Понятие имиджа личности
Разработка целостной концепции имиджа как личностного феномена вызывает необходимость составить объективное представление о состоянии проблематики имиджа в целом. Решение этой задачи целесообразно начать с рассмотрения идейных истоков и предпосылок этой концепции, причем искать их следует не только в истории социально-психологической науки, но во всем комплексе наук о человеке, с учетом социальной практики.
При восприятии образа субъекта возникают такие отношения между воспринимающим субъектом и субъектом-прообразом, которых не бывает, когда прообразом является объект.
Необходимо отметить, что в основе предшествующих античных подходов к исследованию образа субъекта лежали два известных классических направления философии; от Платона и от Аристотеля,
Основные различия между платоновским и аристотелевским под-ходами к исследованию образа субъекта, дающие содержательный толчок к дальнейшему исследованию теоретических истоков современных представлений об имидже.
В психологии, акмеологии и смежных с ними науками областях знаний понятие «имидж» трактуется по-разному, в зависимости от применяемых подходов и целей конкретных исследований. Т.Н.Пискунова, исследуя имидж общеобразовательного учреждения, в центр внимания ставит вопросы структуры имиджа, выявления его конструктивных составляющих, а также условий и факторов позитивного имиджа . А.А.Семик в контексте психологической характеристики имиджа сотрудников органов внутренних дел из множества лексических значений слова «имидж» выделяет два следующих: имидж как образ и имидж как символ . Таким обра¬зом, имидж рассматривается в основном в аспекте его восприятия, с точки зрения заключенных в нем возможностей психологического воздействия на воспринимающих его субъектов. При этом субъектные характеристики прообраза имиджа не ставятся во главу угла, нередко прообраз имиджа рассматривается как объект.
В обыденном языке под имиджем нередко подразумевается образ субъекта, возникающий в ситуации непосредственного субъект-субъектного общения, так сказать, «в присутствии» его прообраза. Основным средством создания такого образа является непосредственно воспринимаемый стиль поведения субъекта-прообраза (его манеры, жесты, мимика, речь, интонации), его внешний вид (одежда, прическа, макияж и т.д.).
С точки зрения избранного нами подхода, образ субъекта, создаваемый в ходе непосредственного субъект-субъектного общения не включает в себя всего содержания понятия «имидж». Во-первых, имидж - что некий устойчивый образ, который, будучи созданным, способен существовать и в отсутствие субъекта, являющегося его прообразом. Имидж может быть достаточно устойчивым даже по отношению к «подрывающему», опровергающему его поведению самого субъекта-прообраз а. Кроме того, имидж включает в себя гораздо обширную и многообразную информацию, поступающую по различным каналам, и может возникать даже в отсутствие прямого контакта с его прообразом на основе устных и письменных сообщений о тех или иных событиях, поступках, обстоятельствах, так или иначе характеризующих субъект-прообраз, его изображений, предметов, носящих символический характер. К примеру, руководитель крупного производственного объединения не обязательно встречается лично с каждым работником каждого производственного подразделения, тем не менее определенное представление о нем имеют все сотрудники объединения, а также жители региона, сотрудники государственных органов и других организаций, с которыми взаимодействует данное производственное объединение. Такие «дистанцированные» представления и составляют имидж, в отличие от образа субъекта, возникающего в процессе непосредственного субъект-субъектного взаимодействия с ним.
Обобщая результаты их сопоставительного анализа, можно выделить ряд наиболее часто используемых характеристик имиджа. Прежде всего, практически все авторы сходятся в том, что имидж - ХТО целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей. При этом в качестве отражаемого в имидже объекта, как правило, выступает человек, группа людей, организация и т.п. Итак, имидж представляет собой образ, в чем состоит его родовая сущностная характеристика. В толковых словарях русского языка слово «образ» определяется как облик, вид, подобие, «живое, наглядное представление о ком- или чем-нибудь», «обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления», тип, характер, воплощенный в художественном произведении.
Обобщая, можно сказать что:
1) образ понимается как результат психического отражения того или иного объективного явления
2) образ не обязательно представляет собой точную копию отображаемого, он есть результат идеализации.
3 ) процесс создания образа может быть активным и целенаправленным.
4) процесс создания образа представляет собой не механическое копирование, а активный творческий процесс, который включает процедуры анализа и синтеза.
Все эти характеристики применимы по отношению к имиджу. Однако слово «имидж» в современном мире не является синонимом слова «образ». Правильнее определить имидж как разновидность образа, а именно такой образ, прообразом которого является не любое явление действительности, а субъект. Таким субъектом может быть в первую очередь человек, затем организация, коллектив, группа и, наконец, любой предмет, если ему в процессе создания и восприятия его образа приписываются некие личностные, "человеческие" качества. В этом случае можно говорить об имидже города, страны, фирмы, определенного печатного издания, того или иного товара . Кроме того, имидж - это образ интерсубъектный, то есть возникающий в результате взаимодействия между субъектом-прообразом имиджа и субъектами, воспринимающими имидж.
Еще одна важная сущностная характеристика имиджа состоит в том, что он представляет собой целостный образ, который соотносится со своим прообразом как с целым, а не с отдельными его свойствами. Этим имидж отличается от репутации, которая отображает проявления человека в той или иной отдельно взятой сфере, в то время как имидж стремится охватить все сферы, в которых проявляется человек как личность, субъект деятельности . Целостность имиджа как образа субъекта, в свою очередь, тесно взаимосвязана с такой его сущностной характеристикой, как индивидуализация: отображая человека, группу, организацию, предмет во всей возможной полноте их проявлении, имидж характеризует свой прообраз как неповторимый, единственный в своем роде.
Таким же образом и индивидуальность имиджа дополняется своим противоположным полюсом - стереотипностью. С одной стороны, имидж -это безусловно не «маска», не стандартный набор стереотипных признаков: всякий имидж обязательно выражает неповторимость, уникальность субъекта-прообраза. С другой стороны, абсолютно уникальный образ, не допускающий никакого обобщения, не использующий элементов стереотипизации, просто не будет воспринят аудиторией. Не случайно имидж определяют как «обращенное вовне «я» человека, его публичное «я».
Активность имиджа проявляется в том, что он способен воздейст-вовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки как отдельных людей, так и целых групп населения, благодаря чему широко используется в целях социального влияния. Вместе с тем, имидж и сам, в свою очередь, подвержен влиянию массового сознания, хотя бы уже потому, что его содержание и символьное выражение в огромной степени зависят от социальных стереотипов.
Говоря о структуре имиджа, имиджмейкеры часто употребляют такие понятия, как «семантика имиджа» и «символьный состав имиджа». Эти и подобные им выражения указывают на то, что все специалисты-практики, занимающиеся созданием и преобразованием имиджа, признают его знаковую, символическую природу. Знаковая природа имиджа вытекает из самой его сущности. Символы, используемые при создании имиджа, имеют культурное и социальное происхождение и наполнение.
С этим связана еще одна важная сущностная характеристика имиджа, его оценочностъ. Она выражается в том, что имидж всегда предполагает ту или иную оценку, которая выносится его прообразу с точки зрения принятых в обществе норм.
В свою очередь, и сам имидж, будучи продуктом определенной целенаправленной деятельности, становится объектом оценки. Он может быть охарактеризован как «удачный» или «неудачный», «хороший» или «плохой», «яркий» или «тусклый». Оценка имиджа связана с тем, что создание имиджа не является самоцелью. Когда субъект занимается соз-данием или улучшением своего имиджа, независимо от того, делает ли он это самостоятельно или прибегает к помощи специалистов, он так или иначе связывает имидж с достижением тех или иных целей своей основной (как правило, профессиональной) деятельности.
Итак, исходя из сущности имиджа как образа субъекта возникающего в процессе взаимодействия, вытекают следующие характеристики имиджа:
1) познавательная возможность (способность давать истинную или ложную информацию об отображаемом субъекте);
2) участие в создании и восприятии имиджа рациональных и эмо-циональных механизмов; сочетание сознательных и бессознательных, спонтанных и целенаправленных действий при создании и восприятии имиджа;
3) целостное представление отображаемого субъекта, достигаемое посредством предъявления отдельных, изолированных символов, до-полняющихся в сознании аудитории до целостного образа;
4) индивидуализированное представление отображаемого субъекта, дополняемое стереотипностью отдельно взятых характеристик и ис-пользуемых символов;
5) ситуативность, гибкость имиджа, возможность его изменений в зависимости от конкретной ситуации интерсубъектного взаимодействия - и, в то же время, его относительная устойчивость, независимость от несущественных ситуативных обстоятельств и качеств отображаемого субъекта;
6) активность имиджа (способность влиять на поведение воспри-нимающих его людей) - и, в то же время, его зависимость от социальных стереотипов, влияющих на восприятие этих людей;
7) символическая природа имиджа как образа, представляющего собой не механическую копию отображаемого субъекта, а образа опосредованного, выраженного в культурных символах;
8) валентность (оценочность) имиджа, выражающаяся в том, что на основе его восприятия выносится оценка (положительная или отрицательная) субъекту, являющемуся его прообразом;
9) возможность оценки самого имиджа как более или менее удачного, в большей или меньшей степени способствующего достижению преследуемых
Разработка целостной концепции имиджа как личностного феномена вызывает необходимость составить объективное представление о состоянии проблематики имиджа в целом. Решение этой задачи целесообразно начать с рассмотрения идейных истоков и предпосылок этой концепции, причем искать их следует не только в истории социально-психологической науки, но во всем комплексе наук о человеке, с учетом социальной практики.
