А. А. Бодалев в своем научном творчестве выделился в двух основных направлениях: психология общения и акмеология. Определенным итогом работы в области акмеологии является монография посвященная феномену акме и некоторым условиям его формирования «Вершина в развитии взрослого человека характеристики и условия достижения», автор обращает внимание на роль социальной макро- и микросреды в достижении человеком вершины своего развития. Исследуется взаимосвязь акме и индивидуальности человека, акме и популярности, акме и проблемы саморазвития, акмеологии и педагогики и т.д.
Б. Г. Ананьев (1907-1972) более 30 лет назад в своей работе «Человек как предмет познания» ставит задачу: наука обязана показать, что представляет собой человек, достигший своего расцвета в своем психологическом и физическом развитии. Также, какой путь каждый человек должен одолеть, чтобы подняться на возможно более высокую для него ступень в физическом совершенстве и состояться как яркая личность, как действительно талантливый субъект деятельности как богатая духовно и самобытная индивидуальность.
Он выступал за целостный подход к проблемам психики, отразившийся в исследовании системного характера. На основе анализа методологии и истории развития психологии он доказал необходимость комплексного изучения психики, разработал принцип междисциплинарного подхода к проблеме человека. Он изучал индивидуальность как систему, интегрирующую разноуровневые свойства индивида, личности. Субъекта. Начал изучение проблем старения и зрелости. В его исследованиях были получены данные о гетерохромности и неравномерности психического развития, особенностях протекания психических процессов в период зрелости, тем самым было положено начало акмеологии в нашей стране. «О проблемах современного человекознания» (1967г., переиздается до сих пор) в ней Ананьев:
Он выступал за целостный подход к проблемам психики, отразившийся в исследовании системного характера. На основе анализа методологии и истории развития психологии он доказал необходимость комплексного изучения психики, разработал принцип междисциплинарного подхода к проблеме человека. Он изучал индивидуальность как систему, интегрирующую разноуровневые свойства индивида, личности. Субъекта. Начал изучение проблем старения и зрелости. В его исследованиях были получены данные о гетерохромности и неравномерности психического развития, особенностях протекания психических процессов в период зрелости, тем самым было положено начало акмеологии в нашей стране. «О проблемах современного человекознания» (1967г., переиздается до сих пор) в ней Ананьев:
Акмеология изучает диахронический аспект бытия человека, акцентируя внимание на продуктивности его профессиональной деятельности (в виде творческих достижений, социального признания, личного успеха и т.п.) на различных возрастных этапах жизни. Одним из ключевых вопросов для акмеологии является проблема становления и развития творческого потенциала человека в различных видах профессиональной деятельности в сфере управления, науки и изобретательства, предпринимательства, образования и т.п.
При этом необходимо преодолеть шаблоны возрастного (восходящего к педологии) подхода к акмеологической проблематике. Согласно ему, продуктивность профессионального творчества трактуется как кумулятивный эффект, производный от раскрытия возрастных возможностей человека, хотя и обусловленных социальными факторами (образованием, карьерой и др.).
Альтернативой служит предлагаемый мной [20] системно-функциональный подход к акмеологии, согласно которому она призвана изучать процессы становления творческого потенциала человека, ведущие к успеху в профессиональной деятельности (с учетом се культурологических, социологических, психологических, физиологических, генетических и иных детерминант), достигающей в своем развитии оптимальной стадии творческого мастерства и определенного общественного признания. Важная психологическая особенность успеха состоит в том, что он, с одной стороны, всегда очевиден и конкретен (и в этом смысле ситуативен), а с другой - результат длительного (т.е. диахронического), весьма противоречивого, конфликтного развития субъекта деятельности во взаимодействии многих ее детерминант. Таким образом, концепция творческого "акме" как профессионального успеха, реализующего развитие творческого потенциала, должна строиться на базе концептуально-методологического взаимодействия диахронической акмеологии и синхронической конфликтологии, ибо они находятся в отношении взаимной дополнительности, изучают макро- и микроаспекты творчества. Конфликтология исследует проблемно-конфликтные ситуации микроразвития творческого потенциала, а акмеология - процессы и результаты его макроразвития.
