Проектирование рабочих мест оператора. Уровни анализа и этапы проектирования. Специфика психологической и эргономической работы

Наука » Психология » Инженерная психология
Проектирование – процесс составления описания, необходимый для создания в заданных условиях еще не существующего объекта, опирающийся на его первичное описание и/или алгоритм его действия/или алгоритм процесса устранения некорректности первичного описания.

Принцип “сенсорных коррекций” (по Н.А.Бернштейну)

Наука » Психология » Инженерная психология
До Н. А. Берн­штей­на в фи­зио­ло­гии бы­то­ва­ло мне­ние, что дви­га­тель­ный акт ор­га­ни­зу­ет­ся сле­дую­щим об­ра­зом: на эта­пе обу­че­ния дви­же­нию в дви­га­тель­ных цен­трах фор­ми­ру­ет­ся и фик­си­ру­ет­ся его про­грам­ма; за­тем в ре­зуль­та­те дей­ст­вия ка­ко­го-то сти­му­ла она воз­бу­ж­да­ет­ся, в мыш­цы идут мо­тор­ные ко­манд­ные им­пуль­сы, и дви­же­ние реа­ли­зу­ет­ся. Та­ким об­ра­зом, ме­ха­низм дви­же­ния опи­сы­вал­ся схе­мой реф­лек­тор­ной ду­ги: сти­мул — про­цесс его цен­траль­ной пе­ре­ра­бот­ки (воз­бу­ж­де­ние про­грамм) — дви­га­тель­ная ре­ак­ция.
Пер­вый вы­вод Берн­штейна - только очень про­стое дви­же­ние, на­при­мер ко­лен­ный реф­лекс или от­дер­ги­ва­ние ру­ки от ог­ня, мо­жет про­изой­ти в ре­зуль­та­те пря­мо­го про­ве­де­ния мо­тор­ных ко­манд от цен­тра к пе­ри­фе­рии. Но слож­ные дви­га­тель­ные ак­ты, ко­то­рые при­зва­ны ре­шить ка­кую-то за­да­чу, дос­тичь ка­ко­го-то ре­зуль­та­та, так стро­ить­ся не мо­гут. Глав­ная при­чи­на со­сто­ит в том, что ре­зуль­тат лю­бо­го слож­но­го дви­же­ния за­ви­сит не толь­ко от соб­ст­вен­но управ­ляю­щих сиг­на­лов, но и от це­ло­го ря­да до­пол­ни­тель­ных фак­то­ров. Окон­ча­тель­ная цель дви­же­ния мо­жет быть дос­тиг­ну­та, толь­ко ес­ли в не­го бу­дут по­сто­ян­но вно­сить­ся по­прав­ки, или кор­рек­ции. А для это­го в ЦНС долж­ны по­сту­пать аф­фе­рент­ные сиг­на­лы, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о ре­аль­ном хо­де дви­же­ния, а за­тем пе­ре­ра­ба­ты­вать­ся в сиг­на­лы кор­рек­ции.
Но­вый прин­цип управ­ле­ния дви­же­ния­ми - прин­ци­п сен­сор­ных кор­рек­ций, вно­си­мых в мо­тор­ные им­пуль­сы на ос­но­ве сен­сор­ной ин­фор­ма­ции о хо­де дви­же­ния.
Фак­то­ра­ми, ко­то­рые, по­ми­мо мо­тор­ных ко­манд, влия­ют на ход дви­же­ния.
1. Ре­ак­тив­ные си­лы. Ес­ли вы силь­но взмах­не­те ру­кой, то в дру­гих час­тях те­ла ра­зо­вьют­ся ре­ак­тив­ные си­лы, ко­то­рые из­ме­нят их по­ло­же­ние и то­нус.
2. Иинер­ци­он­ные си­лы. Ес­ли вы рез­ко под­ни­ме­те ру­ку, то она взле­та­ет не толь­ко за счет тех мо­тор­ных им­пуль­сов, ко­то­рые по­сла­ны в мыш­цы, но с ка­ко­го-то мо­мен­та дви­жет­ся по инер­ции.

Принцип уровневого построения движений (по Н.А.Бернштейну)

Наука » Психология » Инженерная психология
Тео­рия уров­ней по­строе­ния дви­же­ний.
Н. А. Берн­штейн об­на­ру­жил сле­дую­щее. В за­ви­си­мо­сти от то­го, ка­кую ин­фор­ма­цию не­сут сиг­на­лы об­рат­ной свя­зи, аф­фе­рент­ные сиг­на­лы при­хо­дят в раз­ные чув­ст­ви­тель­ные цен­тры го­лов­но­го моз­га и со­от­вет­ст­вен­но пе­ре­клю­ча­ют­ся на мо­тор­ные пу­ти на раз­ных уров­нях. Под уров­ня­ми сле­ду­ет по­ни­мать бу­к­валь­но мор­фо­ло­ги­че­ские “слои” в ЦНС. Так бы­ли вы­де­ле­ны уров­ни спин­но­го и про­дол­го­ва­то­го моз­га, уро­вень под­кор­ко­вых цен­тров, уров­ни ко­ры. Ха­рак­те­ри­сти­ке уров­ней, вы­де­лен­ных Н. А. Берн­штей­ном.
Уро­вень А — са­мый низ­кий и фи­ло­ге­не­ти­че­ски са­мый древ­ний. У че­ло­ве­ка он не име­ет са­мо­стоя­тель­но­го зна­че­ния, за­то за­ве­ду­ет очень важ­ным ас­пек­том лю­бо­го дви­же­ния — то­ну­сом мышц. Он уча­ст­ву­ет в ор­га­ни­за­ции лю­бо­го дви­же­ния со­вме­ст­но с дру­ги­ми уров­ня­ми.
Уро­вень В.Уров­нь си­нер­гий. На этом уров­не пе­ре­ра­ба­ты­ва­ют­ся в ос­нов­ном сиг­на­лы от мы­шеч­но-сус­тав­ных ре­цеп­то­ров, ко­то­рые со­об­ща­ют о вза­им­ном по­ло­же­нии и дви­же­нии час­тей те­ла.
Уро­вень С.Уров­нь про­стран­ст­вен­но­го по­ля. На не­го по­сту­па­ют сиг­на­лы от зре­ния, слу­ха, ося­за­ния, т. е. вся ин­фор­ма­ция о внеш­нем про­стран­ст­ве. По­это­му на нем стро­ят­ся дви­же­ния, при­спо­соб­лен­ные к про­стран­ст­вен­ным свой­ст­вам объ­ек­тов — к их фор­ме, по­ло­же­нию, дли­не, ве­су и пр.
Уро­вень D.Уровень пред­мет­ных дей­ст­вий. Это кор­ко­вый уро­вень, ко­то­рый за­ве­ду­ет ор­га­ни­за­ци­ей дей­ст­вий с пред­ме­та­ми. Он прак­ти­че­ски мо­но­поль­но при­над­ле­жит че­ло­ве­ку. К не­му от­но­сят­ся все ору­дий­ные дей­ст­вия, ма­ни­пу­ля­ции с пред­ме­та­ми и др.
Уро­вень Е. Это уро­вень ин­тел­лек­ту­аль­ных дви­га­тель­ных ак­тов, в пер­вую оче­редь ре­че­вых дви­же­ний, дви­же­ний пись­ма, а так­же дви­же­ния сим­во­ли­че­ской, или ко­ди­ро­ван­ной, ре­чи — жес­тов глу­хо­не­мые аз­бу­ки Мор­зе и др. Дви­же­ния это­го уров­ня оп­ре­де­ля­ют­ся не пред­мет­ным, а от­вле­чен­ным, вер­баль­ным смыс­лом.

Психологические основы подбора и расстановки кадров. Этапы и методы работы по оценке уровня сформированности профессионала

Наука » Психология » Инженерная психология
К кадровым процессам относятся:
- рекрутирование, или привлечение и найм персонала;
- организационное обеспечение функционирования персонала;
- формирование резерва корпуса руководителей;
- внутриорганизационное движение кадров;
- завершение карьеры;
Обеспечение нормального течения кадровых процессов включает в себя ряд этапов:
1) вовлечение в деятельность системы и включение;
2) оценка уровня квалификации профессионала и эффективное использование его возможностей;
3) квалификационное, количественное и профессиональное обеспечение функционирования организации трудовыми ресурсами;
4) адекватное кадровое обеспечение инновационных процессов;
5) обеспечение эффективного использования трудового потенциала каждого работника на протяжении его пребывания в рамках конкретной организации;
6) обеспечение оптимальных условий выхода человека из организации;

Показатели и характеристики операторской деятельности и систем управления

Наука » Психология » Инженерная психология
Общая характеристика операторского труда:
1) объект воспринимается опосредовано;
2) разные режимы деятельности оператора: наблюдение; наблюдение-коррекция технологического процесса; действия в аварийных ситуациях или при запуске/остановке системы; самостоятельное построение режима деятельности.
Особенности операторского труда:
1) сложность и скорость процессов;
2) объем информации;
3) высокая ответственность за ошибки;
4) переходы от ожидания к деятельности;
5) неопределенность переходов;
6) условия работы плохие;
7) можно активно относится к деятельности и пассивно.

Профессиональное утомление. Виды утомления. Методы диагностики и профилактики

Наука » Психология » Инженерная психология
Утомление – вызванное интенсивной или длительной работой временное уменьшение работоспособности, выражается в снижении количественных и качественных показателей и в ухудшении координации рабочих функций.
Хроническое утомление – один из видов пограничных состояний человека, снижающих эффективность деятельности и создающий угрозу для здоровья человека, формирующийся вследствие длительного накопления остаточных эффектов острого утомления, не компенсируемого своевременным отдыхом.
Проявления:
1) физиологические проявления – сокращение внутренних ресурсов и переход на менее выгодную работу: увеличение сокращений сердца, десинхронизация ?- ритма ЭЭГ, появление медленных ритмов, снижается критическая частота слияния мельканий. Увеличивается частота и длительность послеобразов, снижается скорость реагирования.
2) Психологические проявления: Внимание – снижение уровня, страдают особенно функции переключения и распределения.
Мышление – эффективность мыслительной деятельности снижается за счет эксплуатации стереотипа.
Память – затруднено извлечение информации из ДП, ухудшение операции удержания в КП.
Сюда же относится субъективная оценка состояния: объективирующие переживания и оценочные симптомц в отношении них. К неспецифическим симптомам относятся желание сменить деятельность и эмоциональное раздражение, к специфическим – типичные симптомы для каждого вида деятельности (например, “резь в глазах”)

Концепция оперативного образа: свойства, область применения. Перцептивный мир оператора. Образ полета. Информационная и концептуальная модели. Требования к информационным моделям, СОИ и органы управления

Наука » Психология » Инженерная психология
Перцептивный мир оператора основан на образе мира. Он состоит из трех блоков (по Артемьевой):
1) ядерный – модель отношений к объектам мира;
2) картина мира;
3) пространство-время актуальное. Мир сам уже влияет на восприятие;
Искажения из-за эмоций происходят: аффекты (ситуативный компонент) и чувства (формируются опытом, внеситуативный компонент).
Смысловая организация профессионального опыта: методика карандаш – бумага дает разные картины плета у капитана и штурмана.
Следствия из теории смыслового структурирования перцептивного мира: перцептивный мир формируется в опыте – у новичка и у профессионала они различны по степени симультанности, скорости перехода от широкого поля восприятия к узкому и т.д.
Множественность перцептивных миров в одной точке: внекабинный, внутрикабинный, работа в группе (умение посмотреть на мир глазами другого).
К четырем измерениям пространства-времени добавляются еще два: значение и смысл. Перцептивный мир и субъективные карты опыта субъекта несут на себе отпечатки смыслов и значений.
Теория информационной модели (Зинченко, Павлов):
- совокупность информации о предмете управления, системе управления, самом объекте и среде;
- информация представлена на приборах – СОИ;
- информация специальным образом упорядочена, чтобы обеспечить быстрое и устойчивое восприятие, работу с полученными данными;
Информационная модель – совокупность данных, специальным образом организованных, в которых представлены сведения о системе управления, процессе, окружающей среде, самом операторе.Она представлена оператору через СОИ.

