ВОЛЯ – это процесс сознательного действия в соответствии с поставленной целью ее достижения при преодолении трудностей различного порядка. Именно с помощью воли человек организует деятельность и управляет своим поведением. Воля постоянно проявляется в повседневной жизни человека, но особенно ярко она проявляется в сложных и ответственных ситуациях.
Как и вся психика человека, воля – функция человека и его мозга в первую очередь. Волевой акт есть результат взаимодействия первой и второй сигнальной системы. Именно это и составляет физиологическую основу всего волевого поведения человека. Ведущая роль при этом принадлежит второй сигнальной системе.
Следовательно, специфика волевого психологического процесса состоит в сознательном усилии, направленном на активизацию всех сил и возможностей данной личности для достижения цели. В этих действиях личности различают простые и сложные волевые акты:
1. Простой волевой акт имеет две стадии: побуждение к действию и само действие.
2. Сложный волевой акт имеет несколько этапов:
а) подготовительный – на котором происходят возникновения побуждения и постановка цели; сознание ряда возможностей достичь цели; появление мотивов и борьбы их; окончательный выбор мотива действия и определение путей достижения целей.
Как и вся психика человека, воля – функция человека и его мозга в первую очередь. Волевой акт есть результат взаимодействия первой и второй сигнальной системы. Именно это и составляет физиологическую основу всего волевого поведения человека. Ведущая роль при этом принадлежит второй сигнальной системе.
Следовательно, специфика волевого психологического процесса состоит в сознательном усилии, направленном на активизацию всех сил и возможностей данной личности для достижения цели. В этих действиях личности различают простые и сложные волевые акты:
1. Простой волевой акт имеет две стадии: побуждение к действию и само действие.
2. Сложный волевой акт имеет несколько этапов:
а) подготовительный – на котором происходят возникновения побуждения и постановка цели; сознание ряда возможностей достичь цели; появление мотивов и борьбы их; окончательный выбор мотива действия и определение путей достижения целей.
Военная психология – это отрасль науки, изучающая закономерности проявления психики военнослужащего.
Объект воен. псих. – военнослужащие (воинские коллективы) проходящие военную службу по призыву и контракту, а также те. кто может быть привлечен к военной службе в военное время.
Предмет военной психологии – особенности проявления психики военнослужащего в различных условиях военно-профессиональной деятельности, а так же психологические процессы, состояния, свойства, характерные для воинских коллективов.
Основные задачи военной психологии:
1.разработка методов комплектования частей и подразделений на основе учета индивидуально-психологическких и личностных особенностей военнослужащих.
2.определение путей повышения эффективности процесса профессиональной подготовки на основе учета индивидуальных психологических особенностей военнослужащих при осуществлении военно-профессиональной подготовки (методика Ровена).
3.разработка методологии психологического обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих в боевой обстановке.
4.разработка психологических методов сплочения коллективов и укрепления воинской дисциплины с целью эффективной деятельности частей и подразделений.
5.разработка методов психологического обеспечения боевого дежурства караульной и гарнизонной службы.
Объект воен. псих. – военнослужащие (воинские коллективы) проходящие военную службу по призыву и контракту, а также те. кто может быть привлечен к военной службе в военное время.
Предмет военной психологии – особенности проявления психики военнослужащего в различных условиях военно-профессиональной деятельности, а так же психологические процессы, состояния, свойства, характерные для воинских коллективов.
Основные задачи военной психологии:
1.разработка методов комплектования частей и подразделений на основе учета индивидуально-психологическких и личностных особенностей военнослужащих.
2.определение путей повышения эффективности процесса профессиональной подготовки на основе учета индивидуальных психологических особенностей военнослужащих при осуществлении военно-профессиональной подготовки (методика Ровена).
3.разработка методологии психологического обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих в боевой обстановке.
4.разработка психологических методов сплочения коллективов и укрепления воинской дисциплины с целью эффективной деятельности частей и подразделений.
5.разработка методов психологического обеспечения боевого дежурства караульной и гарнизонной службы.
