Эту танцевальную технику мы (Владимир Козлов и Александр Гир-шон) практикуем уже десять лет, она показала великолепные результаты, и поэтому мы хотим рассказать о ней.
Как известно, в пространстве телесно-двигательной активности человека (кинесфере), выделяются следующие зоны.
1. Три горизонтальных яруса:
• нижний - от бедер вниз до земли и все доступное в движении пространство вокруг ног; приседания, наклоны, переползания и т. д.;
• средний — корпус, руки и их движения ниже уровня плеч;
• верхний — голова, шея и руки в их движении выше уровня плеч; прыжки, «полеты» и т. д. (А. Гиршон, 1995).
2. Вертикальная симметрия «вперед/назад».
Рассмотрим эти зоны более подробно.
Верхний ярус традиционно относится к стихии воздуха. Стереотипы движений в этой области в основном связаны с «романтическими» клише балетной и эстрадной хореографии. Нестилизованные, аутентичные движения в этой области указывают на постоянную драму «жажды и страха полета» в человеческой жизни. Для многих людей в нашей культуре доступ к движениям в этой области связан с изменениями образа «Я», прорывом, воплощением нереализованного, идеального «Я», мечтами о свободе, полете и танце, идущими из детства, или же с расширением образа «Я», освоением нового и незнакомого. Отказ от движений в этой зоне иногда связан со страхом «оторваться от земли» (в основном у мужчин среднего возраста с устойчивым социальным положением), страхом потерять свой вес, разрушить сложившийся и достаточно эффективный образ «Я».
Наблюдения показывают, что для большинства людей основная зона движения и танца — средний ярус с ограниченной амплитудой движения. На первый взгляд его можно назвать ярусом «ординарных движений». Движения чаще всего клишированы и идут от бедер и плеч. Но простой эксперимент с исследованием возможностей движения показывает, что именно в этом ярусе доступная амплитуда движения максимальна (диаметр кинесферы). Таким образом, этот ярус можно назвать парадоксальным: сочетание максимума возможностей и максимума стереотипов (ограничений).
При анализе движений в этой зоне в первую очередь можно обратить внимание на ограниченность амплитуды движений, характер движений тазовой области (энергетического и сексуального центра) и наличие/отсутствие связи, «перетекания» между верхом и низом. Поэтому еще одна метафорическая система, помогающая исследованию и осознанию, — это система «первоэлементов, архетипических проекций стихий воды, огня, воздуха и земли. По ней этот ярус относится к стихиям воды и огня, женского и мужского и т. п.
Нижний ярус традиционно относится к стихии земли. Движения в этой области символически связаны с перемещением по времени личной истории к детству (ползанье, ходьба на четвереньках) и спуском по эволюционной лестнице к животным и земноводным, в дочелове-ческое, хтоническое. Это «нисхождение» часто открывает доступ к другим энергиям и чувствам, что может привлекать, но может и пугать, поскольку также связано с разрушением образа «Я». В целом можно сказать, что, двигаясь в этой области, человек чувствует себя более живым, но менее человеком.
Техника исследования движений и состояний в этих зонах предполагает открытость индивидуальным интерпретациям и смыслам, поскольку эти индивидуальные вариации зачастую бывают достаточно значимы.
Разделение на зоны вертикальной симметрии связано с оппозицией известного/неизвестного, явного/тайного, определенного/неопределенного. Анатомически передняя зона вертикальной симметрии более доступна для движений, а задняя зона — менее доступна; на уровне функциональности задняя зона также редко используется.
В языке и культурах часто отражаются значения запрета, закрытия, отказа и конца, связанные с этой зоной. Например, идиома «повернуться к чему-либо (кому-либо) спиной» (или «задом»), или борхесовское «бытие земное». Все в будущем, «лежащем за спиною>, или кастанедовская «смерть за левым плечом».
Практическая ценность многомерности этой оппозиции заключается в использовании взаимодействия зон вертикальной симметрии для переориентации сознания (движение задом наперед, повороты, вращения и т. д.).
Смысл «Джаза тела» заключается в том, чтобы «научить танцу» все зоны горизонтальных ярусов и вертикальной симметрии, увеличить степень их гибкости, свободы, жизненности.
При этом, как показывает опыт, лучше начать с нижнего яруса.
Включайте музыку — и: «Начните с того, чтобы начали танцевать ваши пальцы на ногах, встаньте на цыпочки и пусть танцуют пальцы ваших ног.
А сейчас устройте танец ваших ступней...»
В течение часа пройдите все три яруса и закончите «Танцем головы на шее».
Затем проведите проговор.
Как известно, в пространстве телесно-двигательной активности человека (кинесфере), выделяются следующие зоны.
1. Три горизонтальных яруса:
• нижний - от бедер вниз до земли и все доступное в движении пространство вокруг ног; приседания, наклоны, переползания и т. д.;
• средний — корпус, руки и их движения ниже уровня плеч;
• верхний — голова, шея и руки в их движении выше уровня плеч; прыжки, «полеты» и т. д. (А. Гиршон, 1995).
2. Вертикальная симметрия «вперед/назад».
Рассмотрим эти зоны более подробно.
Верхний ярус традиционно относится к стихии воздуха. Стереотипы движений в этой области в основном связаны с «романтическими» клише балетной и эстрадной хореографии. Нестилизованные, аутентичные движения в этой области указывают на постоянную драму «жажды и страха полета» в человеческой жизни. Для многих людей в нашей культуре доступ к движениям в этой области связан с изменениями образа «Я», прорывом, воплощением нереализованного, идеального «Я», мечтами о свободе, полете и танце, идущими из детства, или же с расширением образа «Я», освоением нового и незнакомого. Отказ от движений в этой зоне иногда связан со страхом «оторваться от земли» (в основном у мужчин среднего возраста с устойчивым социальным положением), страхом потерять свой вес, разрушить сложившийся и достаточно эффективный образ «Я».
Наблюдения показывают, что для большинства людей основная зона движения и танца — средний ярус с ограниченной амплитудой движения. На первый взгляд его можно назвать ярусом «ординарных движений». Движения чаще всего клишированы и идут от бедер и плеч. Но простой эксперимент с исследованием возможностей движения показывает, что именно в этом ярусе доступная амплитуда движения максимальна (диаметр кинесферы). Таким образом, этот ярус можно назвать парадоксальным: сочетание максимума возможностей и максимума стереотипов (ограничений).
При анализе движений в этой зоне в первую очередь можно обратить внимание на ограниченность амплитуды движений, характер движений тазовой области (энергетического и сексуального центра) и наличие/отсутствие связи, «перетекания» между верхом и низом. Поэтому еще одна метафорическая система, помогающая исследованию и осознанию, — это система «первоэлементов, архетипических проекций стихий воды, огня, воздуха и земли. По ней этот ярус относится к стихиям воды и огня, женского и мужского и т. п.
Нижний ярус традиционно относится к стихии земли. Движения в этой области символически связаны с перемещением по времени личной истории к детству (ползанье, ходьба на четвереньках) и спуском по эволюционной лестнице к животным и земноводным, в дочелове-ческое, хтоническое. Это «нисхождение» часто открывает доступ к другим энергиям и чувствам, что может привлекать, но может и пугать, поскольку также связано с разрушением образа «Я». В целом можно сказать, что, двигаясь в этой области, человек чувствует себя более живым, но менее человеком.
Техника исследования движений и состояний в этих зонах предполагает открытость индивидуальным интерпретациям и смыслам, поскольку эти индивидуальные вариации зачастую бывают достаточно значимы.
Разделение на зоны вертикальной симметрии связано с оппозицией известного/неизвестного, явного/тайного, определенного/неопределенного. Анатомически передняя зона вертикальной симметрии более доступна для движений, а задняя зона — менее доступна; на уровне функциональности задняя зона также редко используется.
В языке и культурах часто отражаются значения запрета, закрытия, отказа и конца, связанные с этой зоной. Например, идиома «повернуться к чему-либо (кому-либо) спиной» (или «задом»), или борхесовское «бытие земное». Все в будущем, «лежащем за спиною>, или кастанедовская «смерть за левым плечом».
Практическая ценность многомерности этой оппозиции заключается в использовании взаимодействия зон вертикальной симметрии для переориентации сознания (движение задом наперед, повороты, вращения и т. д.).
Смысл «Джаза тела» заключается в том, чтобы «научить танцу» все зоны горизонтальных ярусов и вертикальной симметрии, увеличить степень их гибкости, свободы, жизненности.
При этом, как показывает опыт, лучше начать с нижнего яруса.
Включайте музыку — и: «Начните с того, чтобы начали танцевать ваши пальцы на ногах, встаньте на цыпочки и пусть танцуют пальцы ваших ног.
А сейчас устройте танец ваших ступней...»
В течение часа пройдите все три яруса и закончите «Танцем головы на шее».
Затем проведите проговор.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи