В истории европейской философской, антропологической, педагогической, эстетической мысли прослеживается традиция исследования образа субъекта, возникающего в интерсубъектном взаимодействии, в рамках которой уже к началу XX века были накоплены идейно-теоретические предпосылки концепции имиджа как феномена интерсубъектиого взаимодействия. В основе рассмотренных концепций образа субъекта, начиная с античности, лежит понимание того, что образ субъекта принципиально отличается от образа объекта по своей структуре, содержанию, а также способам создания и восприятия. Восприятию такого образа сопутствует осознание субъектной природы его прообраза; во-вторых, восприятие образа субъекта носит характер субъект-субъектного взаимодействия между субъектом-прообразом и субъектами, воспринимающими образ; в-третьих, в создании и функционировании образа субъекта активную роль играет субъект, создающий образ, причем его деятельность ого созданию образа носит целенаправленный характер и предполагает возможность развития соответствующей компетентности.
Анализ трудов по истории европейской мысли привел к выделению двух основных линий в понимании образа субъекта, условно обозначенные как «платоновская» и «аристотелевская». Среди достижений в понимании образа субъекта ряда выдающихся ученых, истоки которых мы находим в концепции Платона, для целей нашего исследования наибольший интерес представляют:
- проблемы самовыражения субъекта в образе на основе стремления к самопознанию и самосовершенствованию;
- подход к движению субъекта к самопознанию через восприятие его образа другим субъектом;
- рассмотрение активной, творческой и целенаправленной дея-тельности субъекта прообраза по восприятию отображаемого в образе субъекта и созданию образа, коррелирующего со своим прообразом;
- понимание субъект-субъектного взаимодействия между субъектом-прообразом и субъектом, воспринимающим образ как процесс, способствующий самопознанию и самосовершенствованию субъекта-прообраза.
Направление научного исследования проблематики, связанной с воздействием образа субъекта на воспринимающих его субъектов и воз-можностями социального влияния посредством образов субъектов, идущее от Аристотеля, было развито в дальнейшем в трудах гуманистов, Ф.Бэкона и ряда других мыслителей. В этой теоретической линии, условно названной «аристотелевской» коренятся перспективные для дальнейшей разработки научные идеи. В проведенном анализе основное внимание было обращено на понимание образов субъектов, создаваемых не столько для самовыражения и самопознания, сколько для создания определенного впечатления и оказания воздействия на поведение воспринимающих субъектов.
Дальнейшее развитие научных исследований образа субъекта зачастую объединяло идеи из двух условно выделенных направлений и порождало новые теоретические шаги к формированию концепции имиджа. Среди них обращает на себя внимание развитие В.Дильтеем теории эмпатии, впервые предложенной Т.Липпсом, и введение им в научный оборот понятия «вчуствование» и понятия «выражение» как обобщенного и опредмечениого переживания, послужившего еще одним шагом к пониманию символической природы имиджа как образа субъекта. Существенным фрагментом среди теоретических истоков складывания современной концепции имиджа явились учение Д. Дюркгейма о социальных представлениях и идеи В. Вундта, Г. Лебона, Г, Тарда о коллективном сознании и «психологии народов», заложившие основы изучения социалы-ю-психологических (в широком смысле) закономерностей восприятия имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия.
Многие из этих идей и подходов с возникновением и развитием социальной психологии получили научное обоснование и были воспроизведены на новом теоретическом уровне, в составе социально-психологических теорий XX века.
Теоретические предпосылки к рассмотрению имиджа в аспекте массового сознания содержит концепция социальных представлений, разработанная французскими социальными психологами С. Московией, Ж.П. Кодолом, Д. Жоделе и др. Для изучения функционирования имиджа важное значения имеет категоризационная теория Г. Тэджфела и Дж.Тернера, как и обширные данные осуществленных ими и их коллегами эмпирических исследований.
Мы исходим из родовой сущности . имиджа как образа субъекта, возникающего в процессе интерсубъектного взаимодействия. Сущностные характеристики имиджа выражают его внутреннюю противоречивость и служат развертыванию понимания имиджа в его сложности, многогранности и целостности.
Особое значение имеет возможность оценки имиджа как в большей или меньшей степени способствующего достижению преследуемых целей, решению поставленных задач, что предполагает возможность его оптимизации.
Выделена задача определения критериев, показателей и уровней оценки имиджа. Определены три уровня профессионализма деятельности по созданию имиджу (ДСИ). Низкий, средний и высокий. Понятие «профессиональная деятельность по созданию имиджа» (ПДСИ) допускает оценку с точки зрения продуктивности, в связи с этим выделены три уровня продуктивности ПДСИ; приемлемый, средний и оптимальный. Выделены основные критерии имиджа.