Проблемы коррекции и профилактика негативных функциональных состояний. Разработка оптимальных режимов труда и отдыха

Наука » Психология » Инженерная психология
Оптимизация неблагоприятных ФС:
1.Оптимизация объективных характеристик трудовой деятельности:
1) предмет труда;
2) орудия и средства труда;
3) условия труда;
4) процесс труда;
2. За счет внешних средств:
1) функциональная музыка;
2) оптимизация режима питания;
3) гипнотерапия;
4) библиотерапия;
5) фармакотерапия;
6) рефлексологические;
3. За счет внутренних средств:
1) специальные виды тренингов;
2) аутогенная тренировка;
3) нервно-мышечная релаксация;
4) сенсорная

Понятие работоспособности и функционального состояния в психологии труда и инженерной психологии

Наука » Психология » Инженерная психология
ФС – интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвено обусловливают выполнение деятельности. К таковым относятся: утомление, монотония, напряженность, различные виды психологического стресса и состояния, вызываемые воздействием экстремальных факторов физической природы. Анализ ФС проходит на уровнях физиологических изменений, изменений протекания основных психических процессов, субъективных переживаний, на поведенческом уровне.
ФС делятся на экстенсивные (утомление, монотония, стресс, психическая напряженность, психическое пресыщение) и интенсивные (острое утомление, хроническое утомление).
Трудоспособность – способность к психофизиологическому действию, отличная от дееспособности, то есть способность формирования целесообразной деятельности, создающая качественную сторону трудовой деятельности.
Работоспособность – потенциальная способность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
Эффективность – на каком уровне человек выполняет некоторый уровень продуктивности.
Продуктивность – выполнение некоторого количества продукта за единицу времени.

Психология труда и смежные дисциплины в России второй половины ХХ века

Наука » Психология » Инженерная психология
С 30-х годов инженерную психологию “закрыли”. Лишь в 1957 году в связи с появлением новых технологий и восстановлением хозяйства встал вопрос о включении прикладной психологии в рамки науки. За рубежом уже были промышленная и индустриальная психология. В нашей стране появились психология труда и эргономика, а также инженерная психология, возникшая в связи с появлением полуавтоматизированных технических систем. Под руководством Зинченко (Москва) и Ломова (Питер) оформилась в 1959 году инженерная психология.

Формирование субъекта труда. Профессиональное обучение. Подходы. Методы. Диагностика.

Наука » Психология » Инженерная психология
Развитие человека как субъекта труда (по Тютюннику):
1) интересы 11-12 лет;
2) способности 13-14 лет;
3) стадия исследований (проба ролей) 15-24 года;
4) консолидация (стремление найти жизненную позицию) 25-44 года;
5) стадия сохранения (развития в рамках профессионального поля) 45-64 года;
6) стадия спада с 65 лет.
На формирование субъекта труда влияют:
1)
2) ППСТ;
3) определение позиций взрослых, которые способствовали бы развитию ППСТ у детей (4-6 лет);
1) организация практического взаимодействия взрослых и детей в целях развития ППСТ.

На первом этапе производится оценка труда детей, наблюдения по 15-20 мин., дневник.
ППСТ:
а) представление о результате действия;
б) понимание полезности результата;

Психологические признаки труда и психические регуляторы как средства диагностики уровня сформированности профессионала и тенденций его совершенствования. Аттестация кадров

Наука » Психология » Инженерная психология
Психические регуляторы:
1) образ объекта (предмета труда, внешних средств, условий и проявлений трудовой деятельности):
- чувственный образ;
- репрезентативный конкретный образ (представления, память, воображение);
- репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, системы понятий, усвоенные алгоритмы действий);
2) образ субъекта:
- актуальный "Я-образ" (знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе, межличностных отношениях, своих возможностях и ограничениях);
- обобщенный "Я-образ" ("Я-концепция" – Я в прошлом, настоящем, будущем; Я среди других, Я как член профессиональной общности, Я как организм, как индивидуальность, как член общенства);
3) образ субъектно-объектных и объектно-субъектных отношений:
- потребности, потребностные состояния;
- эмоции, чувства, эмоциональные отношения;
- характер, как свойственная человеку система устойчивого отношения;
- направленность личности, мировоззрение.