Виды интервьюирования

Наука » Социология
По технике проведения различают следующие виды интервью: структурированное, полуструктурированное, неструктурированное и групповое интервью [4, р. 92.]. Структурированное или стандартизированное интервью рассматривалось выше, одна из разновидностей группового интервью – метод фокус-групп будет рассмотрен далее.

Для отечественных источников, изданных до начала 1990-х, характерно разделять все виды социологического опроса на анкету и интервью, а также рассматривать отдельно методику и технику применения этих методов. Данное разделение не всегда оправдано, поскольку, например, методические принципы разработки анкет и формализованных интервью почти идентичны, тогда как между проведением формализованных и неформализованных интервью существуют громадные различия.

По содержанию интервью делятся на так называемые докумен­тальные интервью – изучение событий прошлого, уточнение фактов - и интервью мнений, цель которых – выявление оценок, взглядов, суждений и т.п.

Согласно отечественным источникам, все виды интервью разделяются по технике проведения на, с одной стороны, свободные, нестандартизованные, неформализованные (все три слова являются синонимами), с другой стороны, «несвободные», стандартизованные, формализованные.

В советское время неструктурированное интервью как метод получения информации практически не применялось. Использовались почти исключительно формализованные анкеты, которые раздавались респондентам и самостоятельно заполнялись ими. Такое методическое однообразие оборачивалось на практике валом исследований, похожих одно на другое.

Структурированное интервью предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации. Обычно оно связывается с массовыми обследованиями и наиболее знакомо населению. Преобладающий тип вопросов – закрытые и полуоткрытые.

Полуструктурированное интервью занимает промежу­точ­ное положение между структурированным и неструктурированным интервью. Круг задаваемых вопросов обычно заранее определен и не подлежит изменению, но интервьюер волен «зондировать почву» и задавать вопросы соответственно ситуации и времени.

Инструментарием интервьюера является путеводитель, содержащий темы и упорядоченный перечень приблизительных формулировок вопросов. Допускается их перефразировка применительно к каждому респонденту. Часть вопросов, особенно касающаяся социально-демографических характеристик, задается в стандартизированном формате. Для достижения естественности, присущей беседе между двумя людьми, используется ряд приемов:

Любое интервью содержит специальные переходы, – «мостики» между разными тематическими блоками. Они выполняют заранее определенные задачи: сменить тему, повернуть обсуждение ближе к целям интервью, вновь ввести упоминавшийся ранее материал, поднять или снизить эмоциональный уровень, увести обсуждение от неконкретной информации и т.д. Каждая тема естественно вырастает из предыдущих. В полуструктурированном интервью переходы не являются привилегией интервьюера.

Вербальные ответы записываются дословно. Одновременно, на месте проводится первичное кодирование – отнесение по прилагаемым шкалам. Например, для вопроса: «Как Вы считаете, каким политическим силам должна принадлежать власть?» - предлагалась первичная номинальная шкала: «конкретная сила», «консенсус всех сил», «не вижу таких сил», «затрудняюсь выбрать», «затрудняюсь ответить», «другое» [28, С. 33].

Кроме того, производится фиксация невербальной реакции респондентов на отдельные вопросы и тему в целом.

Этот тип интервьюирования позволяет респондентам отвечать о своем личном отношении, не будучи скованными рамками закрытых вопросов. Сама персона интервьюера представляет собой «промежуточный вариант, где интервьюерами являются как исследователи, так и привлеченные специально для этой цели исполнители» [28, С. 34].

Неструктурированное интервью включает в себя широкий круг видов опроса, не отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов. При использовании неструктурированного интервью не делается попытки получения одних и тех же видов информации от каждого респондента и респондент не является в них учетной статистической единицей. Содержание интервью может меняться от респондента к респонденту: каждый респондент сообщает ту информацию или высказывает те мнения, которые он может представить наилучшим образом. В этих условиях использование заранее подготовленного набора вопросов часто бывает только помехой, поэтому в неструктурированном интервью вопросники могут вообще не использоваться.

Направленное и ненаправленное интервью. Данная типологическая ось близка к описанной выше оси структурированного и неструктурированного интервью, но не тождественна ей. При проведении направленного интервью ведущий опрос решает, какие вопросы будут заданы, какие темы освещены, какой будет последовательность тем и вопросов, а также планирует всю процедуру в целом. При ненаправленном интервью все или почти все из этих решений принимает сам респондент. Вот описание того, что называется «ненаправленным» интервью:

«После того, как интервьюер объяснил программу, респонденту разрешается самому выбрать тему. До тех пор, пока респондент говорит спонтанно, интервьюер должен следить за его высказываниями, проявляя к ним действительный интерес. Пока интервьюируемый говорит, не должно быть сделано ни одной попытки перевести разговор на тему, которая кажется интервьюеру более важной. Ему следует внимательно слушать все, что говорит респондент и принимать участие в разговоре только в той степени, в какой это необходимо, чтобы интервьюируемый продолжал говорить. Если интервьюер задает вопросы, то они должны быть сформулированы в уклончивой форме и, конечно, не в такой, которая предполагает определенный ответ»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.