Показатели имиджа позволяют установить наличие и увидеть внешние проявления этих характеристик, благодаря чему любой из выявленных нами показателей имиджа может выступать в качестве критерия оценки имиджа при решении конкретной задачи оптимизации имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия.
С учетом определения оптимальности имиджа, выделены следующие основные уровни оценки имиджа: социально неприемлемый уровень, социально приемлемый уровень, оптимальный уровень имиджа.
Познание критериев, показателей и уровней оценки имиджа, выте-кающих из сущностных характеристик этого явления, указывает направление его оптимизации в имиджевом взаимодействии.
Развиваемая в исследовании концепция имиджа основывается на
определении имиджа как символического образа субъекта, создаваемого в процессе интерсубъектного взаимодействия.
Структура функционально-теоретической модели имиджа, предполагает три уровня конкретности.
Этим определятся и содержание имиджа, в основе которого лежит Я-концепция субъекта-прообраза как система представлений субъекта о своем месте в мире, своей «личностной позиции», дополняемой определяющими смысловыми и ценностными ориентациями субъекта.
Содержание имиджа возникает из противоречия между такими элементами Я-концепции субъекта-прообраза, как идеальное Я и образ Я у других, и отражается на Я-концепции субъекта. Возникая как устойчивый образ, воспринимаемый не только аудиторией имиджа, но и самим его субъектом-прообразом, имидж с необходимостью оказывает воздействие на его Я-концепцию. Это влияние происходит не только на уровне самовосприятия, но и на уровне изменения объективных профессионально-деятельностных характеристик — человек как бы «подтягивается», стремясь «соответствовать» своему имиджу. Степень позитивности этих изменений и определяет уровень продуктивности имиджа.
Что касается структуры имиджа, то она определяется его символической природой и предполагает два плана: глубинный и внешний, символьный план Элементы программы имиджа - миссия, цели, легенда -выступают как существенные ориентиры формирования и функциони¬рования имиджа, имеющие стратегический характер целеполагания, проявляющиеся при реализации различных факторов в интерсубъектном взаимодействии.
Воспринимающие имидж субъекты так же не ограничивают свою роль только пассивным наблюдением . Их реакции в ходе имиджевого
взаимодействия оказывают важное корректирующее влияние на функционирование имиджа и целенаправленное изменение его характеристик субъектом-прообразом.
Результатом этого активного двустороннего взаимодействия ста-новится разрешение сущностных противоречий в Я-концепции субъекта-прообраза имиджа и согласование ее с Я-концепциями воспринимающих имидж субъектов, что в конечном счете служит гармонизаии социальных отношений и существенному повышению продуктивности совместной профессиональной деятельности.
Построенная модель имиджа ложится в основу теоретико-методологической базы дальнейшего его исследования.
Анализ трудов по истории европейской мысли привел к выделению двух основных линий в понимании образа субъекта, условно обозначенные как «платоновская» и «аристотелевская». Среди достижений в понимании образа субъекта ряда выдающихся ученых, истоки которых мы находим в концепции Платона, для целей нашего исследования наибольший интерес представляют:
- проблемы самовыражения субъекта в образе на основе стремления к самопознанию и самосовершенствованию;
- подход к движению субъекта к самопознанию через восприятие его образа другим субъектом;
- рассмотрение активной, творческой и целенаправленной дея-тельности субъекта прообраза по восприятию отображаемого в образе субъекта и созданию образа, коррелирующего со своим прообразом;
- понимание субъект-субъектного взаимодействия между субъектом-прообразом и субъектом, воспринимающим образ как процесс, способствующий самопознанию и самосовершенствованию субъекта-прообраза.
Направление научного исследования проблематики, связанной с воздействием образа субъекта на воспринимающих его субъектов и воз-можностями социального влияния посредством образов субъектов, идущее от Аристотеля, было развито в дальнейшем в трудах гуманистов, Ф.Бэкона и ряда других мыслителей. В этой теоретической линии, условно названной «аристотелевской» коренятся перспективные для дальнейшей разработки научные идеи. В проведенном анализе основное внимание было обращено на понимание образов субъектов, создаваемых не столько для самовыражения и самопознания, сколько для создания определенного впечатления и оказания воздействия на поведение воспринимающих субъектов.
