Выбор репрезентативной системы

Наука » Психология » НЛП » Трансформация личности
«Ну, как дела? Какие у вас вопросы?» Женщина: «Я заметила, что отвлекаюсь, потому что мой партнер употреблял много слов, не соответствовавших моему внутреннему опыту.»

«Ну, тут вам нужен очень тонкий маневр: сказать

«3аткнись!» или дать ему пинка.»

Естественно, что при закреплении с помощью якоря вы не должны действовать открыто, как на обучающем тренинге. Чем тоньше вы действуете, тем эффективнее работа. Прикасаться можно очень незаметно. Используйте все что угодно, даже слова «родитель», «взрослый» и «ребенок», если они сработают с этим клиентом. «Мы действовали так открыто,- поясняют Гриндер и Бэндлер на семинаре,- поскольку хотели, чтобы вы видели и знали происходящее. Если бы мы использовали в качестве якоря тон голоса, то вы бы не поняли, в чем тут дело.»

Иногда целесообразно использовать тональные якоря. Вирджиния Сэйтир делала это. Шесть часов она говорила обычным тоном- а затем внезапно меняла интонацию. Когда она это делала, люди менялись. У Эриксона была особая интонация, которую он использовал, когда хотел, чтобы человек вошел в транс.

Совершаемый вами выбор системы, в которой вы будете ставить якорь, определит тип реакции, которую вы получите. Хотите вовлечь сознание человека- якорите во всех системах. Хотите работать скрытно и обойти сопротивляющееся сознание ставьте якорь в любой систем НЕ представленной в сознании. Если процессуальные слова и глазодвигательные паттерны дают вам информацию о том, что человек в основном кинестетик, не якорите в этой системе, когда не хотите вовлечь сознательные ресурсы. Если вы присоединитесь с помощью тонального якоря, он не осознает этого.

«Тональные якоря в нашей культуре, говорят создатели НЛП очень хорошо работают, так как большинство американцев не слушают сознательно. Число способных слышать людей в этой стране равняется почти нулю, немногим больше числа профессиональных музыкантов.

В Англии считается важным учитывать классовые различия. Чтобы делать это, надо уметь слышать разные акценты и тональности. Таким образом англичане гораздо тоньше различают изменения интонации. Билингвы и полиглоты, владеющие тональными языками, также чувствительны к этим оттенкам. Большинство людей в США в действительности не слышат последовательности слов и интонаций своей или чужой речи. Они осознают лишь картины, чувства и внутренние диалоги, появляющиеся у них в ответ на то, что они слышат. Очень мало людей могут повторить слова с той же интонацией, что слышали. Мы же слышим людей буквально. Мы ничего не добавляем и ничего не выделяем.»

Работая с техникой ВКД, вы вполне можете использовать аудиальный или визуальный якорь. Однако создатели метода рекомендуют прикосновение, аргументируя тем, что якорям в кинестетической системе очень трудно сопротивляться. То же относится к изменению личной истории. Кинестетические якоря можно удерживать постоянно, в отличие от аудиальных- их трудно удерживать и визуальных, которые не работают, когда клиент закрывает глаза.

В связи с кинестетическими якорями возникает вопрос о правой и левой стороне тела. Гриндер и Бэндлер сообщают, что различия- весьма тонкие- существуют, и это целое искусство. Но они считают, что для проведения терапии это знать не обязательно: «Достаточно кинестетических якорей, и годится любая сторона тела одинаково.» Так они нам и сказали! Во всяком случае, здесь напрашивается одно предположение: каким-то образом это связано с работой полушарий мозга.

Отмечаются и другие преимущества кинестетических якорей, кроме длительности их эффекта. Во-первых, они достаточно очевидны в плане процесса обучения. И во-вторых, прикосновение может быть выполнено не только психотерапевтом, но и другим человеком, и передается оно с большей точностью, чем аудиальный либо визуальный якорь, что увеличивает способность клиента к эффективному использованию данного якоря.

Однако у прочих якорей есть свои особенности, которые делают их предпочтительными для определенных людей и в определенных контекстах. По наблюдениям Лесли Кэмерон, Ричард Бэндлер прибегает в основном к изменениям тона голоса и темпа речи. Подобные изменения могут быть столь тонкими, что заметить их сознательно может только специально обученный человек. И эти якоря остаются вне сознания клиента. Умение преднамеренно изменять голос легко пришло к Ричарду, в то время как Лесли потратила много времени, чтобы ввести эти тонкие аспекты в свое поведение и сознательно их контролировать. На нее произвела большое впечатление полезность этого умения, когда она и Ричард вместе работали с одной парой. Она заметила однажды, что он использует тональность и интонационные паттерны мужа в своей речи в качестве якоря каждый раз, когда у жены отмечалась сильная позитивная реакция. Таким образом, естественный для мужа тон голоса и интонационная манера стали вызывать положительные реакции у жены, и было осуществлено общее и глубокое изменение их отношений.

Звуковые якоря могут занимать диапазон от таких тонких изменений в речи до постукивания карандаша, скрипа стула или даже боя часов. Важен момент постановки якоря и наличие возможности точно повторить тот же слуховой стимул по желанию.

Равным образом некоторые особенности визуальных якорей делают их особенно уместными для определенных людей и контекстов.

Полезными могут быть якоря в любых модальностях. Чтобы выбрать тип якоря, ответьте, в частности, на следующие вопросы:

насколько подходит якорь данному контексту? Насколько легко eai повторить? Может ли он быть повторен в рамках естественного поведения и интегрирован в повседневное взаимодействие?

Бывает так, что у клиента прикосновение связано с отрицательным опытом. Здесь вы можете использовать любую систему, но все же лучше кинестетическую, потому что вы имеете дело с ограничением. Иначе он будет отрицательно реагировать на прикосновение всю жизнь, и если вы будете уважать это ограничение, то сослужите клиенту очень плохую службу. Вы можете начать с вызова действительно приятного переживания и закрепить его, затем расширить якорь до тех пор, пока прикосновение не перестанет вызывать ассоциации с негативным опытом.

Кстати, надо отметить, что «негативный»- это не опыт, а суждение об опыте. Переживание, почитаемое клиентом за неприятное, может послужить основанием для будущего поведения, если его включить в соответствующий контекст. «Если первые двадцать лет своей жизни вы прожили без единого неприятного переживания, вы будете просто глупы и ни к чему неспособны. Важно понять, что любое переживание может быть развивающим, приятное оно или неприятное.»

И последнее. Следите, чтобы клиент никогда не узнал о том, как вы проверяете свою работу с помощью якоря. Скрытый невербальный способ проверки даст вам возможность убедиться, что интеграция завершена, еще до того, как он покинет ваш кабинет. Опираясь на гуманистическую психологию, многие ожидают от больных вербальной осознанной проверки обратной связи, но такой род обратной связи наименее полезный из всех возможных.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.