1. Сознательное предвосхищение социально ценного объекта труда – характеризует сознание человеком социальной ценностирезультата труда. Уровень данного осознания определяется на основании:
- степени представленности у субъекта знаний о требованиях к результату труда;
- отношения к делу;
- эмоциональных проявлений субъекта в деятельности и их адекватности его представлениям и знаниям;
2. Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели:
- оценка характера сознания необходимости и ответственности выполнения работы в строго заданных рамках;
- оценка адекватности эмоционального состояния субъекта уровню его сознания;
3. Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности:
- степень теоретической подготовленности к выполнению професиональной деятельности;
- степень сформированности профессиональных умений и навыков;
- адекватность эмоциональных проявлений соответственно уровню проф.готовности субъектов труда.
4. Осознание межличностных отношений.
- осуществляется на основании глубины знания и понимания субъектом труда вклада других людей в создание материальных ценностей общества.
Отличается как от игры (нет предвосхищения и осознанного владения), так и от учебы (то же + нет осознания межличностных отношений) и от просто общения (нет предвосхищения, нет орудий).
- степени представленности у субъекта знаний о требованиях к результату труда;
- отношения к делу;
- эмоциональных проявлений субъекта в деятельности и их адекватности его представлениям и знаниям;
2. Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели:
- оценка характера сознания необходимости и ответственности выполнения работы в строго заданных рамках;
- оценка адекватности эмоционального состояния субъекта уровню его сознания;
3. Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности:
- степень теоретической подготовленности к выполнению професиональной деятельности;
- степень сформированности профессиональных умений и навыков;
- адекватность эмоциональных проявлений соответственно уровню проф.готовности субъектов труда.
4. Осознание межличностных отношений.
- осуществляется на основании глубины знания и понимания субъектом труда вклада других людей в создание материальных ценностей общества.
Отличается как от игры (нет предвосхищения и осознанного владения), так и от учебы (то же + нет осознания межличностных отношений) и от просто общения (нет предвосхищения, нет орудий).
Трудовой пост – ограниченная вследствие разделения труда и тем или иным способом зафиксированная в обществе область приложения сил человеком, рассчитаная на создание некоторого ценного для общества; одна из форм существования профессии. Основные составляющие трудового поста:
заданные цели, представление о результатах труда;
заданный предмет труда;
система средств труда;
система профессиональных служебных обязанностей;
система прав;
производственная среда, предметные и социальные условия труда.
заданные цели, представление о результатах труда;
заданный предмет труда;
система средств труда;
система профессиональных служебных обязанностей;
система прав;
производственная среда, предметные и социальные условия труда.
Критерии профессиональной успешности:
1) показатели. Достижения результата труда: производительность, ошибки, брак, аварии и пр.;
2) обучаемость профессиональным знаниям и умениям: скорость и достигнутый уровень мастерства;
3) косвенная оценка труда данного работника, вклад в организацию
Данные:
Прямые показатели эффективности
Тесты проф.пригодности
Административные акты
Несчастные случаи и происшествия по вине работника
Экспертные оценки эффективности деятельности
Самооценка эффективности деятельности.
1) показатели. Достижения результата труда: производительность, ошибки, брак, аварии и пр.;
2) обучаемость профессиональным знаниям и умениям: скорость и достигнутый уровень мастерства;
3) косвенная оценка труда данного работника, вклад в организацию
Данные:
Прямые показатели эффективности
Тесты проф.пригодности
Административные акты
Несчастные случаи и происшествия по вине работника
Экспертные оценки эффективности деятельности
Самооценка эффективности деятельности.
Эргатическая функция – трудовая функция, переданная средству труда; снимает ограничения, обусловленные средой и природной организацией человека, повышает уровень его возможностей в достижении общественно ценных результатов. ЭФ выделяется по продукту: у почтальона ЭС - это связь, ЭФ – обслуживание, у менеджера по персоналу ЭФ – упорядочивание социальных процессов. Выделяют традиционно следующие ЭФ: 1) функция духовного производства; 2) функция упорядочивания социальных процессов; 3) функция обслуживания и самообслуживания; 4) функция материального производства.
Эргатическая система – система, создаваемая для достижения полезного для общества результата, включая субъект, объект, продукт, средства и условия труда. Существует в форме различных организаций.
Эргатическая система – система, создаваемая для достижения полезного для общества результата, включая субъект, объект, продукт, средства и условия труда. Существует в форме различных организаций.
Алгоритм выработки управленческих решений:
1. постановка проблемы в проблемной ситуации (ситуации противоречия между действительным, потребным, возможным и должным). Возможные сбои: несвоевременность постановки проблемы.
2. Селекция проблем =определение субъекта, который должен выработать определенное решение. То есть происходит делегирование полномочий.
3. Создание информационной модели проблемной ситуации.
1. постановка проблемы в проблемной ситуации (ситуации противоречия между действительным, потребным, возможным и должным). Возможные сбои: несвоевременность постановки проблемы.
2. Селекция проблем =определение субъекта, который должен выработать определенное решение. То есть происходит делегирование полномочий.
3. Создание информационной модели проблемной ситуации.
Психологические условия формирования индивидуального стиля деятельности. Прогнозирование проф. пригодности производится в ситуации выбора профессии человеком или его реориентации.
Этапы создания психологической системы определения проф.пригодности (близко к Мюнстербергу):
1) психологический анализ профессиональной деятельности; получаем совокупность ПВК;
2) количественный анализ проф.эффективности;
3) разработка методов количественной оценки ПВК у претендентов; установление количественных границ разной степени успешности выполнения методики;
4) определение интегрального показателя успешности в лабораторном испытании; если совпадение с успешностью действительного профессионала менее 50% - тест отвергается, если 50-75% - среднепригоден, если более 75% - высокоэффективен (этот вариант ценки называется предиктивной валидностью). Показатель надежности методики: R = 1 – σ2e/σx2, где σ2e – ошибка измерения.
Понятие стиля введено Адлером в 1927 году и подразумевает определенную направленность позиций и стремлений человека в соответствие с его субъективными ценностями. Опыт Климова: зависимость стиля от подвижности НС ткачих.
Вольф Семенович Мерлин предложил метод интегрального рассмотрения человека, его качеств по нескольким уровням: биохимические свойства человека; типологические свойства НС; темперамент; личностные свойства; сложно-опосредованные качества, личностная статусность в социальных общностях. Успешность – характеристика, отражающая эффективность, результативность выполнения деятельности.
Пригодность – какой ценой достигается успешность, какой формируется личностный смысл.
Этапы создания психологической системы определения проф.пригодности (близко к Мюнстербергу):
1) психологический анализ профессиональной деятельности; получаем совокупность ПВК;
2) количественный анализ проф.эффективности;
3) разработка методов количественной оценки ПВК у претендентов; установление количественных границ разной степени успешности выполнения методики;
4) определение интегрального показателя успешности в лабораторном испытании; если совпадение с успешностью действительного профессионала менее 50% - тест отвергается, если 50-75% - среднепригоден, если более 75% - высокоэффективен (этот вариант ценки называется предиктивной валидностью). Показатель надежности методики: R = 1 – σ2e/σx2, где σ2e – ошибка измерения.
Понятие стиля введено Адлером в 1927 году и подразумевает определенную направленность позиций и стремлений человека в соответствие с его субъективными ценностями. Опыт Климова: зависимость стиля от подвижности НС ткачих.
Вольф Семенович Мерлин предложил метод интегрального рассмотрения человека, его качеств по нескольким уровням: биохимические свойства человека; типологические свойства НС; темперамент; личностные свойства; сложно-опосредованные качества, личностная статусность в социальных общностях. Успешность – характеристика, отражающая эффективность, результативность выполнения деятельности.
Пригодность – какой ценой достигается успешность, какой формируется личностный смысл.
Некоторая величина физических и психичнских затрат обеспечивает деятельность на заданном уровне – цена деятельности. Может быть допустимой или недопустимой.
Адекватность общей реакции человека требованиям деятельности: адекватная мобилизация или динамическое рассогласование.
