Учебной дискуссии диалогична по самой своей сути — и как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием учебного материала, поэтому ее акмеологический смысл связан как с прямым результатом – развитие критического мышления, так и с «сопутствующим результатом» — формирование коммуникативной и дискуссионной культуры. Дискуссия признается одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность студентов и развивающей их рефлексивный потенциал.
В понимание дискуссии как способа обучения принципиальным является выделение ее признаков:
Ø работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ведущих и участников;
Ø соответствующая организация места и времени работы;
Ø процесс общения протекает как взаимодействие участников;
Ø взаимодействие включает высказывания, выслушивание, а также использование невербальных выразительных средств;
Ø направленность на достижение учебных целей.
Учебная дискуссия представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины (точнее, истин), причем все участники — каждый по-своему — участвуют в организации этого обмена. Целенаправленность дискуссии — это не подчинение ее задачам, которые важны только педагогу, но ясная для каждого обучающегося устремленность к поиску нового знания–ориентира (для последующей самостоятельной работы), знания–оценки (фактов, явлений). Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников — то есть обращении учащихся друг к другу и к преподавателю для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы.
Среди факторов углубленного усвоения материала в ходе дискуссии можно выделить следующие:
Ø ознакомление каждого участника в ходе обсуждения с теми
сведениями, которые есть у других участников (обмен информацией);
Ø поощрение разных подходов к одному и тому же предмету или явлению;
Ø сосуществование различных, несовпадающих мнений и предположений об обсуждаемом предмете;
Ø возможность критиковать и отвергать любое из высказываемых мнений;
Ø побуждение участников к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения.
Обязательным условием использования дискуссии в практике высшего профессионального образования является необходимость сосредоточения высказываний студентов вокруг обсуждаемой темы и излагаемыми точками зрения — развивать, вносить поправки или же отвергать высказанные ранее суждения.
Опыт организации учебных дискуссий, показывает, что дидактические функции дискуссии связываются с двоякого рода задачами:
1. Задачи конкретно-содержательного плана:
Ø осознание студентами противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;
Ø актуализация ранее полученных знаний;
Ø творческое переосмысление возможностей их применения,
включения их в новый контекст и т.д.
2. Задачи организации взаимодействия в группе:
Ø распределение ролей в группах-командах;
Ø выполнение коллективной задачи;
Ø согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего,
группового подхода;
Ø соблюдение специально принятых правил и процедур сов
местной поисковой деятельности и т.д.
Результаты, получаемые «на пересечении» конкретно-содержательной деятельности и деятельности по взаимодействию в группе позволяет реализовываться важнейшим компетенциям:
· переработка сведений, информации для убедительного изложения;
· представление своей точки зрения как позиции, ее аргументация;
· выбор и взвешивание подходов к решению проблемы;
· возможное применение подхода или точки зрения как результат осознанного выбора и т.д.
Дискуссия обладает также диагностическим потенциалом, позволяющим выделить в дискуссионных группах участников, дающих наибольший вклад в содержательную проработку групповой задачи (выяснение и уточнение исходных сведений, внесение предложений о ходе совместной работы, высказывание новых идей, мнений и т.д.), лидеров обсуждений, чьи высказывания и действия поддерживают включенность каждого в обсуждение, создают общую благоприятную атмосферу.
В понимание дискуссии как способа обучения принципиальным является выделение ее признаков:
Ø работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ведущих и участников;
Ø соответствующая организация места и времени работы;
Ø процесс общения протекает как взаимодействие участников;
Ø взаимодействие включает высказывания, выслушивание, а также использование невербальных выразительных средств;
Ø направленность на достижение учебных целей.
Учебная дискуссия представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины (точнее, истин), причем все участники — каждый по-своему — участвуют в организации этого обмена. Целенаправленность дискуссии — это не подчинение ее задачам, которые важны только педагогу, но ясная для каждого обучающегося устремленность к поиску нового знания–ориентира (для последующей самостоятельной работы), знания–оценки (фактов, явлений). Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников — то есть обращении учащихся друг к другу и к преподавателю для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы.
Среди факторов углубленного усвоения материала в ходе дискуссии можно выделить следующие:
Ø ознакомление каждого участника в ходе обсуждения с теми
сведениями, которые есть у других участников (обмен информацией);
Ø поощрение разных подходов к одному и тому же предмету или явлению;
Ø сосуществование различных, несовпадающих мнений и предположений об обсуждаемом предмете;
Ø возможность критиковать и отвергать любое из высказываемых мнений;
Ø побуждение участников к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения.
Обязательным условием использования дискуссии в практике высшего профессионального образования является необходимость сосредоточения высказываний студентов вокруг обсуждаемой темы и излагаемыми точками зрения — развивать, вносить поправки или же отвергать высказанные ранее суждения.
Опыт организации учебных дискуссий, показывает, что дидактические функции дискуссии связываются с двоякого рода задачами:
1. Задачи конкретно-содержательного плана:
Ø осознание студентами противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;
Ø актуализация ранее полученных знаний;
Ø творческое переосмысление возможностей их применения,
включения их в новый контекст и т.д.
2. Задачи организации взаимодействия в группе:
Ø распределение ролей в группах-командах;
Ø выполнение коллективной задачи;
Ø согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего,
группового подхода;
Ø соблюдение специально принятых правил и процедур сов
местной поисковой деятельности и т.д.
Результаты, получаемые «на пересечении» конкретно-содержательной деятельности и деятельности по взаимодействию в группе позволяет реализовываться важнейшим компетенциям:
· переработка сведений, информации для убедительного изложения;
· представление своей точки зрения как позиции, ее аргументация;
· выбор и взвешивание подходов к решению проблемы;
· возможное применение подхода или точки зрения как результат осознанного выбора и т.д.
Дискуссия обладает также диагностическим потенциалом, позволяющим выделить в дискуссионных группах участников, дающих наибольший вклад в содержательную проработку групповой задачи (выяснение и уточнение исходных сведений, внесение предложений о ходе совместной работы, высказывание новых идей, мнений и т.д.), лидеров обсуждений, чьи высказывания и действия поддерживают включенность каждого в обсуждение, создают общую благоприятную атмосферу.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи