качественные.
Количество есть степень развития данного качества.
Понятие меры. Мера выражает взаимосвязь качества и количества.
Определение меры. Это границы количества внутри которого сохраняется данное качество.
Пример воды. Лед (твердое состояние), жидкое, газообразное (пар). Количество – это температура.
Скачок – это момент превращения одного качества в другое. Переход от одного качества в другое.
3.Закон единства и борьбы противоположностей.
Этот закон не очень глубоко исследован.
Развитие – это всегда конфликт, активное взаимодействие различных сторон развивающего объекта. Но что понимать под противоположностью?
Маркс, Энгельс понимали пролетариат и капиталистов, рабов и рабовладельцев (рабовладельческое общество).
У Гегеля – это явления в природе. Полюса магнита, отрицательные и положительные заряженные частицы в жидкостях, в металлах, полупроводниках.
Развитие есть там, где есть противоречия и их преодоление. Преодоление противоречий, их разрешение сопровождается скачком.
Для конкретизации понятия развития используются понятия прогресса и регресса.
Одна часть объекта прогрессирует, а другая регрессирует.
Прогресс – направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Регресс – направление развития, характеризующееся переходом от высшего к низшему.
Выделяют три группы критериев прогресса:
системные,
энергетические
и информационные.
Системные характеризуют уровень организации с точки зрения сложности системы, разнообразия элементов и структурных связей, степени устойчивости и т.д. Чем система более сложная, тем она более прогрессивна, так как является более устойчивой.
Энергетические критерии показывают степень эффективности функционирования системы (затраты вещества и энергии для достижения определенной цели). Объем производимой и потребляемой энергии.
Информационные критерии характеризуют системы по числу каналов связи и объемам получаемой информации от окружающей среды, состояния систем управления.
Для адекватной оценки уровня развития отдельных материальных систем нужно учитывать все эти критерии. Но думается, что особое внимание при этом нужно уделить системным критериям, поскольку другие, так или иначе, зависят от них.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи