Проектирование – процесс составления описания, необходимый для создания в заданных условиях еще не существующего объекта, опирающийся на его первичное описание и/или алгоритм его действия/или алгоритм процесса устранения некорректности первичного описания.
До Н. А. Бернштейна в физиологии бытовало мнение, что двигательный акт организуется следующим образом: на этапе обучения движению в двигательных центрах формируется и фиксируется его программа; затем в результате действия какого-то стимула она возбуждается, в мышцы идут моторные командные импульсы, и движение реализуется. Таким образом, механизм движения описывался схемой рефлекторной дуги: стимул — процесс его центральной переработки (возбуждение программ) — двигательная реакция.
Первый вывод Бернштейна - только очень простое движение, например коленный рефлекс или отдергивание руки от огня, может произойти в результате прямого проведения моторных команд от центра к периферии. Но сложные двигательные акты, которые призваны решить какую-то задачу, достичь какого-то результата, так строиться не могут. Главная причина состоит в том, что результат любого сложного движения зависит не только от собственно управляющих сигналов, но и от целого ряда дополнительных факторов. Окончательная цель движения может быть достигнута, только если в него будут постоянно вноситься поправки, или коррекции. А для этого в ЦНС должны поступать афферентные сигналы, содержащие информацию о реальном ходе движения, а затем перерабатываться в сигналы коррекции.
Новый принцип управления движениями - принцип сенсорных коррекций, вносимых в моторные импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения.
Факторами, которые, помимо моторных команд, влияют на ход движения.
1. Реактивные силы. Если вы сильно взмахнете рукой, то в других частях тела разовьются реактивные силы, которые изменят их положение и тонус.
2. Иинерционные силы. Если вы резко поднимете руку, то она взлетает не только за счет тех моторных импульсов, которые посланы в мышцы, но с какого-то момента движется по инерции.
Первый вывод Бернштейна - только очень простое движение, например коленный рефлекс или отдергивание руки от огня, может произойти в результате прямого проведения моторных команд от центра к периферии. Но сложные двигательные акты, которые призваны решить какую-то задачу, достичь какого-то результата, так строиться не могут. Главная причина состоит в том, что результат любого сложного движения зависит не только от собственно управляющих сигналов, но и от целого ряда дополнительных факторов. Окончательная цель движения может быть достигнута, только если в него будут постоянно вноситься поправки, или коррекции. А для этого в ЦНС должны поступать афферентные сигналы, содержащие информацию о реальном ходе движения, а затем перерабатываться в сигналы коррекции.
Новый принцип управления движениями - принцип сенсорных коррекций, вносимых в моторные импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения.
Факторами, которые, помимо моторных команд, влияют на ход движения.
1. Реактивные силы. Если вы сильно взмахнете рукой, то в других частях тела разовьются реактивные силы, которые изменят их положение и тонус.
2. Иинерционные силы. Если вы резко поднимете руку, то она взлетает не только за счет тех моторных импульсов, которые посланы в мышцы, но с какого-то момента движется по инерции.
Теория уровней построения движений.
Н. А. Бернштейн обнаружил следующее. В зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Под уровнями следует понимать буквально морфологические “слои” в ЦНС. Так были выделены уровни спинного и продолговатого мозга, уровень подкорковых центров, уровни коры. Характеристике уровней, выделенных Н. А. Бернштейном.
Уровень А — самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, зато заведует очень важным аспектом любого движения — тонусом мышц. Он участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями.
Уровень В.Уровнь синергий. На этом уровне перерабатываются в основном сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела.
Уровень С.Уровнь пространственного поля. На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т. е. вся информация о внешнем пространстве. Поэтому на нем строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов — к их форме, положению, длине, весу и пр.
Уровень D.Уровень предметных действий. Это корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами. Он практически монопольно принадлежит человеку. К нему относятся все орудийные действия, манипуляции с предметами и др.
Уровень Е. Это уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь речевых движений, движений письма, а также движения символической, или кодированной, речи — жестов глухонемые азбуки Морзе и др. Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.
Н. А. Бернштейн обнаружил следующее. В зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Под уровнями следует понимать буквально морфологические “слои” в ЦНС. Так были выделены уровни спинного и продолговатого мозга, уровень подкорковых центров, уровни коры. Характеристике уровней, выделенных Н. А. Бернштейном.
Уровень А — самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, зато заведует очень важным аспектом любого движения — тонусом мышц. Он участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями.
Уровень В.Уровнь синергий. На этом уровне перерабатываются в основном сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела.
Уровень С.Уровнь пространственного поля. На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т. е. вся информация о внешнем пространстве. Поэтому на нем строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов — к их форме, положению, длине, весу и пр.
Уровень D.Уровень предметных действий. Это корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами. Он практически монопольно принадлежит человеку. К нему относятся все орудийные действия, манипуляции с предметами и др.
Уровень Е. Это уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь речевых движений, движений письма, а также движения символической, или кодированной, речи — жестов глухонемые азбуки Морзе и др. Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.
К кадровым процессам относятся:
- рекрутирование, или привлечение и найм персонала;
- организационное обеспечение функционирования персонала;
- формирование резерва корпуса руководителей;
- внутриорганизационное движение кадров;
- завершение карьеры;
Обеспечение нормального течения кадровых процессов включает в себя ряд этапов:
1) вовлечение в деятельность системы и включение;
2) оценка уровня квалификации профессионала и эффективное использование его возможностей;
3) квалификационное, количественное и профессиональное обеспечение функционирования организации трудовыми ресурсами;
4) адекватное кадровое обеспечение инновационных процессов;
5) обеспечение эффективного использования трудового потенциала каждого работника на протяжении его пребывания в рамках конкретной организации;
6) обеспечение оптимальных условий выхода человека из организации;
- рекрутирование, или привлечение и найм персонала;
- организационное обеспечение функционирования персонала;
- формирование резерва корпуса руководителей;
- внутриорганизационное движение кадров;
- завершение карьеры;
Обеспечение нормального течения кадровых процессов включает в себя ряд этапов:
1) вовлечение в деятельность системы и включение;
2) оценка уровня квалификации профессионала и эффективное использование его возможностей;
3) квалификационное, количественное и профессиональное обеспечение функционирования организации трудовыми ресурсами;
4) адекватное кадровое обеспечение инновационных процессов;
5) обеспечение эффективного использования трудового потенциала каждого работника на протяжении его пребывания в рамках конкретной организации;
6) обеспечение оптимальных условий выхода человека из организации;
Общая характеристика операторского труда:
1) объект воспринимается опосредовано;
2) разные режимы деятельности оператора: наблюдение; наблюдение-коррекция технологического процесса; действия в аварийных ситуациях или при запуске/остановке системы; самостоятельное построение режима деятельности.
Особенности операторского труда:
1) сложность и скорость процессов;
2) объем информации;
3) высокая ответственность за ошибки;
4) переходы от ожидания к деятельности;
5) неопределенность переходов;
6) условия работы плохие;
7) можно активно относится к деятельности и пассивно.
1) объект воспринимается опосредовано;
2) разные режимы деятельности оператора: наблюдение; наблюдение-коррекция технологического процесса; действия в аварийных ситуациях или при запуске/остановке системы; самостоятельное построение режима деятельности.
Особенности операторского труда:
1) сложность и скорость процессов;
2) объем информации;
3) высокая ответственность за ошибки;
4) переходы от ожидания к деятельности;
5) неопределенность переходов;
6) условия работы плохие;
7) можно активно относится к деятельности и пассивно.
Утомление – вызванное интенсивной или длительной работой временное уменьшение работоспособности, выражается в снижении количественных и качественных показателей и в ухудшении координации рабочих функций.
Хроническое утомление – один из видов пограничных состояний человека, снижающих эффективность деятельности и создающий угрозу для здоровья человека, формирующийся вследствие длительного накопления остаточных эффектов острого утомления, не компенсируемого своевременным отдыхом.
Проявления:
1) физиологические проявления – сокращение внутренних ресурсов и переход на менее выгодную работу: увеличение сокращений сердца, десинхронизация ?- ритма ЭЭГ, появление медленных ритмов, снижается критическая частота слияния мельканий. Увеличивается частота и длительность послеобразов, снижается скорость реагирования.
2) Психологические проявления: Внимание – снижение уровня, страдают особенно функции переключения и распределения.
Мышление – эффективность мыслительной деятельности снижается за счет эксплуатации стереотипа.
Память – затруднено извлечение информации из ДП, ухудшение операции удержания в КП.
Сюда же относится субъективная оценка состояния: объективирующие переживания и оценочные симптомц в отношении них. К неспецифическим симптомам относятся желание сменить деятельность и эмоциональное раздражение, к специфическим – типичные симптомы для каждого вида деятельности (например, “резь в глазах”)
Хроническое утомление – один из видов пограничных состояний человека, снижающих эффективность деятельности и создающий угрозу для здоровья человека, формирующийся вследствие длительного накопления остаточных эффектов острого утомления, не компенсируемого своевременным отдыхом.
Проявления:
1) физиологические проявления – сокращение внутренних ресурсов и переход на менее выгодную работу: увеличение сокращений сердца, десинхронизация ?- ритма ЭЭГ, появление медленных ритмов, снижается критическая частота слияния мельканий. Увеличивается частота и длительность послеобразов, снижается скорость реагирования.
2) Психологические проявления: Внимание – снижение уровня, страдают особенно функции переключения и распределения.
Мышление – эффективность мыслительной деятельности снижается за счет эксплуатации стереотипа.
Память – затруднено извлечение информации из ДП, ухудшение операции удержания в КП.
Сюда же относится субъективная оценка состояния: объективирующие переживания и оценочные симптомц в отношении них. К неспецифическим симптомам относятся желание сменить деятельность и эмоциональное раздражение, к специфическим – типичные симптомы для каждого вида деятельности (например, “резь в глазах”)
Перцептивный мир оператора основан на образе мира. Он состоит из трех блоков (по Артемьевой):
1) ядерный – модель отношений к объектам мира;
2) картина мира;
3) пространство-время актуальное. Мир сам уже влияет на восприятие;
Искажения из-за эмоций происходят: аффекты (ситуативный компонент) и чувства (формируются опытом, внеситуативный компонент).
Смысловая организация профессионального опыта: методика карандаш – бумага дает разные картины плета у капитана и штурмана.
Следствия из теории смыслового структурирования перцептивного мира: перцептивный мир формируется в опыте – у новичка и у профессионала они различны по степени симультанности, скорости перехода от широкого поля восприятия к узкому и т.д.
Множественность перцептивных миров в одной точке: внекабинный, внутрикабинный, работа в группе (умение посмотреть на мир глазами другого).
К четырем измерениям пространства-времени добавляются еще два: значение и смысл. Перцептивный мир и субъективные карты опыта субъекта несут на себе отпечатки смыслов и значений.
Теория информационной модели (Зинченко, Павлов):
- совокупность информации о предмете управления, системе управления, самом объекте и среде;
- информация представлена на приборах – СОИ;
- информация специальным образом упорядочена, чтобы обеспечить быстрое и устойчивое восприятие, работу с полученными данными;
Информационная модель – совокупность данных, специальным образом организованных, в которых представлены сведения о системе управления, процессе, окружающей среде, самом операторе.Она представлена оператору через СОИ.
1) ядерный – модель отношений к объектам мира;
2) картина мира;
3) пространство-время актуальное. Мир сам уже влияет на восприятие;
Искажения из-за эмоций происходят: аффекты (ситуативный компонент) и чувства (формируются опытом, внеситуативный компонент).
Смысловая организация профессионального опыта: методика карандаш – бумага дает разные картины плета у капитана и штурмана.
Следствия из теории смыслового структурирования перцептивного мира: перцептивный мир формируется в опыте – у новичка и у профессионала они различны по степени симультанности, скорости перехода от широкого поля восприятия к узкому и т.д.
Множественность перцептивных миров в одной точке: внекабинный, внутрикабинный, работа в группе (умение посмотреть на мир глазами другого).
К четырем измерениям пространства-времени добавляются еще два: значение и смысл. Перцептивный мир и субъективные карты опыта субъекта несут на себе отпечатки смыслов и значений.
Теория информационной модели (Зинченко, Павлов):
- совокупность информации о предмете управления, системе управления, самом объекте и среде;
- информация представлена на приборах – СОИ;
- информация специальным образом упорядочена, чтобы обеспечить быстрое и устойчивое восприятие, работу с полученными данными;
Информационная модель – совокупность данных, специальным образом организованных, в которых представлены сведения о системе управления, процессе, окружающей среде, самом операторе.Она представлена оператору через СОИ.
Оптимизация неблагоприятных ФС:
1.Оптимизация объективных характеристик трудовой деятельности:
1) предмет труда;
2) орудия и средства труда;
3) условия труда;
4) процесс труда;
2. За счет внешних средств:
1) функциональная музыка;
2) оптимизация режима питания;
3) гипнотерапия;
4) библиотерапия;
5) фармакотерапия;
6) рефлексологические;
3. За счет внутренних средств:
1) специальные виды тренингов;
2) аутогенная тренировка;
3) нервно-мышечная релаксация;
4) сенсорная
1.Оптимизация объективных характеристик трудовой деятельности:
1) предмет труда;
2) орудия и средства труда;
3) условия труда;
4) процесс труда;
2. За счет внешних средств:
1) функциональная музыка;
2) оптимизация режима питания;
3) гипнотерапия;
4) библиотерапия;
5) фармакотерапия;
6) рефлексологические;
3. За счет внутренних средств:
1) специальные виды тренингов;
2) аутогенная тренировка;
3) нервно-мышечная релаксация;
4) сенсорная
ФС – интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвено обусловливают выполнение деятельности. К таковым относятся: утомление, монотония, напряженность, различные виды психологического стресса и состояния, вызываемые воздействием экстремальных факторов физической природы. Анализ ФС проходит на уровнях физиологических изменений, изменений протекания основных психических процессов, субъективных переживаний, на поведенческом уровне.
ФС делятся на экстенсивные (утомление, монотония, стресс, психическая напряженность, психическое пресыщение) и интенсивные (острое утомление, хроническое утомление).
Трудоспособность – способность к психофизиологическому действию, отличная от дееспособности, то есть способность формирования целесообразной деятельности, создающая качественную сторону трудовой деятельности.
Работоспособность – потенциальная способность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
Эффективность – на каком уровне человек выполняет некоторый уровень продуктивности.
Продуктивность – выполнение некоторого количества продукта за единицу времени.
ФС делятся на экстенсивные (утомление, монотония, стресс, психическая напряженность, психическое пресыщение) и интенсивные (острое утомление, хроническое утомление).
Трудоспособность – способность к психофизиологическому действию, отличная от дееспособности, то есть способность формирования целесообразной деятельности, создающая качественную сторону трудовой деятельности.
Работоспособность – потенциальная способность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
Эффективность – на каком уровне человек выполняет некоторый уровень продуктивности.
Продуктивность – выполнение некоторого количества продукта за единицу времени.
С 30-х годов инженерную психологию “закрыли”. Лишь в 1957 году в связи с появлением новых технологий и восстановлением хозяйства встал вопрос о включении прикладной психологии в рамки науки. За рубежом уже были промышленная и индустриальная психология. В нашей стране появились психология труда и эргономика, а также инженерная психология, возникшая в связи с появлением полуавтоматизированных технических систем. Под руководством Зинченко (Москва) и Ломова (Питер) оформилась в 1959 году инженерная психология.
Развитие человека как субъекта труда (по Тютюннику):
1) интересы 11-12 лет;
2) способности 13-14 лет;
3) стадия исследований (проба ролей) 15-24 года;
4) консолидация (стремление найти жизненную позицию) 25-44 года;
5) стадия сохранения (развития в рамках профессионального поля) 45-64 года;
6) стадия спада с 65 лет.
На формирование субъекта труда влияют:
1)
2) ППСТ;
3) определение позиций взрослых, которые способствовали бы развитию ППСТ у детей (4-6 лет);
1) организация практического взаимодействия взрослых и детей в целях развития ППСТ.
На первом этапе производится оценка труда детей, наблюдения по 15-20 мин., дневник.
ППСТ:
а) представление о результате действия;
б) понимание полезности результата;
1) интересы 11-12 лет;
2) способности 13-14 лет;
3) стадия исследований (проба ролей) 15-24 года;
4) консолидация (стремление найти жизненную позицию) 25-44 года;
5) стадия сохранения (развития в рамках профессионального поля) 45-64 года;
6) стадия спада с 65 лет.
На формирование субъекта труда влияют:
1)
2) ППСТ;
3) определение позиций взрослых, которые способствовали бы развитию ППСТ у детей (4-6 лет);
1) организация практического взаимодействия взрослых и детей в целях развития ППСТ.
На первом этапе производится оценка труда детей, наблюдения по 15-20 мин., дневник.
ППСТ:
а) представление о результате действия;
б) понимание полезности результата;
Психические регуляторы:
1) образ объекта (предмета труда, внешних средств, условий и проявлений трудовой деятельности):
- чувственный образ;
- репрезентативный конкретный образ (представления, память, воображение);
- репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, системы понятий, усвоенные алгоритмы действий);
2) образ субъекта:
- актуальный "Я-образ" (знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе, межличностных отношениях, своих возможностях и ограничениях);
- обобщенный "Я-образ" ("Я-концепция" – Я в прошлом, настоящем, будущем; Я среди других, Я как член профессиональной общности, Я как организм, как индивидуальность, как член общенства);
3) образ субъектно-объектных и объектно-субъектных отношений:
- потребности, потребностные состояния;
- эмоции, чувства, эмоциональные отношения;
- характер, как свойственная человеку система устойчивого отношения;
- направленность личности, мировоззрение.
1) образ объекта (предмета труда, внешних средств, условий и проявлений трудовой деятельности):
- чувственный образ;
- репрезентативный конкретный образ (представления, память, воображение);
- репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, системы понятий, усвоенные алгоритмы действий);
2) образ субъекта:
- актуальный "Я-образ" (знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе, межличностных отношениях, своих возможностях и ограничениях);
- обобщенный "Я-образ" ("Я-концепция" – Я в прошлом, настоящем, будущем; Я среди других, Я как член профессиональной общности, Я как организм, как индивидуальность, как член общенства);
3) образ субъектно-объектных и объектно-субъектных отношений:
- потребности, потребностные состояния;
- эмоции, чувства, эмоциональные отношения;
- характер, как свойственная человеку система устойчивого отношения;
- направленность личности, мировоззрение.