Оценка уровня готовности к выбору профессиональной деятельности. Психологические способы формирования готовности. Многопризнаковая классификация профессий. Психологические признаки труда

Наука » Психология » Инженерная психология
1. Сознательное предвосхищение социально ценного объекта труда – характеризует сознание человеком социальной ценностирезультата труда. Уровень данного осознания определяется на основании:
- степени представленности у субъекта знаний о требованиях к результату труда;
- отношения к делу;
- эмоциональных проявлений субъекта в деятельности и их адекватности его представлениям и знаниям;
2. Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели:
- оценка характера сознания необходимости и ответственности выполнения работы в строго заданных рамках;
- оценка адекватности эмоционального состояния субъекта уровню его сознания;
3. Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности:
- степень теоретической подготовленности к выполнению професиональной деятельности;
- степень сформированности профессиональных умений и навыков;
- адекватность эмоциональных проявлений соответственно уровню проф.готовности субъектов труда.
4. Осознание межличностных отношений.
- осуществляется на основании глубины знания и понимания субъектом труда вклада других людей в создание материальных ценностей общества.
Отличается как от игры (нет предвосхищения и осознанного владения), так и от учебы (то же + нет осознания межличностных отношений) и от просто общения (нет предвосхищения, нет орудий).

Трудовой пост как многопризнаковый объект. Структура трудового поста. Виды трудовых постов. Цели и методы их изучения

Наука » Психология » Инженерная психология
Трудовой пост – ограниченная вследствие разделения труда и тем или иным способом зафиксированная в обществе область приложения сил человеком, рассчитаная на создание некоторого ценного для общества; одна из форм существования профессии. Основные составляющие трудового поста:
заданные цели, представление о результатах труда;
заданный предмет труда;
система средств труда;
система профессиональных служебных обязанностей;
система прав;
производственная среда, предметные и социальные условия труда.

Устойчивость личности и успешность выполнения профессиональной деятельности. Поведение оператора в опасной ситуации. Опасные качества. Набор методик для их оценки

Наука » Психология » Инженерная психология
Критерии профессиональной успешности:
1) показатели. Достижения результата труда: производительность, ошибки, брак, аварии и пр.;
2) обучаемость профессиональным знаниям и умениям: скорость и достигнутый уровень мастерства;
3) косвенная оценка труда данного работника, вклад в организацию
Данные:
Прямые показатели эффективности
Тесты проф.пригодности
Административные акты
Несчастные случаи и происшествия по вине работника
Экспертные оценки эффективности деятельности
Самооценка эффективности деятельности.

Психология труда как научная область знаний. Эргатическая система и эргатические функции как средство психологического анализа тенденций развития профессии

Наука » Психология » Инженерная психология
Эргатическая функция – трудовая функция, переданная средству труда; снимает ограничения, обусловленные средой и природной организацией человека, повышает уровень его возможностей в достижении общественно ценных результатов. ЭФ выделяется по продукту: у почтальона ЭС - это связь, ЭФ – обслуживание, у менеджера по персоналу ЭФ – упорядочивание социальных процессов. Выделяют традиционно следующие ЭФ: 1) функция духовного производства; 2) функция упорядочивания социальных процессов; 3) функция обслуживания и самообслуживания; 4) функция материального производства.
Эргатическая система – система, создаваемая для достижения полезного для общества результата, включая субъект, объект, продукт, средства и условия труда. Существует в форме различных организаций.

Управленческие решения: классификация, этапы формирования, типичные психологические причины, снижающие эффективность решений в сфере управления

Наука » Психология » Инженерная психология
Алгоритм выработки управленческих решений:
1. постановка проблемы в проблемной ситуации (ситуации противоречия между действительным, потребным, возможным и должным). Возможные сбои: несвоевременность постановки проблемы.
2. Селекция проблем =определение субъекта, который должен выработать определенное решение. То есть происходит делегирование полномочий.
3. Создание информационной модели проблемной ситуации.

Проблема профессиональной пригодности человека. “Золотое” правило психологии труда. Разновидности эмпирических феноменов установления взаимосоответствия человека и профессии.

Наука » Психология » Инженерная психология
Психологические условия формирования индивидуального стиля деятельности. Прогнозирование проф. пригодности производится в ситуации выбора профессии человеком или его реориентации.
Этапы создания психологической системы определения проф.пригодности (близко к Мюнстербергу):
1) психологический анализ профессиональной деятельности; получаем совокупность ПВК;
2) количественный анализ проф.эффективности;
3) разработка методов количественной оценки ПВК у претендентов; установление количественных границ разной степени успешности выполнения методики;
4) определение интегрального показателя успешности в лабораторном испытании; если совпадение с успешностью действительного профессионала менее 50% - тест отвергается, если 50-75% - среднепригоден, если более 75% - высокоэффективен (этот вариант ценки называется предиктивной валидностью). Показатель надежности методики: R = 1 – σ2e/σx2, где σ2e – ошибка измерения.

Понятие стиля введено Адлером в 1927 году и подразумевает определенную направленность позиций и стремлений человека в соответствие с его субъективными ценностями. Опыт Климова: зависимость стиля от подвижности НС ткачих.
Вольф Семенович Мерлин предложил метод интегрального рассмотрения человека, его качеств по нескольким уровням: биохимические свойства человека; типологические свойства НС; темперамент; личностные свойства; сложно-опосредованные качества, личностная статусность в социальных общностях. Успешность – характеристика, отражающая эффективность, результативность выполнения деятельности.
Пригодность – какой ценой достигается успешность, какой формируется личностный смысл.

Виды функциональных состояний человека в трудовой деятельности

Наука » Психология » Инженерная психология
Некоторая величина физических и психичнских затрат обеспечивает деятельность на заданном уровне – цена деятельности. Может быть допустимой или недопустимой.
Адекватность общей реакции человека требованиям деятельности: адекватная мобилизация или динамическое рассогласование.
Платонов “Стадии переутомления”: первыми страдают интенциональный уровень (мотивация, эмоционально-волевая регуляция), затем – функциональные, операционально-технические системы (моторика, память и т.д.), далее – функции. Обеспечивающие уровень активации, и в последнюю очередь – базовые функции жизнеобеспечения.
Методы изучения ФС:
1) опрос, беседа;
2) контрольные тесты (на зрение, слух);
3) поведенческие методы (количество ошибок, выход продукта и т.п.);
4) психофизиологические (ЧСС, КГР, давление и пр.);
5) психометрические.
Монотония формируется в монотонных (относительно одного дня) условиях трудовой деятельности, в бедной раздражителями ситуации. Делиться на двигательную и сенсорную (по сфере, на которую в основном воздействуют монотонные условия труда).
Проявления: колебания работоспособности (при этом почти всегда есть желание сменить деятельность); снижение уровня бодрствования (ЧСС, дыхания, бодрствования); ощущение скуки и сонливости.
Психическое пресыщение: причины и симптомы те же, но более ярко выражены эмоционально. Долгое переживание обоих состояний ведет к утомлению.

Ориентировочная схема системного профессиографирования. Структура. Принципы и цели применения

Наука » Психология » Инженерная психология
Системность заключается в том, что анализируется системы “субъект – объект”. При этом следует помнить, что объект может также быть человеком, и тогда связка превращается в “субъект – субъект”, а сам субъект может быть коллективным (экипаж самолета). Исследуются не компоненты системы, а их взаимосвязи внутри системы.
Анализ системы осуществляется на нескольких уровнях:
1) нормативно-параметрический анализ (параметры, характеризующие систему);
2) структурный анализ (морфологический);
3) функционально-структурный (задание, его организация, взаимодействие человека в системе).
Изучение профессии с точки зрения системного подхода по Дмитриевой:
1) личностно-мотивационный анализ;
2) компонентно-целевой анализ;
3) структурно-функциональный анализ.
Принципы профессиографирования:
- комплексность, целенаправленность;
- социально-политическая активность (включение элементов профпропаганды);
- личностного подхода;
- надежность (требования к помехоустойчивости);
- дифференциации (различные специальности, входящие в данную профессию);

Изучение человека как субъекта труда. Цели и этапы исследования. Уровни анализа. Методы исследования

