ТРОПА ТАНЦА

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Процесс «Тропа танца» (Dancing Path), известный также как «Та­нец пяти движений», в России культивируется многими лидерами с начала 1990-х годов (Владимир Майков, Александр Гиршон, Вла­димир Козлов) в структуре профессиональных и контекстуальных тренингов, проводимых в групповой форме. Авторство его принад­лежит «городскому шаману» Габриэле Рот. Она выделила пять пер­вичных ритмов движения, которые, по ее мнению, присутствуют во всех культурах и являются репрезентациями онтологических качеств:

1. Flownig — плавные, мягкие, округлые и текучие движения; дви­жения «женской» энергии.

2. Staccato - резкие, сильные и четкие движения, «мужские» дви­жения.

3. Chaos — хаотические движения.

4. Lirical - тонкие, изящные движения, «полет бабочки» или «па­дающего листа».

5. Stillness — движение в неподвижности, наблюдение за первич­ными импульсами движения, «пульсирующая статуя».

Для этого процесса существует специальная музыка, каждая ста­дия длится около пяти минут. Перед началом процесса проводится инструктаж, после процесса — проговор. «Танец пяти движений» ре­комендуется выполнять с закрытыми глазами, полностью отдаваясь, включаясь всем телом в каждый ритм.

Эти модальности или ритмы движения в контексте терапии и лич­ностного исследования являются репрезентациями характеристик личности. У клиента или участника тренинга может быть неприя­тие определенных движений. Так, достаточно часто женщины сред­него возраста не принимают «мужские», резкие и сильные движе­ния. «Я не такая, мне это не нравится», — говорят они. Одновре­менно они жалуются на недостаток внимания в семье, невозможность выражать свои чувства, занимают положение жертвы. В про­цессе работы выясняется, что именно ясное, яркое и четкое выра­жение своих желаний помогает изменить ситуацию. Источник силы часто находится там, куда нам страшно и непривычно идти.

Другим распространенным «черным пятном» являются хаотичес­кие движения, что не удивительно для заключенного в рамки много­численных личностных и социальных стереотипов современного го­родского жителя. Яркость и непредсказуемость хаоса пугает, и нам становится ясно, насколько мы не привыкли и не умеем «отпускать» себя, насколько мы лишаем себя непосредственности и спонтанности (А. Гиршон, 1995).

В своей работе с «Танцем пяти движений» мы обычно предлагаем людям после процесса ответить на несколько вопросов: какой из рит­мов был наиболее приятным, а какой давался труднее всего; какие дви­жения занимали больше пространства, а какие можно выражать толь­ко в небольшом объеме и т. п. В целом это дает человеку достаточно ясную и перспективную диагностическую картину.

Таким образом, эта техника может выполнять несколько функций:

• диагностическую — человек обнаруживает «освоенные и нео­своенные» качества и то, как эта картина связана с его жизнью. Он может сделать осознанный выбор — освоить определенную зону своей жизни, до этого незнакомую или даже «запретную»;

• тестовую — если проводить эту технику в начале и в конце тренинга, то многие люди ясно воспринимают степень и каче­ство наступивших личностных изменений;

• терапевтическую — в сочетании с другими техниками осозна­ния и трансформации «Тропа танца» позволяет человеку найти способы выражения себя, расширить диапазон реакций р форм взаимодействия. Кроме того, само по себе движение, к тому же наполненное личностными смыслами, оказывает положительное психофизиологическое действие.

Формат ТДТ позволяет проработать динамический аспект паттер­нов мышечного напряжения, этого важного компонента «целостное -тей психической реальности» (в нашей терминологии). Динамический аспект мышечного напряжения иногда трудно отреагировать иным способом, даже глубинная телесно-ориентированная работа не охва­тывает эту последовательность напряжений. С другой стороны, тех­ники ТДТ предлагают определенные способы выхода и отреагирова-ния подавленных комплексов, блоков, матриц и т. д.

Движение дает богатейший материал для метафор различных ас­пектов жизни. Проявленные в движении, в танце, эти темы осознают­ся, вербализуются и проживаются тотальностью тела/сознания.

Танец зачастую может быть безопасным, цивилизованным спосо­бом отреагирования и принятия социально и личностно табуирован-ных эмоций. Тренинг ТДТ как тренинг личностного роста разворачи­вает эти темы, эти метафоры в танцевальное действие, в акт творчес­кого выражения.

В нашей культуре неявно подразумевается, что танец — это либо профессиональное искусство, либо бесполезное развлечение. Вместе с тем опыт показывает, что у многих людей есть мечта о танце, о сво­бодном творческом выражении себя в движении. Танец является од­ной из скрытых, невоплощенных ценностей личности и занимает ме­сто в ряду других нереализованных ценностей.

Когда люди, наконец, начинают танцевать, свободно двигаться, та­нец становится тропой, путеводной нитью в область нереализованных ценностей, желаний, невыраженных чувств, тропой к творческому потенциалу человека.

Осознавая танец, танцуя свободно и осознанно, человек делает шаг к принятию свободы и творчества в повседневной жизни.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.