ДЖАЗ ТЕЛА

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Эту танцевальную технику мы (Владимир Козлов и Александр Гир-шон) практикуем уже десять лет, она показала великолепные резуль­таты, и поэтому мы хотим рассказать о ней.

Как известно, в пространстве телесно-двигательной активности человека (кинесфере), выделяются следующие зоны.

1. Три горизонтальных яруса:

• нижний - от бедер вниз до земли и все доступное в движении пространство вокруг ног; приседания, наклоны, переползания и т. д.;

• средний — корпус, руки и их движения ниже уровня плеч;

• верхний — голова, шея и руки в их движении выше уровня плеч; прыжки, «полеты» и т. д. (А. Гиршон, 1995).

2. Вертикальная симметрия «вперед/назад».

Рассмотрим эти зоны более подробно.

Верхний ярус традиционно относится к стихии воздуха. Стереоти­пы движений в этой области в основном связаны с «романтическими» клише балетной и эстрадной хореографии. Нестилизованные, аутен­тичные движения в этой области указывают на постоянную драму «жажды и страха полета» в человеческой жизни. Для многих людей в нашей культуре доступ к движениям в этой области связан с измене­ниями образа «Я», прорывом, воплощением нереализованного, иде­ального «Я», мечтами о свободе, полете и танце, идущими из детства, или же с расширением образа «Я», освоением нового и незнакомого. Отказ от движений в этой зоне иногда связан со страхом «оторваться от земли» (в основном у мужчин среднего возраста с устойчивым со­циальным положением), страхом потерять свой вес, разрушить сло­жившийся и достаточно эффективный образ «Я».

Наблюдения показывают, что для большинства людей основная зона движения и танца — средний ярус с ограниченной амплитудой движе­ния. На первый взгляд его можно назвать ярусом «ординарных дви­жений». Движения чаще всего клишированы и идут от бедер и плеч. Но простой эксперимент с исследованием возможностей движения показывает, что именно в этом ярусе доступная амплитуда движения максимальна (диаметр кинесферы). Таким образом, этот ярус можно назвать парадоксальным: сочетание максимума возможностей и мак­симума стереотипов (ограничений).

При анализе движений в этой зоне в первую очередь можно обра­тить внимание на ограниченность амплитуды движений, характер дви­жений тазовой области (энергетического и сексуального центра) и наличие/отсутствие связи, «перетекания» между верхом и низом. Поэтому еще одна метафорическая система, помогающая исследова­нию и осознанию, — это система «первоэлементов, архетипических проекций стихий воды, огня, воздуха и земли. По ней этот ярус отно­сится к стихиям воды и огня, женского и мужского и т. п.

Нижний ярус традиционно относится к стихии земли. Движения в этой области символически связаны с перемещением по времени лич­ной истории к детству (ползанье, ходьба на четвереньках) и спуском по эволюционной лестнице к животным и земноводным, в дочелове-ческое, хтоническое. Это «нисхождение» часто открывает доступ к другим энергиям и чувствам, что может привлекать, но может и пу­гать, поскольку также связано с разрушением образа «Я». В целом мож­но сказать, что, двигаясь в этой области, человек чувствует себя более живым, но менее человеком.

Техника исследования движений и состояний в этих зонах предпо­лагает открытость индивидуальным интерпретациям и смыслам, по­скольку эти индивидуальные вариации зачастую бывают достаточно значимы.

Разделение на зоны вертикальной симметрии связано с оппозици­ей известного/неизвестного, явного/тайного, определенного/неопре­деленного. Анатомически передняя зона вертикальной симметрии бо­лее доступна для движений, а задняя зона — менее доступна; на уров­не функциональности задняя зона также редко используется.

В языке и культурах часто отражаются значения запрета, закры­тия, отказа и конца, связанные с этой зоной. Например, идиома «по­вернуться к чему-либо (кому-либо) спиной» (или «задом»), или борхе­совское «бытие земное». Все в будущем, «лежащем за спиною>, или кастанедовская «смерть за левым плечом».

Практическая ценность многомерности этой оппозиции заключа­ется в использовании взаимодействия зон вертикальной симметрии для переориентации сознания (движение задом наперед, повороты, вращения и т. д.).

Смысл «Джаза тела» заключается в том, чтобы «научить танцу» все зоны горизонтальных ярусов и вертикальной симметрии, увеличить степень их гибкости, свободы, жизненности.

При этом, как показывает опыт, лучше начать с нижнего яруса.

Включайте музыку — и: «Начните с того, чтобы начали танцевать ваши пальцы на ногах, встаньте на цыпочки и пусть танцуют пальцы ваших ног.

А сейчас устройте танец ваших ступней...»

В течение часа пройдите все три яруса и закончите «Танцем голо­вы на шее».

Затем проведите проговор.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.