Платонов “Стадии переутомления”: первыми страдают интенциональный уровень (мотивация, эмоционально-волевая регуляция), затем – функциональные, операционально-технические системы (моторика, память и т.д.), далее – функции. Обеспечивающие уровень активации, и в последнюю очередь – базовые функции жизнеобеспечения.
Методы изучения ФС:
1) опрос, беседа;
2) контрольные тесты (на зрение, слух);
3) поведенческие методы (количество ошибок, выход продукта и т.п.);
4) психофизиологические (ЧСС, КГР, давление и пр.);
5) психометрические.
Монотония формируется в монотонных (относительно одного дня) условиях трудовой деятельности, в бедной раздражителями ситуации. Делиться на двигательную и сенсорную (по сфере, на которую в основном воздействуют монотонные условия труда).
Проявления: колебания работоспособности (при этом почти всегда есть желание сменить деятельность); снижение уровня бодрствования (ЧСС, дыхания, бодрствования); ощущение скуки и сонливости.
Психическое пресыщение: причины и симптомы те же, но более ярко выражены эмоционально. Долгое переживание обоих состояний ведет к утомлению.
Адекватность общей реакции человека требованиям деятельности: адекватная мобилизация или динамическое рассогласование.
Платонов “Стадии переутомления”: первыми страдают интенциональный уровень (мотивация, эмоционально-волевая регуляция), затем – функциональные, операционально-технические системы (моторика, память и т.д.), далее – функции. Обеспечивающие уровень активации, и в последнюю очередь – базовые функции жизнеобеспечения.
Методы изучения ФС:
1) опрос, беседа;
2) контрольные тесты (на зрение, слух);
3) поведенческие методы (количество ошибок, выход продукта и т.п.);
4) психофизиологические (ЧСС, КГР, давление и пр.);
5) психометрические.
Монотония формируется в монотонных (относительно одного дня) условиях трудовой деятельности, в бедной раздражителями ситуации. Делиться на двигательную и сенсорную (по сфере, на которую в основном воздействуют монотонные условия труда).
Проявления: колебания работоспособности (при этом почти всегда есть желание сменить деятельность); снижение уровня бодрствования (ЧСС, дыхания, бодрствования); ощущение скуки и сонливости.
Психическое пресыщение: причины и симптомы те же, но более ярко выражены эмоционально. Долгое переживание обоих состояний ведет к утомлению.
Системность заключается в том, что анализируется системы “субъект – объект”. При этом следует помнить, что объект может также быть человеком, и тогда связка превращается в “субъект – субъект”, а сам субъект может быть коллективным (экипаж самолета). Исследуются не компоненты системы, а их взаимосвязи внутри системы.
Анализ системы осуществляется на нескольких уровнях:
1) нормативно-параметрический анализ (параметры, характеризующие систему);
2) структурный анализ (морфологический);
3) функционально-структурный (задание, его организация, взаимодействие человека в системе).
Изучение профессии с точки зрения системного подхода по Дмитриевой:
1) личностно-мотивационный анализ;
2) компонентно-целевой анализ;
3) структурно-функциональный анализ.
Принципы профессиографирования:
- комплексность, целенаправленность;
- социально-политическая активность (включение элементов профпропаганды);
- личностного подхода;
- надежность (требования к помехоустойчивости);
- дифференциации (различные специальности, входящие в данную профессию);
Анализ системы осуществляется на нескольких уровнях:
1) нормативно-параметрический анализ (параметры, характеризующие систему);
2) структурный анализ (морфологический);
3) функционально-структурный (задание, его организация, взаимодействие человека в системе).
Изучение профессии с точки зрения системного подхода по Дмитриевой:
1) личностно-мотивационный анализ;
2) компонентно-целевой анализ;
3) структурно-функциональный анализ.
Принципы профессиографирования:
- комплексность, целенаправленность;
- социально-политическая активность (включение элементов профпропаганды);
- личностного подхода;
- надежность (требования к помехоустойчивости);
- дифференциации (различные специальности, входящие в данную профессию);
Изучение человека как субъекта труда. Цели и этапы исследования. Уровни анализа. Методы исследования
Структура субъекта труда включает:
- личностные характеристики (интересы, мотивы, ценностные ориентации);
- психологические характеристики (мнемические, когнитивные, коммуникативные, сенсорные, сенсо-моторные);
- психофизиологические характеристики (эмоционально-волевая регуляция, здоровье, типология НС);
- психологические единицы деятельности (действия, операции)
Другое разделение включает:
- фундаментальные признаки (пол, возраст, общее и специальное образование, стаж работы, состояние здоровья);
- психологические признаки: общий уровень развития когнитивных, коммуникативных, психомоторных, перцептивных, мнемических и других возможностей);
- признаки личности: интересы, установки, ценностные ориентации, социальные мотивы и цели;
- признаки типологии НС
- Более простое разделение выделяет нормативную и индивидуальную составляющие.
Насубъекта труда воздействуют культурно-исторические, социально-экономические, технические условия, социальные связи между субъектами труда.
Метод выявления образа мира: анализ профессиограмм,
контент-анализ
Изучение документации
Экспертные оценки
Коллективная дискуссия
- личностные характеристики (интересы, мотивы, ценностные ориентации);
- психологические характеристики (мнемические, когнитивные, коммуникативные, сенсорные, сенсо-моторные);
- психофизиологические характеристики (эмоционально-волевая регуляция, здоровье, типология НС);
- психологические единицы деятельности (действия, операции)
Другое разделение включает:
- фундаментальные признаки (пол, возраст, общее и специальное образование, стаж работы, состояние здоровья);
- психологические признаки: общий уровень развития когнитивных, коммуникативных, психомоторных, перцептивных, мнемических и других возможностей);
- признаки личности: интересы, установки, ценностные ориентации, социальные мотивы и цели;
- признаки типологии НС
- Более простое разделение выделяет нормативную и индивидуальную составляющие.
Насубъекта труда воздействуют культурно-исторические, социально-экономические, технические условия, социальные связи между субъектами труда.
Метод выявления образа мира: анализ профессиограмм,
контент-анализ
Изучение документации
Экспертные оценки
Коллективная дискуссия
Профессиография – описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии.
Психограмма – характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека.
Принципы профессиографии:
- комплексность, целенаправленность;
- социально-политическая активность (включение элементов профпропаганды);
- личностного подхода;
- надежность (требования к помехоустойчивости);
- дифференциации (различные специальности, входящие в данную профессию);
- типизации (требование объединение профессий в определенные группы);
- перспективность и реальность.
Комплексный анализ предполагает:
- производственную характеристику профессии и ее специальностей;
- указание на экономическое значение профессии;
- социологические и социально-психологические характеристики;
- перечень объема знаний и умений, с особым выделением тех, которые определяют профессиональное мастерство, сроки подготовки и перспективы продвижения работника;
Психограмма – характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека.
Принципы профессиографии:
- комплексность, целенаправленность;
- социально-политическая активность (включение элементов профпропаганды);
- личностного подхода;
- надежность (требования к помехоустойчивости);
- дифференциации (различные специальности, входящие в данную профессию);
- типизации (требование объединение профессий в определенные группы);
- перспективность и реальность.
Комплексный анализ предполагает:
- производственную характеристику профессии и ее специальностей;
- указание на экономическое значение профессии;
- социологические и социально-психологические характеристики;
- перечень объема знаний и умений, с особым выделением тех, которые определяют профессиональное мастерство, сроки подготовки и перспективы продвижения работника;
Мыслительная деятельность всегда мотивирована.
В одном из исследований сравнивалось решение одних и тех же задач в разных условиях:
1. Выполнение в условиях нейтральной инструкции: «Решите эту задачу».
2. Решение задач в условиях соревнования
3. Решение задач в ситуации исследования умственной озарённости
Успешность решения повышалась от ситуации к ситуации.
Успех в решении задачи может зависеть от отношения к ней. Оценка задачи как интересной положительно влияет на её последующее решение, и наоборот.
Мышление неразрывно связано с характером, волей, чувствами.