Наука » Психология » Инженерная психология
Структура субъекта труда включает:
- личностные характеристики (интересы, мотивы, ценностные ориентации);
- психологические характеристики (мнемические, когнитивные, коммуникативные, сенсорные, сенсо-моторные);
- психофизиологические характеристики (эмоционально-волевая регуляция, здоровье, типология НС);
- психологические единицы деятельности (действия, операции)
Другое разделение включает:
- фундаментальные признаки (пол, возраст, общее и специальное образование, стаж работы, состояние здоровья);
- психологические признаки: общий уровень развития когнитивных, коммуникативных, психомоторных, перцептивных, мнемических и других возможностей);
- признаки личности: интересы, установки, ценностные ориентации, социальные мотивы и цели;
- признаки типологии НС
- Более простое разделение выделяет нормативную и индивидуальную составляющие.
Насубъекта труда воздействуют культурно-исторические, социально-экономические, технические условия, социальные связи между субъектами труда.
Метод выявления образа мира: анализ профессиограмм,
контент-анализ
Изучение документации
Экспертные оценки
Коллективная дискуссия

Психологическое изучение профессиональной деятельности человека.

Наука » Психология » Инженерная психология
Профессиография – описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии.
Психограмма – характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека.
Принципы профессиографии:
- комплексность, целенаправленность;
- социально-политическая активность (включение элементов профпропаганды);
- личностного подхода;
- надежность (требования к помехоустойчивости);
- дифференциации (различные специальности, входящие в данную профессию);
- типизации (требование объединение профессий в определенные группы);
- перспективность и реальность.
Комплексный анализ предполагает:
- производственную характеристику профессии и ее специальностей;
- указание на экономическое значение профессии;
- социологические и социально-психологические характеристики;
- перечень объема знаний и умений, с особым выделением тех, которые определяют профессиональное мастерство, сроки подготовки и перспективы продвижения работника;

Мышление и личность. Индивидуальные различия мышления

Наука » Психология
Мыслительная деятельность всегда мотивирована.
В одном из исследований сравнивалось решение одних и тех же задач в разных условиях:
1. Выполнение в условиях нейтральной инструкции: «Решите эту задачу».
2. Решение задач в условиях соревнования
3. Решение задач в ситуации исследования умственной озарённости
Успешность решения повышалась от ситуации к ситуации.
Успех в решении задачи может зависеть от отношения к ней. Оценка задачи как интересной положительно влияет на её последующее решение, и наоборот.
Мышление неразрывно связано с характером, волей, чувствами.
Мышление различных людей отличается самостоятельностью, быстротой, критичностью.

Мышление как решение задач

Наука » Психология
Мышление возникает в случае необходимости понять что-либо, решить какую-либо задачу, ответить на вопрос.
Существует понятие проблемной ситуации, а также понятие задачи и учебной задачи. Необходимо различать эти понятия.
Проблемная ситуация - субъективное состояние непонимания. Оно может быть сформулировано в виде задачи с её условиями и вопросом. Учебные задачи ни в коем случае не могут быть проблемными для решающих, при достаточном уровне знания в частности.
Обсуждение вопроса - начало решения задачи, в ходе которого проверяются различные гипотезы, вероятности.
На пути правильного решения задачи могут возникать барьеры в различных формах:
1. Стереотипы мышления, порождающие шаблонность мышления. Эта особенность мышления хорошо проявляется в решении следующих задач. «Постройте четыре равных треугольника из шести спичек», «Пройдя через 4 точки – вершины квадрата, начертите три прямых, вернувшись в исходную точку». Решению задач мешают сложившиеся стереотипы мышления: треугольники должны быть на плоскости, соединяя точки не выходить за пределы квадрата. Преодоление этих стереотипов для первой задачи заключается в построении треугольников со смежными сторонами в пространстве, для второй задачи оно связано с переформулированием её условий и состоит в том, чтобы вписать четыре точки в треугольник
2.Установка. Установка формируется в опыте и не осознается человеком.
Исследуемые решают последовательно ряд схожих арифметических задач: «Имеются три сосуда ёмкостью 21, 127 и 3 литра. Как с их помощью отмерить 100 литров воды?». И после нескольких таких же предлагают следующее: «Имеются три сосуда ёмкостью 23, 40, 3 литра. Как отмерить с их помощью 20 литров воды?». Решение: 40-23+3. Те, кто не решал предыдущих задач, решили так: 23-3.