На основе возникновения личного сознания появл кризис 7 лет. Основные признаки: 1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для реб-ка); 2) манерничание (реб что-то из себя строит, скрывает что-то); 3) симптом горькой конфеты - ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, реб начинает замыкаться и становится неуправляемым. В основе симптомов лежит обобщение переживаний. У реб-ка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни - важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. Кризис требует перехода к новой соц ситуации, требует нового содержания отношений. Реб должен вступить в отнош с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деят. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Симптомом, рассекающим дошкольный и младший шк возрасты, становится симптом потери непосредственности (Выготский): между желанием что-то сделать и самой деят возникает новый момент - ориентировка в том, что принесет реб-ку осуществление той или иной деят-ти. Это -внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для реб-ка осуществление деят-ти – удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает эмоц-смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам Эльконина, там и тогда, где и когда появл ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст.
Дошк возраст, по Леонтьеву- «период первоначального фактического склада личности». В это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные др с др эмоц и мотивац сферы, формир самосознание. Для дошк детства характерна в целом эмоц уравновешенность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый, относительно стабильный, эмоц фон определяет динамика представлений реб-ка. Происходит переход от желаний, направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в идеальном плане. Действия реб-ка не связаны прямо с привлекательным предметом, как ранее, а строятся на основе представлений о возможности его достичь в будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий реб-ка, удовл-ние его желаний. В дошк возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деят-ти. Аффект становится 1ым звеном в структуре поведения. Механизм эмоц предвосхищения (Запорожец) последствий деят-ти лежит в основе эмоц регуляции действий реб-ка. Изменяется структура эмоц процессов: в неё входят сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Реб начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и того, что ему предстоит сделать. Важным личностным механизмом, формир в этом периоде явл соподчинение мотивов. Оно появл в начале дошк возраста. С этими явлением связывают начало становления личности. Мотивы приобретают разную силу и значимость. В мл дошк возрасте реб сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов, старшие дошк-ники легче ограничивают свои желания, но эта задача остается достаточно сложной на протяжении всего периода. Наиболее благоприятные условия для подчинения побуждений реб-ка правилам поведения создаются в ролевой игре. Появл новых мотивов связано с формирующейся самооценкой, самонаблюдением, - мотивы достижения успеха, моральными нормами и др. Во 2ой половине дошк детства реб приобретает способность оценивать свое поведение, пытаясь действовать в соответствии с моральными нормами, которые он усваивает. Возникает первичное чувство долга. Начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях. Усвоение норм морали способствует развитию произвольного поведения дошк-ника.
Игра - ведущий тип деятельности реб-ка дошк возраста. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деят-ти, в котором операционально-тех сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Игра - "гигантская кладовая настоящей творческой мысли будущего ч-ка". Игра - особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Единица, центр игры - роль, которую берет на себя реб. Самое замечательное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого, реб воспроизводит его деят очень обобщенно, в символическом виде. Игровые действия - действия, свободные от операционально-тех стороны, действия со значениями, они носят изобразительный характер. В детской игре происходит перенос значении с одного предмета на др (воображаемая ситуация), поэтому. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка -радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре реб плачет как пациент и радуется как играющий. Это не просто удовл-ние желания, это линия развит произвольности, которая продолжается в шк возрасте. Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов. Ребенок обобщает аффективные реакции на взрослых. Ребенок играет, не сознавая мотивов игровой деят-ти. Это существенно отл игру от труда и др видов деят. Критерий выделения игровой деят реб-ка из общей группы др форм его деят следует принять то, что в игре ребенок создает мнимую ситуацию. В игре реб научается действовать в познаваемой, т. е в мысленной, а не видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи. Игра-целевая деят реб-ка. Цель решает игру. Ц становится тем, ради чего предпринимается все остальное. Реб научается осознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение. У школьника игра начинает существовать в виде ограниченной формы деят-ти, преимущественно типа спортивных игр, играющих известную роль в общем ходе развития школьника, но не имеющих того значения, которое имеет игра у дошкольника.В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде (обязательная деятельность с правилом). В игре создается новое отношение между смысловым полем, т. е между ситуацией в мысли, и реальной ситуацией.Виды:1 Предметная игра. В младшем дошк возрасте игры носят процессуальный характер. В несложных по содержанию играх смысл содержится в самом процессе действования, а не в результате, к которому это действие должно привести. Этот этап связан с овладением спец функциями предметов, еще недоступных ребенку в практ деят-ти. 2 Ролевая. В ср дошк возрасте в играх главное место занимает выполнение роли, и интерес игры состоит в выполнении моделирующих отношения взрослых действий. Этап ролевой игры обусловлен овладением реб-ком отнош-ми между людьми. 3 Игра с правилами - детей интересует не просто роль, но и то, насколько реалистично она выполняется. Повышается требовательность детей к правдивости и убедительности, реалистичности исполнения ролей и сюжетов, использованию игрового материала, к соблюдению правил в игре.
В дошк возрасте происходит практическое овладение речью. Основные направления речевого развит: 1- расширение словаря и развитие грамматич строя речи;2 -феномен детского словотворчества как обогащение когнитивных и языковых структур; 3- убывание эгоцентризма детской речи; - развитие функций речи:- речь как орудие общения. Речь как средство коммуникации сначала возможна только в наглядной ситуации (ситуативная речь). На протяжении дошк детства приобретается способность понятно, адекватно выражать свои интенции; - речь как орудие мышления, как средство перестройки псих процессов, средство планирования и регулирования поведения; 4- развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи. Растет словарный запас: по сравнению с ранним детством словарь увеличивается в 3 раза. Если к 3 г - 500 слов, а понимает ок 1500, то к 6 знает от 3 до 7 тыс слов и активно использует ок 2000. Словарь ребенка включает все части речи, он умеет правильно склонять и спрягать. В период дошк детства реб овладевает морфологической системой родного языка, осваивает сложные предложения, союзы, распространенные суффиксы. Дети любят игры со словами, процесс словообразования, ритмизацию и рифмовку слов. Влияние наглядно-образного мышления заметно и здесь: за каждым словообразованием ребенок видит реальный объект. Под влиянием взрослых ребенок осваивает контекстную речь, требующую построения речевого контекста, независимого от конкретной наглядной ситуации. Но даже умея ею пользоваться, дошкольник продолжает употреблять ситуативную речь. Контекстная речь полностью заменит ситуативную только при обуч, но и у взрослых ситуативная речь присутствует в конкретных наглядных ситуациях. В дошк возрасте появл и объяснительная речь, возникающая в совместной деят, когда нужно передать содержание и правила игры, разъяснить, как устроена игрушка, и тд. Важная функция Р сост в регуляции и планировании деятельности, в связи с тем, что сливается с мышлением ребенка. Еще одна особенность реч развит подмечена в исследованиях Пиаже: при решении задач в игре появл много слов, которые никому не адресованы. Частично это эмоц восклицания, выражающие отношение ребенка к происходящему, частично -слова, обозначающие действия и их результаты. Эта речь обращена к себе называется эгоцентрической -она предваряет и направляет деят реб-ка. На протяжении всего дошк возраста эта речь идет на убыль, подвергается интериоризации, превращается во внутреннюю и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию. Т.о, эгоцентрическая речь явл промежуточной ступенью между внешней и внутренней речью ребенка.
Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память, с развитием которой появл возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно - образное мышление. Память носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание. На этапе дошк детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира — восприятия, образного мышления, воображения. В дошк возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими псих функциями. Сначала реб переходит к использованию внешних вспомогательных средств (в ср дошк возрасте), а потом происходит их «вращивание» (в старшем дошк возрасте). Основные средства, которыми овладевает ребенок имеют образный характер: сенсорные эталоны, наглядные модели, представления, схемы, символы, планы. Основной путь развития дошк -обобщение собственного чувственного опыта. Дети проявл высокий ур познавательной потребности, задают большое кол-во вопросов, в которых отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления. На основе практич, наглядно-действенного мышления формир наглядно-образное м, решение ряда задач посредством оперирования образами, без выполнения практич действий. В результате спец организованной разносторонней и развернутой ориентировочной деят у детей формир правильные, точные, богатые образы, содержательные представления о предметах, которые становятся основой для развития мышления. Моделирование звукового состава слова способствует формир фонематического слуха и на его основе более эффективному овладению чтением и письмом. В основе формир интеллектуальных способностей дошкольника лежит овладение наглядным моделированием. Модельная, или схематическая, форма мышления рассматривается как промежуточная между образным и логическим мышлением, она предполагает умение реб-ка выделить существенные параметры ситуации с опорой на схемы и модели, представленные во внешнем плане. В конце дошк возраста происходит формирование начальных форм понятийного, словесно -логич мышления. Важное значение в интеллектуальном развитии реб-ка придается моменту саморазвития, самостоятельности и активности познания самого реб-ка. Этот тип мышления назван детским экспериментированием. Постановка вопросов, догадки и гипотезы ребенка способствуют развитию гибкости и динамичности детского мышления.
Переход от раннего детства к дошкольному детству получил название кризиса 3 лет. Такие особенности кризисных возрастов, как трудновоспитуемость, конфликтность с окр-ми и пр в данный период впервые проявл. Кризис 3 лет называют возрастом строптивости. Кризис -ломка взаимоотношений, которые сущ-вали между реб и взрослым. Перестройка отношений возможна только если происходит отделение реб-ка от взрослого. Кризис впервые был описан Э. Келер в работе "О личности 3-летнего реб-ка". Ею были выделены симптомы кризиса: 1)Негативизм -отрицательная реакция, связанная с отнош-ем одного ч-ка к др. Реб-к отказывается подчиняться требованиям. Н. нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте. 2)Упрямство- реакция на свое собственное решение. У. не следует смешивать с настойчивостью. 3)Строптивость- близка к Н и У, но имеет спец особенности. С носит более генерализованный и безличный хар-р. Это протест против порядков, которые сущ дома. 4)Своеволие- стремление к эмансипации от взрослого. Реб-к сам хочет что-то делать. Отчасти напоминает кризис 1 года, но там реб стремился к физ самостоятельности. Здесь речь идет о самос-ти намерения, замысла. 5)Обесценивание взрослых. 6)Протест-бунт. 7)В семье с единственным реб-ком встречается стремление к деспотизму. Семизвездие симптомов кризиса говорит о том, что новые черты всегда связаны с тем, что реб-к начинает мотивировать свои поступки не содержанием ситуации, а отнош-ми с др людьми. Для кризиса важнейшим новообразованием явл возникновение нового чувства «Я». «Я сам». Из новообразований кризиса возникает тенденция к самостоят деят. Тенденция жить общей жизнью со взрослым проходит через все детство; реб, отделяясь от взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения, подчеркивал Эльконин. Кризис 3 лет - перестройка соц отнош реб-ка, смена его позиции по отнош к окр взрослым и к авторитету родителей- он пытается установить новые, более высокие формы отнош с окр-ми. Это также и кризис его личности. По Эльконину, кризис 3 лет - кризис соц отнош.
Уже в комплексе оживления проявл особый интерес реб на обращенную к нему речь взрослого. В первом полугодии формир речевой слух, а сам реб при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во 2ом полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные с действиями реб-ка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 г ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или неск слов сходных по звучанию со словами взрослой речи. До года речь реб-ка –пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов. Автономная речь формир ок года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она явл общением. По содержанию -эмоц-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией. Особенности автономной речи:-не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически , а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций); -общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации; -связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте. Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса 1 г. Активная речь. Возникает к 1,6 – 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас слов к 1 г ок 30. Первые слова - слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации. По форме первые слова в большинстве случаев явл существительными, но по сути они глаголы. Во время обуч речи взрослым следует говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.
Комплекс оживления, служит границей крит периода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развит. Термин комплекс оживл введен Щеловановым, впервые описан Фигуриным и Денисовой. Комплекс оживления -особая эмоц-двиг реакция, обращенная к взрослому. Начавшись с замирания, сосредоточения на лице взрослого и улыбки, в последующие недели эта реакция приобретает развернутый комплексный характер. В 8 недель компоненты реакции радостного оживления сопровождаются громким коротким вздохом; в 10-12 он включает в себя серию глубоких вздохов, вскидывание рук, перебирание ног, разнообразные вокализации (гуление, вскрики). Своевременность появл и степень выраженности КО- основной критерий нормативности псих развит реб в 1ом полугодии жизни. КО начинает дифференцироваться после3 мес. Спец для младенческого возраста соц ситуация развит -ситуация неразрывного эмоц единства реб и взрослого (ситуация «мы»). 1 мес - хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак; 2 мес - сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды. 3 - удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек, тянет его в рот. 4 - ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы. 5 - противопоставляет большой палец др, при схватывании предметов доминируют части пальцев. 6-7 -реб размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и тд, движение пальцев дифференцируются. 8-9 мес - берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают. 10-11 - манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (реб катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).
Жизнь начинается на неск мес раньше физ рождения, с момента оплодотворения. С этого момента до появл на свет в материнском организме находится био компонент будущего ч-ка, уже в орг-ме матери будущий ч-к живет своей жизнью, реагирует на материнский голос, настроение, стимулы извне. 1 мес - в первые часы развит зародыша число составляющих его клеток увеличивается, через 30 ч после оплодот зародыш становится 2ух кл-ным. Далее быстрее. Первые кл-и (бластомеры) крупнее обычных соматич кл, тесно соприкасаются др с др. Зародыш похож на тутовую ягоду -эта стадия развит -морула. Первые дни зародыш развивается в яйцеводе, благодаря сокращениям его мышечной стенки продвигается к матке. Когда морула поступает в матку, между ее клетками накапливается жидкость, зародыш становится похожим на пузырек - бластоцистой. С 1-го мес сущ-ния начинает формир каркас будущего скелета - хрящевая модель. Череп образован отдельными плоскими костями, между ними есть неск пространств -родничков. 2 мес - зародыш становится эмбрионом. Из 3 зародышевых листков формир ткани и начинают образовываться органы. Из наружного - Ц и ПНС, чувствительная и покровная ткань (эпителий), волосы, ногти. Средний - соединит ткань, мышцы. Внутренний - внутренние оболочки органов. Появл внешние признаки ч-ка -лицо уши, глаза, нос. 3-4 мес - на пальцах появл ногти, голова выпрямляется, обозначается шея, во 2ой половине 3го мес формир наружные пол органы. С 3го мес наступает плодный период, который продолжается до появл на свет. На 5-м мес сущ-ния длина- 23 см, масса -500 г. Движения энергичны, легко замечаются. Появл волосяной покров. У плода регистрируются дыхательные движения. 6-7 мес на лице обозначаются брови и ресницы, разрывается спайка между веками, могут открываться глаза. 8-9 мес за 8-й месяц масса плода приближается к 2 кг, длина до 42 см. Кол-во жира увеличивается, краснота кожи исчезает, на голове появл волосы. В ср продолжительность внутриутробной жизни - 280 дн (40 недель). В последние годы акселерация коснулась всех стадий развит. Масса новорожденных в ср увеличилась на 1,5 кг, плаценты на 100г, внутриутробная жизнь увеличилась на 4 дн. Акт рождения сопровождается сильным стрессом для матери и реб-ка. Проходя через родовые пути, реб испытывает сильную гипоксию и сдавливание головки. Его организм отвечает на это мощным выбросом в кровь гормонов стресса: очень активных и сильных биохим веществ- адреналина и норадреналина. Считают, что большая доза этих гормонов способствует установлению привязанности между матерью и реб-ком и обеспеч активность новорожденного. Акт рождения –психологич травма для реб. Шопенгауэр считал рождение пессимистическим актом, полагая, что страдание преобладает в самом начале существования. Кант истолковывал крик новорожденного как протест чел духа против заключения в «оковы чувственности».
Пиаже рассматривает интеллект ч-ка как одну из форм приспособления к среде обитания. Любой живой организм имеет внутреннюю потребность в поддержании гармоничных взаимоотношений с окр средой, т.е потребность в адаптации к среде. Принцип равновесия позволяет понимать псих развит как процесс самодвижения, саморазвит. Он складывается из 2ух разнонаправленных процессов: Ассимиляция: решение проблемной ситуации происходит с помощью имеющихся схем действия или когнитивных схем. Аккомодация – изменения схем применительно к новой ситуации, задаче; она обеспечивает вариабельность, развит, выработку новых схем. Уравновешивание тенденций ассимиляции и аккомодации обеспечивает наиболее эффективную адаптацию ч-ка к окр среде. Интеллект строится на основе действия, т.е опыта взаимодействия с вещами. Весь опыт откладывается в виде схем действия. Схемы в процессе развит превращаются в операции или операторные струк-ры. Операции -интериоризированные (внутренние) предметные действия, ставшие обратимыми и сгруппированными в системы. Стадии развития: Сенсомоторный (0 - 1,5) – до 1,5 лет ребенок активно чувствует и двигается и это приводит к тому, что до 7 – 9 мес все это делает ориентируясь на своем теле, а после 9 мес происходит смещение фокуса внимания в пространство. Критерии появления интеллекта- использование ребенком опред действий для достижения целей. Появление у реб-ка представлений о независимом и постоянном сущ-нии др предметов. Конкретно-операционный интеллект (1,5-2 -11) –происходит интериоризация действий. Развит языка, символич мышления. Конкретно-операционный интеллект складывается из периодов: дооперациональные, подготовительный (2- 5); первый ур – становление конкретных операций (5 –7); второй ур – функционирование конкретных операций (8 –11). Формально-операциональный (11-12- 15) проявл в способности реб-ка рассуждать гипотетически, без опоры на предметную область. Формальные мыслительные процессы явл основой логики ч-ка, на них базируется элементарное научное мышление. У подростка появл способность понимать и строить теории. Переход от юности к взрослому возрасту – дальнейшее развит интеллекта выражается в его специализации.
Эльконин основывался на том, что возрастное развитие: -общее изменение личности, формир-ние нового плана отражения, изменение в деят и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окр-ми, формир новых мотивов поведения и ценностных установок; -на диалектическом представлении о процессе развития (детерминированном внутренними противоречиями, целенаправленном, неравномерном с критическими и литическими периодами); - на конкретно-истор понимании природы детства (каждая истор эпоха имеет свою периодизацию детства); -в основе периодизации должны лежать закономерности развития деятельности и растущего человека. Эльконин основывался на соц-истор условиях развит реб-ка. Каждый период истории, каждая культура формир свои законы развит психики в зависимости от требований, предъявляемых обществом. Выделил 3 «эпохи» псих развития: раннее детство, детство и подростковый возраст. Каждая эпоха сост из закономерно связанных между собой 2ух периодов: первый отл преимущественным усвоением мотивов и задач деят-ти, формир общественно-мотивац сфера, на втором идет развит предметно-операц стороны действия. Переход от одной эпохи к др происходит при возникновении несоответствия между операц-технич возможностями реб-ка и задачами и мотивами деят-ти, на основе которых они сформир-лись.1Раннее детство. Младенчество (до 1 г) - ведущая деят - непосредственно-эмоц общение. Раннее детство - предметно-манипулятивная деят.2 Детство. Дошкольный возраст - ролевая игра. Младший шк - уч деять.3 Подростничество. Подросток - интимно-личностное общение. Старший шк возраст - учебно- проф деят. Каждый возраст хар-тся своей соц ситуацией развит; ведущей деят-ю, в которой преимущественно развивается мотивац-потребностная или интеллект сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развит. Границами возрастов служат кризисы -переломные моменты в развит реб-ка.
Фрейд наметил порядок развертывания психосексуальных стадий по мере созревания организма, считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного ур-ня. Названия стадий личностного развит (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) указывают на основную телесную (эрогенную) зону, с которой связано ощущение удовольствия в этом возрасте. 1)Оральная от 0 до 18 мес. Гл источник удов-вия соединяется с удовл-нием основной органической потребности и включает действия, связанные с кормлением грудью. На оральной стадии складываются установки в отношении других людей - установки зависимости, опоры или независимости, доверия. 2) Анальная - связанна с возникновением Эго, от 1 -1,5 до 3. Стадия связана, с приятными ощущениями от работы кишечника, от выделительных функций. На этой стадии родители начинают приучать реб-ка пользоваться туалетом, впервые предъявляя ему требование отказаться от инстинктивного удовольствия. Способ приучения к туалету, практикуемый родителями, опред будущие формы самоконтроля и саморегуляции ребенка.3)Фаллическая (3-6) -связана с участием собственно генитальной зоны. На фаллической стадии ребенок часто рассматривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отнош-ми. Именно в этот возрастной период в индивидуальном развитии каждого чел-ка возрождается истор конфликт- комплекс Эдипа. У мальчика обнаруживается желание «обладать» матерью и устранить отца. У девочек Фрейд подразумевает аналогичный доминирующий комплекс -комплекс Электры. Разрешение комплекса происходит путем идентификации себя с родителем своего пола -матерью и подавления тяготения к отцу. 4)Латентная - сексуальное затишье, от 6-7 до 12, до начала подросткового возраста. Запас энергии направляется на несексуальные цели и занятия - учебу, спорт, познание, дружбу, в основном своего пола. Фрейд особо подчеркивал значение этого перерыва в сексуальном становлении ч-ка как условия для развития высшей чел культуры. 5)Генитальная (12- 18) -стадия, обусловленная био созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развит. Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом ур-не. Аутоэротизм исчезает, ему на смену приходит интерес к др объекту. В норме в юности происходит поиск места в обществе, выбор брачного партнера, создание семьи. Одна из значительных задач - освобождение от авторитета родителей, от привязанности к ним, что обеспечивает нужную для культурного процесса противоположность старого и нового поколений.