В кризисе 3 лет, если он тяжелый и затяжной, то появляются невротические реакции («вторичный пояс») – невротические страхи, тики, заикания.
У 6 летних детей ситуативная тревожность, кризис 7 лет.
В 17 лет (кризис) повышается тревожность, страхи (боязнь ответственности за жизненный выбор, армии, не поступить в вуз…). Появляются невротические реакции (неврастения, истерические состояния, навязчивые состояния и действия).
У 6 летних детей ситуативная тревожность, кризис 7 лет.
В 17 лет (кризис) повышается тревожность, страхи (боязнь ответственности за жизненный выбор, армии, не поступить в вуз…). Появляются невротические реакции (неврастения, истерические состояния, навязчивые состояния и действия).
В раннем детстве, в 2 года – ребенок узнает себя в зеркале – первичная форма самосознания.
Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя (сначала по имени, к 3 годам – «Я»)
Появляется первичная самооценка – осознание того, что «Я хороший» - удовлетворение потребности ребенка в эмоциональной безопасности.
Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя (сначала по имени, к 3 годам – «Я»)
Появляется первичная самооценка – осознание того, что «Я хороший» - удовлетворение потребности ребенка в эмоциональной безопасности.
Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком 7 лет.
Речь дошкольника эгоцентрична, когда он что-то проделывает, то проговаривает (аккомпанемент действию). Эгоцентрическая речь важна – она помогает организовать свои действия. В 7 лет она пропадает, превращается во внутреннюю речь.
Речь дошкольника эгоцентрична, когда он что-то проделывает, то проговаривает (аккомпанемент действию). Эгоцентрическая речь важна – она помогает организовать свои действия. В 7 лет она пропадает, превращается во внутреннюю речь.
Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, у дошкольников внешний контроль (друг за другом). Произвольное поведение – механизм управления своим поведением. Произвольность предполагает наличие образца поведения (подчинение правилам) – складывается в игре. В игре содержатся все основные компоненты произвольного поведения. Дети к моменту поступления в школу способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.
Усвоение норм морали способствует развитию произвольного поведения дошкольника.
Усвоение норм морали способствует развитию произвольного поведения дошкольника.
Эриксон. Старость: мудрость против отчаянья. Стремление к развитию, передать свой опыт.
Человек пытается компенсировать свою немощь: адекватно: уходом в творчество, мудрость; неадекватно-неестественная моложавость.
2 стратегии адаптации к старости. Выбор стратегии происходит на уровне бессознательного – всей своей предыдущей жизнью.
А)сохранение себя как индивида, как биологического существо. Такие люди маниакально следят за своим здоровьем.
Б)сохранение себя как личность. Попытка создать что то новое, сохраняет предыдущие соц.связи и создает новые.
Психологическое время личности.
все зависит от выбранной стратеги. Если выбрано поддержание себя как индивида – будущее короткое, пугающее, опасное. Настоящее кажется болезненным тревожным и не создающим комфорта. Прошлое как лучший период жизни. Если выбрана вторая стратегия, то будущее рассматривается как область задач, короткое. В настоящем так же новые задачи и дела. Отношение к прошлому как к положительному, большому периоду жизни.
Человек пытается компенсировать свою немощь: адекватно: уходом в творчество, мудрость; неадекватно-неестественная моложавость.
2 стратегии адаптации к старости. Выбор стратегии происходит на уровне бессознательного – всей своей предыдущей жизнью.
А)сохранение себя как индивида, как биологического существо. Такие люди маниакально следят за своим здоровьем.
Б)сохранение себя как личность. Попытка создать что то новое, сохраняет предыдущие соц.связи и создает новые.
Психологическое время личности.
все зависит от выбранной стратеги. Если выбрано поддержание себя как индивида – будущее короткое, пугающее, опасное. Настоящее кажется болезненным тревожным и не создающим комфорта. Прошлое как лучший период жизни. Если выбрана вторая стратегия, то будущее рассматривается как область задач, короткое. В настоящем так же новые задачи и дела. Отношение к прошлому как к положительному, большому периоду жизни.
Фрейд-идея о двух стремлениях человека, либидо и тонадос. Тонадос имеет усиленное влияние в пожилом возрасте. Близость смерти пугает(если пожилые говорит что не боятся смерти это ложь, защитный механизм, но и заставляет исправлять ошибки)
Адлер - в старость физическая немощь. Человек пытается компенсировать свою немощь: адекватно: уходом в творчество, мудрость; неадекватно-неестественная моложавость.
Юнг-старость и детство схожи устремленностью в бессознательное(коллективные архетипы).К старости мы становимся ближе к своим корням, к своим архетипам.
Причины переживаний:
1. Слабое здоровье
2. Отсутствие близких рядом (другой город, умер партнер)
3. Ограниченный круг общения
4. Отсутствие проф деятельности
5. Редки новые яркие события
Адлер - в старость физическая немощь. Человек пытается компенсировать свою немощь: адекватно: уходом в творчество, мудрость; неадекватно-неестественная моложавость.
Юнг-старость и детство схожи устремленностью в бессознательное(коллективные архетипы).К старости мы становимся ближе к своим корням, к своим архетипам.
Причины переживаний:
1. Слабое здоровье
2. Отсутствие близких рядом (другой город, умер партнер)
3. Ограниченный круг общения
4. Отсутствие проф деятельности
5. Редки новые яркие события
2 стратегии адаптации к старости. Выбор стратегии происходит на уровне бессознательного – всей своей предыдущей жизнью.
А)сохранение себя как индивида, как биологического существо. Такие люди маниакально следят за своим здоровьем.
Б)сохранение себя как личность. Попытка создать что то новое, сохраняет предыдущие соц.связи и создает новые.
Что бы изменить стратегию, нужно сначала вывести её из бессознательного в сознательное.
Мухина-свобода личности в старости. Эта свобода возможна только по достижению определенного возраста(тогда когда он уже «ничего не должен»,не должен подниматься по соц. лестнице, строить карьеру, строить семью, от него ничего этого не ждут, он становится свободен от соц.ожиданий).
Имя.
Имя стирается, вместе с индивидуальностью. На первом плане отчество. Стирание индивидуальности. Одежда становиться лишь удобной, это главное.
Притязание на признание.
В семье или творческой деятельности. Очень сложно если этого нет, целое звено не находит своей реализации. или ученики
Половая идентификация.
переходит на другой уровень интерес к противоположенному полу. Сохраняется ощущения и восприятие противоположенного рода. Сексуальные отношения заменяются прикосновениями, заботой, и если это есть, то человек медленнее стареет.
Психологическое время личности.
А)сохранение себя как индивида, как биологического существо. Такие люди маниакально следят за своим здоровьем.
Б)сохранение себя как личность. Попытка создать что то новое, сохраняет предыдущие соц.связи и создает новые.
Что бы изменить стратегию, нужно сначала вывести её из бессознательного в сознательное.
Мухина-свобода личности в старости. Эта свобода возможна только по достижению определенного возраста(тогда когда он уже «ничего не должен»,не должен подниматься по соц. лестнице, строить карьеру, строить семью, от него ничего этого не ждут, он становится свободен от соц.ожиданий).
Имя.
Имя стирается, вместе с индивидуальностью. На первом плане отчество. Стирание индивидуальности. Одежда становиться лишь удобной, это главное.
Притязание на признание.
В семье или творческой деятельности. Очень сложно если этого нет, целое звено не находит своей реализации. или ученики
Половая идентификация.
переходит на другой уровень интерес к противоположенному полу. Сохраняется ощущения и восприятие противоположенного рода. Сексуальные отношения заменяются прикосновениями, заботой, и если это есть, то человек медленнее стареет.
Психологическое время личности.
Имя.
Имя стирается, вместе с индивидуальностью. На первом плане отчество. Стирание индивидуальности. Одежда становиться лишь удобной, это главное.
Половая идентификация.
переходит на другой уровень интерес к противоположенному полу. Сохраняется ощущения и восприятие противоположенного рода. Сексуальные отношения заменяются прикосновениями, заботой, и если это есть, то человек медленнее стареет.
Имя стирается, вместе с индивидуальностью. На первом плане отчество. Стирание индивидуальности. Одежда становиться лишь удобной, это главное.
Половая идентификация.
переходит на другой уровень интерес к противоположенному полу. Сохраняется ощущения и восприятие противоположенного рода. Сексуальные отношения заменяются прикосновениями, заботой, и если это есть, то человек медленнее стареет.
Ещё славяне отводили старикам угол, отводили свое место, спрашивали совета. Но при этом они вроде как мешали.
Старость связана с выходом на пенсию. В отечественной психологии 65-75 пожилой возраст.75-90 старческий возраст, после 90-долгожительтво
Кризис связан:
1. с выходом на пенсию, потерей проф.идентичности
2.с принятием нового возрастного статуса.
Общество уже ничего не ждет от старого человека: он уже «ничего не должен»,не должен подниматься по соц. лестнице, строить карьеру, строить семью и.т.п.
Психологическое пространство личности(права и обязанности).
Идея-«мне все должны».Она останавливает личностный рост и личностное развитие. Важен баланс между правами и обязанностями. Права должны переходить в эмоционально-нравственную сферу.
Идея отчужденности личности в старости. Человек отчуждаясь, боится пустить кого-то к себе в оболочку. Это защитный механизм, неадекватная компенсация чувства неполноценности(Адлер). Сначала общество отчуждается от них потом они от общества.
Старость связана с выходом на пенсию. В отечественной психологии 65-75 пожилой возраст.75-90 старческий возраст, после 90-долгожительтво
Кризис связан:
1. с выходом на пенсию, потерей проф.идентичности
2.с принятием нового возрастного статуса.
Общество уже ничего не ждет от старого человека: он уже «ничего не должен»,не должен подниматься по соц. лестнице, строить карьеру, строить семью и.т.п.
Психологическое пространство личности(права и обязанности).
Идея-«мне все должны».Она останавливает личностный рост и личностное развитие. Важен баланс между правами и обязанностями. Права должны переходить в эмоционально-нравственную сферу.
Идея отчужденности личности в старости. Человек отчуждаясь, боится пустить кого-то к себе в оболочку. Это защитный механизм, неадекватная компенсация чувства неполноценности(Адлер). Сначала общество отчуждается от них потом они от общества.
Кризис среднего возраста (30 лет)
Связан с ожиданиями общества от человека возраста 30 лет. Оценка себя на уровне сверстников.
Пункты сравнения:
- Семья
- Работа
Появляются:
1.Первый страх сексуальной привлекательности
2.Страх что-то не успеть сделать или быть не успешным в чем-то
3.Желание скрыть возраст
4.Ревность к более молодому поколению
5.Понимание того, что юность не вечна, сталкиваются с неизбежностью старения
6.Вопрос: А не поздно ли это?
7.Расширение возрастных рамок для людей, кот считают своими сверстниками (вплоть до 10 лет)
8.Оценка существующих в обществе стереотипов и соотнесение их с собственными достижениями (ж – замужем, с детьми, м - карьера)
На этой стадии происходит первый подсчет жизненных планов и достигнутых результатов. Субъективно кажется, что время ускоряется. Появляется страх не успеть оказаться в нужное время в нужном месте.
Связан с ожиданиями общества от человека возраста 30 лет. Оценка себя на уровне сверстников.
Пункты сравнения:
- Семья
- Работа
Появляются:
1.Первый страх сексуальной привлекательности
2.Страх что-то не успеть сделать или быть не успешным в чем-то
3.Желание скрыть возраст
4.Ревность к более молодому поколению
5.Понимание того, что юность не вечна, сталкиваются с неизбежностью старения
6.Вопрос: А не поздно ли это?
7.Расширение возрастных рамок для людей, кот считают своими сверстниками (вплоть до 10 лет)
8.Оценка существующих в обществе стереотипов и соотнесение их с собственными достижениями (ж – замужем, с детьми, м - карьера)
На этой стадии происходит первый подсчет жизненных планов и достигнутых результатов. Субъективно кажется, что время ускоряется. Появляется страх не успеть оказаться в нужное время в нужном месте.
Способна к саморазвитию. Акме – вершина в развитии. Может быть локальным – в пределах одной деятельности, или широким – охватывает большой спектр. Личнострное акме – одно из важнейших составляющих вершин зрелости. Основа – духовно-нравственные ценности, кот человек готов отстаивать.
Цельность человека как личности определяется гармоничностью к разным сторонам действительности (прош и буд)., к близким и далеким людям, доминирование тех или иных ценностей.
Бернард Ливехуд
Он четко развел понятия рост и развитие. Под ростом понимают изменение одной или нескольких функциональных структур внутри какой-либо системы, при этом обязательно должно присутствовать изменение численности, либо величины , либо и того и другого. Когда мы говорим о личности, мы не имеем права использовать понятие роста, мы используем понятие развития. Развитие – это такой вид роста, при котором в критические моменты наступают структурные изменения во всей системе.
Ливехуд выделил в развиитии человека биологическое развитие, которое рассматривалось в полярности подъема и упадка, и психическое развитие, которое осуществляется в полярности экстраверсии и интроверсии. + духовное развитие осуществляется в полярности творческого начала и мудрости (творчество и мудрость не могут идти параллельно, но при этом они не являются противоположностями).
Цельность человека как личности определяется гармоничностью к разным сторонам действительности (прош и буд)., к близким и далеким людям, доминирование тех или иных ценностей.
Бернард Ливехуд
Он четко развел понятия рост и развитие. Под ростом понимают изменение одной или нескольких функциональных структур внутри какой-либо системы, при этом обязательно должно присутствовать изменение численности, либо величины , либо и того и другого. Когда мы говорим о личности, мы не имеем права использовать понятие роста, мы используем понятие развития. Развитие – это такой вид роста, при котором в критические моменты наступают структурные изменения во всей системе.
Ливехуд выделил в развиитии человека биологическое развитие, которое рассматривалось в полярности подъема и упадка, и психическое развитие, которое осуществляется в полярности экстраверсии и интроверсии. + духовное развитие осуществляется в полярности творческого начала и мудрости (творчество и мудрость не могут идти параллельно, но при этом они не являются противоположностями).
Эскапизм – уйти от мира, от реальности (в субкультуру и т.п.)Психологическое обособление, выражающееся в стремлении к «уходу» от контактов в реальной жизни, в желании «бежать». Психологическое обособление – желание сбежать, обособиться из общего, стремление избежать некоторых соц контактов, нежелательного общения.Склонны к эскапизму от реальных отношений в некие пространства, образуемые молодежными группами и субкульурами.
Аутизм. Феномен нормального выбора поведения человека на этапах онтогенеза. Свойствен раннему юношескомуц возрасту.. Это форма психического обособления, выражающаяся в стремлении к побегу, уходу от контактов с другими людьми. Погружение человека в мир воображения, фантазий. Это всегда стремление создать образы, доставляющие удовольствие, избегание тяжелых мыслей.Такие состояния могт увести человека от реальной жизни, к потере собственной соц активности, соц сензитивности.
Аутизм. Феномен нормального выбора поведения человека на этапах онтогенеза. Свойствен раннему юношескомуц возрасту.. Это форма психического обособления, выражающаяся в стремлении к побегу, уходу от контактов с другими людьми. Погружение человека в мир воображения, фантазий. Это всегда стремление создать образы, доставляющие удовольствие, избегание тяжелых мыслей.Такие состояния могт увести человека от реальной жизни, к потере собственной соц активности, соц сензитивности.