При этом необходимо преодолеть шаблоны возрастного (восходящего к педологии) подхода к акмеологической проблематике. Согласно ему, продуктивность профессионального творчества трактуется как кумулятивный эффект, производный от раскрытия возрастных возможностей человека, хотя и обусловленных социальными факторами (образованием, карьерой и др.).
Альтернативой служит предлагаемый мной [20] системно-функциональный подход к акмеологии, согласно которому она призвана изучать процессы становления творческого потенциала человека, ведущие к успеху в профессиональной деятельности (с учетом се культурологических, социологических, психологических, физиологических, генетических и иных детерминант), достигающей в своем развитии оптимальной стадии творческого мастерства и определенного общественного признания. Важная психологическая особенность успеха состоит в том, что он, с одной стороны, всегда очевиден и конкретен (и в этом смысле ситуативен), а с другой - результат длительного (т.е. диахронического), весьма противоречивого, конфликтного развития субъекта деятельности во взаимодействии многих ее детерминант. Таким образом, концепция творческого "акме" как профессионального успеха, реализующего развитие творческого потенциала, должна строиться на базе концептуально-методологического взаимодействия диахронической акмеологии и синхронической конфликтологии, ибо они находятся в отношении взаимной дополнительности, изучают макро- и микроаспекты творчества. Конфликтология исследует проблемно-конфликтные ситуации микроразвития творческого потенциала, а акмеология - процессы и результаты его макроразвития.
Одним из основных предметов исследования социальной психологии являются малые группы и процессы, происходящие в них. Прежде всего необходимо подчеркнуть, что в психологии выделяется несколько видов групп: условные и реальные, которые разделяются на лабораторные и естественные.
Условные группы - это объединения людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений, прямых контактов друг с другом. Они различаются по характеру деятельности, полу, возрасту, национальности, например, пенсионеры, строители, подростки и т. д. Люди, входящие в условные группы, могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге. Напротив, реальные группы объединяют людей, действительно связанных определенными отношениями, при этом размеры этой группы не ограничены - от семьи до факультета или института.
Схема 13.1
Условные группы - это объединения людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений, прямых контактов друг с другом. Они различаются по характеру деятельности, полу, возрасту, национальности, например, пенсионеры, строители, подростки и т. д. Люди, входящие в условные группы, могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге. Напротив, реальные группы объединяют людей, действительно связанных определенными отношениями, при этом размеры этой группы не ограничены - от семьи до факультета или института.
Проблема общения является предметом изучения во многих дисциплинах - социологии, философии, педагогике, антропологии и других науках. Специфика психологического подхода заключается в том, что исследовательские интересы ученых направлены на анализ структуры общения, роли индивидуальных установок и социальных стереотипов в межличностных и межгрупповых контактах, на раскрытие особенностей проявления характерных для психики человека феноменов (тревожности или агрессии, динамики формирования сознания и самосознания и т. д.) в процессе общения.
В структуре общения выделяются мотивационный компонент, когнитивный и поведенческий. Мотивационный предполагает анализ потребностей и мотивов, лежащих в основе общения. С этой точки зрения могут быть контакты, содержанием которых является направленность людей друг на друга, потребность быть вместе - например, при влюбленности, дружбе и т. д. Мотивация общения может быть и деловой, при этом интерес к совместному делу или к получению информации от партнера рассматриваются как прямые мотивы общения. В то же время общение может быть и опосредованным, когда важен не партнер, но его связи с другими людьми либо его статус и т. д., то есть мотивом является не общение как таковое, но получение определенной выгоды из контакта. При этом мотивы общающихся могут не совпадать (и часто не совпадают) между собой, что иногда служит причиной конфликтов.
В структуре общения выделяются мотивационный компонент, когнитивный и поведенческий. Мотивационный предполагает анализ потребностей и мотивов, лежащих в основе общения. С этой точки зрения могут быть контакты, содержанием которых является направленность людей друг на друга, потребность быть вместе - например, при влюбленности, дружбе и т. д. Мотивация общения может быть и деловой, при этом интерес к совместному делу или к получению информации от партнера рассматриваются как прямые мотивы общения. В то же время общение может быть и опосредованным, когда важен не партнер, но его связи с другими людьми либо его статус и т. д., то есть мотивом является не общение как таковое, но получение определенной выгоды из контакта. При этом мотивы общающихся могут не совпадать (и часто не совпадают) между собой, что иногда служит причиной конфликтов.
Исследования процесса развития личности, факторов, оказывающих на него влияние, помогло выявить специфические механизмы, при помощи которых среда и наследственность влияют на ее содержание.
В результате исследований, проводившихся в разных психологических направлениях, было выявлено несколько основных механизмов развития - интериоризация, идентификация, отчуждение, компенсация, которые направляют и наполняют содержанием процесс становления психики, в том числе и ту его сторону, которая связана с саморазвертыванием индивидуальных задатков. В работе этих механизмов развития всегда присутствует эмоциональный компонент (эмоциональное заражение, опосредование и т. д.), который регулирует деятельность и придает ей личностный смысл.
Кроме механизмов развития, учеными были выделены и механизмы психологической защиты, помогающие процессу развития и оптимизирующие его течение, предотвращая (по возможности) отклонения на этом пути. Эти ведущие механизмы - конформизм, уход, агрессия, вытеснение, сублимация, проекция, регрессия, рационализация - частично связаны между собой и дополняют друг друга.
О механизме интериоризации писали многие ученые, анализировавшие способы присвоения и использования человеком значимых в его культуре понятий. Ведущее место этот механизм развития занимал в теориях Сеченова, Выготского, Торндайка, Уотсона, Штерна. Идея о том, что интериоризация связана прежде всего с прямым подкреплением действия (положительным или отрицательным), была пересмотрена в работах А. Бандуры.
В результате исследований, проводившихся в разных психологических направлениях, было выявлено несколько основных механизмов развития - интериоризация, идентификация, отчуждение, компенсация, которые направляют и наполняют содержанием процесс становления психики, в том числе и ту его сторону, которая связана с саморазвертыванием индивидуальных задатков. В работе этих механизмов развития всегда присутствует эмоциональный компонент (эмоциональное заражение, опосредование и т. д.), который регулирует деятельность и придает ей личностный смысл.
Кроме механизмов развития, учеными были выделены и механизмы психологической защиты, помогающие процессу развития и оптимизирующие его течение, предотвращая (по возможности) отклонения на этом пути. Эти ведущие механизмы - конформизм, уход, агрессия, вытеснение, сублимация, проекция, регрессия, рационализация - частично связаны между собой и дополняют друг друга.
О механизме интериоризации писали многие ученые, анализировавшие способы присвоения и использования человеком значимых в его культуре понятий. Ведущее место этот механизм развития занимал в теориях Сеченова, Выготского, Торндайка, Уотсона, Штерна. Идея о том, что интериоризация связана прежде всего с прямым подкреплением действия (положительным или отрицательным), была пересмотрена в работах А. Бандуры.
В современной психологии существует несколько понятий, достаточно тесно соотносящихся между собой и по своему содержанию, и по структуре. Это понятия «самосознание», «образ я», «я-концепция» и «идентичность».
Самосознание является одним из первых понятий в классической психологии, определяющих способность человека осознавать свои мысли и переживания. Часто, особенно при анализе развития психики, говорят о соотношении сознания и самосознания, подчеркивая разницу между способностью людей осознавать окружающую действительность и себя. При этом подразумевается, что человек способен не только осознать, но и сформировать представления об окружающем мире и себе, воссоздать их образ. Совокупность образов окружающей действительности являются основой образа, или картины мира, существующей у человека. Совокупность представлений о себе складывается в я-концепцию или образ я, причем, в образ я входят не только осознаваемые в данный момент личностные качества, мысли и переживания, но и бессознательные мотивы, стремления и представления о своих особенностях и характерных чертах. Большая осознанность представлений о себе, своих способностях и потребностях, входящих в я-концепцию, не означает, что ее содержание, так же, как содержание самосознания, полностью осознанно. Тот факт, что традиционно, образ я связывается с глубинной психологией, а я-концепция - с гуманистической психологией, говорит о том, что различия между этими очень близкими (почти тождественными) понятиями не в содержании, но в степени осознанности представлений о себе - большей в я-концепции, чем в образе я. Однако и в том и в другом случае значительная часть содержания остается неосознанной - вообще или в конкретный период времени.