Мышление различных людей отличается самостоятельностью, быстротой, критичностью.
В одном из исследований сравнивалось решение одних и тех же задач в разных условиях:
1. Выполнение в условиях нейтральной инструкции: «Решите эту задачу».
2. Решение задач в условиях соревнования
3. Решение задач в ситуации исследования умственной озарённости
Успешность решения повышалась от ситуации к ситуации.
Успех в решении задачи может зависеть от отношения к ней. Оценка задачи как интересной положительно влияет на её последующее решение, и наоборот.
Мышление неразрывно связано с характером, волей, чувствами.
Мышление различных людей отличается самостоятельностью, быстротой, критичностью.
Мышление возникает в случае необходимости понять что-либо, решить какую-либо задачу, ответить на вопрос.
Существует понятие проблемной ситуации, а также понятие задачи и учебной задачи. Необходимо различать эти понятия.
Проблемная ситуация - субъективное состояние непонимания. Оно может быть сформулировано в виде задачи с её условиями и вопросом. Учебные задачи ни в коем случае не могут быть проблемными для решающих, при достаточном уровне знания в частности.
Обсуждение вопроса - начало решения задачи, в ходе которого проверяются различные гипотезы, вероятности.
На пути правильного решения задачи могут возникать барьеры в различных формах:
1. Стереотипы мышления, порождающие шаблонность мышления. Эта особенность мышления хорошо проявляется в решении следующих задач. «Постройте четыре равных треугольника из шести спичек», «Пройдя через 4 точки – вершины квадрата, начертите три прямых, вернувшись в исходную точку». Решению задач мешают сложившиеся стереотипы мышления: треугольники должны быть на плоскости, соединяя точки не выходить за пределы квадрата. Преодоление этих стереотипов для первой задачи заключается в построении треугольников со смежными сторонами в пространстве, для второй задачи оно связано с переформулированием её условий и состоит в том, чтобы вписать четыре точки в треугольник
2.Установка. Установка формируется в опыте и не осознается человеком.
Исследуемые решают последовательно ряд схожих арифметических задач: «Имеются три сосуда ёмкостью 21, 127 и 3 литра. Как с их помощью отмерить 100 литров воды?». И после нескольких таких же предлагают следующее: «Имеются три сосуда ёмкостью 23, 40, 3 литра. Как отмерить с их помощью 20 литров воды?». Решение: 40-23+3. Те, кто не решал предыдущих задач, решили так: 23-3.
Существует понятие проблемной ситуации, а также понятие задачи и учебной задачи. Необходимо различать эти понятия.
Проблемная ситуация - субъективное состояние непонимания. Оно может быть сформулировано в виде задачи с её условиями и вопросом. Учебные задачи ни в коем случае не могут быть проблемными для решающих, при достаточном уровне знания в частности.
Обсуждение вопроса - начало решения задачи, в ходе которого проверяются различные гипотезы, вероятности.
На пути правильного решения задачи могут возникать барьеры в различных формах:
1. Стереотипы мышления, порождающие шаблонность мышления. Эта особенность мышления хорошо проявляется в решении следующих задач. «Постройте четыре равных треугольника из шести спичек», «Пройдя через 4 точки – вершины квадрата, начертите три прямых, вернувшись в исходную точку». Решению задач мешают сложившиеся стереотипы мышления: треугольники должны быть на плоскости, соединяя точки не выходить за пределы квадрата. Преодоление этих стереотипов для первой задачи заключается в построении треугольников со смежными сторонами в пространстве, для второй задачи оно связано с переформулированием её условий и состоит в том, чтобы вписать четыре точки в треугольник
2.Установка. Установка формируется в опыте и не осознается человеком.
Исследуемые решают последовательно ряд схожих арифметических задач: «Имеются три сосуда ёмкостью 21, 127 и 3 литра. Как с их помощью отмерить 100 литров воды?». И после нескольких таких же предлагают следующее: «Имеются три сосуда ёмкостью 23, 40, 3 литра. Как отмерить с их помощью 20 литров воды?». Решение: 40-23+3. Те, кто не решал предыдущих задач, решили так: 23-3.