Всюду, где бы мы ни находились, мы получаем информацию в виде зрительных и слуховых образов, она формирует у нас непосредственную самооценку. Мы окружены мнениями и представлениями других людей относительно того, кем мы являемся и кем они хотят, чтобы мы были. Это родители, преподаватели, друзья, телевидение, реклама, журналы. Все они сообщают нам о том, кем мы являемся и кем должны быть. Иногда кажется, что все они говорят о разных вещах. Наши родители хотят, чтобы мы совершенствовались (12:) одним путем, наши друзья — другим, телевидение — третьим, а журналы — четвертым. Кого нам слушать? Мы можем запутаться и потерять свою индивидуальность.
При обсуждении самооценки будет полезно знать несколько вещей. Давайте ниже рассмотрим диаграмму. Каждая область нашей жизни обозначена знаком «X».
Слева «X» представляет, кем мы являемся сейчас. Знак «X», расположенный справа, показывает нам, кем мы хотим быть. Если мы хотим измениться, нас ждет длинный путь из того пункта, где мы находимся сейчас, туда, где мы хотели бы быть.
При обсуждении самооценки будет полезно знать несколько вещей. Давайте ниже рассмотрим диаграмму. Каждая область нашей жизни обозначена знаком «X».
Слева «X» представляет, кем мы являемся сейчас. Знак «X», расположенный справа, показывает нам, кем мы хотим быть. Если мы хотим измениться, нас ждет длинный путь из того пункта, где мы находимся сейчас, туда, где мы хотели бы быть.
Что такое самооценка?
Осознание того, насколько уверены в себе, насколько мы любим себя, сколько проявляем заботы по отношению к себе и называется самооценкой. Человек, который искренне любит и ценит себя, имеет высокую самооценку.
Человек, думающий, что он или она не заслуживают получения любви, имеет низкую самооценку. Обычно у большинства из нас самооценка время от времени изменяется. Иногда это — чувство совершенства. Спустя какое-то время мы можем чувствовать, что мы хуже других, в этот момент самооценка снижается. Такие изменения могут вызывать у нас проблемы, особенно если они часто происходят.
Осознание того, насколько уверены в себе, насколько мы любим себя, сколько проявляем заботы по отношению к себе и называется самооценкой. Человек, который искренне любит и ценит себя, имеет высокую самооценку.
Человек, думающий, что он или она не заслуживают получения любви, имеет низкую самооценку. Обычно у большинства из нас самооценка время от времени изменяется. Иногда это — чувство совершенства. Спустя какое-то время мы можем чувствовать, что мы хуже других, в этот момент самооценка снижается. Такие изменения могут вызывать у нас проблемы, особенно если они часто происходят.
Эта книга написана для детей в возрасте 10 лет и старше. Для использования в начальной школе я предложила бы проводить по 3 сеанса в неделю, по 1/2 часа каждый, в течение 10 недель. Такие занятия помогают детям эффективнее использовать свой потенциал. Они приносят пользу как при работе с маленькими группами, так и при индивидуальной работе. Групповые занятия позволяют преодолеть сенсорную изоляцию и почувствовать свое индивидуальное «Я». Они также обеспечивают замечательные возможности для ролевых игр.
Непросто изменить закрепившиеся образы негативного мышления и иррациональные верования. Они находятся в глубинах подсознания и часто не совсем очевидны, так что требуется некоторое время большинству детей и взрослых для осознания даже того, что у них они есть. Постепенно, по мере проводимой работы, дети и взрослые меняют некоторые из них и начинают видеть всю пользу в проявлении чувств. На преодоление уже сложившихся стереотипов поведения требуется определенное время. С другой стороны, совместное чтение книги поможет улучшить взаимопонимание между детьми и родителями.
Авторский семинар под названием «ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ» содержит материал, позволяющий учителям, психологам и родителям в создании собственных вариантов обучения. Для получения дополнительной информации вы можете связаться с издателем.
Непросто изменить закрепившиеся образы негативного мышления и иррациональные верования. Они находятся в глубинах подсознания и часто не совсем очевидны, так что требуется некоторое время большинству детей и взрослых для осознания даже того, что у них они есть. Постепенно, по мере проводимой работы, дети и взрослые меняют некоторые из них и начинают видеть всю пользу в проявлении чувств. На преодоление уже сложившихся стереотипов поведения требуется определенное время. С другой стороны, совместное чтение книги поможет улучшить взаимопонимание между детьми и родителями.
Авторский семинар под названием «ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ» содержит материал, позволяющий учителям, психологам и родителям в создании собственных вариантов обучения. Для получения дополнительной информации вы можете связаться с издателем.
Родителям, преподавателям, психологам
В наших школах обучение и воспитание поставлены так, что они не дают возможность учащимся проявить свою энергию и инициативу. В то же время не уделяется должное внимание эмоциональному росту. Мы попытались исправить эти явные академические НЕТОЧНОСТИ, но временами чувствовали себя беспомощными, так как система образования приводила к разрушительной эрозии самоуважения и всевозможных индивидуальных проявлений «Я». Эта книга предлагает определенное направление в улучшении самоосознания детей в возрасте от 10 до 15 лет.
Первое ее издание вначале было написано как курс лекций, разработанных для студентов. Финансирование этих исследований осуществлялось Отделом образования США, а на локальном уровне через B.E.S.T. — Центр в Eugene, штат Орегон. Это значительно расширило диапазон наших исследований.
В наших школах обучение и воспитание поставлены так, что они не дают возможность учащимся проявить свою энергию и инициативу. В то же время не уделяется должное внимание эмоциональному росту. Мы попытались исправить эти явные академические НЕТОЧНОСТИ, но временами чувствовали себя беспомощными, так как система образования приводила к разрушительной эрозии самоуважения и всевозможных индивидуальных проявлений «Я». Эта книга предлагает определенное направление в улучшении самоосознания детей в возрасте от 10 до 15 лет.
Первое ее издание вначале было написано как курс лекций, разработанных для студентов. Финансирование этих исследований осуществлялось Отделом образования США, а на локальном уровне через B.E.S.T. — Центр в Eugene, штат Орегон. Это значительно расширило диапазон наших исследований.
С позиций рефрейминга различие между «проблемой» и «возможностью» носит преимущественно семантический характер. Любая проблема подразумевает существование (иногда глубоко в подсознании) решения, а также возможностей для его отыскания. Итак, мы вновь обращаемся к процессу решения проблем.
С прагматической точки зрения удобнее разделять решение проблем и их выявление. Причем решить проблему значительно проще, чем выявить ее, поскольку мы приступаем к целенаправленным действиям, когда проблема уже выявлена. Выявление проблем, которые ранее нами не осознавались (это проблемы третьего типа по нашей классификации), очень важно. Подобные проблемы, как правило, наиболее сложны, но их удачное разрешение принесет наибольшую отдачу. Психолог Де Боно дает следующее весьма точное и заставляющее задуматься определение: проблема — это то, чего вы хотите, но не можете добиться; возможность — это то, о чем вы пока не знаете (не знаете, что хотите этого и что можете это сделать). Выявить и решить свои проблемы и использовать имеющиеся возможности вам поможет рефрейминг.
С прагматической точки зрения удобнее разделять решение проблем и их выявление. Причем решить проблему значительно проще, чем выявить ее, поскольку мы приступаем к целенаправленным действиям, когда проблема уже выявлена. Выявление проблем, которые ранее нами не осознавались (это проблемы третьего типа по нашей классификации), очень важно. Подобные проблемы, как правило, наиболее сложны, но их удачное разрешение принесет наибольшую отдачу. Психолог Де Боно дает следующее весьма точное и заставляющее задуматься определение: проблема — это то, чего вы хотите, но не можете добиться; возможность — это то, о чем вы пока не знаете (не знаете, что хотите этого и что можете это сделать). Выявить и решить свои проблемы и использовать имеющиеся возможности вам поможет рефрейминг.
Суть рефрейминга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах или в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой частью творческого мышления. Он перекликается с разработанными ранее концепциями НЛП, например с концепцией горизонтального мышления, и вполне согласуется с основными принципами НЛП, о которых шла речь в самом начале книги. Для того чтобы понять карты реальности других людей, надо научиться смотреть на мир их глазами, — без этого невозможно эффективное общение. Умение понимать людей открывает перед нами новые возможности, а, как мы уже убедились, большой выбор лучше, чем никакого. Открытый подход к собеседнику в сочетании с определенной сенсорной чуткостью позволяет выявить представления, которые лежат в основе его поведения и которые совсем не обязательно должны совпадать с нашими собственными представлениям о том, что правильно, а что неправильно. Такой подход способствует установлению взаимопонимания, повышению эффективности общения и, в конечном итоге, достижению поставленных целей.
Контекстуальный и содержательный рефрейминг
Любое поведение, ситуация или событие могут быть подвергнуты рефреймингу. Изменив контекст события, можно придать ему новый смысл. Наглядным примером является следующий крайний случай. Если уважаемый всеми политик вдруг встанет на четвереньки и залает по–собачьи, это может стать концом его карьеры.
Контекстуальный и содержательный рефрейминг
Любое поведение, ситуация или событие могут быть подвергнуты рефреймингу. Изменив контекст события, можно придать ему новый смысл. Наглядным примером является следующий крайний случай. Если уважаемый всеми политик вдруг встанет на четвереньки и залает по–собачьи, это может стать концом его карьеры.
Стадии процесса мышления
Рассмотрение стадий мышления может оказаться весьма полезным. Эти стадии не обязательно должны быть строго последовательными, но нам важно знать, каким образом действуют различные «операционные» системы головного мозга и каким образом индивидуальный процесс мышления соотносится с универсальными мыслительными стратегиями.
• Подготовка
Стадия подготовки соответствует этапу планирования какого–либо проекта и включает в себя определение проблемы, сбор данных и принятие основных допущений. Эта стратегия во многом сходна с первой стадией четырехзвенной циклической модели успеха, рассмотренной нами в части первой, на которой вы решаете, что, собственно, вам нужно и какова ваша цель. На этом этапе следует сформулировать вашу цель в письменном виде, а затем использовать технику визуализации для того, чтобы как можно более полно ощутить желаемый результат и отразить его в формулировке цели.
Мы уже говорили о том, насколько важно иметь четкое представление о желаемом результате в процессе общения. То же самое справедливо и в отношении процесса решения проблем. Задайте сами себе вопрос: «Чего именно я хотел бы добиться?» Суть «проблемы» общения, так же как и любой другой, заключается в преодолении разрыва между вашим нынешним и желаемым состоянием (при помощи обмена информацией, убеждения, получения ответов на вопросы и т.п.)
Рассмотрение стадий мышления может оказаться весьма полезным. Эти стадии не обязательно должны быть строго последовательными, но нам важно знать, каким образом действуют различные «операционные» системы головного мозга и каким образом индивидуальный процесс мышления соотносится с универсальными мыслительными стратегиями.
• Подготовка
Стадия подготовки соответствует этапу планирования какого–либо проекта и включает в себя определение проблемы, сбор данных и принятие основных допущений. Эта стратегия во многом сходна с первой стадией четырехзвенной циклической модели успеха, рассмотренной нами в части первой, на которой вы решаете, что, собственно, вам нужно и какова ваша цель. На этом этапе следует сформулировать вашу цель в письменном виде, а затем использовать технику визуализации для того, чтобы как можно более полно ощутить желаемый результат и отразить его в формулировке цели.
Мы уже говорили о том, насколько важно иметь четкое представление о желаемом результате в процессе общения. То же самое справедливо и в отношении процесса решения проблем. Задайте сами себе вопрос: «Чего именно я хотел бы добиться?» Суть «проблемы» общения, так же как и любой другой, заключается в преодолении разрыва между вашим нынешним и желаемым состоянием (при помощи обмена информацией, убеждения, получения ответов на вопросы и т.п.)
Целенаправленное поведение невозможно при отсутствии тщательно продуманной стратегии. Выработка определенных стратегий мышления является неотъемлемой составной частью процесса моделирования. Взгляните на ребенка, отец которого — футбольный фанат. Естественно, такой ребенок будет пытаться подражать отцу, неосознанно моделировать его поведение. То же самое будет происходить, если ребенка окружают художники, портные, любители чтения, плавания, велосипедных прогулок и т. п. Значительное влияние на формирование мировоззрения и, соответственно, определенного типа поведения оказывает телевидение. При этом моделируется не только позитивное поведение, но и негативное, асоциальное. НЛП позволяет придать моделированию более позитивный и сознательный характер.
Прежде всего, каждому из нас необходимо научиться представлять себя на месте другого. В терминах НЛП это называется перцептуальным сдвигом и означает такой способ восприятия, при котором вы как будто видите мир глазами другого человека и слышите его ушами. Например, вы можете стать более внимательным слушателем, а не пытаться все время говорить сами, как вы привыкли. Можете начать иначе реагировать на обстоятельства или совершать нехарактерные для вас поступки, — иными словами, вы можете начать делать все то, чего вы ждете от других. Мы часто поступаем так, когда по–настоящему кому–то сочувствуем: «Я знаю, что ты сейчас чувствуешь». Это и есть первый шаг на пути обучения: наблюдайте за кем–либо, представьте себя делающим то же самое, а затем попытайтесь сделать это в действительности.
Прежде всего, каждому из нас необходимо научиться представлять себя на месте другого. В терминах НЛП это называется перцептуальным сдвигом и означает такой способ восприятия, при котором вы как будто видите мир глазами другого человека и слышите его ушами. Например, вы можете стать более внимательным слушателем, а не пытаться все время говорить сами, как вы привыкли. Можете начать иначе реагировать на обстоятельства или совершать нехарактерные для вас поступки, — иными словами, вы можете начать делать все то, чего вы ждете от других. Мы часто поступаем так, когда по–настоящему кому–то сочувствуем: «Я знаю, что ты сейчас чувствуешь». Это и есть первый шаг на пути обучения: наблюдайте за кем–либо, представьте себя делающим то же самое, а затем попытайтесь сделать это в действительности.
Обуздание чувств
Итак, чувства влияют на поведение, причем как позитивно, так и негативно. Если вы чувствуете, что вам почему–либо не по себе или что ваше побуждение к действию недостаточно сильно, это непременно отразится на вашем поведении — в течение нескольких часов, возможно, у вас не будет получаться ничего путного. И наоборот, если вы находитесь в хорошей форме и настроены на рабочий лад, то сможете такого натворить... Естественно, ваши действия при этом будут гораздо более эффективными, чем в любое другое время. В обычной ситуации мы можем контролировать наши чувства в такой же незначительной степени, как и свои привычки. Если бы мы могли всегда рационально подходить к своим эмоциям и по своей воле «включать» стимулирующие чувства и настроения, наша жизнь переменилась бы самым радикальным образом.
• Эмоциональные переключатели
Прежде всего давайте выясним, насколько подвижны и тонки ваши чувства.
Известно, что, казалось бы, безобидное слово, жест, выражение лица, звук телефонного звонка, запах, ассоциирующийся с определенными воспоминаниями прошлого, даже тот или иной цвет могут легко испортить настроение. Существенную роль (положительную или отрицательную) — могут сыграть разного рода «эмоциональные переключатели». Например, при общении те чувства, которые вызывает у собеседников предмет обсуждения, или чувства, которые они вызывают друг у друга, значат куда больше, чем суть беседы. Поэтому огромное значение имеет умение управлять своими чувствами и чувствами собеседника в процессе общения, особенно в некоторых критических ситуациях.
Итак, чувства влияют на поведение, причем как позитивно, так и негативно. Если вы чувствуете, что вам почему–либо не по себе или что ваше побуждение к действию недостаточно сильно, это непременно отразится на вашем поведении — в течение нескольких часов, возможно, у вас не будет получаться ничего путного. И наоборот, если вы находитесь в хорошей форме и настроены на рабочий лад, то сможете такого натворить... Естественно, ваши действия при этом будут гораздо более эффективными, чем в любое другое время. В обычной ситуации мы можем контролировать наши чувства в такой же незначительной степени, как и свои привычки. Если бы мы могли всегда рационально подходить к своим эмоциям и по своей воле «включать» стимулирующие чувства и настроения, наша жизнь переменилась бы самым радикальным образом.
• Эмоциональные переключатели
Прежде всего давайте выясним, насколько подвижны и тонки ваши чувства.
Известно, что, казалось бы, безобидное слово, жест, выражение лица, звук телефонного звонка, запах, ассоциирующийся с определенными воспоминаниями прошлого, даже тот или иной цвет могут легко испортить настроение. Существенную роль (положительную или отрицательную) — могут сыграть разного рода «эмоциональные переключатели». Например, при общении те чувства, которые вызывает у собеседников предмет обсуждения, или чувства, которые они вызывают друг у друга, значат куда больше, чем суть беседы. Поэтому огромное значение имеет умение управлять своими чувствами и чувствами собеседника в процессе общения, особенно в некоторых критических ситуациях.
Эффективное поведение
Ваша личная успешность в конечном счете зависит от того, что вы делаете. Информация — это могучая сила в достижении поставленной цели, но она — не только знание. Информация — то, что вы делаете со своими знаниями, а это уже большая разница. Любой результат, в итоге, достигнут теми или иными действиями, а не возвышенными мечтаниями и размышлениями. Но это улица с двусторонним движением, негативное поведение, конечно же, — особенно в привычных его формах — довольно часто является причиной многих неудач. Даже записные активисты, которых обычно так ценит руководство, могут ошибаться (и завести дело в тупик).
Мы уже неоднократно говорили о важности того, чтобы все действия были ориентированы на стоящую перед вами цель.
• Действуем без размышлений
НЛП исходит из того, что большая часть наших поступков бессознательна. В этом легко убедиться, ведь часто мы совершенно не задумываемся над тем, что в тот или иной момент делаем. Это относится, в первую очередь, ко всем привычным действиям — начиная от пробуждения, одевания и умывания, кончая вождением машины и составлением балансового отчета. Таким образом, бессознательное — подводная часть айсберга сознания — некоторым образом связан с теми элементами нашего поведения, которые, по крайней мере в настоящее время, не требуют сознательного размышления. Некоторые психологи утверждают, что таковы более чем 90 % наших действий. Любопытства ради вы можете составить собственный список дел за день и посмотреть, какая часть из них носит автоматический и полуавтоматический характер, а какая требует сознательных усилий. Даже сложная техническая работа может со временем стать рутинной, так что вы уже не будете больше задумываться о своих действиях. И наоборот, напряженное размышление над каким–то сложным моментом деятельности обычно связано с вытеснением из сознания всех остальных проблем, будь то профессиональные или домашние заботы, в то время как привычные действия осуществляются как бы в «фоновом» режиме и притом с завидной эффективностью.
Ваша личная успешность в конечном счете зависит от того, что вы делаете. Информация — это могучая сила в достижении поставленной цели, но она — не только знание. Информация — то, что вы делаете со своими знаниями, а это уже большая разница. Любой результат, в итоге, достигнут теми или иными действиями, а не возвышенными мечтаниями и размышлениями. Но это улица с двусторонним движением, негативное поведение, конечно же, — особенно в привычных его формах — довольно часто является причиной многих неудач. Даже записные активисты, которых обычно так ценит руководство, могут ошибаться (и завести дело в тупик).
Мы уже неоднократно говорили о важности того, чтобы все действия были ориентированы на стоящую перед вами цель.
• Действуем без размышлений
НЛП исходит из того, что большая часть наших поступков бессознательна. В этом легко убедиться, ведь часто мы совершенно не задумываемся над тем, что в тот или иной момент делаем. Это относится, в первую очередь, ко всем привычным действиям — начиная от пробуждения, одевания и умывания, кончая вождением машины и составлением балансового отчета. Таким образом, бессознательное — подводная часть айсберга сознания — некоторым образом связан с теми элементами нашего поведения, которые, по крайней мере в настоящее время, не требуют сознательного размышления. Некоторые психологи утверждают, что таковы более чем 90 % наших действий. Любопытства ради вы можете составить собственный список дел за день и посмотреть, какая часть из них носит автоматический и полуавтоматический характер, а какая требует сознательных усилий. Даже сложная техническая работа может со временем стать рутинной, так что вы уже не будете больше задумываться о своих действиях. И наоборот, напряженное размышление над каким–то сложным моментом деятельности обычно связано с вытеснением из сознания всех остальных проблем, будь то профессиональные или домашние заботы, в то время как привычные действия осуществляются как бы в «фоновом» режиме и притом с завидной эффективностью.
Было бы странно говорить о процессе общения и ничего не сказать о языке. Лингвистический элемент НЛП содержится уже в самом его названии. Люди, умеющие общаться, знают, сколь многое зависит от правильного выбора слов. В некоторых случаях язык дает возможность быть более точным. Например, фразу «Встретимся на станции» следует конкретизировать, чтобы не пришлось потом тратить время на выяснение возможных недоразумений. В других случаях язык, напротив, помогает создать впечатление расплывчатости и неопределенности. К примеру, если вы хотите услышать от своих сотрудников какие–то новые творческие предложения, то чем менее конкретно вы сформулируете задание, тем будет лучше. Аналогичным образом, лучше дать возможность клиенту самому представить себе пользу и удовольствие, которые он получит от рекламируемого продукта, чем сразу же оглушить его подробным техническим описанием. Намеренно неточный, метафоричный язык в гораздо большей степени стимулирует работу воображения собеседника и способствует установлению более тесного контакта с ним, чем обрушиваемый на него поток подробностей. Может, это и делается с самыми лучшими намерениями, но приводит скорее к потере контакта, чем к его развитию. Чтобы убедиться в этом, достаточно провести несколько бесконечных минут в компании этакого технического гения — помощника продавца в универмаге. Выбор способа и языка общения зависит от конкретной ситуации и тех целей, которые вы перед собой ставите.
На примере одной из базовых моделей НЛП — так называемой мета–модели — рассматривается роль языка в общении. Как может помочь собеседникам язык в восприятии карт сознания друг друга? Мета–модель выступает в качестве инструмента, обеспечивающего правильное понимание смысла, который люди вкладывают в слова. Так же как принцип подстраивания к сенсорным предпочтениям собеседника и мета–программы, эта языковая модель призвана помочь нам лучше понять других людей и самих себя, а также точнее представить себе стоящие перед нами задачи. Рассмотрим мета–модель применительно к процессу общения. Затем распространите мета–модель и на другие процессы, например, на процесс решения проблем или на контроль за собственным самочувствием.
На примере одной из базовых моделей НЛП — так называемой мета–модели — рассматривается роль языка в общении. Как может помочь собеседникам язык в восприятии карт сознания друг друга? Мета–модель выступает в качестве инструмента, обеспечивающего правильное понимание смысла, который люди вкладывают в слова. Так же как принцип подстраивания к сенсорным предпочтениям собеседника и мета–программы, эта языковая модель призвана помочь нам лучше понять других людей и самих себя, а также точнее представить себе стоящие перед нами задачи. Рассмотрим мета–модель применительно к процессу общения. Затем распространите мета–модель и на другие процессы, например, на процесс решения проблем или на контроль за собственным самочувствием.
Помимо того, что все мы обладаем различными сенсорными предпочтениями, каждый из нас использует свою собственную жизненную стратегию, от которой во многом зависит наше поведение на самых различных уровнях. Один человек может быть оптимистом, а другой — пессимистом, независимо от того, какой модальности восприятия он отдает предпочтение.
Даже два человека визуального типа, которые, казалось бы, должны прекрасно понимать друг друга, общаясь посредством обмена яркими зрительными образами, тем не менее могут не получать никакого удовлетворения от беседы, если один из них — неисправимый ворчун, а другой — стопроцентный оптимист. Каждый из этих людей в полную силу использует особенности своего сенсорного восприятия, общие для них обоих, но придерживается при этом собственной жизненной стратегии.
Мета–программы
Ваш подход к работе и вообще к жизни, оптимистический или пессимистический, может послужить хорошим примером макростратегии высшего уровня, или мета–программы. Слово «мета» имеет греческое происхождение и означает «над», «за» или «на ином уровне». Мета–программы определяют развитие огромного количества самых разных событий на нижележащих уровнях. Вплоть до того, как вы прореагируете на брошенное мимоходом замечание шефа, какой фразой начнете письмо или как вы решите провести свой отпуск. У каждого из нас на уровне психики существуют такие чрезвычайно устойчивые программы, которые пропускают через некий фильтр все намеченное нами. Отбрасывая то, что не соответствует определенному критерию, эти программы в значительной степени определяют наше поведение.
Даже два человека визуального типа, которые, казалось бы, должны прекрасно понимать друг друга, общаясь посредством обмена яркими зрительными образами, тем не менее могут не получать никакого удовлетворения от беседы, если один из них — неисправимый ворчун, а другой — стопроцентный оптимист. Каждый из этих людей в полную силу использует особенности своего сенсорного восприятия, общие для них обоих, но придерживается при этом собственной жизненной стратегии.
Мета–программы
Ваш подход к работе и вообще к жизни, оптимистический или пессимистический, может послужить хорошим примером макростратегии высшего уровня, или мета–программы. Слово «мета» имеет греческое происхождение и означает «над», «за» или «на ином уровне». Мета–программы определяют развитие огромного количества самых разных событий на нижележащих уровнях. Вплоть до того, как вы прореагируете на брошенное мимоходом замечание шефа, какой фразой начнете письмо или как вы решите провести свой отпуск. У каждого из нас на уровне психики существуют такие чрезвычайно устойчивые программы, которые пропускают через некий фильтр все намеченное нами. Отбрасывая то, что не соответствует определенному критерию, эти программы в значительной степени определяют наше поведение.