Дальнейшее развитие научных исследований образа субъекта зачастую объединяло идеи из двух условно выделенных направлений и порождало новые теоретические шаги к формированию концепции имиджа. Среди них обращает на себя внимание развитие В.Дильтеем теории эмпатии, впервые предложенной Т.Липпсом, и введение им в научный оборот понятия «вчуствование» и понятия «выражение» как обобщенного и опредмечениого переживания, послужившего еще одним шагом к пониманию символической природы имиджа как образа субъекта. Существенным фрагментом среди теоретических истоков складывания современной концепции имиджа явились учение Д. Дюркгейма о социальных представлениях и идеи В. Вундта, Г. Лебона, Г, Тарда о коллективном сознании и «психологии народов», заложившие основы изучения социалы-ю-психологических (в широком смысле) закономерностей восприятия имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия.
Многие из этих идей и подходов с возникновением и развитием социальной психологии получили научное обоснование и были воспроизведены на новом теоретическом уровне, в составе социально-психологических теорий XX века.
Теоретические предпосылки к рассмотрению имиджа в аспекте массового сознания содержит концепция социальных представлений, разработанная французскими социальными психологами С. Московией, Ж.П. Кодолом, Д. Жоделе и др. Для изучения функционирования имиджа важное значения имеет категоризационная теория Г. Тэджфела и Дж.Тернера, как и обширные данные осуществленных ими и их коллегами эмпирических исследований.
Мы исходим из родовой сущности . имиджа как образа субъекта, возникающего в процессе интерсубъектного взаимодействия. Сущностные характеристики имиджа выражают его внутреннюю противоречивость и служат развертыванию понимания имиджа в его сложности, многогранности и целостности.
Особое значение имеет возможность оценки имиджа как в большей или меньшей степени способствующего достижению преследуемых целей, решению поставленных задач, что предполагает возможность его оптимизации.
Выделена задача определения критериев, показателей и уровней оценки имиджа. Определены три уровня профессионализма деятельности по созданию имиджу (ДСИ). Низкий, средний и высокий. Понятие «профессиональная деятельность по созданию имиджа» (ПДСИ) допускает оценку с точки зрения продуктивности, в связи с этим выделены три уровня продуктивности ПДСИ; приемлемый, средний и оптимальный. Выделены основные критерии имиджа.
Показатели имиджа позволяют установить наличие и увидеть внешние проявления этих характеристик, благодаря чему любой из выявленных нами показателей имиджа может выступать в качестве критерия оценки имиджа при решении конкретной задачи оптимизации имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия.
С учетом определения оптимальности имиджа, выделены следующие основные уровни оценки имиджа: социально неприемлемый уровень, социально приемлемый уровень, оптимальный уровень имиджа.
Познание критериев, показателей и уровней оценки имиджа, выте-кающих из сущностных характеристик этого явления, указывает направление его оптимизации в имиджевом взаимодействии.
Развиваемая в исследовании концепция имиджа основывается на
определении имиджа как символического образа субъекта, создаваемого в процессе интерсубъектного взаимодействия.
Структура функционально-теоретической модели имиджа, предполагает три уровня конкретности.
Этим определятся и содержание имиджа, в основе которого лежит Я-концепция субъекта-прообраза как система представлений субъекта о своем месте в мире, своей «личностной позиции», дополняемой определяющими смысловыми и ценностными ориентациями субъекта.
Содержание имиджа возникает из противоречия между такими элементами Я-концепции субъекта-прообраза, как идеальное Я и образ Я у других, и отражается на Я-концепции субъекта. Возникая как устойчивый образ, воспринимаемый не только аудиторией имиджа, но и самим его субъектом-прообразом, имидж с необходимостью оказывает воздействие на его Я-концепцию. Это влияние происходит не только на уровне самовосприятия, но и на уровне изменения объективных профессионально-деятельностных характеристик — человек как бы «подтягивается», стремясь «соответствовать» своему имиджу. Степень позитивности этих изменений и определяет уровень продуктивности имиджа.
Что касается структуры имиджа, то она определяется его символической природой и предполагает два плана: глубинный и внешний, символьный план Элементы программы имиджа - миссия, цели, легенда -выступают как существенные ориентиры формирования и функциони¬рования имиджа, имеющие стратегический характер целеполагания, проявляющиеся при реализации различных факторов в интерсубъектном взаимодействии.
Воспринимающие имидж субъекты так же не ограничивают свою роль только пассивным наблюдением . Их реакции в ходе имиджевого
взаимодействия оказывают важное корректирующее влияние на функционирование имиджа и целенаправленное изменение его характеристик субъектом-прообразом.
Результатом этого активного двустороннего взаимодействия ста-новится разрешение сущностных противоречий в Я-концепции субъекта-прообраза имиджа и согласование ее с Я-концепциями воспринимающих имидж субъектов, что в конечном счете служит гармонизаии социальных отношений и существенному повышению продуктивности совместной профессиональной деятельности.
Построенная модель имиджа ложится в основу теоретико-методологической базы дальнейшего его исследования.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи