НЛП изучает структуру субъективного опыта. Используя инструменты НЛП, вы можете понять и построить модель своего состояния здоровья. Ваше состояние, эмоции и мысли непосредственно влияют на ваше физическое здоровье. Тот мир, который вы создаете у себя в голове, является "реальностью" для организма. Вы можете изменить свой опыт, изменив порядок внутреннего использования органов чувств и построив желаемый внутренний мир, пользуясь репрезентативными системами и субмодальностями. Это предоставляет вам почти неограниченный выбор и возможность управлять своим здоровьем. Становится невозможным стать жертвой. Вероятно, вы не сможете изменить сами события, но сможете изменить свою реакцию на эти события и тем самым снизить уровень стресса.
Все инструменты НЛП усиливают самовосприятие и конгруэнтность. Подстройтесь к своему собственному опыту. Используйте свои органы чувств, чтобы получать больше удовольствия и повысить остроту мышления. Выберите сами время для расслабления или медитации, зная о том, что они приносят пользу вашему здоровью. Осознайте свое основное состояние, как отправную точку для построения другого состояния, которое вам больше приходится по душе. Воспользуйтесь умением устанавливать раппорт, чтобы строить и поддерживать крепкие поддерживающие отношения. Примените временную линию и технику постановки цели, чтобы создать побуждающее вас будущее.
Все инструменты НЛП усиливают самовосприятие и конгруэнтность. Подстройтесь к своему собственному опыту. Используйте свои органы чувств, чтобы получать больше удовольствия и повысить остроту мышления. Выберите сами время для расслабления или медитации, зная о том, что они приносят пользу вашему здоровью. Осознайте свое основное состояние, как отправную точку для построения другого состояния, которое вам больше приходится по душе. Воспользуйтесь умением устанавливать раппорт, чтобы строить и поддерживать крепкие поддерживающие отношения. Примените временную линию и технику постановки цели, чтобы создать побуждающее вас будущее.
Заболев, вы можете сделать очень много разных вещей для того, чтобы исцелить себя.
Первый шаг заключается в том, чтобы подстроиться к себе и установить свое настоящее состояние. Вот несколько вопросов, которые вы можете себе задать:
Что я чувствую?
Что я чувствую по поводу того состояния, в котором нахожусь?
Что со мной было до того, как я заболел?
Что эта болезнь значит?
Каким я хотел бы видеть значение этой болезни?
Какие ресурсы есть у меня, чтобы чувствовать себя хорошо?
Что плохого в том, чтобы так себя чувствовать?
Какие могут быть выгоды в том, чтобы болеть в это время?
Какой урок я мог бы извлечь из этой болезни?
Первый шаг заключается в том, чтобы подстроиться к себе и установить свое настоящее состояние. Вот несколько вопросов, которые вы можете себе задать:
Что я чувствую?
Что я чувствую по поводу того состояния, в котором нахожусь?
Что со мной было до того, как я заболел?
Что эта болезнь значит?
Каким я хотел бы видеть значение этой болезни?
Какие ресурсы есть у меня, чтобы чувствовать себя хорошо?
Что плохого в том, чтобы так себя чувствовать?
Какие могут быть выгоды в том, чтобы болеть в это время?
Какой урок я мог бы извлечь из этой болезни?
Конгруэнтность - это лишь один аспект страстного стремления людей к целостности, что бы мы ни подразумевали под этим понятием.
Тело, разум и дух неразделимы, и это находит свое отражение в нашем биологическом развитии, потому что и мозг, и сердце возникли из одного и того же эмбриона. Поэтому телесное выздоровление связано с ментальной и духовной жизнью. Если мы думаем о духовности, как о связи с другими людьми и с той частью мира, которая находится выше нашей сущности, тогда современная медицина подтверждает учение древних: вы будете лучше заботиться о своем здоровье, поддерживая крепкие отношения с другими людьми.
Духовные традиции имеют свое воплощение в просвещенном эгоизме и обладают нейрофизиологическими преимуществами. Иммунолог Джеффри Левин исследовал 250 случаев, в которых религиозность и духовность были связаны со здоровьем, и обнаружил, что религиозность производит защитный эффект независимо от возраста, пола, национальности и принадлежности к социальному слою. Этот эффект не зависел и от вида религии.
Гарвардский психолог Дейвид Мак-Клелланд провел серию известных экспериментов, в которых группе студентов демонстрировали короткий фильм о Матери Терезе, проявляющей заботу о больных и умирающих на улицах Калькутты. У этих студентов наблюдалось усиление реакции иммунной системы, которую определяли по уровню слюнного антигена иммуноглобулина. Этот эффект проявлялся вне зависимости от того, что думали студенты о Матери Терезе. Некоторые думали, что она самозванка и ее усилия бесполезны, но их иммунная система все равно реагировала позитивно. Любовь и забота оказывают воздействие на глубинном уровне независимо от нашей сознательной реакции. (Когда студентам показали фильм о варваре Аттиле, содержание антител резко упало!) Мак-Клелланд, кроме того, обнаружил, что способность любить и заботиться о других приводит к уменьшению содержания гормонов, связанных со стрессом, и к повышению уровня помощников подавителя Т-клеток - очень важное соотношение в эффективно действующей иммунной системе. Мы не знаем, каким образом любовь делает это, но существует явное подтверждение, что она это делает.
Тело, разум и дух неразделимы, и это находит свое отражение в нашем биологическом развитии, потому что и мозг, и сердце возникли из одного и того же эмбриона. Поэтому телесное выздоровление связано с ментальной и духовной жизнью. Если мы думаем о духовности, как о связи с другими людьми и с той частью мира, которая находится выше нашей сущности, тогда современная медицина подтверждает учение древних: вы будете лучше заботиться о своем здоровье, поддерживая крепкие отношения с другими людьми.
Духовные традиции имеют свое воплощение в просвещенном эгоизме и обладают нейрофизиологическими преимуществами. Иммунолог Джеффри Левин исследовал 250 случаев, в которых религиозность и духовность были связаны со здоровьем, и обнаружил, что религиозность производит защитный эффект независимо от возраста, пола, национальности и принадлежности к социальному слою. Этот эффект не зависел и от вида религии.
Гарвардский психолог Дейвид Мак-Клелланд провел серию известных экспериментов, в которых группе студентов демонстрировали короткий фильм о Матери Терезе, проявляющей заботу о больных и умирающих на улицах Калькутты. У этих студентов наблюдалось усиление реакции иммунной системы, которую определяли по уровню слюнного антигена иммуноглобулина. Этот эффект проявлялся вне зависимости от того, что думали студенты о Матери Терезе. Некоторые думали, что она самозванка и ее усилия бесполезны, но их иммунная система все равно реагировала позитивно. Любовь и забота оказывают воздействие на глубинном уровне независимо от нашей сознательной реакции. (Когда студентам показали фильм о варваре Аттиле, содержание антител резко упало!) Мак-Клелланд, кроме того, обнаружил, что способность любить и заботиться о других приводит к уменьшению содержания гормонов, связанных со стрессом, и к повышению уровня помощников подавителя Т-клеток - очень важное соотношение в эффективно действующей иммунной системе. Мы не знаем, каким образом любовь делает это, но существует явное подтверждение, что она это делает.
УСпособность выздоравливать - это признак живого организма. Что вы думаете о тех случаях возвращения с того света, тех, казалось бы, чудесных и удивительных выздоровлениях, сообщения о которых можно встретить везде и всегда? Что эти случаи могут сказать о процессе выздоровления? НЛП занимается моделированием выдающихся результатов. Оно обращается к незаурядным случаям, находящимся на пределе человеческих возможностей, чтобы постичь те, которыми все мы обладаем, но, быть может, не используем. Как можно вернуться к жизни, находясь на грани смерти?
Сразу же обнаруживается интересный факт: такие случаи редко исследовались. Статистика часто собирает факты, оставляя в стороне "ответвления" - экстремальные точки на статистической кривой, те случаи, которые настолько отличаются от всех остальных, что их принимают за исключения. Но за этими исключениями скрываются именно те люди, у которых есть некоторые весьма интересные ответы.
Иногда такие замечательные выздоровления объясняют тем, что первоначальный диагноз был поставлен неверно, потому что если уж больной выздоровел, значит он не мог так сильно болеть, как предполагали раньше. Это перевернутая логика, которая предполагает то, что должна доказать.
Сразу же обнаруживается интересный факт: такие случаи редко исследовались. Статистика часто собирает факты, оставляя в стороне "ответвления" - экстремальные точки на статистической кривой, те случаи, которые настолько отличаются от всех остальных, что их принимают за исключения. Но за этими исключениями скрываются именно те люди, у которых есть некоторые весьма интересные ответы.
Иногда такие замечательные выздоровления объясняют тем, что первоначальный диагноз был поставлен неверно, потому что если уж больной выздоровел, значит он не мог так сильно болеть, как предполагали раньше. Это перевернутая логика, которая предполагает то, что должна доказать.
И в заключение небольшая глава, в которой мы свяжем некоторые идеи между собой. Потребительская революция заставляет нас думать, что мы являемся покупателями здоровья, но это не так, мы - его создатели, мы создаем его тем, как мы действуем, как думаем и живем. Наши организмы принимают внутрь себя и переваривают не только пищу и воздух, но также время и опыт. И как мы используем всT это, так и выстраивается наше здоровье. Современная медицина предлагает объективный, диссоциированный взгляд на здоровье. НЛП утверждает, что нам необходимо также взглянуть на него изнутри. Здоровье и болезнь - субъективные переживания. У каждого человека свои переживания и свой внутренний мир.
Смерть - вот ваше последнее дело на Земле. Какой смертью вы хотели бы умереть? Может быть, это будет последнее действие драмы вашей жизни, наиболее полно выражающее вашу сущность? В представлениях восточной культуры смерть - время перехода из одного состояния в другое, как и рождение. В западном обществе мы только еще начинаем рассматривать рождение с точки зрения матери и ребенка, а не как медицинский акт, и делать эту процедуру как можно более комфортной и привлекательной для обоих. А можно ли сделать то же самое и в момент смерти? В этих крайних ситуациях существуют более важные проблемы, чем медицинская технология. Нам кажется, что смерть труднее перенести, пока мы не начнем воспринимать ее такой, какова она есть. Следующее упражнение лучше всего выполнить в спокойном месте, лежа или сидя в удобной и расслабленной позе. На несколько минут для того, чтобы обогатить вашу жизнь прямо сейчас, мы приглашаем вас предпринять путешествие по своей временной линии в будущее, как бы далеко это ни находилось, пока вы не достигнете той точки, в которой вы уже не сможете или не захотите ничего больше делать в своей жизни.
То, во что вы верите, лежит дальше этого места в будущем, но мы предлагаем вам повернуться назад и посмотреть на настоящее.
То, во что вы верите, лежит дальше этого места в будущем, но мы предлагаем вам повернуться назад и посмотреть на настоящее.
Что значит для вас смерть? Существует множество различных метафор смерти. Когда мы думаем о смерти, она часто представляется нам в виде мрака, врага, финиша, чего-то такого, от чего следует держаться подальше. Сон - наиболее распространенная метафора. Как можно было бы смерть превратить в ресурс?
Карлос Кастанеда подробно описал жизнь Дона Хуана и учения индейцев Яки. В философии Дона Хуана смерть - это советчик. Она приземляет вас, напоминая о том, что вы являетесь частью природы, а не возвышаетесь над ней. И каждый раз, когда вам необходимо принять решение, вы оборачиваетесь и спрашиваете смерть (она стоит у вас за левым плечом): "Что бы ты посоветовала мне сделать, если бы это было мое последнее дело на Земле?".
Это вопрос, приводящий в движение. Он заставляет вас задуматься над теми вещами, которые вы делаете. Ведь ваше последнее дело на Земле имеет особое значение. Вам хотелось бы, чтобы оно осталось самым ярким вашим воплощением. Кроме того, пикантности ситуации добавляет отсутствие гарантии в том, что принятое вами решение не окажется на самом деле последним. Когда вы обращаетесь к смерти, как к советчику, у вас есть постоянное напоминание о том, что вам следует превратить следующее свое действие в как можно более яркое проявление своей сущности. А затем следующее. Смерть, похлопывая вас по плечу, словно советует, как можно полнее использовать настоящее.
Смерть может оказаться слишком суровым советчиком, и, может быть, вы предпочтете получить совет от кого-нибудь другого. Мы не утверждаем, что вам следует постоянно думать о смерти. Чрезмерная озабоченность думами о смерти может оказаться даже хуже отрицания, но мы можем многому у нее поучиться.
Карлос Кастанеда подробно описал жизнь Дона Хуана и учения индейцев Яки. В философии Дона Хуана смерть - это советчик. Она приземляет вас, напоминая о том, что вы являетесь частью природы, а не возвышаетесь над ней. И каждый раз, когда вам необходимо принять решение, вы оборачиваетесь и спрашиваете смерть (она стоит у вас за левым плечом): "Что бы ты посоветовала мне сделать, если бы это было мое последнее дело на Земле?".
Это вопрос, приводящий в движение. Он заставляет вас задуматься над теми вещами, которые вы делаете. Ведь ваше последнее дело на Земле имеет особое значение. Вам хотелось бы, чтобы оно осталось самым ярким вашим воплощением. Кроме того, пикантности ситуации добавляет отсутствие гарантии в том, что принятое вами решение не окажется на самом деле последним. Когда вы обращаетесь к смерти, как к советчику, у вас есть постоянное напоминание о том, что вам следует превратить следующее свое действие в как можно более яркое проявление своей сущности. А затем следующее. Смерть, похлопывая вас по плечу, словно советует, как можно полнее использовать настоящее.
Смерть может оказаться слишком суровым советчиком, и, может быть, вы предпочтете получить совет от кого-нибудь другого. Мы не утверждаем, что вам следует постоянно думать о смерти. Чрезмерная озабоченность думами о смерти может оказаться даже хуже отрицания, но мы можем многому у нее поучиться.
Как долго вы позволите себе жить? Является ли длинная и здоровая жизнь одной из ваших наибольших ценностей и что вы готовы сделать, чтобы создать ее?
Вы можете сделать очень многое для того, чтобы повлиять на свое здоровье и длительность жизни. Ищете ли вы ту обстановку, которая подкрепляет вас? Предоставляете ли вы себе здоровую смесь отдыха, расслабления, физических упражнений и смеха? Удается ли вам строить и поддерживать близкие отношения, сохраняя надежду и оптимизм? Надежда и уверенность в том, что жизнь будет долгой, необходимы, но недостаточны. Они должны подкрепляться действиями. Нацеливают ли вас на длинную и здоровую жизнь ваше окружение, поведение, мышление, убеждения и ценности? Удовлетворены ли вы соотношением изменений и стабильности в вашей жизни? Довольны ли вы тем, сколько внимания вы уделяете себе и собственным нуждам, а сколько - другим людям и их потребностям? Что из того, что вы делаете, мешает вашему организму служить вам должным образом?
Наверное, пора провести инвентаризацию.
Возьмите два листа бумаги.
На первом запишите все те способы, которыми вы могли бы укоротить свою жизнь. Будьте точны и конкретны.
Воспользуйтесь логическими уровнями, чтобы правильно их организовать. Начните с окружения, затем перейдите к поведению, привычкам и убеждениям.
Это ваши самые важные проблемы, связанные со здоровьем.
На другом листе напишите, тоже сгруппировав их по логическим уровням, все те способы, которыми вы удлиняете свою жизнь. Снова точно и конкретно.
Это ваши самые важные ресурсы.
Вы можете сделать очень многое для того, чтобы повлиять на свое здоровье и длительность жизни. Ищете ли вы ту обстановку, которая подкрепляет вас? Предоставляете ли вы себе здоровую смесь отдыха, расслабления, физических упражнений и смеха? Удается ли вам строить и поддерживать близкие отношения, сохраняя надежду и оптимизм? Надежда и уверенность в том, что жизнь будет долгой, необходимы, но недостаточны. Они должны подкрепляться действиями. Нацеливают ли вас на длинную и здоровую жизнь ваше окружение, поведение, мышление, убеждения и ценности? Удовлетворены ли вы соотношением изменений и стабильности в вашей жизни? Довольны ли вы тем, сколько внимания вы уделяете себе и собственным нуждам, а сколько - другим людям и их потребностям? Что из того, что вы делаете, мешает вашему организму служить вам должным образом?
Наверное, пора провести инвентаризацию.
Возьмите два листа бумаги.
На первом запишите все те способы, которыми вы могли бы укоротить свою жизнь. Будьте точны и конкретны.
Воспользуйтесь логическими уровнями, чтобы правильно их организовать. Начните с окружения, затем перейдите к поведению, привычкам и убеждениям.
Это ваши самые важные проблемы, связанные со здоровьем.
На другом листе напишите, тоже сгруппировав их по логическим уровням, все те способы, которыми вы удлиняете свою жизнь. Снова точно и конкретно.
Это ваши самые важные ресурсы.
О, Господи, дай каждому из нас свою собственную смерть.
В момент рождения мы делаем свой первый вдох, а в момент смерти - последний выдох; круг замыкается. Сколько бы лет мы ни жили, смерть является конечным пунктом нашего путешествия, возвращением в то таинство, из которого мы появились на свет. И, хотя может показаться странным посвящать смерти целую главу книги о здоровье, мы тем не менее не можем оставить эту тему без внимания, потому что смерть является частью жизни. Атлет не покажет результат, если не пересечет финишную черту, а музыкант не сможет придать законченную форму произведению, не сыграв последний аккорд. И, несмотря на надежды криогеники и предположения нанотехнологии, всему когда-нибудь наступает конец.
И все-таки смерть придает жизни смысл. Время ограничено и возникает стремление что-то сделать. Можно определить самую важную задачу своей жизни, задав себе вопрос: "Если бы мне пришлось умереть завтра, о какой невыполненной вещи я сожалел бы больше всего?". Будете ли вы довольны тем, что умираете, не выполнив эту задачу?
Райнер Мария Рильке
В момент рождения мы делаем свой первый вдох, а в момент смерти - последний выдох; круг замыкается. Сколько бы лет мы ни жили, смерть является конечным пунктом нашего путешествия, возвращением в то таинство, из которого мы появились на свет. И, хотя может показаться странным посвящать смерти целую главу книги о здоровье, мы тем не менее не можем оставить эту тему без внимания, потому что смерть является частью жизни. Атлет не покажет результат, если не пересечет финишную черту, а музыкант не сможет придать законченную форму произведению, не сыграв последний аккорд. И, несмотря на надежды криогеники и предположения нанотехнологии, всему когда-нибудь наступает конец.
И все-таки смерть придает жизни смысл. Время ограничено и возникает стремление что-то сделать. Можно определить самую важную задачу своей жизни, задав себе вопрос: "Если бы мне пришлось умереть завтра, о какой невыполненной вещи я сожалел бы больше всего?". Будете ли вы довольны тем, что умираете, не выполнив эту задачу?
"Человек обманывает сам себя: он молит о долгой жизни и боится старости."
Китайская пословица
"Что делает старость столь трудной, так это не утрата способностей, мыслительных и физических, а груз воспоминаний".
В. Сомерсет Моэм
"Вероятность смерти удваивается каждые восемь лет после подросткового возраста".
Гомпертц Ло
"После семидесяти, если вы встали, совсем не ощущая никакой боли, значит вы умерли".
Мальком Коули
"Мы можем изобрести эликсир жизни, но потребуется вечность, чтобы проверить его действие".
Энон
"Радость жизни заключается не в длительности дней, а в том, как вы используете время; можно прожить долго и при этом почти совсем не жить".
Монтегю
Китайская пословица
"Что делает старость столь трудной, так это не утрата способностей, мыслительных и физических, а груз воспоминаний".
В. Сомерсет Моэм
"Вероятность смерти удваивается каждые восемь лет после подросткового возраста".
Гомпертц Ло
"После семидесяти, если вы встали, совсем не ощущая никакой боли, значит вы умерли".
Мальком Коули
"Мы можем изобрести эликсир жизни, но потребуется вечность, чтобы проверить его действие".
Энон
"Радость жизни заключается не в длительности дней, а в том, как вы используете время; можно прожить долго и при этом почти совсем не жить".
Монтегю
Множество исследований было посвящено изучению здоровой старости, включая проект Роберта Дилтса. Вряд ли покажется удивительным существование общего положения о том, что все те факторы, которые подрывают наше здоровье, ускоряют также процесс старения. И наоборот, те вещи, которые тормозят старение, поддерживают здоровье.
Далее приведены основные факторы, ускоряющие биологическое старение:
- стресс;
- волнение;
- чувство беспомощности;
- депрессия;
- враждебность по отношению к себе и другим;
- неспособность выражать эмоции;
- отсутствие близких друзей;
- курение.
Далее приведены основные факторы, ускоряющие биологическое старение:
- стресс;
- волнение;
- чувство беспомощности;
- депрессия;
- враждебность по отношению к себе и другим;
- неспособность выражать эмоции;
- отсутствие близких друзей;
- курение.
Наш разум оказывает влияние на каждую клетку организма, поэтому старение протекает постепенно. Оно может ускориться, замедлиться, остановиться и даже начать движение вспять, как показали эксперименты в Гарварде. Наши убеждения и ожидания вносят свои изменения в этот процесс. Какие убеждения сложились у вас по поводу старения?
Начнем с вашей метафоры: "Старение похоже на... потому что..."
Что она говорит вам о том, как вы относитесь к процессу старения?
В западной культуре существует несколько мифов о старости, которые все еще не потеряли свою силу, несмотря на ряд контрпримеров.
Первый миф сводится к тому, что старость начинается в 65 лет. При этом предполагается, что к этому возрасту ваша активная жизнь прекращается. И с этого момента начинается постепенное сползание к полной потере активности. Люди уходят на пенсию в 65 лет якобы потому, что они становятся слишком старыми, чтобы работать. На самом деле этот возраст выбран совершенно случайно. Изначально он был определен в качестве срока ухода на пенсию по политическим причинам. Германия первой в мире в 1889 г. создала государственную систему защиты социальных прав. Канцлер Бисмарк выбрал 70 лет как официальный возраст ухода на пенсию, а позднее бюрократический аппарат уменьшил его до 65. Средняя продолжительность жизни в Германии того времени составляла 45 лет. Следовательно, пенсионный возраст на 56% превышал среднюю продолжительность жизни. Если бы в настоящее время возраст ухода на пенсию выбирался по тем же критериям, то мы становились бы пенсионерами лишь в 117 лет.
Начнем с вашей метафоры: "Старение похоже на... потому что..."
Что она говорит вам о том, как вы относитесь к процессу старения?
В западной культуре существует несколько мифов о старости, которые все еще не потеряли свою силу, несмотря на ряд контрпримеров.
Первый миф сводится к тому, что старость начинается в 65 лет. При этом предполагается, что к этому возрасту ваша активная жизнь прекращается. И с этого момента начинается постепенное сползание к полной потере активности. Люди уходят на пенсию в 65 лет якобы потому, что они становятся слишком старыми, чтобы работать. На самом деле этот возраст выбран совершенно случайно. Изначально он был определен в качестве срока ухода на пенсию по политическим причинам. Германия первой в мире в 1889 г. создала государственную систему защиты социальных прав. Канцлер Бисмарк выбрал 70 лет как официальный возраст ухода на пенсию, а позднее бюрократический аппарат уменьшил его до 65. Средняя продолжительность жизни в Германии того времени составляла 45 лет. Следовательно, пенсионный возраст на 56% превышал среднюю продолжительность жизни. Если бы в настоящее время возраст ухода на пенсию выбирался по тем же критериям, то мы становились бы пенсионерами лишь в 117 лет.