В России эта техника телесного контакта называется «Театр прикосновений». По характеру она очень напоминает «Тайч-Инь» или искусство мягких (женских) прикосновений.
Упражнение проводится в парах или в тройках.
Успешность дальнейшей работы в парах зависит от соблюдения следующих принципов:
1. Не суетитесь. Любое прикосновение, любое взаимодействие с телом должно быть расслабленным, спокойным, внутренне умиротворенным.
2. Любое прикосновение, движение, взаимодействие с телом должно быть минимальным по силе и амплитуде.
3. Важна внутренняя готовность к работе с телом. Для взаимодействия с телом другого человека нужен определенный духовный настрой. Лучше не делать того, к чему вы не готовы. Если вы делаете что-то, то будьте в том, что вы делаете, на 100%. Живите в том, что вы делаете. Лишь в этом случае упражнение будет максимально эффективным.
Упражнение проводится в парах или в тройках.
Успешность дальнейшей работы в парах зависит от соблюдения следующих принципов:
1. Не суетитесь. Любое прикосновение, любое взаимодействие с телом должно быть расслабленным, спокойным, внутренне умиротворенным.
2. Любое прикосновение, движение, взаимодействие с телом должно быть минимальным по силе и амплитуде.
3. Важна внутренняя готовность к работе с телом. Для взаимодействия с телом другого человека нужен определенный духовный настрой. Лучше не делать того, к чему вы не готовы. Если вы делаете что-то, то будьте в том, что вы делаете, на 100%. Живите в том, что вы делаете. Лишь в этом случае упражнение будет максимально эффективным.
Телесно-ориентированное направление в прикладной психологии и психотерапии является той областью знаний о человеке, в которой впервые началось практическое изучение и использование признаков и свойств телесности. Телесно-ориентированная психотерапия родилась в лоне психоаналитической школы Зигмунда Фрейда. Именно он первым сформулировал положение: «Я есть прежде всего выражение телесного Я», но, вероятно, в силу личностных особенностей избегал изучения влияний телесных процессов на психику.
Первые шаги в понимании явления телесности был сделаны учеником Фрейда, Шандором Ференци, разработавшим «активную технику» в психотерапевтических целях. Новый метод, наряду с процедурой анализа, предусматривал активное участие пациентов в процессе излечения. Пациенты Ференци пели, играли на фортепиано, записывали поэтические идеи, а также выполняли релаксационные упражнения с целью актуализации содержания бессознательного. Ференци первым указал на параллелизм и подобие процессов мышления и иннервации мускулатуры, а также исследовал характер через классификацию паттернов поведения.
Развитие, расширение и обогащение этих идей, появление первой стройной психологической теории, раскрывающей взаимосвязь тела и психики, и нового метода исследования личности связано с именем Вильгельма Райха, ученика Ференци и Фрейда.
Первые шаги в понимании явления телесности был сделаны учеником Фрейда, Шандором Ференци, разработавшим «активную технику» в психотерапевтических целях. Новый метод, наряду с процедурой анализа, предусматривал активное участие пациентов в процессе излечения. Пациенты Ференци пели, играли на фортепиано, записывали поэтические идеи, а также выполняли релаксационные упражнения с целью актуализации содержания бессознательного. Ференци первым указал на параллелизм и подобие процессов мышления и иннервации мускулатуры, а также исследовал характер через классификацию паттернов поведения.
Развитие, расширение и обогащение этих идей, появление первой стройной психологической теории, раскрывающей взаимосвязь тела и психики, и нового метода исследования личности связано с именем Вильгельма Райха, ученика Ференци и Фрейда.
Этот танец я освоил 1992 году на суфийском тренинге. Аль-Газали говорил, что тело нужно рассматривать как везущего, душу — как едущего на нем: «Душа должна заботиться о теле, как пилигрим на пути в Мекку заботится о своем верблюде; однако если пилигрим проводит все свое время в кормлении и украшении верблюда, караван оставит его позади и он погибнет в пустыне». Хорошее здоровье и центрированность на потребностях тела поощряются до той степени, пока они не мешают внутренней работе.
Этот тренинг, основанный на суфийских техниках, показал мне «срединный путь» в работе с телом. И сам танец, который нам продемонстрировала Ма Дэва Прэм, я рассматриваю в двух аспектах:
1) увеличение внутренней свободы, жизненности и раскованности тела;
2) научение на уровне тела рефлексировать и эмпатировать другому человеку.
С тех пор я практикую этот танец, и его внутренняя идея легла в основу многих процессов с использованием связного дыхания: «Трава — вода», «Танец мастеров» и т. д., — а также коммуникативных тренингов.
Этот тренинг, основанный на суфийских техниках, показал мне «срединный путь» в работе с телом. И сам танец, который нам продемонстрировала Ма Дэва Прэм, я рассматриваю в двух аспектах:
1) увеличение внутренней свободы, жизненности и раскованности тела;
2) научение на уровне тела рефлексировать и эмпатировать другому человеку.
С тех пор я практикую этот танец, и его внутренняя идея легла в основу многих процессов с использованием связного дыхания: «Трава — вода», «Танец мастеров» и т. д., — а также коммуникативных тренингов.
Идея этой танцевально-двигательной импровизации принадлежит Александру Гиршону, который вложил огромное количество энергии и времени в практическое применение данного направления. Психотехника была придумана еще в середине 1990-х годов и апробирована на многих группах по танцевально-двигательной терапии. Надеюсь, что освоение этого упражнения принесет вам не только наслаждение, но и много личностных открытий.
Современные исследования сознания, особенно глубинных уровней сознания, принесли немало открытий в область практической психологии, психотерапии и практики личностного развития. Строго говоря, это не столько новое, сколько хорошо переосмысленное старое. Переосмысление касается и языка, на котором обсуждается опыт, и модели, и контекста применения психотехник, и методологии работы с клиентами и группами.
Внутри новой, холистической парадигмы обретение целостности означает также «собирание», воссоединение не только личной истории, но и эволюции — эволюции живого, эволюции Вселенной, эволюции сознания. История человечества сохранила много метафор развития и единства, метафор взаимосвязи человека с окружающим его миром. Одной из наиболее известных и продуктивных метафор является система четырех стихий. Наверное, модель четырех стихий является одной из первых «точек равновесия» между двумя противоположными тенденциями развития сознания — тенденцией к фрагментации и тенденцией к интеграции. Внутри этой модели восприятия мир уже «обретает лик», точнее, четыре лица, не являясь более недифференцированным «нечто», единым, всеохватывающим потоком жизни. И вместе с тем, мир остается «живым» и одухотворенным, сохраняется нуминозное присутствие Духа в многообразных проявлениях жизни.
Современные исследования сознания, особенно глубинных уровней сознания, принесли немало открытий в область практической психологии, психотерапии и практики личностного развития. Строго говоря, это не столько новое, сколько хорошо переосмысленное старое. Переосмысление касается и языка, на котором обсуждается опыт, и модели, и контекста применения психотехник, и методологии работы с клиентами и группами.
Внутри новой, холистической парадигмы обретение целостности означает также «собирание», воссоединение не только личной истории, но и эволюции — эволюции живого, эволюции Вселенной, эволюции сознания. История человечества сохранила много метафор развития и единства, метафор взаимосвязи человека с окружающим его миром. Одной из наиболее известных и продуктивных метафор является система четырех стихий. Наверное, модель четырех стихий является одной из первых «точек равновесия» между двумя противоположными тенденциями развития сознания — тенденцией к фрагментации и тенденцией к интеграции. Внутри этой модели восприятия мир уже «обретает лик», точнее, четыре лица, не являясь более недифференцированным «нечто», единым, всеохватывающим потоком жизни. И вместе с тем, мир остается «живым» и одухотворенным, сохраняется нуминозное присутствие Духа в многообразных проявлениях жизни.
Эту танцевальную технику мы (Владимир Козлов и Александр Гир-шон) практикуем уже десять лет, она показала великолепные результаты, и поэтому мы хотим рассказать о ней.
Как известно, в пространстве телесно-двигательной активности человека (кинесфере), выделяются следующие зоны.
1. Три горизонтальных яруса:
• нижний - от бедер вниз до земли и все доступное в движении пространство вокруг ног; приседания, наклоны, переползания и т. д.;
• средний — корпус, руки и их движения ниже уровня плеч;
• верхний — голова, шея и руки в их движении выше уровня плеч; прыжки, «полеты» и т. д. (А. Гиршон, 1995).
Как известно, в пространстве телесно-двигательной активности человека (кинесфере), выделяются следующие зоны.
1. Три горизонтальных яруса:
• нижний - от бедер вниз до земли и все доступное в движении пространство вокруг ног; приседания, наклоны, переползания и т. д.;
• средний — корпус, руки и их движения ниже уровня плеч;
• верхний — голова, шея и руки в их движении выше уровня плеч; прыжки, «полеты» и т. д. (А. Гиршон, 1995).
Один из лидеров движения суфиев Руми говорил, что тело — также великий и необходимый принцип, без него задача не может быть выполнена и цель не достигается.
В трансовых танцах человек достигает экстатического состояния, позволяющего пережить и понять определенный опыт, полный радости и эйфории. При этом тело является неким мостом к опыту, каналом, через который проходит экстатический опыт.
Мы уже указывали, что танец является одним из древнейших способов вхождения в измененные состояния, вплетенные в основные переходные ритуалы, ритуалы встреч и сезонные праздники.
На уровне самого большого обобщения, опираясь на свой опыт проведения трансовых танцев, мы можем выделить два основных способа вхождения в транс через танец:
В трансовых танцах человек достигает экстатического состояния, позволяющего пережить и понять определенный опыт, полный радости и эйфории. При этом тело является неким мостом к опыту, каналом, через который проходит экстатический опыт.
Мы уже указывали, что танец является одним из древнейших способов вхождения в измененные состояния, вплетенные в основные переходные ритуалы, ритуалы встреч и сезонные праздники.
На уровне самого большого обобщения, опираясь на свой опыт проведения трансовых танцев, мы можем выделить два основных способа вхождения в транс через танец:
Процесс «Тропа танца» (Dancing Path), известный также как «Танец пяти движений», в России культивируется многими лидерами с начала 1990-х годов (Владимир Майков, Александр Гиршон, Владимир Козлов) в структуре профессиональных и контекстуальных тренингов, проводимых в групповой форме. Авторство его принадлежит «городскому шаману» Габриэле Рот. Она выделила пять первичных ритмов движения, которые, по ее мнению, присутствуют во всех культурах и являются репрезентациями онтологических качеств:
1. Flownig — плавные, мягкие, округлые и текучие движения; движения «женской» энергии.
2. Staccato - резкие, сильные и четкие движения, «мужские» движения.
3. Chaos — хаотические движения.
4. Lirical - тонкие, изящные движения, «полет бабочки» или «падающего листа».
5. Stillness — движение в неподвижности, наблюдение за первичными импульсами движения, «пульсирующая статуя».
1. Flownig — плавные, мягкие, округлые и текучие движения; движения «женской» энергии.
2. Staccato - резкие, сильные и четкие движения, «мужские» движения.
3. Chaos — хаотические движения.
4. Lirical - тонкие, изящные движения, «полет бабочки» или «падающего листа».
5. Stillness — движение в неподвижности, наблюдение за первичными импульсами движения, «пульсирующая статуя».
Целительский потенциал танца, его гармонизирующее воздействие на индивидуальное и групповое сознание известны с доисторических времен. Практически во всех мировых культурах танец наряду с особыми техниками дыхания, пением и применением психоделиков был вплетен в ритуалы и повседневную жизнь. Как часть ритуалов танец являлся одним из мостов между «хаосом и космосом», воплощением единства и многообразия отношений между человеком, сообществом и окружающей средой, что нашло наиболее законченное выражение в индийской мифологии мира как Божественный танец Шивы.
Как направление современной психотерапии танцевально-двигательная терапия (в дальнейшем ТДТ) оформилась в 1940-е годы и явилась отголоском революционных изменений в танцевальном искусстве XX века. В настоящее время в западноевропейской и американской психотерапии и психиатрии разработано множество моделей, подходов и техник, образующих «тело» ТДТ.
Как указывает один из лидеров ТДТ Александр Гиршон, в России ТДТ пока мало известна и редко применяется. Так, согласно данным И. Бирюковой (Москва) в 1994 г. В России в русле ТДТработало около 20 психологов и психотерапевтов. Тем не менее достаточно ясно, что у ТДТ существует свое предметное поле, своя клиентура и терапевтический потенциал. Ситуация за последние десять лет изменилась. Существует множество лидеров в этом направлении, реализованы исследовательские программы по трансформационному и психотерапевтическому потенциалу ТДТ.
Как направление современной психотерапии танцевально-двигательная терапия (в дальнейшем ТДТ) оформилась в 1940-е годы и явилась отголоском революционных изменений в танцевальном искусстве XX века. В настоящее время в западноевропейской и американской психотерапии и психиатрии разработано множество моделей, подходов и техник, образующих «тело» ТДТ.
Как указывает один из лидеров ТДТ Александр Гиршон, в России ТДТ пока мало известна и редко применяется. Так, согласно данным И. Бирюковой (Москва) в 1994 г. В России в русле ТДТработало около 20 психологов и психотерапевтов. Тем не менее достаточно ясно, что у ТДТ существует свое предметное поле, своя клиентура и терапевтический потенциал. Ситуация за последние десять лет изменилась. Существует множество лидеров в этом направлении, реализованы исследовательские программы по трансформационному и психотерапевтическому потенциалу ТДТ.
Основные форматы работы
Плотин писал, что глаз не мог бы смотреть на Солнце, если бы в каком-то смысле не был солнцем. Солнце — источник света^а свет является символом разума и духа. В соответствии с этой логикой процесс видения представляет собой духовный акт и символизирует понимание.
В иероглифике древних египтян знак «божественное око», называемый Wadza, означает «тот, кто питает священный огонь, или разум человека».
Глаза — особый орган человека. Не только потому, что через зрительную модальность человек воспринимает примерно 80% информации, но прежде всего как орган проявления. Часто глаза называют зеркалом души.
На русском языке достаточно много поговорок и фразеологизмов, говорящих о том, что глаза — самое выразительное на человеческом лице: «делать большие глаза», «стрелять глазами», «есть глазами», «читать душу по глазам», «сиять глазами», «хлопать глазами».
Плотин писал, что глаз не мог бы смотреть на Солнце, если бы в каком-то смысле не был солнцем. Солнце — источник света^а свет является символом разума и духа. В соответствии с этой логикой процесс видения представляет собой духовный акт и символизирует понимание.
В иероглифике древних египтян знак «божественное око», называемый Wadza, означает «тот, кто питает священный огонь, или разум человека».
Глаза — особый орган человека. Не только потому, что через зрительную модальность человек воспринимает примерно 80% информации, но прежде всего как орган проявления. Часто глаза называют зеркалом души.
На русском языке достаточно много поговорок и фразеологизмов, говорящих о том, что глаза — самое выразительное на человеческом лице: «делать большие глаза», «стрелять глазами», «есть глазами», «читать душу по глазам», «сиять глазами», «хлопать глазами».
Эта медитация является весьма сложной в исполнении, и ее необходимо предварительно проводить с людьми, которые посвящены в процесс и находятся в состоянии расширенного сознания.
Прежде чем приступить к описанию самой процедуры медитации, поговорим о понимании некоторых символов и значений оккультной науки.
В оккультной науке считается, что в эфирном двойнике находятся психические центры, имеющие форму лотоса. Индийские йоги называют их чакрами. На санскрите слово «чакра» означает энергетическое колесо, силовой круговорот. Эфирный двойник постоянно впитывает из космоса громадную психическую и духовную силу через вращающиеся чакры и посылает эти силы к железам физического тела. Чакры являются основными точками контакта между эфирным и физическим телами, или проводниками, через которые мы питаемся солнечными и праническими силами Вселенной.
Семь чакр, последовательно расположенных в эфирном двойнике, распределяют в позвоночнике жизненную энергию через железы внутренней секреции и управляют кровообращением человека.
Прежде чем приступить к описанию самой процедуры медитации, поговорим о понимании некоторых символов и значений оккультной науки.
В оккультной науке считается, что в эфирном двойнике находятся психические центры, имеющие форму лотоса. Индийские йоги называют их чакрами. На санскрите слово «чакра» означает энергетическое колесо, силовой круговорот. Эфирный двойник постоянно впитывает из космоса громадную психическую и духовную силу через вращающиеся чакры и посылает эти силы к железам физического тела. Чакры являются основными точками контакта между эфирным и физическим телами, или проводниками, через которые мы питаемся солнечными и праническими силами Вселенной.
Семь чакр, последовательно расположенных в эфирном двойнике, распределяют в позвоночнике жизненную энергию через железы внутренней секреции и управляют кровообращением человека.
Наверное, это странное словосочетание — шаманские психотехники. Когда мы говорим «шаман», ассоциативно возникают смыслы «примитивный», «первобытный», «суеверие». У здравомыслящего человека шаманские ритуалы, шаманские практики вызывают если не полное неприятие и скептическую усмешку, то по крайнем мере снисходительность взрослого к ребенку: «Пусть шаманит... Чем бы дитя ни тешилось. Но мы-то на самом деле уже знаем...» .
Я думаю, что такое отношение к шаману имеет достаточно позитивную основу. Шаман на самом деле ребенок. Большой ребенок. Взрослый ребенок, сохранивший способность смотреть на мир широко раскрытыми глазами и видеть его полностью живым, одухотворенным. Для шамана все предметы реального мира: любое дерево и лес, озеро и река, любое живое существо — связаны с духами, привидениями, богами. Духи проникают в тело человека или животного и являются причиной болезни или нездоровья. Любое состояние человека, удача или неудача, счастье, горе, богатство или нищета — все является следствием взаимоотношений с духами.
В то же время шаманы были первыми профессиональными социальными работниками, в одном лице представляющими и медика, психотерапевта, психолога, и священника. Они являлись посредниками между внутренней жизнью племени и внешними занятиями. Они руководили всеми «обрядами перехода», такими, как рождение, инициации при достижении половой зрелости, свадьбы и смерти, а также «ритуалами силы», которые представляли собой попытки усилить отношения племени с мощными природными силами в период таких кризисов, как голод, эпидемия, внутренние раздоры (124).
Я думаю, что такое отношение к шаману имеет достаточно позитивную основу. Шаман на самом деле ребенок. Большой ребенок. Взрослый ребенок, сохранивший способность смотреть на мир широко раскрытыми глазами и видеть его полностью живым, одухотворенным. Для шамана все предметы реального мира: любое дерево и лес, озеро и река, любое живое существо — связаны с духами, привидениями, богами. Духи проникают в тело человека или животного и являются причиной болезни или нездоровья. Любое состояние человека, удача или неудача, счастье, горе, богатство или нищета — все является следствием взаимоотношений с духами.
В то же время шаманы были первыми профессиональными социальными работниками, в одном лице представляющими и медика, психотерапевта, психолога, и священника. Они являлись посредниками между внутренней жизнью племени и внешними занятиями. Они руководили всеми «обрядами перехода», такими, как рождение, инициации при достижении половой зрелости, свадьбы и смерти, а также «ритуалами силы», которые представляли собой попытки усилить отношения племени с мощными природными силами в период таких кризисов, как голод, эпидемия, внутренние раздоры (124).
Перед проведением визуализации нужно объяснить клиентам, что мужской половиной в теле считается ведущая: у правшей это правая сторона, у левшей — левая.
Визуализация проводится лежа или сидя, при этом поза должна давать возможнось четко выделять стороны тела. Поэтому лучше, если руки или ноги не перекрещиваются, а спокойно раскинуты в стороны.
Упражнение 1
Сосредоточьте внимание на правой стороне своего тела. Почувствуйте правую пятку, полностью правую ногу, правую ягодицу, правую сторону низа живота, всего живота, грудной клетки, правоечзле-чо, правую руку, правую половину шеи, головы. Почувствуйте всю правую сторону вашего тела как единое пространство.
Визуализация проводится лежа или сидя, при этом поза должна давать возможнось четко выделять стороны тела. Поэтому лучше, если руки или ноги не перекрещиваются, а спокойно раскинуты в стороны.
Упражнение 1
Сосредоточьте внимание на правой стороне своего тела. Почувствуйте правую пятку, полностью правую ногу, правую ягодицу, правую сторону низа живота, всего живота, грудной клетки, правоечзле-чо, правую руку, правую половину шеи, головы. Почувствуйте всю правую сторону вашего тела как единое пространство.