При восприятии образа субъекта возникают такие отношения между воспринимающим субъектом и субъектом-прообразом, которых не бывает, когда прообразом является объект.
Необходимо отметить, что в основе предшествующих античных подходов к исследованию образа субъекта лежали два известных классических направления философии; от Платона и от Аристотеля,
Основные различия между платоновским и аристотелевским под-ходами к исследованию образа субъекта, дающие содержательный толчок к дальнейшему исследованию теоретических истоков современных представлений об имидже.
В психологии, акмеологии и смежных с ними науками областях знаний понятие «имидж» трактуется по-разному, в зависимости от применяемых подходов и целей конкретных исследований. Т.Н.Пискунова, исследуя имидж общеобразовательного учреждения, в центр внимания ставит вопросы структуры имиджа, выявления его конструктивных составляющих, а также условий и факторов позитивного имиджа . А.А.Семик в контексте психологической характеристики имиджа сотрудников органов внутренних дел из множества лексических значений слова «имидж» выделяет два следующих: имидж как образ и имидж как символ . Таким обра¬зом, имидж рассматривается в основном в аспекте его восприятия, с точки зрения заключенных в нем возможностей психологического воздействия на воспринимающих его субъектов. При этом субъектные характеристики прообраза имиджа не ставятся во главу угла, нередко прообраз имиджа рассматривается как объект.
В обыденном языке под имиджем нередко подразумевается образ субъекта, возникающий в ситуации непосредственного субъект-субъектного общения, так сказать, «в присутствии» его прообраза. Основным средством создания такого образа является непосредственно воспринимаемый стиль поведения субъекта-прообраза (его манеры, жесты, мимика, речь, интонации), его внешний вид (одежда, прическа, макияж и т.д.).
С точки зрения избранного нами подхода, образ субъекта, создаваемый в ходе непосредственного субъект-субъектного общения не включает в себя всего содержания понятия «имидж». Во-первых, имидж - что некий устойчивый образ, который, будучи созданным, способен существовать и в отсутствие субъекта, являющегося его прообразом. Имидж может быть достаточно устойчивым даже по отношению к «подрывающему», опровергающему его поведению самого субъекта-прообраз а. Кроме того, имидж включает в себя гораздо обширную и многообразную информацию, поступающую по различным каналам, и может возникать даже в отсутствие прямого контакта с его прообразом на основе устных и письменных сообщений о тех или иных событиях, поступках, обстоятельствах, так или иначе характеризующих субъект-прообраз, его изображений, предметов, носящих символический характер. К примеру, руководитель крупного производственного объединения не обязательно встречается лично с каждым работником каждого производственного подразделения, тем не менее определенное представление о нем имеют все сотрудники объединения, а также жители региона, сотрудники государственных органов и других организаций, с которыми взаимодействует данное производственное объединение. Такие «дистанцированные» представления и составляют имидж, в отличие от образа субъекта, возникающего в процессе непосредственного субъект-субъектного взаимодействия с ним.
Обобщая результаты их сопоставительного анализа, можно выделить ряд наиболее часто используемых характеристик имиджа. Прежде всего, практически все авторы сходятся в том, что имидж - ХТО целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей. При этом в качестве отражаемого в имидже объекта, как правило, выступает человек, группа людей, организация и т.п. Итак, имидж представляет собой образ, в чем состоит его родовая сущностная характеристика. В толковых словарях русского языка слово «образ» определяется как облик, вид, подобие, «живое, наглядное представление о ком- или чем-нибудь», «обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления», тип, характер, воплощенный в художественном произведении.
Обобщая, можно сказать что:
1) образ понимается как результат психического отражения того или иного объективного явления
2) образ не обязательно представляет собой точную копию отображаемого, он есть результат идеализации.
3 ) процесс создания образа может быть активным и целенаправленным.
4) процесс создания образа представляет собой не механическое копирование, а активный творческий процесс, который включает процедуры анализа и синтеза.
Все эти характеристики применимы по отношению к имиджу. Однако слово «имидж» в современном мире не является синонимом слова «образ». Правильнее определить имидж как разновидность образа, а именно такой образ, прообразом которого является не любое явление действительности, а субъект. Таким субъектом может быть в первую очередь человек, затем организация, коллектив, группа и, наконец, любой предмет, если ему в процессе создания и восприятия его образа приписываются некие личностные, "человеческие" качества. В этом случае можно говорить об имидже города, страны, фирмы, определенного печатного издания, того или иного товара . Кроме того, имидж - это образ интерсубъектный, то есть возникающий в результате взаимодействия между субъектом-прообразом имиджа и субъектами, воспринимающими имидж.