Самосознание является одним из первых понятий в классической психологии, определяющих способность человека осознавать свои мысли и переживания. Часто, особенно при анализе развития психики, говорят о соотношении сознания и самосознания, подчеркивая разницу между способностью людей осознавать окружающую действительность и себя. При этом подразумевается, что человек способен не только осознать, но и сформировать представления об окружающем мире и себе, воссоздать их образ. Совокупность образов окружающей действительности являются основой образа, или картины мира, существующей у человека. Совокупность представлений о себе складывается в я-концепцию или образ я, причем, в образ я входят не только осознаваемые в данный момент личностные качества, мысли и переживания, но и бессознательные мотивы, стремления и представления о своих особенностях и характерных чертах. Большая осознанность представлений о себе, своих способностях и потребностях, входящих в я-концепцию, не означает, что ее содержание, так же, как содержание самосознания, полностью осознанно. Тот факт, что традиционно, образ я связывается с глубинной психологией, а я-концепция - с гуманистической психологией, говорит о том, что различия между этими очень близкими (почти тождественными) понятиями не в содержании, но в степени осознанности представлений о себе - большей в я-концепции, чем в образе я. Однако и в том и в другом случае значительная часть содержания остается неосознанной - вообще или в конкретный период времени.
Анализ разнообразных теорий личности показывает, что учеными, принадлежавшими к психоаналитическому направлению, впервые были исследованы и описаны структура и этапы становления личности, раскрыты движущие силы и механизмы личностного развития, разработаны методы диагностики и коррекции эмоционально-потребностной сферы человека. Несмотря на то что некоторые факты и положения этой школы устарели (это относится прежде всего к ортодоксальным концепциях классического психоанализа), основные открытия этого направления составляют ядро современной концепции личности.
Оценивая гуманистические теории личности, необходимо отметить, что они впервые обратили внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны человека, но и на позитивные стороны личностного развития. В работах ученых этой школы исследовались позитивные достижения личного опыта, были раскрыты механизмы формирования личности и пути для ее саморазвития и самосовершенствования.
Появление новых тенденций в развитии психологии в конце ХХ века, направленных на конвергенцию лучших достижений разных психологических школ, нашли отражение и в содержании теорий личности, так как их трансформация происходит в логике не только одного направления, но более комплексного подхода к психологии личности. В современной науке намечается тенденция к сближению позиций разных ученых в понимании структуры личности, механизмов и движущих сил ее развития.
Оценивая гуманистические теории личности, необходимо отметить, что они впервые обратили внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны человека, но и на позитивные стороны личностного развития. В работах ученых этой школы исследовались позитивные достижения личного опыта, были раскрыты механизмы формирования личности и пути для ее саморазвития и самосовершенствования.
Появление новых тенденций в развитии психологии в конце ХХ века, направленных на конвергенцию лучших достижений разных психологических школ, нашли отражение и в содержании теорий личности, так как их трансформация происходит в логике не только одного направления, но более комплексного подхода к психологии личности. В современной науке намечается тенденция к сближению позиций разных ученых в понимании структуры личности, механизмов и движущих сил ее развития.
В психологии способностей используются в зависимости от принятого основания к их дифференциации следующие основные классификации.
I. По широте (степени общности):
1) общие;
2) специфические (специальные).
II. По развитости и значимости в деятельности:
1) ведущие (основные, доминирующие);
2) вспомогательные (неосновные, дополнительные).
III. По степени актуализации
1) актуальные;
2) потенциальные.
I. По широте (степени общности):
1) общие;
2) специфические (специальные).
II. По развитости и значимости в деятельности:
1) ведущие (основные, доминирующие);
2) вспомогательные (неосновные, дополнительные).
III. По степени актуализации
1) актуальные;
2) потенциальные.
Представляется, что часть проблем в психологии способностей могла бы быть снята или хотя бы упроститься, если взглянуть на феномен способностей в несколько ином ракурсе: не столько через призму деятельности (зачастую понимаемой ограниченно: как лишь социальная деятельность - трудовая и связанные с нею игровая и учебная), сколько через призму функций, исполняемых психикой человека. И в этом вопросе мы солидарны с В. Н. Дружининым, который писал: «Разумнее было бы предположить, что способности связаны с какими-то общими сторонами функционирования психики, которые проявляются не в конкретных деятельностях или группах деятельностей, а в общих формах внешней активности (поведения) человека» [246, с. 14].
При таком подходе способности соотносятся как с глобальными функциями психики (способствование повышению активности взаимодействия со средой, психическое отражение и общение), так и с функциями более низких уровней общности: познавательными, регуляционными, интеграционными. И далее по пути конкретизации функций: перцептивные, мыслительные, мнемические, эмоциональные, волевые, творческие, аттенционные. И еще дальше по специфике психических функций: способности зрительные, слуховые, кинестетические, способности к фантазированию, к выработке и принятию решений, способности к эмоциональному отклику и сочувствию, способности к запоминанию или воспроизведению запомнившегося, к концентрации или переключению внимания и т. д. Таким образом, совокупность способностей каждого человека предстает в виде многоуровневой (иерархизированной по вертикали) и многообразной по составу (координированной по горизонтали) системы множества способностей.
При таком подходе способности соотносятся как с глобальными функциями психики (способствование повышению активности взаимодействия со средой, психическое отражение и общение), так и с функциями более низких уровней общности: познавательными, регуляционными, интеграционными. И далее по пути конкретизации функций: перцептивные, мыслительные, мнемические, эмоциональные, волевые, творческие, аттенционные. И еще дальше по специфике психических функций: способности зрительные, слуховые, кинестетические, способности к фантазированию, к выработке и принятию решений, способности к эмоциональному отклику и сочувствию, способности к запоминанию или воспроизведению запомнившегося, к концентрации или переключению внимания и т. д. Таким образом, совокупность способностей каждого человека предстает в виде многоуровневой (иерархизированной по вертикали) и многообразной по составу (координированной по горизонтали) системы множества способностей.
С понятиями «задатки» и «способности» тесно связано понятие «одаренность». Из представленного понимания способностей естественным образом вытекает следующее определение одаренности: одаренность - это качественно-своеобразное сочетание способностей личности, обеспечивающее высокий уровень успешности ее деятельности. Иными словами, одаренность есть понятие, отражающее эффективные состав и структуру присущей конкретной личности системы способностей. «Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других» [653, с. 247]. Понятие одаренности заостряет вопрос о делении способностей на общие и специальные.
Эта проблема, во-первых, есть проблема доказательности наличия в реальности общих способностей; во-вторых, это вопрос о степени общности общих способностей; в-третьих, это вопрос о правомерности отождествления понятий «одаренность» и «общая способность» и, наконец, это вопрос о «наследственности - приобретенности» общих способностей (и одаренности), распространяющийся и на специальные способности.
Эта проблема, во-первых, есть проблема доказательности наличия в реальности общих способностей; во-вторых, это вопрос о степени общности общих способностей; в-третьих, это вопрос о правомерности отождествления понятий «одаренность» и «общая способность» и, наконец, это вопрос о «наследственности - приобретенности» общих способностей (и одаренности), распространяющийся и на специальные способности.
Способности связаны с направленностью личности в форме склонности, определение которой дано выше. Наличие у личности склонности (как ее избирательной направленности на определенную деятельность, предрасположенности к этой деятельности) значительно помогает развитию соответствующих способностей.
Способности формируются из задатков. Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности организма (и в первую очередь нервной системы), определяющие природную основу способностей как психических свойств личности. Задатки не специфичны для конкретных видов и форм деятельности. Но понятно, что полностью «нейтральными» отношения между задатками и видами деятельности быть не могут. Так, особенности зрительного анализатора, ясно, скажутся на способности к визуальной деятельности, слухового - к музыкальной, речевых центров - к поэтической и т. д.
Способности формируются из задатков. Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности организма (и в первую очередь нервной системы), определяющие природную основу способностей как психических свойств личности. Задатки не специфичны для конкретных видов и форм деятельности. Но понятно, что полностью «нейтральными» отношения между задатками и видами деятельности быть не могут. Так, особенности зрительного анализатора, ясно, скажутся на способности к визуальной деятельности, слухового - к музыкальной, речевых центров - к поэтической и т. д.