В дошк возрасте происходит практическое овладение речью. Основные направления речевого развит: 1- расширение словаря и развитие грамматич строя речи;2 -феномен детского словотворчества как обогащение когнитивных и языковых структур; 3- убывание эгоцентризма детской речи; - развитие функций речи:- речь как орудие общения. Речь как средство коммуникации сначала возможна только в наглядной ситуации (ситуативная речь). На протяжении дошк детства приобретается способность понятно, адекватно выражать свои интенции; - речь как орудие мышления, как средство перестройки псих процессов, средство планирования и регулирования поведения; 4- развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи. Растет словарный запас: по сравнению с ранним детством словарь увеличивается в 3 раза. Если к 3 г - 500 слов, а понимает ок 1500, то к 6 знает от 3 до 7 тыс слов и активно использует ок 2000. Словарь ребенка включает все части речи, он умеет правильно склонять и спрягать. В период дошк детства реб овладевает морфологической системой родного языка, осваивает сложные предложения, союзы, распространенные суффиксы. Дети любят игры со словами, процесс словообразования, ритмизацию и рифмовку слов. Влияние наглядно-образного мышления заметно и здесь: за каждым словообразованием ребенок видит реальный объект. Под влиянием взрослых ребенок осваивает контекстную речь, требующую построения речевого контекста, независимого от конкретной наглядной ситуации. Но даже умея ею пользоваться, дошкольник продолжает употреблять ситуативную речь. Контекстная речь полностью заменит ситуативную только при обуч, но и у взрослых ситуативная речь присутствует в конкретных наглядных ситуациях. В дошк возрасте появл и объяснительная речь, возникающая в совместной деят, когда нужно передать содержание и правила игры, разъяснить, как устроена игрушка, и тд. Важная функция Р сост в регуляции и планировании деятельности, в связи с тем, что сливается с мышлением ребенка. Еще одна особенность реч развит подмечена в исследованиях Пиаже: при решении задач в игре появл много слов, которые никому не адресованы. Частично это эмоц восклицания, выражающие отношение ребенка к происходящему, частично -слова, обозначающие действия и их результаты. Эта речь обращена к себе называется эгоцентрической -она предваряет и направляет деят реб-ка. На протяжении всего дошк возраста эта речь идет на убыль, подвергается интериоризации, превращается во внутреннюю и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию. Т.о, эгоцентрическая речь явл промежуточной ступенью между внешней и внутренней речью ребенка.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи