Хотя подстройка к будущему — эта аспект, включенный во все техники, о которых шла речь на этих страницах, она заслуживает специального рассмотрения ввиду значительной теоретической и практической важности. Подстройка к будущему — процесс обеспечения уверенности, что изменения, осуществленные в результате терапии, станут обобщенными и станут доступны в соответствующих внешних контекстах. Слишком часто изменения, которые происходят в терапии, остаются привязанными к терапевту или месту терапии, как специфическим якорям, а не доступными клиенту в ситуациях, когда как раз особенно необходимо новое поведение и новые реакции.
Первый и основной метод подстройки к будущему новых форм поведения или новых реакций — это привязывание их к якорям сенсорных стимулов, которые естественно возникают в соответствующих контекстах. Пятый шаг шестишагового переформирования подстраивает новое поведение к будущему, спрашивая соответствующую часть личности, согласна ли она взять на себя ответственность за проявление нового поведения в подходящем контексте. В примере с переформированием Тома я спросила, как он узнает, что нуждается в выборе новых возможностей. Для него сигналом было ощущение, что на него давят, и я привязала новые возможности поведения с помощью якоря к этому чувству. В изменении истории подстройка к будущему осуществляется с помощью задания клиенту вопроса, в каких обстоятельствах в будущем ему снова понадобится этот ресурс, доступ к которому вы обеспечили. Когда будущие обстоятельства определены, клиент создает внутреннюю проекцию этих обстоятельств, в которых требуемый ресурс присутствует и выражен. Таким образом ресурс становится привязанным к контексту, в котором он находится. Терапевтическая метафора обеспечивает подстройку к будущему, включая ведущее или будущее поведение как часть в конструкцию. Подстройка к будущему изменений, достигаемых в визуально-кинестетической диссоциации, лучше всего осуществляется предъявлением клиенту актуальных стимулов, которые в прошлом запускали фобическую реакцию. Если это страх высоты, нужно предложить клиенту пойти на высокое место и выяснить, достигнуто ли изменение.
Первый и основной метод подстройки к будущему новых форм поведения или новых реакций — это привязывание их к якорям сенсорных стимулов, которые естественно возникают в соответствующих контекстах. Пятый шаг шестишагового переформирования подстраивает новое поведение к будущему, спрашивая соответствующую часть личности, согласна ли она взять на себя ответственность за проявление нового поведения в подходящем контексте. В примере с переформированием Тома я спросила, как он узнает, что нуждается в выборе новых возможностей. Для него сигналом было ощущение, что на него давят, и я привязала новые возможности поведения с помощью якоря к этому чувству. В изменении истории подстройка к будущему осуществляется с помощью задания клиенту вопроса, в каких обстоятельствах в будущем ему снова понадобится этот ресурс, доступ к которому вы обеспечили. Когда будущие обстоятельства определены, клиент создает внутреннюю проекцию этих обстоятельств, в которых требуемый ресурс присутствует и выражен. Таким образом ресурс становится привязанным к контексту, в котором он находится. Терапевтическая метафора обеспечивает подстройку к будущему, включая ведущее или будущее поведение как часть в конструкцию. Подстройка к будущему изменений, достигаемых в визуально-кинестетической диссоциации, лучше всего осуществляется предъявлением клиенту актуальных стимулов, которые в прошлом запускали фобическую реакцию. Если это страх высоты, нужно предложить клиенту пойти на высокое место и выяснить, достигнуто ли изменение.
Техника оценки отношений — это процесс, который дает возможность каждому из членов пары (или одному из них) обнаружить и оценить критерии (стандарты) и поведение в своих отношениях. Этот процесс включает оценку того, может ли каждый из членов пары получить то, чего он хочет, и то, что ему нужно, от другого. В зависимости от полученной оценки люди могут прийти к выводу, что они либо больше не подходят друг другу (что дает уверенность в том, что решение расстаться — правильно), либо будут мотивированы к позитивному продолжению того, чтобы дать и получить удовлетворение друг от друга.
Эта техника создана, чтобы помочь индивидууму в оценке потребностей и желаний, установить специфические линии намерений и поведения в отношении того, как достичь и поддержать удовлетворение в контексте личных отношений. Вы увидите, что метод длинен и приносит много материала для дальнейшего исследования на каждом шаге. Я часто использую две или даже три встречи для тщательного проведения этой процедуры. Она всегда окупает потраченное на нее время.
Рассказывая об этой технике, я предложу вам последовательность вопросов-указаний, составляющих каждый шаг. Поскольку каждый шаг порождает множество материала, я не предлагаю реальных примеров. Будет полезным, если вы дадите себе время ответить на каждый вопрос и последовать каждому указанию в связи с кем-нибудь, относительно кого вы в прошлом перешли порог. Я даю примеры простых ответов на несколько первых вопросов, чтобы вы могли сопоставить их со своими. Следование этим вопросам и указаниям — это пошаговая реализация всей процедуры.
Эта техника создана, чтобы помочь индивидууму в оценке потребностей и желаний, установить специфические линии намерений и поведения в отношении того, как достичь и поддержать удовлетворение в контексте личных отношений. Вы увидите, что метод длинен и приносит много материала для дальнейшего исследования на каждом шаге. Я часто использую две или даже три встречи для тщательного проведения этой процедуры. Она всегда окупает потраченное на нее время.
Рассказывая об этой технике, я предложу вам последовательность вопросов-указаний, составляющих каждый шаг. Поскольку каждый шаг порождает множество материала, я не предлагаю реальных примеров. Будет полезным, если вы дадите себе время ответить на каждый вопрос и последовать каждому указанию в связи с кем-нибудь, относительно кого вы в прошлом перешли порог. Я даю примеры простых ответов на несколько первых вопросов, чтобы вы могли сопоставить их со своими. Следование этим вопросам и указаниям — это пошаговая реализация всей процедуры.
Когда человек перешел порог, он погружен в болезненные воспоминания касательно своего партнера и отделен от воспоминаний каких-либо прошлых радостей. Страдание и неудовлетворенность связывается с партнером. Цель нейтрализатора порога двояка: во-первых — отделить страдание и неудовлетворение от партнера (не отрицая что таковые имеют место), во-вторых — обеспечить доступ к любым приятным воспоминаниям. Чтобы показать полезность последнего, я расскажу вам о Марии. Это находчивая и приятная женщина, которая обучалась профессии терапевта, когда я с ней познакомилась. Обучая ее, я обнаружила, что она почти никогда не погружается в воспоминания. Она не использовала свое прошлое в качестве примеров, которые могли бы сделать ее терапию более эффективной. Я узнала, что она была год как разведена, и что вспоминать последние пять лет было для нее болезненным, поскольку в это время бывший муж составлял часть ее жизни. Неприязнь была столь сильна, что даже воспоминания о рождении сына были испорчены тем, что бывший муж присутствовал там. Ей никогда не приходило в голову просить помощи по этому поводу, она полагала, что так и бывает, когда люди оказываются в разводе. Прохождение через нейтрализатор порога не вызвало в ней желания вернуться к бывшему мужу, но дало ей доступ к важным и хорошим воспоминаниям, которые были общими для них в годы, когда они были вместе. Ее терапевтическая работа также улучшилась, отчасти благодаря тому, что она получила доступ к собственной личной истории. Еще более важно, что она теперь имела убедительный личный опыт возможности и ценности изменения в ситуации, которые ей до этого не приходило в голову подвергать сомнению.
Мне и моему коллеге Майклу Лебо понадобилось много времени, чтобы создать эффективные методы вмешательства для людей, которые прошли через порог. Нетрудно убедить человека сделать что-то, чтобы дать отношениям новый шанс, но совершенно другое дело — вмешиваться, когда партнер видится предубежденными глазами. Как вы помните, когда человек проходит через порог, он становится твердо убежденным, что его партнер — совершено неподходящий человек для любви. Порог может возникнуть в любого типа значимых отношениях — не только в любовных, но и в отношениях доверия или уважения. Люди могут даже перейти порог в отношении к своей работе. Этот паттерн присущ большинству переживаний, в которые входит феномен надоедания, расставания или разъединения. В таких ситуациях эффективны нейтрализатор порога, и метод оценки отношений.
Майкл и я создали эти два способа вмешательства, обращаясь к трем различным аспектам паттерна порога. Нейтрализатор порога уместен в тех ситуациях, когда люди уже расстались. Он помогает каждому из них оставаться разделенным с другим правильным образом (если расставание является правильным решением). Он может также служить подготовкой к технике оценки отношений, которая, в зависимости от обстоятельств, либо мотивирует людей полностью посвятить себя восстановлению отношений, либо позволяет им удостовериться, что их решение расстаться правильно и основано на реалистичной, правильной и глубокой оценке.
Майкл и я создали эти два способа вмешательства, обращаясь к трем различным аспектам паттерна порога. Нейтрализатор порога уместен в тех ситуациях, когда люди уже расстались. Он помогает каждому из них оставаться разделенным с другим правильным образом (если расставание является правильным решением). Он может также служить подготовкой к технике оценки отношений, которая, в зависимости от обстоятельств, либо мотивирует людей полностью посвятить себя восстановлению отношений, либо позволяет им удостовериться, что их решение расстаться правильно и основано на реалистичной, правильной и глубокой оценке.
Обсуждение методов переводы клиента из текущего состояния в желательное было бы неполным без разговора о терапевтической метафоре. Это особая техника рассказывания историй, которая обеспечивает такое бессознательное и сознательное обучение человека, которое вызывает новое творческое поведение.
Искусство терапевтической метафоры было в значительной степени развито Милтом Х. Эриксоном. Он был мастером как в создании, так и в рассказывании таких историй. Книга “Терапевтическая метафора” Дэвида Гордона — прекрасная репрезентация техники конструирования терапевтических метафор. Я очень рекомендую прочесть ее. Здесь я расскажу лишь об основах конструирования метафоры и приведу несколько примеров, чтобы можно было понять процесс в целом и начать развивать собственное искусство.
Искусство терапевтической метафоры было в значительной степени развито Милтом Х. Эриксоном. Он был мастером как в создании, так и в рассказывании таких историй. Книга “Терапевтическая метафора” Дэвида Гордона — прекрасная репрезентация техники конструирования терапевтических метафор. Я очень рекомендую прочесть ее. Здесь я расскажу лишь об основах конструирования метафоры и приведу несколько примеров, чтобы можно было понять процесс в целом и начать развивать собственное искусство.
Представьте себе на минутку, что вы — автор. Вы пишете книгу, в которой вы сами — действующее лицо, вместе со многими другими, кто играет свою роль в том, чтобы ваша жизнь была такой, какая есть.
Вам нужно определить кого-то в своей жизни, кто, как вы знаете, любит вас. Важно не то, что вы его любите, важно, что вы знаете, что она (или он) любит вас. Поищите среди людей, которых вы знаете в своей жизни, пока не найдете такого человека.
Вы сидите за столом, на котором стоит пишущая машинка, лежат бумаги, карандаш и пр. Напротив вас — окно, или, может быть, стеклянная дверь, ведущая наружу. Там, занятый своим делом, находится тот, кто, как вы знаете, любит вас. Как раз в этот момент вы подошли в своей книге к описанию этого человека. Вы откидываетесь назад, смотрите на него (на нее), с удовольствием перебираете возможности того, как вы описали бы в словах этого человека, как поймали бы и выразили в словах то, что делает его единственным, что позволило бы читателю увидеть его (ее) так, как видите вы. Вы описываете для себя особенные жесты, слова, взгляды, особенности поведения, которые делают этого человека именно таким: юмор, страсти, ум, глупость, неясности, сила и слабость, великое и малое, что сливается в единственность этого человека в мире. Вы слушаете собственное описание, переживаете те чувства, которые приходят и проходят через вас, и при этом смотрите через стекло.
Вам нужно определить кого-то в своей жизни, кто, как вы знаете, любит вас. Важно не то, что вы его любите, важно, что вы знаете, что она (или он) любит вас. Поищите среди людей, которых вы знаете в своей жизни, пока не найдете такого человека.
Вы сидите за столом, на котором стоит пишущая машинка, лежат бумаги, карандаш и пр. Напротив вас — окно, или, может быть, стеклянная дверь, ведущая наружу. Там, занятый своим делом, находится тот, кто, как вы знаете, любит вас. Как раз в этот момент вы подошли в своей книге к описанию этого человека. Вы откидываетесь назад, смотрите на него (на нее), с удовольствием перебираете возможности того, как вы описали бы в словах этого человека, как поймали бы и выразили в словах то, что делает его единственным, что позволило бы читателю увидеть его (ее) так, как видите вы. Вы описываете для себя особенные жесты, слова, взгляды, особенности поведения, которые делают этого человека именно таким: юмор, страсти, ум, глупость, неясности, сила и слабость, великое и малое, что сливается в единственность этого человека в мире. Вы слушаете собственное описание, переживаете те чувства, которые приходят и проходят через вас, и при этом смотрите через стекло.
Фундаментальный метод развития клиентов состоит в том, чтобы помочь им порождать богатые, полные, живые внутренние переживания, включающие все сенсорные модальности. Это создает глубокие измененные состояния сознания, а кроме того развивает способность использовать внутренние процессы как ресурсы, какими они и являются: орудиями для создания необходимых переживаний. Наложение — это техника, используемая для создания таких переживаний. Наложение начинает с вербализации, соответствующей первичной репрезентативной системе клиента, а затем добавляет другие сенсорные модальности по одной. Это делается также всрбально, с использованием . естественных моментов переживания, которые существуют между модальностями.
Например, если вы — высоко-визуальный человек, процесс начнется с того, что вам будет предложено представить себе образ дерева, или группу деревьев. Когда вы будете видеть деревья ясно перед собой, отмечая разнообразие цветов и форм листьев и веток, вы можете начать видеть движение, мягкое покачивание, вы можете начать слышать звучание ветерка, как он мягко овевает деревья, вы можете почувствовать прохладу, потому что он овевает ваше лицо. Чувствуя эту прохладу ветерка на лице, вы можете почувствовать запах свежести, запах деревьев, который он доносит до вас.
Например, если вы — высоко-визуальный человек, процесс начнется с того, что вам будет предложено представить себе образ дерева, или группу деревьев. Когда вы будете видеть деревья ясно перед собой, отмечая разнообразие цветов и форм листьев и веток, вы можете начать видеть движение, мягкое покачивание, вы можете начать слышать звучание ветерка, как он мягко овевает деревья, вы можете почувствовать прохладу, потому что он овевает ваше лицо. Чувствуя эту прохладу ветерка на лице, вы можете почувствовать запах свежести, запах деревьев, который он доносит до вас.
Я уже упоминала, что можно использовать переформирование для освобождения человека от проблемного симптома, установив коммуникацию с симптомом. В следующем примере Кэрол пришла на терапию, чтобы смягчить повторяющиеся головные боли. Наверное, каждый время от времени страдает от головных болей, но у Кэрол они составляли значимый паттерн. Они возникали тогда, когда она оказывалась в такой ситуации, что оставалась наедине с мужчиной, и проходили, когда ситуация менялась. Кроме этого особого контекста Кэрол была спокойна и уверена в социальных ситуациях.
Зная, что такой систематический поведенческий паттерн составлял имеющую смысл коммуникацию со стороны бессознательных процессов, я решила использовать переформирование. Я начала со следующих инструкций.
ЛКБ. Кэрол, можешь ли ты вспомнить последний раз, когда ты была наедине с мужчиной?
Кэрол. Да. (глаза вниз и направо, лоб и виски видимо напрягаются, сжимаются мышцы вокруг глаз).
ЛКБ. А когда ты вспоминаешь, испытываешь ли ты снова что-то вроде головной боли?
Зная, что такой систематический поведенческий паттерн составлял имеющую смысл коммуникацию со стороны бессознательных процессов, я решила использовать переформирование. Я начала со следующих инструкций.
ЛКБ. Кэрол, можешь ли ты вспомнить последний раз, когда ты была наедине с мужчиной?
Кэрол. Да. (глаза вниз и направо, лоб и виски видимо напрягаются, сжимаются мышцы вокруг глаз).
ЛКБ. А когда ты вспоминаешь, испытываешь ли ты снова что-то вроде головной боли?
В этом случае предполагается, что всякое поведение может быть полезным в каком-нибудь контексте. В этой технике задача состоит в том, чтобы найти контекст, в котором поведение является подходящим, и затем прикрепить поведение к этому контексту. Технические шаги те же, что и в предыдущем случае, за исключением того, что шаг 3 становится установлением подходящего контекста, а 4 шаг необходим только если часть, порождающая поведение, не знает никакого подходящего контекста. В таком случае может быть вызвана творческая часть, чтобы создать возможный подходящий контекст. На пятом шаге часть принимает на себя ответственность за порождение поведения только в соответствующем контексте.
Следующая запись показывает комбинацию этих техник переформирования с клиентом. Томом, который страдал импотенцией.
ЛКБ. Вот что, Том, я знаю, что часть тебя, которая удерживает тебя от реагирования, старается сделать для тебя нечто позитивное. Так что я хочу, чтобы ты отправился внутрь себя и спросил, что эта часть тебя пытается сделать, и после этого обратил пристальное внимание на слова, картины, звуки или ощущения, которые возникнут.
Том. (мгновенно закрывает глаза, тело отклоняется назад, как бы избегая удара).
ЛКБ. Так что же произошло?
Том. Я задал вопрос но никто не ответил.
ЛКБ. Ответил, ответил: что же произошло?
Следующая запись показывает комбинацию этих техник переформирования с клиентом. Томом, который страдал импотенцией.
ЛКБ. Вот что, Том, я знаю, что часть тебя, которая удерживает тебя от реагирования, старается сделать для тебя нечто позитивное. Так что я хочу, чтобы ты отправился внутрь себя и спросил, что эта часть тебя пытается сделать, и после этого обратил пристальное внимание на слова, картины, звуки или ощущения, которые возникнут.
Том. (мгновенно закрывает глаза, тело отклоняется назад, как бы избегая удара).
ЛКБ. Так что же произошло?
Том. Я задал вопрос но никто не ответил.
ЛКБ. Ответил, ответил: что же произошло?
Есть два существенно различных типа переформирования: шестишаговое, отделяющее намерение от поведения, и контекстуальное. Шестишаговое переформирование состоит из шести последовательных шагов:
1) Определите нежелательное поведение. Определите специфическое нежелательное поведение или симптом. Это может быть физиологический симптом или любое действие, от которого клиент не может удерживаться. Это может быть любое поведение, которое мешает клиенту или не дает ему вести себя желательным образом.
2) Войдите в контакт с частью, которая порождает выделенное поведение. Этот шаг начинает построение моста между сознательными и бессознательными процессами. Клиент использует внутренний диалог, чтобы спросить:
“Хочет ли часть меня, порождающая это поведение, говорить со мной?” Затем клиент проявляет внимание к любой реакции — звукам, картинам, чувствам или словам. Терапевт также следит за любыми заметными поведенческими реакциями, которых клиент может и не заметить.
1) Определите нежелательное поведение. Определите специфическое нежелательное поведение или симптом. Это может быть физиологический симптом или любое действие, от которого клиент не может удерживаться. Это может быть любое поведение, которое мешает клиенту или не дает ему вести себя желательным образом.
2) Войдите в контакт с частью, которая порождает выделенное поведение. Этот шаг начинает построение моста между сознательными и бессознательными процессами. Клиент использует внутренний диалог, чтобы спросить:
“Хочет ли часть меня, порождающая это поведение, говорить со мной?” Затем клиент проявляет внимание к любой реакции — звукам, картинам, чувствам или словам. Терапевт также следит за любыми заметными поведенческими реакциями, которых клиент может и не заметить.
За процессом рефрейминга (переформирования) стоит вера в то, что любое поведение (внутреннее или внешнее), любой симптом, любая коммуникация полезна и значима тем или иным образом. В структуре переформирования содержится также уверенность в том, что люди обладают всеми ресурсами, которые необходимы, чтобы совершить желательное изменение. Это может быть неверно. Важно, что когда я организую свое поведение так, как будто это верно, позитивные изменения легче совершить. Нужно помнить, что мы, люди, никогда не переживаем мир непосредственно, мы всегда создаем карты или модели наших переживаний мира, так что единственная реальность, которую мы знаем — это субъективная реальность. Принятие вышеназванных предположений дает колоссальные преимущества. Поскольку субъективные реальности могут быть изменены и реорганизованы, мы имеем возможность формировать их полезным и благотворным образом.
Обращение описанного процесса полезно для клиентов, страдающих от потери телесных ощущений. Например, женщина, которая ничего не чувствует во всем районе таза, или мужчина, импотенция которого происходит из-за нечувствительности пениса. В подобных случаях я нашла весьма эффективную визуализацию, когда человек ясно визуализирует себя в ситуации, когда он (она) совершенно очевидно наслаждается сексуальным переживанием. Когда человек может реально увидеть себя реагирующим полноценным ощущением (для мужчины — реагирующим полной эрекцией), я предлагаю ему (ей) выйти из себя и войти в свою визуализацию. Таким образом человек ассоциируется в кинестетическую часть желательного визуального переживания, входя в картину.
Таким образом, процесс ассоциации — это обращение визуальнокинестетической диссоциации. Клиент визуализирует себя в сцене и улучшает ее до степени, когда он ею полностью доволен. Затем он входит в себя в этой картине, переживания чувства, конгруентные проецированному переживанию.
Это прекрасная техника для изменения образа и для подготовки клиента к выражению нового поведения. Это также средство образования. Ведя семинары, я часто прошу участников представить себя взаимодействующими с точки зрения их представления о совершенных отношениях. Когда они создают себе такую картину, я прошу их войти в себя в этой картине и отметить, как они себя чувствуют. Действительно ли это оказывается совершенным отношением, или следует изменить образ того, какими отношения должны быть? Если отношения действительно кажутся совершенными, я предлагаю запомнить, как они реагируют и ведут себя по отношению к другим. Эти воспоминания можно использовать для текущих оценок своего поведения. Это помогает убедиться, что они продолжают проявлять качества и характеристики, которые они считают необходимыми для превращения в реальность желательного будущего.
Таким образом, процесс ассоциации — это обращение визуальнокинестетической диссоциации. Клиент визуализирует себя в сцене и улучшает ее до степени, когда он ею полностью доволен. Затем он входит в себя в этой картине, переживания чувства, конгруентные проецированному переживанию.
Это прекрасная техника для изменения образа и для подготовки клиента к выражению нового поведения. Это также средство образования. Ведя семинары, я часто прошу участников представить себя взаимодействующими с точки зрения их представления о совершенных отношениях. Когда они создают себе такую картину, я прошу их войти в себя в этой картине и отметить, как они себя чувствуют. Действительно ли это оказывается совершенным отношением, или следует изменить образ того, какими отношения должны быть? Если отношения действительно кажутся совершенными, я предлагаю запомнить, как они реагируют и ведут себя по отношению к другим. Эти воспоминания можно использовать для текущих оценок своего поведения. Это помогает убедиться, что они продолжают проявлять качества и характеристики, которые они считают необходимыми для превращения в реальность желательного будущего.