Еще одна важная сущностная характеристика имиджа состоит в том, что он представляет собой целостный образ, который соотносится со своим прообразом как с целым, а не с отдельными его свойствами. Этим имидж отличается от репутации, которая отображает проявления человека в той или иной отдельно взятой сфере, в то время как имидж стремится охватить все сферы, в которых проявляется человек как личность, субъект деятельности . Целостность имиджа как образа субъекта, в свою очередь, тесно взаимосвязана с такой его сущностной характеристикой, как индивидуализация: отображая человека, группу, организацию, предмет во всей возможной полноте их проявлении, имидж характеризует свой прообраз как неповторимый, единственный в своем роде.
Таким же образом и индивидуальность имиджа дополняется своим противоположным полюсом - стереотипностью. С одной стороны, имидж -это безусловно не «маска», не стандартный набор стереотипных признаков: всякий имидж обязательно выражает неповторимость, уникальность субъекта-прообраза. С другой стороны, абсолютно уникальный образ, не допускающий никакого обобщения, не использующий элементов стереотипизации, просто не будет воспринят аудиторией. Не случайно имидж определяют как «обращенное вовне «я» человека, его публичное «я».
Активность имиджа проявляется в том, что он способен воздейст-вовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки как отдельных людей, так и целых групп населения, благодаря чему широко используется в целях социального влияния. Вместе с тем, имидж и сам, в свою очередь, подвержен влиянию массового сознания, хотя бы уже потому, что его содержание и символьное выражение в огромной степени зависят от социальных стереотипов.
Говоря о структуре имиджа, имиджмейкеры часто употребляют такие понятия, как «семантика имиджа» и «символьный состав имиджа». Эти и подобные им выражения указывают на то, что все специалисты-практики, занимающиеся созданием и преобразованием имиджа, признают его знаковую, символическую природу. Знаковая природа имиджа вытекает из самой его сущности. Символы, используемые при создании имиджа, имеют культурное и социальное происхождение и наполнение.
С этим связана еще одна важная сущностная характеристика имиджа, его оценочностъ. Она выражается в том, что имидж всегда предполагает ту или иную оценку, которая выносится его прообразу с точки зрения принятых в обществе норм.
В свою очередь, и сам имидж, будучи продуктом определенной целенаправленной деятельности, становится объектом оценки. Он может быть охарактеризован как «удачный» или «неудачный», «хороший» или «плохой», «яркий» или «тусклый». Оценка имиджа связана с тем, что создание имиджа не является самоцелью. Когда субъект занимается соз-данием или улучшением своего имиджа, независимо от того, делает ли он это самостоятельно или прибегает к помощи специалистов, он так или иначе связывает имидж с достижением тех или иных целей своей основной (как правило, профессиональной) деятельности.
Итак, исходя из сущности имиджа как образа субъекта возникающего в процессе взаимодействия, вытекают следующие характеристики имиджа:
1) познавательная возможность (способность давать истинную или ложную информацию об отображаемом субъекте);
2) участие в создании и восприятии имиджа рациональных и эмо-циональных механизмов; сочетание сознательных и бессознательных, спонтанных и целенаправленных действий при создании и восприятии имиджа;
3) целостное представление отображаемого субъекта, достигаемое посредством предъявления отдельных, изолированных символов, до-полняющихся в сознании аудитории до целостного образа;
4) индивидуализированное представление отображаемого субъекта, дополняемое стереотипностью отдельно взятых характеристик и ис-пользуемых символов;
5) ситуативность, гибкость имиджа, возможность его изменений в зависимости от конкретной ситуации интерсубъектного взаимодействия - и, в то же время, его относительная устойчивость, независимость от несущественных ситуативных обстоятельств и качеств отображаемого субъекта;
6) активность имиджа (способность влиять на поведение воспри-нимающих его людей) - и, в то же время, его зависимость от социальных стереотипов, влияющих на восприятие этих людей;
7) символическая природа имиджа как образа, представляющего собой не механическую копию отображаемого субъекта, а образа опосредованного, выраженного в культурных символах;
8) валентность (оценочность) имиджа, выражающаяся в том, что на основе его восприятия выносится оценка (положительная или отрицательная) субъекту, являющемуся его прообразом;
9) возможность оценки самого имиджа как более или менее удачного, в большей или меньшей степени способствующего достижению преследуемых
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи