Технология обучения через дискуссию

Наука » Психология » Акмеология
Учебной дискуссии диалогична по самой своей сути — и как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием учебного материала, поэтому ее акмеологический смысл связан как с прямым результатом – развитие критического мышления, так и с «сопутствующим результатом» — формирование коммуникативной и дискуссионной культуры. Дискуссия признается одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность студентов и развивающей их рефлексивный потенциал.

В понимание дискуссии как способа обучения принципиальным является выделение ее признаков:

Ø работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ведущих и участников;

Ø соответствующая организация места и времени работы;

Ø процесс общения протекает как взаимодействие участников;

Ø взаимодействие включает высказывания, выслушивание, а также использование невербальных выразительных средств;

Ø направленность на достижение учебных целей.

Учебная дискуссия представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины (точнее, истин), причем все участники — каждый по-своему — участвуют в организации этого обмена. Целенаправленность дискуссии — это не подчинение ее задачам, которые важны только педагогу, но ясная для каждого обучающегося устремленность к поиску нового знания–ориентира (для последующей самостоятельной работы), знания–оценки (фактов, явлений). Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников — то есть обращении учащихся друг к другу и к преподавателю для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы.

Среди факторов углубленного усвоения материала в ходе дискуссии можно выделить следующие:

Ø ознакомление каждого участника в ходе обсуждения с теми
сведениями, которые есть у других участников (обмен информацией);

Ø поощрение разных подходов к одному и тому же предмету или явлению;

Ø сосуществование различных, несовпадающих мнений и предположений об обсуждаемом предмете;

Ø возможность критиковать и отвергать любое из высказываемых мнений;

Ø побуждение участников к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения.

Обязательным условием использования дискуссии в практике высшего профессионального образования является необходимость сосредоточения высказываний студентов вокруг обсуждаемой темы и излагаемыми точками зрения — развивать, вносить поправки или же отвергать высказанные ранее суждения.

Опыт организации учебных дискуссий, показывает, что дидактические функции дискуссии связываются с двоякого рода задачами:

1. Задачи конкретно-содержательного плана:

Ø осознание студентами противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;

Ø актуализация ранее полученных знаний;

Ø творческое переосмысление возможностей их применения,
включения их в новый контекст и т.д.

2. Задачи организации взаимодействия в группе:

Ø распределение ролей в группах-командах;

Ø выполнение коллективной задачи;

Ø согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего,
группового подхода;

Ø соблюдение специально принятых правил и процедур сов
местной поисковой деятельности и т.д.

Результаты, получаемые «на пересечении» конкретно-содержательной деятельности и деятельности по взаимодействию в группе позволяет реализовываться важнейшим компетенциям:

· переработка сведений, информации для убедительного изложения;

· представление своей точки зрения как позиции, ее аргументация;

· выбор и взвешивание подходов к решению проблемы;

· возможное применение подхода или точки зрения как результат осознанного выбора и т.д.

Дискуссия обладает также диагностическим потенциалом, позволяющим выделить в дискуссионных группах участников, дающих наибольший вклад в содержательную проработку групповой задачи (выяснение и уточнение исходных сведений, внесение предложений о ходе совместной работы, высказывание новых идей, мнений и т.д.), лидеров обсуждений, чьи высказывания и действия поддерживают включенность каждого в обсуждение, создают общую благоприятную атмосферу.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.