Даосы считали, что после появления на свет человеку следует практиковать «эмбриональное дыхание», по замкнутому кругу. Проводя воздух через внутренние препятствия, «заставы» (гуань), доставляя его в определенные места, можно было в итоге выплавить пилюли бессмертия в самом организме. В случае болезни воздух доставлялся к больному органу, что в итоге приводило к выздоровлению.
Занимающемуся предписывалось собирать «эфир прежнего неба» (изначальную тонкоматериальную субстанцию, существовавшую до возникновения Вселенной), или «изначальный воздух», и концентрировать его в себе. Такая практика, по сути, сходна с теорией накопления праны индийскими йогами.
Продолжая тему китайского искусства дыхания, мы хотим привести основные упражнения дыхательного комплекса Цигун.
Занимающемуся предписывалось собирать «эфир прежнего неба» (изначальную тонкоматериальную субстанцию, существовавшую до возникновения Вселенной), или «изначальный воздух», и концентрировать его в себе. Такая практика, по сути, сходна с теорией накопления праны индийскими йогами.
Продолжая тему китайского искусства дыхания, мы хотим привести основные упражнения дыхательного комплекса Цигун.
Дыхательное упражнение, которое я хочу сейчас предложить, принадлежит направлению даосской практики, которая называлась «внутренней алхимией» (нэйдань). Оно состояло в «выплавлении внутренней пилюли бессмертия» в самом теле человека за счет системы контроля внутренних энергетических потоков в организме. Здесь основой служили многочисленные упражнения в дыхательной гимнастике и медитации, которые приводили к накоплению и особому распределению в теле человека жизненной энергии — Ци. Эта практика в экзотерическом плане известна как Цигун.
Основу даосской йоги составляли дыхательные упражнения. Так, в трактате N века н. э. «Бао-пу-цзы» рекомендуется следующее упражнение: «Начинающий вдыхает через нос и, задержав воздух, считает до 120, затем выдыхает через рот. Вдох и выдох должны производиться беззвучно. Близ ноздрей следует держать гусиное перо, и когда умение достигает такого уровня, что перо перестает дрожать, то первый этап искусства дыхания можно считать проведенным. На следующем этапе счет постепенно увеличивается, пока не достигнет тысячи, причем практикующий заметит, что он не стареет, а становится все моложе...» Дыхательные упражнения проводились в состоянии полного покоя, самоуглубления и созерцания.
Основу даосской йоги составляли дыхательные упражнения. Так, в трактате N века н. э. «Бао-пу-цзы» рекомендуется следующее упражнение: «Начинающий вдыхает через нос и, задержав воздух, считает до 120, затем выдыхает через рот. Вдох и выдох должны производиться беззвучно. Близ ноздрей следует держать гусиное перо, и когда умение достигает такого уровня, что перо перестает дрожать, то первый этап искусства дыхания можно считать проведенным. На следующем этапе счет постепенно увеличивается, пока не достигнет тысячи, причем практикующий заметит, что он не стареет, а становится все моложе...» Дыхательные упражнения проводились в состоянии полного покоя, самоуглубления и созерцания.
Жизнь современного человека всегда требует контроля и структурированности. Очень важно быстро отдохнуть от однообразия и напряжения, которые вызываются умственной или другой монотонной деятельностью.
Это упражнение я придумал три года назад в Новосибирске. Я всегда делаю это упражнение, когда меня «достает» работа.
Расслабьте плечи, запрокиньте голову назад и сделайте 20 мощных глубоких вдохов и выдохов, а последний 21-й выдох после вдоха сделайте форсированным на выдохе и звучным.
Вы опять готовы к работе.
Если хотите пройти процесс с использованием дыхания хаоса, обратитесь к квалифицированному ведущему, который прошел один из профессиональных тренингов на нашей специализации. Этот процесс мощный и приводит к сильным телесным, энергетическим и эмоциональным переживаниям.
Это упражнение я придумал три года назад в Новосибирске. Я всегда делаю это упражнение, когда меня «достает» работа.
Расслабьте плечи, запрокиньте голову назад и сделайте 20 мощных глубоких вдохов и выдохов, а последний 21-й выдох после вдоха сделайте форсированным на выдохе и звучным.
Вы опять готовы к работе.
Если хотите пройти процесс с использованием дыхания хаоса, обратитесь к квалифицированному ведущему, который прошел один из профессиональных тренингов на нашей специализации. Этот процесс мощный и приводит к сильным телесным, энергетическим и эмоциональным переживаниям.
Двухфазное дыхание представляет собой технику создания осоз-нанностги и контроля дыхания. Оно улучшает способность овладения всеми другими упражнениями. Разработано оно была для тех, кто уже в определенной степени освоил технику связного дыхания.
Это упражнение необходимо отрабатывать в присутствии того, кто уже его освоил. Начинаем с того, что отмечаем наличие двух фаз вдоха и двух фаз выдоха. Каждая из них выделяется в свою очередь в активную и пассивную фазы.
Если вы начинаете с легкими, наполненными воздухом, первая фаза выдоха пассивная. Иначе говоря, если вы задерживаетесь на сильном вдохе, т'о все, что необходимо сделать, это расслабить мышцы, и выдох произойдет сам по себе. Это пассивная фаза — тело осуществляет выдох за вас. Если вы выдохнете или с силой заставите выйти весь воздух, выдавите все, что можно, при выдохе, тогда вдох произойдет сам по себе, если вы расслабитесь. Это пассивная фаза вдоха — тело совершает вдох за вас.
Это упражнение необходимо отрабатывать в присутствии того, кто уже его освоил. Начинаем с того, что отмечаем наличие двух фаз вдоха и двух фаз выдоха. Каждая из них выделяется в свою очередь в активную и пассивную фазы.
Если вы начинаете с легкими, наполненными воздухом, первая фаза выдоха пассивная. Иначе говоря, если вы задерживаетесь на сильном вдохе, т'о все, что необходимо сделать, это расслабить мышцы, и выдох произойдет сам по себе. Это пассивная фаза — тело осуществляет выдох за вас. Если вы выдохнете или с силой заставите выйти весь воздух, выдавите все, что можно, при выдохе, тогда вдох произойдет сам по себе, если вы расслабитесь. Это пассивная фаза вдоха — тело совершает вдох за вас.
Это упражнение продвинутой стадии обучения. Задержка дыхания — гцроцесс мощный и сложный. Я не советую заниматься им до того, как освоены базисные приемы: осознанности, релаксации и управления дыханием. Первое упражнение по задержке дыхания представляет собой исследование осознанности. Задержите дыхание после вдоха и проследите за напряжением: какие мышцы при этом задействован ы, где находится пункт сдерживания. Выдохните и задержите дыхамие. И снова постарайтесь почувствовать, какие мышцы осуществляют задержку, где находится пункт контроля или управления.
Это традиционное упражнение Пранаямы — прекрасный прием, дающий большие возможности. Выполняя упражнение, вы дышите через каждую ноздрю попеременно, блокируя (зажимая пальцем) вторую ноздрю.
Одно из важных правил заключается в том, чтобы вдыхать через ту ноздрю, через которую вы только что выдохнули. Итак, начните с выдоха через левую ноздрю, закрыв правую, затем вдохните через левую же. После вдоха, не делая выдоха, левую ноздрю перекройте и выдохните через правую и т. д.
Важно соблюдать ритм, а также регулярность и сбалансированность. Для ритмичности дыхания полезно считать. Начинать лучше всего с длинных медленных вдохов и выдохов. В этом упражнении часто используют задержку дыхания.
Можно опробовать самые разные соотношения длины вдоха, выдоха, паузы. В зависимости от уровня вашего мастерства, степени здоровья и цели вашей практики можно использовать те или иные варианты, например, выдыхать, считая до восьми, задержать дыхание, считая до двух, вдыхать, считая до четырех. Полагаю, что вначале лучшим вариантом является 7 —1—7—1—7, то есть выдох — 7, задержка — 1, вдох — 7, задержка — 1 и т. д.
Есть много других моментов, на которые нужно обратить внимание, занимаясь Пранаямой. Усваивать ее лучше всего непосредственно через инициацию.
Одно из важных правил заключается в том, чтобы вдыхать через ту ноздрю, через которую вы только что выдохнули. Итак, начните с выдоха через левую ноздрю, закрыв правую, затем вдохните через левую же. После вдоха, не делая выдоха, левую ноздрю перекройте и выдохните через правую и т. д.
Важно соблюдать ритм, а также регулярность и сбалансированность. Для ритмичности дыхания полезно считать. Начинать лучше всего с длинных медленных вдохов и выдохов. В этом упражнении часто используют задержку дыхания.
Можно опробовать самые разные соотношения длины вдоха, выдоха, паузы. В зависимости от уровня вашего мастерства, степени здоровья и цели вашей практики можно использовать те или иные варианты, например, выдыхать, считая до восьми, задержать дыхание, считая до двух, вдыхать, считая до четырех. Полагаю, что вначале лучшим вариантом является 7 —1—7—1—7, то есть выдох — 7, задержка — 1, вдох — 7, задержка — 1 и т. д.
Есть много других моментов, на которые нужно обратить внимание, занимаясь Пранаямой. Усваивать ее лучше всего непосредственно через инициацию.
Данную технику, называемую также парадоксальной, можно обнаружить в нескольких разных школах дыхания. Это упражнение есть в индийской йоге, а также в восточных искусствах. Вспомните упражнение на дыхание животом, с помощью которого отрабатывалось естественное движение диафрагмы. При дыхании с реверсией диафрагма движется в обратном, то есть реверсированном порядке.
При вдохе живот убирается и подтягивается вверх. На выдохе диафрагма проталкивается вниз, а живот выпячивается.
Вдох — живот убрать, диафрагму вверх.
Выдох — живот наружу, диафрагму вниз.
Это весьма полезное и очень сильное упражнение для мышц. Обучать ему необходимо через инициацию, то есть «посвящение» под руководством и при участии «инструктора» и с наложением рук на начальном этапе для регулировки движений.
В результате возникает глубокое осознание слияния земной и небесной энергий. Физическая система заряжается энергией, и все органы, железы, нервы и т. д. улучшают свою работу. Перед и после этого упражнения обязательно выполняются релаксация, медитация и естественное дыхание. Его тщательно отрабатывают серией непродолжительных тренировок. Оно относится к группе неэлементарных приемов.
При вдохе живот убирается и подтягивается вверх. На выдохе диафрагма проталкивается вниз, а живот выпячивается.
Вдох — живот убрать, диафрагму вверх.
Выдох — живот наружу, диафрагму вниз.
Это весьма полезное и очень сильное упражнение для мышц. Обучать ему необходимо через инициацию, то есть «посвящение» под руководством и при участии «инструктора» и с наложением рук на начальном этапе для регулировки движений.
В результате возникает глубокое осознание слияния земной и небесной энергий. Физическая система заряжается энергией, и все органы, железы, нервы и т. д. улучшают свою работу. Перед и после этого упражнения обязательно выполняются релаксация, медитация и естественное дыхание. Его тщательно отрабатывают серией непродолжительных тренировок. Оно относится к группе неэлементарных приемов.
Это упражнение называют также упражнением на четыре утла. Задача заключается в том, чтобы поделить дыхательную полость на четыре секции. Каждое плечо представляет «вершину» двух верхних углов. А в области над каждым бедром есть «вершины» нижних углов, образуемых низом брюшины и спиной с каждой стороны.
Основная задача — научиться вдыхать каждый раз только одним из этих углов.
Начните с левого плеча и сосредоточьтесь на этой области. Направьте дыхание в это плечо, как если бы это было легкое. Почувствуйте, как оно наполняется и становится пустым. Переключитесь на другое плечо и «продыхивайте» только его. Проделайте то же самое с нижними углами, направляя дыхание к правому бедру, продыхивая только этот угол. Затем продыхивайте второе бедро. Меняйте углы, отрабатывая способность посылать дыхание (энергию по этим четырем направлениям поочередно, а затем в разных сочетаниях).
Основная задача — научиться вдыхать каждый раз только одним из этих углов.
Начните с левого плеча и сосредоточьтесь на этой области. Направьте дыхание в это плечо, как если бы это было легкое. Почувствуйте, как оно наполняется и становится пустым. Переключитесь на другое плечо и «продыхивайте» только его. Проделайте то же самое с нижними углами, направляя дыхание к правому бедру, продыхивая только этот угол. Затем продыхивайте второе бедро. Меняйте углы, отрабатывая способность посылать дыхание (энергию по этим четырем направлениям поочередно, а затем в разных сочетаниях).
Целью этого упражнения является развитие большей чувствительности к энергии и напряжению. В фокусе внимания находятся рот, нос, челюсть и горло (гортань). Это упражнение приводит к тонкому, но сильному самопознанию и умению управлять собой. Оно имеет огромное значение при усвоении искусства дыхания и дыхательной терапии.
Дышите через нос со слегка открытым ртом. Затем подышите через рот. Потренируйтесь в переключении дыхания с ротового на носовое несколько раз. Найдите клапан — контрольный пункт, который направляет воздух через каждое из этих отверстий. Теперь отрегулируйте положение ваших зубов, языка, губ так (и контролируйте его так), чтобы вы могли дышать одновременно через нос и рот.
Разделите поток воздуха на две равные половины, чтобы одна из них входила и выходила через нос, а другая — через рот. Отрегулируйте дыхание и отверстия так, чтобы как в ноздри и вверх в голову, так и в рот и вниз в живот поступали равные потоки дыхания. Поупражняйтесь в том, чтобы равные объемы воздуха проходили через рот и через нос.
Дышите через нос со слегка открытым ртом. Затем подышите через рот. Потренируйтесь в переключении дыхания с ротового на носовое несколько раз. Найдите клапан — контрольный пункт, который направляет воздух через каждое из этих отверстий. Теперь отрегулируйте положение ваших зубов, языка, губ так (и контролируйте его так), чтобы вы могли дышать одновременно через нос и рот.
Разделите поток воздуха на две равные половины, чтобы одна из них входила и выходила через нос, а другая — через рот. Отрегулируйте дыхание и отверстия так, чтобы как в ноздри и вверх в голову, так и в рот и вниз в живот поступали равные потоки дыхания. Поупражняйтесь в том, чтобы равные объемы воздуха проходили через рот и через нос.
Управляемое диафрагмальное дыхание является краеугольным камнем в йоге и включено в основы всех боевых искусств. Это базисное умение для певцов, музыкантов, лекторов, а также для многих других искусств, требующих основательности, уравновешенности и физической нагрузки.
Диафрагма — самая большая мышца в теле. Она находится на границе грудной и брюшной полостей. Это ведущая мышца в обычном дыхании. Очень важно, чтобы диафрагма двигалась вверх и вниз свободно. Чем больше диапазон движения, тем больше потенциал для здоровья и жизненности. Когда вы вдыхаете, диафрагма смещается вниз. Когда выдыхаете, диафрагма идет вверх. Когда вы вдыхаете, диафрагма уплощается и движется вниз, живот раздувается. На выдохе диафрагма снова принимает свою куполообразную форму и поднимается вверх, а живот уходит внутрь. Вдох — диафрагма вниз, живот наружу. Выдох — диафрагма вверх, живот как бы втягивается.
Это нормальное маятниковое качание диафрагмы массирует внутренние органы и заряжает всю систему энергией. Упражнение заключается в том, чтобы послать дыхание в живот при вдохе и освободить от него живот при выдохе. Старайтесь, чтобы диафрагма в конце выдоха находилась высоко под ребрами, и посылайте ее как можно ниже в живот и при вдохе. Поиграйте этими движениями живота до тех пор, пока оно не станет легким и естественным.
Диафрагма — самая большая мышца в теле. Она находится на границе грудной и брюшной полостей. Это ведущая мышца в обычном дыхании. Очень важно, чтобы диафрагма двигалась вверх и вниз свободно. Чем больше диапазон движения, тем больше потенциал для здоровья и жизненности. Когда вы вдыхаете, диафрагма смещается вниз. Когда выдыхаете, диафрагма идет вверх. Когда вы вдыхаете, диафрагма уплощается и движется вниз, живот раздувается. На выдохе диафрагма снова принимает свою куполообразную форму и поднимается вверх, а живот уходит внутрь. Вдох — диафрагма вниз, живот наружу. Выдох — диафрагма вверх, живот как бы втягивается.
Это нормальное маятниковое качание диафрагмы массирует внутренние органы и заряжает всю систему энергией. Упражнение заключается в том, чтобы послать дыхание в живот при вдохе и освободить от него живот при выдохе. Старайтесь, чтобы диафрагма в конце выдоха находилась высоко под ребрами, и посылайте ее как можно ниже в живот и при вдохе. Поиграйте этими движениями живота до тех пор, пока оно не станет легким и естественным.
Начинаем с «у—у—у — у» — «а — а — а — а».
При работе с дыханием используется много способов придания формы его потоку. В дыхательной терапии, а также в технике приемов повышения мастерства используются многие звуки. Вот первый звук, которому я учу каждого. Он связан с фонтанным дыханием. Вдох формируется и звучит подобно «у—у—у—у—х», а выдох формируется и звучит как «а — а — а — а — а». Вдохните «у—у—у», выдохните «а — а — а». При вдохе придайте вашим губам форму, как при потягивании через соломинку. А когда вы делаете выдох, челюсть должна достаточно быстро отвиснуть, выпустите дыхание со звуком облегчения: «а —а —а».
При работе с дыханием используется много способов придания формы его потоку. В дыхательной терапии, а также в технике приемов повышения мастерства используются многие звуки. Вот первый звук, которому я учу каждого. Он связан с фонтанным дыханием. Вдох формируется и звучит подобно «у—у—у—у—х», а выдох формируется и звучит как «а — а — а — а — а». Вдохните «у—у—у», выдохните «а — а — а». При вдохе придайте вашим губам форму, как при потягивании через соломинку. А когда вы делаете выдох, челюсть должна достаточно быстро отвиснуть, выпустите дыхание со звуком облегчения: «а —а —а».
Это дыхание начинается медленно и зарождается внизу. Оно безмолвно и едва уловимо. Но оно растет и крепнет и по мере нарастания поднимается выше, становится сильнее, громче и быстрее. Оно достигает максимума у макушки головы и выбрасывается, выпускается там вверх подобно фонтану. Его звук похож на шум самолета или грузовика, проходящего в ночной тишине. Сначала он очень слабый и идет издалека, но приближается и становится все громче и, перейдя в рев, проносится мимо, а затем постепенно затихает и исчезает. Это одно из упражнений, которому нужно обучаться в присутствии наставника, так как его трудно освоить только по книге. Оно объединяет первые три упражнения в одну мощную технику. При должной практике уже одно это дыхание может изменить любое состояние, переменить любое настроение и воздействовать на любую ситуацию. Отсюда следует необходимость его правильной и полной отработки.