Подготовка и ведение переговоров с противником
Переговоры – не панацея от всех бед. Есть целый ряд случаев, где выгоднее пользоваться нормативно-правовой базой.
Что дают нам переговоры?
Классификация переговоров:
1) переговоры о продлении действующих соглашений;
2) переговоры о нормализации (направлены на завершение факта противостояния в конфликте);
3) переговоры о перераспределении (преследуются достаточно различные интересы; переговоры могут сопровождаться угрозой);
4) переговоры о создании новых условий (выход на новый уровень взаимодействия; инструмент для формирования перспективы взаимодействия);
5) переговоры о достижении побочных эффектов (некоторая условность; одну из сторон может интересовать не только предмет переговоров, но и то, что сопутствует ему).
Функции переговорного процесса:
1) - информационная (тема обсуждения, тема позиций, уточнение позиций, обмен взглядами);
2) - коммуникативная (не только общение, но взаимодействие; налаживание системы взаимодействия);
3) - функция регуляции и координации действий (переговоры направлены на принятие решения, как действовать и в какой последовательности);
4) - функция пропаганды (реклама своих позиций в максимально выгодном свете; деятельность по привлечению сторонников на свою сторону; упрочение своих позиций в процессе переговоров);
5) - функция контроля (оценка существующего положения дел, контроль);
6) - функции отвлечения внимания (отвлечение внимание от многих проблем);
7) - функция проволочек (затягивание времени).
Переговоры – не панацея от всех бед. Есть целый ряд случаев, где выгоднее пользоваться нормативно-правовой базой.
Что дают нам переговоры?
Классификация переговоров:
1) переговоры о продлении действующих соглашений;
2) переговоры о нормализации (направлены на завершение факта противостояния в конфликте);
3) переговоры о перераспределении (преследуются достаточно различные интересы; переговоры могут сопровождаться угрозой);
4) переговоры о создании новых условий (выход на новый уровень взаимодействия; инструмент для формирования перспективы взаимодействия);
5) переговоры о достижении побочных эффектов (некоторая условность; одну из сторон может интересовать не только предмет переговоров, но и то, что сопутствует ему).
Функции переговорного процесса:
1) - информационная (тема обсуждения, тема позиций, уточнение позиций, обмен взглядами);
2) - коммуникативная (не только общение, но взаимодействие; налаживание системы взаимодействия);
3) - функция регуляции и координации действий (переговоры направлены на принятие решения, как действовать и в какой последовательности);
4) - функция пропаганды (реклама своих позиций в максимально выгодном свете; деятельность по привлечению сторонников на свою сторону; упрочение своих позиций в процессе переговоров);
5) - функция контроля (оценка существующего положения дел, контроль);
6) - функции отвлечения внимания (отвлечение внимание от многих проблем);
7) - функция проволочек (затягивание времени).
Третья сторона в конфликте: целесообразность и основные формы участия
В современной теории и практике за деятельностью третьей стороны закрепилось пока одно устойчивое название – медиация. Данный термин пришёл к нам из Англии. Произошёл от английского слова medium, что означает «средний». В большинстве случаев под ним понимается конструктивное участие человека в конфликте.
В широком понимании в деятельности третьей стороны выделяют 2 направления:
1) - официальная деятельность (наличие нормативного статуса; наличие существенных возможностей в урегулировании конфликтной ситуации, в воздействии на оппонента; руководители всех степеней, специалисты по своему профессиональному предназначению). Медиаторство стало профессиональной деятельностью в 60-х годах XX века в США.
2) - неофициальное участие в конфликтах (на первом месте стоит авторитет третьей стороны; неофициальные медиаторы: наиболее авторитетные сослуживцы, друзья, соседи, свидетели конфликта, неформальные лидеры различных коллективов).
Основным вопросом для третьей стороны является целесообразность её участия: надо ли включение в конфликт, что получится.
Целесообразность участия в конфликте третьей стороны по собственной инициативе:
1) - в ходе конфликта в воинском коллективе сложилась опасная эскалация взаимодействия и существует угроза применения насилия;
2) - одна из сторон перешла к использованию насилия в качестве главного средства достижения цели;
3) - третьей стороне лично не выгоден конфликт или последствия, к которым он может привести;
4) - конфликт оказывает отрицательное воздействие на организацию (воинский коллектив), снижается сплочённость коллектива;
5) - третья сторона способна обеспечить условия, которые позволят конфликтующим решить противоречие, возможно речь будет идти о достижении цели конфликта обеими сторонами.
В современной теории и практике за деятельностью третьей стороны закрепилось пока одно устойчивое название – медиация. Данный термин пришёл к нам из Англии. Произошёл от английского слова medium, что означает «средний». В большинстве случаев под ним понимается конструктивное участие человека в конфликте.
В широком понимании в деятельности третьей стороны выделяют 2 направления:
1) - официальная деятельность (наличие нормативного статуса; наличие существенных возможностей в урегулировании конфликтной ситуации, в воздействии на оппонента; руководители всех степеней, специалисты по своему профессиональному предназначению). Медиаторство стало профессиональной деятельностью в 60-х годах XX века в США.
2) - неофициальное участие в конфликтах (на первом месте стоит авторитет третьей стороны; неофициальные медиаторы: наиболее авторитетные сослуживцы, друзья, соседи, свидетели конфликта, неформальные лидеры различных коллективов).
Основным вопросом для третьей стороны является целесообразность её участия: надо ли включение в конфликт, что получится.
Целесообразность участия в конфликте третьей стороны по собственной инициативе:
1) - в ходе конфликта в воинском коллективе сложилась опасная эскалация взаимодействия и существует угроза применения насилия;
2) - одна из сторон перешла к использованию насилия в качестве главного средства достижения цели;
3) - третьей стороне лично не выгоден конфликт или последствия, к которым он может привести;
4) - конфликт оказывает отрицательное воздействие на организацию (воинский коллектив), снижается сплочённость коллектива;
5) - третья сторона способна обеспечить условия, которые позволят конфликтующим решить противоречие, возможно речь будет идти о достижении цели конфликта обеими сторонами.
Психоаналитическое направление – делает основной упор на биопсихологической проблеме. Столкновение отдельных элементов нашей психики.
Аспекты:
Противоречия между отдельными структурами личности, которые зовутся «ид» (первичная врожденная инстанция, иррациональная и подчиненная принципу удовольствия; которая проявляется в неосознанных желаниях, влечениях, сновидениях), «эго» (разумная инстанция, основанная на принципе реальности; задача – взаимодействие с «ид» - привести в соответствие с реальными требованиями неосознаваемые импульсы «ид») и «супер-эго» (цензурная инстанция, основанная на принципе реальности).
1. Аналитическое направление (К.Г.Юнг) – рассматривала конфликт как регресс в сторону бессознательного - «проигрывание родительского сознания».
2. Неопсихоаналитики (неофрейдисты) – (К.Хорни) – рассматривают конфликт с двух позиций (стремлений).
3. Стремление к удовлетворению потребностей и Безопасность
4. Противоречие невротических потребностей.
5. Гуманистическое направление – (К.Роджерс, А.Маслоу) – по К.Роджерсу: в основе внутриличностного конфликта лежит противоречие, возникающее между двумя осознанными, но ложными самооценками и самооценкой на неосознаваемом уровне. А.Маслоу – столкновение потребности в самоактуализации, а с другой стороны – отсутствие возможности её реализовать.
6. Логотерапия – (по В.Фраклу) – конфликт – с одной стороны , это потеря смысла жизни, с другой стороны – необходимость держать в себе образ жизни.
7. Когнитивная психология – несовпадение знаний с одной стороны и поведения с другой (диссонанс, возникающий при исполнении определенной роли).
Внутриличностный конфликт – острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающие противоречивые связи с окружающей средой и задерживающие принятие решения.
Аспекты:
Противоречия между отдельными структурами личности, которые зовутся «ид» (первичная врожденная инстанция, иррациональная и подчиненная принципу удовольствия; которая проявляется в неосознанных желаниях, влечениях, сновидениях), «эго» (разумная инстанция, основанная на принципе реальности; задача – взаимодействие с «ид» - привести в соответствие с реальными требованиями неосознаваемые импульсы «ид») и «супер-эго» (цензурная инстанция, основанная на принципе реальности).
1. Аналитическое направление (К.Г.Юнг) – рассматривала конфликт как регресс в сторону бессознательного - «проигрывание родительского сознания».
2. Неопсихоаналитики (неофрейдисты) – (К.Хорни) – рассматривают конфликт с двух позиций (стремлений).
3. Стремление к удовлетворению потребностей и Безопасность
4. Противоречие невротических потребностей.
5. Гуманистическое направление – (К.Роджерс, А.Маслоу) – по К.Роджерсу: в основе внутриличностного конфликта лежит противоречие, возникающее между двумя осознанными, но ложными самооценками и самооценкой на неосознаваемом уровне. А.Маслоу – столкновение потребности в самоактуализации, а с другой стороны – отсутствие возможности её реализовать.
6. Логотерапия – (по В.Фраклу) – конфликт – с одной стороны , это потеря смысла жизни, с другой стороны – необходимость держать в себе образ жизни.
7. Когнитивная психология – несовпадение знаний с одной стороны и поведения с другой (диссонанс, возникающий при исполнении определенной роли).
Внутриличностный конфликт – острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающие противоречивые связи с окружающей средой и задерживающие принятие решения.
Актуальность проблемы конфликта
Примеры создания системы решения разного рода конфликтов (США).
Конец 30-х годов: Великая депрессия. Создаётся Федеральное агентство по посредничеству и услугам примирения.
50-60-е годы: на первый план вышли межэтнические проблемы. Создание Службы общинных отношений.
70-е годы: международные конфликты на первом плане. создаётся Академия мира и разрешения конфликтов.
80-е годы: конфликтологическая практика стала профессиональной.
Медиаторы – специалисты, решающие противоречивые проблемы и конфликты.
На сегодняшний день: в США насчитывается порядка 400 конфликтологических проектов.
Основные положения конфликтологических теорий.
Конфликтология под влиянием потребностей практики при условии достаточно богатого опыта сформировалась в самостоятельную междисциплинарную научную область.
Примеры создания системы решения разного рода конфликтов (США).
Конец 30-х годов: Великая депрессия. Создаётся Федеральное агентство по посредничеству и услугам примирения.
50-60-е годы: на первый план вышли межэтнические проблемы. Создание Службы общинных отношений.
70-е годы: международные конфликты на первом плане. создаётся Академия мира и разрешения конфликтов.
80-е годы: конфликтологическая практика стала профессиональной.
Медиаторы – специалисты, решающие противоречивые проблемы и конфликты.
На сегодняшний день: в США насчитывается порядка 400 конфликтологических проектов.
Основные положения конфликтологических теорий.
Конфликтология под влиянием потребностей практики при условии достаточно богатого опыта сформировалась в самостоятельную междисциплинарную научную область.
Н.В.Кузьминой было впервые предложено понимание труда учителя (преподавателя) как целостной динамичной системы (и соответственно введено новое понятие педагогической системы), разработано понятие продуктивности педагогической деятельности и описаны модели высокопродуктивной и малопродуктивной деятельности (педагога, руководителя, учащихся); разработан научно-методический инструментарий оценивания продуктивности педагогической деятельности; предложено понятие педагогического маршрута в системе народного образования и места в нем педагогической системы. Выделенные на этой основе закономерности педагогической деятельности позволили автору наметить пути решения важнейших научно-практических проблем, остающихся остро актуальными и до сегодняшнего дня – оценки результативности труда учителя и преемственности между отдельными учебными заведениями внутри педагогического маршрута.
Таким образом, был переброшен мост от положений педагогической психологии к дидактике и методикам обучения, к психологии управления, к школоведению. И, наконец, на основе понятия продуктивности педагогической деятельности Н.В.Кузьмина формирует ряд положений для обоснования новой науки – акмеологии (заложенной в трудах Н.А.Рыбникова, Б.Г.Ананьева): положения о профессионализме деятельности и личности педагога, о факторах достижения или не достижения вершин профессионализма в педагогическом труде и др.
Таким образом, был переброшен мост от положений педагогической психологии к дидактике и методикам обучения, к психологии управления, к школоведению. И, наконец, на основе понятия продуктивности педагогической деятельности Н.В.Кузьмина формирует ряд положений для обоснования новой науки – акмеологии (заложенной в трудах Н.А.Рыбникова, Б.Г.Ананьева): положения о профессионализме деятельности и личности педагога, о факторах достижения или не достижения вершин профессионализма в педагогическом труде и др.
Как пишет Н.В.Кузьмина, в настоящее время в России имеют выходы в практику многие и разные психологические школы и направления: «Но наиболее глубокими, теоретически и экспериментально обоснованными, с моей точки зрения являются два:
1 - в педагогическую практику, создание психологической службы Московской школы психологов;
2 -в акмеологическую практику, создание в будущем акмеологической службы в производственных сферах - Петербужской школы психологов.
Если основоположником московской школы психологов является гениальный Л.С. Выготский, то основоположником Петербургской школы психологов является гениальный Б.Г. Ананьев. (Гений - создатель нового направления в науке)» [1, с.10].
Борис Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. По окончании средней школы в 1924 году поступил в родном городе в Горский педагогический институт на общественно-экономический факультет. Ананьеву было 17 лет, когда он стал студентом и со столь свойственной ему увлеченностью погрузился в учебную и общественную работу. Ровно через год после поступления в институт Ананьев параллельно учёбе начал работать ассистентом кафедры педологии и психологии.
В 1926 году Борис Ананьев записался в научный студенческий кружок при кабинете педологии Горского педагогического института, которым заведовал доцент Роман Иванович Черановский, развернувший здесь исследовательскую работу на основе рефлексологической теории Бехтерева и соответствующих объективных методов [8, с.7].
1 - в педагогическую практику, создание психологической службы Московской школы психологов;
2 -в акмеологическую практику, создание в будущем акмеологической службы в производственных сферах - Петербужской школы психологов.
Если основоположником московской школы психологов является гениальный Л.С. Выготский, то основоположником Петербургской школы психологов является гениальный Б.Г. Ананьев. (Гений - создатель нового направления в науке)» [1, с.10].
Борис Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. По окончании средней школы в 1924 году поступил в родном городе в Горский педагогический институт на общественно-экономический факультет. Ананьеву было 17 лет, когда он стал студентом и со столь свойственной ему увлеченностью погрузился в учебную и общественную работу. Ровно через год после поступления в институт Ананьев параллельно учёбе начал работать ассистентом кафедры педологии и психологии.
В 1926 году Борис Ананьев записался в научный студенческий кружок при кабинете педологии Горского педагогического института, которым заведовал доцент Роман Иванович Черановский, развернувший здесь исследовательскую работу на основе рефлексологической теории Бехтерева и соответствующих объективных методов [8, с.7].
В настоящее время в России имеют выходы в практику многие и разные психологические школы и направления.
Акмеология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Человек, волнующий акмеологию как науку, учебную дисциплину и эффективную практику, предстает сквозь ее предметно-целевую призму как высшая ценность природы и главный приоритет и творец общества.
Претендуя на статус научный дисциплины, акмеология начала с определения своего предмета, создания современного эффективного и привлекательного метода, обеспечивающего проникновение в сущностные глубины очерченного предмета. Целенаправленно решая многие другие принципиальные первоочередные проблемы, она свои достижения презентует собственным категориальным аппаратом.
Акмеология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Человек, волнующий акмеологию как науку, учебную дисциплину и эффективную практику, предстает сквозь ее предметно-целевую призму как высшая ценность природы и главный приоритет и творец общества.
Претендуя на статус научный дисциплины, акмеология начала с определения своего предмета, создания современного эффективного и привлекательного метода, обеспечивающего проникновение в сущностные глубины очерченного предмета. Целенаправленно решая многие другие принципиальные первоочередные проблемы, она свои достижения презентует собственным категориальным аппаратом.
Учебной дискуссии диалогична по самой своей сути — и как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием учебного материала, поэтому ее акмеологический смысл связан как с прямым результатом – развитие критического мышления, так и с «сопутствующим результатом» — формирование коммуникативной и дискуссионной культуры. Дискуссия признается одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность студентов и развивающей их рефлексивный потенциал.
В понимание дискуссии как способа обучения принципиальным является выделение ее признаков:
Ø работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ведущих и участников;
Ø соответствующая организация места и времени работы;
Ø процесс общения протекает как взаимодействие участников;
Ø взаимодействие включает высказывания, выслушивание, а также использование невербальных выразительных средств;
Ø направленность на достижение учебных целей.
В понимание дискуссии как способа обучения принципиальным является выделение ее признаков:
Ø работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ведущих и участников;
Ø соответствующая организация места и времени работы;
Ø процесс общения протекает как взаимодействие участников;
Ø взаимодействие включает высказывания, выслушивание, а также использование невербальных выразительных средств;
Ø направленность на достижение учебных целей.
Кейс-метод – это деловая игра в миниатюре, так как он сочетает в себе профессиональную деятельность с игровой. Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений. Основной целью данной технологии является активизация обучаемых, что, в свою очередь, повышает эффективность профессиональной подготовки, а также изменяет уровень учебной мотивации за счет стимулирования профессионального интереса обучаемых к учебному процессу.
Кейс-метод как форма обучения и активизации учебного процесса позволяет успешно решать следующие задачи:
Ø овладеть навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций
из сферы профессиональной деятельности;
Ø отработать умение востребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации, то есть правильно формулировать вопросы «на развитие», «на понимание»;
Ø приобрести навыки применения теоретических знаний для анализа практических проблем;
Кейс-метод как форма обучения и активизации учебного процесса позволяет успешно решать следующие задачи:
Ø овладеть навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций
из сферы профессиональной деятельности;
Ø отработать умение востребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации, то есть правильно формулировать вопросы «на развитие», «на понимание»;
Ø приобрести навыки применения теоретических знаний для анализа практических проблем;
Игра представляет собой сложный социо-культурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психолого–акмеологических и педагогических исследований.
К настоящему времени имеется достаточно проработанная система классификации методов активизации обучения, их определений и признаков. Развитие игровых методов обучения происходит с учетом взаимосвязи индивидуального обучения с групповыми методами мышления и деятельности, приводящее в движение силы коллективного мышления, при этом шире используются имитационные управленческие игры и моделирование различных реальных ситуаций и процессов.
Отличительные признаки игровых методов обучения:
Ø обеспечивают активизацию мышления и поведения;
Ø повышают мотивацию достижения;
Ø обеспечивают активность в дискуссиях;
Ø способствуют более свободному представлению индивидуальной точки зрения на выработку предложений и принятие решений;
К настоящему времени имеется достаточно проработанная система классификации методов активизации обучения, их определений и признаков. Развитие игровых методов обучения происходит с учетом взаимосвязи индивидуального обучения с групповыми методами мышления и деятельности, приводящее в движение силы коллективного мышления, при этом шире используются имитационные управленческие игры и моделирование различных реальных ситуаций и процессов.
Отличительные признаки игровых методов обучения:
Ø обеспечивают активизацию мышления и поведения;
Ø повышают мотивацию достижения;
Ø обеспечивают активность в дискуссиях;
Ø способствуют более свободному представлению индивидуальной точки зрения на выработку предложений и принятие решений;