Мышление возникает в случае необходимости понять что-либо, решить какую-либо задачу, ответить на вопрос.
Существует понятие проблемной ситуации, а также понятие задачи и учебной задачи. Необходимо различать эти понятия.
Проблемная ситуация - субъективное состояние непонимания. Оно может быть сформулировано в виде задачи с её условиями и вопросом. Учебные задачи ни в коем случае не могут быть проблемными для решающих, при достаточном уровне знания в частности.
Обсуждение вопроса - начало решения задачи, в ходе которого проверяются различные гипотезы, вероятности.
На пути правильного решения задачи могут возникать барьеры в различных формах:
1. Стереотипы мышления, порождающие шаблонность мышления. Эта особенность мышления хорошо проявляется в решении следующих задач. «Постройте четыре равных треугольника из шести спичек», «Пройдя через 4 точки – вершины квадрата, начертите три прямых, вернувшись в исходную точку». Решению задач мешают сложившиеся стереотипы мышления: треугольники должны быть на плоскости, соединяя точки не выходить за пределы квадрата. Преодоление этих стереотипов для первой задачи заключается в построении треугольников со смежными сторонами в пространстве, для второй задачи оно связано с переформулированием её условий и состоит в том, чтобы вписать четыре точки в треугольник
2.Установка. Установка формируется в опыте и не осознается человеком.
Исследуемые решают последовательно ряд схожих арифметических задач: «Имеются три сосуда ёмкостью 21, 127 и 3 литра. Как с их помощью отмерить 100 литров воды?». И после нескольких таких же предлагают следующее: «Имеются три сосуда ёмкостью 23, 40, 3 литра. Как отмерить с их помощью 20 литров воды?». Решение: 40-23+3. Те, кто не решал предыдущих задач, решили так: 23-3.
Специальное предупреждение быть внимательным, не допускать нелепых ответов не помогало. Установка приводит к тому, что простое, очевидное решение не замечается.
Иногда установка формируется мгновенно. Попросите друга или кого еще быстро показать, как немой просит молоток в хозяйственном магазине, а затем – как слепой – ножницы. Посмотрите, что из этого получится.
Изучалось влияние гипноза на мышление человека.
Испытуемому в гипнозе внушается, как начать неоконченную партию, чтобы выиграть её. Это внушение замедляет решение задачи в 2,5 раза, он начинает с внушённого действия, но обдумывает его и отказывается от него: это ничего не даёт. Сознательные мыслительные действия сильнее внушённых.
Ещё эксперименты гипнотического характера свидетельствуют о больших потенциальных возможностях мыслящего человека. Человеку в обычном состоянии и в состоянии гипноза предлагалось найти применение следующим предметам: ключ, одёжная щётка, весы. Эксперимент в гипнозе распадался на два опыта: во втором человеку внушали, что он великий. Оказалось, что результаты лучше в гипнотической серии. А из двух опытов - во втором. Иногда решение приходит во сне.
В современной психологии изучаются вопросы коллективного мышления. Коллективное мышление может быть организовано в двух формах: в форме брейнсторминга и в форме синектики.
Брейнсторминг – такая форма группового мышления, когда группа думающих, разделяется на «генераторов идей» и «критиков». Поток идей стенографируется или записывается на магнитофон. Критики-эксперты оценивают ответы, решают, выбирают.
Синектика - совещание специалистов из различных областей по какому-либо вопросу.
Коллективное мышление может быть более продуктивным, но менее ответственным, т.е. могут приниматься решения более рискованные, чем индивидуальные.
Процесс решения задачи исследуется следующими методами.
1. Фиксирование рассуждений вслух с последующим их анализом.
2. Наблюдение.
Существует понятие проблемной ситуации, а также понятие задачи и учебной задачи. Необходимо различать эти понятия.
Проблемная ситуация - субъективное состояние непонимания. Оно может быть сформулировано в виде задачи с её условиями и вопросом. Учебные задачи ни в коем случае не могут быть проблемными для решающих, при достаточном уровне знания в частности.
Обсуждение вопроса - начало решения задачи, в ходе которого проверяются различные гипотезы, вероятности.
На пути правильного решения задачи могут возникать барьеры в различных формах:
1. Стереотипы мышления, порождающие шаблонность мышления. Эта особенность мышления хорошо проявляется в решении следующих задач. «Постройте четыре равных треугольника из шести спичек», «Пройдя через 4 точки – вершины квадрата, начертите три прямых, вернувшись в исходную точку». Решению задач мешают сложившиеся стереотипы мышления: треугольники должны быть на плоскости, соединяя точки не выходить за пределы квадрата. Преодоление этих стереотипов для первой задачи заключается в построении треугольников со смежными сторонами в пространстве, для второй задачи оно связано с переформулированием её условий и состоит в том, чтобы вписать четыре точки в треугольник
2.Установка. Установка формируется в опыте и не осознается человеком.
Исследуемые решают последовательно ряд схожих арифметических задач: «Имеются три сосуда ёмкостью 21, 127 и 3 литра. Как с их помощью отмерить 100 литров воды?». И после нескольких таких же предлагают следующее: «Имеются три сосуда ёмкостью 23, 40, 3 литра. Как отмерить с их помощью 20 литров воды?». Решение: 40-23+3. Те, кто не решал предыдущих задач, решили так: 23-3.
Специальное предупреждение быть внимательным, не допускать нелепых ответов не помогало. Установка приводит к тому, что простое, очевидное решение не замечается.
Иногда установка формируется мгновенно. Попросите друга или кого еще быстро показать, как немой просит молоток в хозяйственном магазине, а затем – как слепой – ножницы. Посмотрите, что из этого получится.
Изучалось влияние гипноза на мышление человека.
Испытуемому в гипнозе внушается, как начать неоконченную партию, чтобы выиграть её. Это внушение замедляет решение задачи в 2,5 раза, он начинает с внушённого действия, но обдумывает его и отказывается от него: это ничего не даёт. Сознательные мыслительные действия сильнее внушённых.
Ещё эксперименты гипнотического характера свидетельствуют о больших потенциальных возможностях мыслящего человека. Человеку в обычном состоянии и в состоянии гипноза предлагалось найти применение следующим предметам: ключ, одёжная щётка, весы. Эксперимент в гипнозе распадался на два опыта: во втором человеку внушали, что он великий. Оказалось, что результаты лучше в гипнотической серии. А из двух опытов - во втором. Иногда решение приходит во сне.
В современной психологии изучаются вопросы коллективного мышления. Коллективное мышление может быть организовано в двух формах: в форме брейнсторминга и в форме синектики.
Брейнсторминг – такая форма группового мышления, когда группа думающих, разделяется на «генераторов идей» и «критиков». Поток идей стенографируется или записывается на магнитофон. Критики-эксперты оценивают ответы, решают, выбирают.
Синектика - совещание специалистов из различных областей по какому-либо вопросу.
Коллективное мышление может быть более продуктивным, но менее ответственным, т.е. могут приниматься решения более рискованные, чем индивидуальные.
Процесс решения задачи исследуется следующими методами.
1. Фиксирование рассуждений вслух с последующим их анализом.
2. Наблюдение.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи