Есть терапевты, которые полагают, что сексуальная дисфункция не является проблемой; если возникают трудности, они считают проблемой “отношения”. Но что это значит — проблемы в отношениях? Слово “отношение” — это искаженный дериват слова “устанавливать связь”, “относиться” (relate). Нет осязаемого объекта, который можно было бы назвать “отношением”; есть процесс, в котором одушевленные существа устанавливают связь, вступают в отношения друг с другом. Некоторые терапевты полагают, что “забота” или “доверие” включают отношения в работу. Но что такое “забота” и, в особенности, “доверие”? Это просто слова, подразумевавшие события, которые не определены по отношению к какому бы то ни было определенному человеческому опыту. Если мы будем понимать “отношения”, ограничивая это процессом “установления связей”, мы можем задать вопросы: кто устанавливает отношения и с кем? Как это устанавливание отношений между ними приносит несчастье и неудовлетворенность? Как они могут устанавливать отношения, чтобы это порождало более желательные переживания? Ответы на эти вопросы обнаружат полезную информацию относительно структуры текущего и желательного состояния клиентов.
Когда мы с коллегами анализировали кажущиеся волшебными терапевтические взаимодействия таких кудесников, как Вирджиния Сатир или Милтон Эриксон, мы обнаружили несколько общих поведенческих паттернов. Один из них — отзеркаливание. Отзеркаливание — это процесс возвращения клиенту аспектов их собственного невербального поведения (что, собственно, и делает зеркало); это способ имитирования высококонтекстуальных реплик, которые дает клиент, без проникновения в их значение. При этом мы знаем, что для клиента они содержат важное бессознательное значение.
Макро-отзеркаливание известно из повседневного опыта. В этом смысле пример “отзеркаливания” — это вести себя подходящим образом, например, не ругаться в церкви или в гостях у Тети Милли, в то время как наоборот среди сверстников может оказаться более уместным ругаться, и это доставит им удовольствие и вызовет расположение к вам. Другой пример — одеваться соответствующим образом для определенных ситуаций. Более тонкий вариант — стремиться приспособить свои манеры за столом, позы и движения к тому уровню формальности, который мы полагаем конгруентным относительно места и людей, с которым мы обедаем. Отзеркаливание на его различных уровнях — это поведенческий эквивалент вербального выражения согласия с кем-то.
Макро-отзеркаливание известно из повседневного опыта. В этом смысле пример “отзеркаливания” — это вести себя подходящим образом, например, не ругаться в церкви или в гостях у Тети Милли, в то время как наоборот среди сверстников может оказаться более уместным ругаться, и это доставит им удовольствие и вызовет расположение к вам. Другой пример — одеваться соответствующим образом для определенных ситуаций. Более тонкий вариант — стремиться приспособить свои манеры за столом, позы и движения к тому уровню формальности, который мы полагаем конгруентным относительно места и людей, с которым мы обедаем. Отзеркаливание на его различных уровнях — это поведенческий эквивалент вербального выражения согласия с кем-то.
“Никакая коммуникация не может быть полностью независимой от контекста, и всякое значение имеет важные контекстуальные компоненты. Это может показаться очевидным, но определение контекста всегда важно и часто затруднительно. Например, язык по самой природе — высококонтекстуальная система, укорененная в абстракции от реальности. Между тем мало кто понимает, насколько зависит значение даже самых простых утверждений от контекста, в котором они делаются. Например, мужчина и женщина, хорошо прожившие вместе лет пятнадцать или больше, не нуждаются в том, чтобы “проговаривать” многoe. Когда он входит в дверь после рабочего дня в оффисе, она может не произнести ни слова. Он знает по одному тому, как она двигается, какой у нее был день, по тону голоса он знает, что она думает о гостях, которых они ждут.
В отличие от этого, когда мы переходим от личных отношений к ведению судебного дела, или к компьютерам, или к математике, ничто не может быть принято как данное, потому что это деятельности с низким контекстом, и все должно быть проговорено. Один пробел между буквами или словами в компьютерной программе там, где его не должно быть, может остановить всю работу. Информация, контекст и значение связаны уравновешенным функциональным отношением. Чем больше информации, общей для участников коммуникации, как в примере супружеской парой, тем больше контекст. Можно представить себе это в виде континиума от высококонтекстуальной коммуникации до низкоконтекстуальной.
В отличие от этого, когда мы переходим от личных отношений к ведению судебного дела, или к компьютерам, или к математике, ничто не может быть принято как данное, потому что это деятельности с низким контекстом, и все должно быть проговорено. Один пробел между буквами или словами в компьютерной программе там, где его не должно быть, может остановить всю работу. Информация, контекст и значение связаны уравновешенным функциональным отношением. Чем больше информации, общей для участников коммуникации, как в примере супружеской парой, тем больше контекст. Можно представить себе это в виде континиума от высококонтекстуальной коммуникации до низкоконтекстуальной.
Материал этой книги изложен как путеводитель. Вы можете использовать его как руководство для поведения, которым вы помогаете людям создать на бессознательном уровне стратегии, дающие им возможность создавать более удовлетворяющие и обогащающие сексуальные переживания. Последовательность материала задает структуру, которая поможет вам эффективно организовать ваше поведение, когда вы имеете дело с сексуальными дисфункциями и другими отношенческими проблемами.
Чтобы репрезентация была полезной, необходимо разбить сложную структуру успешного вмешательства на составляющие, с которыми легко иметь дело. Я постоянно имею в виду эту задачу. Предлагая различные техники для успешного терапевтического вмешательства, я представляю их в виде последовательности простых шагов, которые нетрудно выполнить, снабжаю примерами, которые дают пояснения к каждой технике. Эти паттерны коммуникации и изменения использовались моими коллегами и мною, мы учили им психотерапевтов на семинарах по всей стране, всегда с большим успехом. Если вы будете тщательны в осуществлении требуемых различий, и будете организовывать ваш опыт в последовательности и в категориях, которые предлагаются, вы можете рассчитывать на постоянную эффективность в помощи вашим клиентам и в достижении желаемых целей.
Чтобы репрезентация была полезной, необходимо разбить сложную структуру успешного вмешательства на составляющие, с которыми легко иметь дело. Я постоянно имею в виду эту задачу. Предлагая различные техники для успешного терапевтического вмешательства, я представляю их в виде последовательности простых шагов, которые нетрудно выполнить, снабжаю примерами, которые дают пояснения к каждой технике. Эти паттерны коммуникации и изменения использовались моими коллегами и мною, мы учили им психотерапевтов на семинарах по всей стране, всегда с большим успехом. Если вы будете тщательны в осуществлении требуемых различий, и будете организовывать ваш опыт в последовательности и в категориях, которые предлагаются, вы можете рассчитывать на постоянную эффективность в помощи вашим клиентам и в достижении желаемых целей.
“Несколько лет назад на снежных склонах западного склона Гранд Лейк каждый умел ходить на лыжах. Если приезжал новый школьный учитель, ему приходилось быстро учиться этому, школьный директор и даже школьный оркестр — все ходили на лыжах. Маленькие дети вставали на лыжи чуть ли не сразу же, как начали ходить. Со стороны эти люди выглядели так, будто лыжи были естественным продолжением их ног, — орган, в высшей степени приспособленный для передвижения. Каждый вырабатывал свой собственный, индивидуальный стиль, как каждый по-своему ходит. Некоторые люди участвовали в соревнованиях, и тогда оказывалось, что ходят на лыжах лучше, чем другие; но многие в соревнованиях не участвовали.
...В то время в Денвере и других близких городах были любители, которые ходили на лыжах для развлечения, в качестве отдыха... Одни из них были одаренными лыжниками, другие были не так искусны.,. Они не вполне сознавали, как они двигаются, какую технику используют, и как этому можно научить. Они говорили: “Смотри, как я скольжу”, “Делай вот так”, — и это все, что они могли. Никогда не забуду, как один из моих друзей однажды захотел пойти с ними. Он был великолепным атлетом, так что ему вряд ли можно было отказать в достаточной координации; однако когда он в первый раз встал на лыжи, это было нелепо и смешно. При первом же шаге он упал и так запутался, что никак не мог встать. Новичок вообще сталкивается с проблемами, которые только искусный и технический анализ мог бы разрешить быстро. К сожалению, единственное, что могли сказать ему любители, звучало вроде:
...В то время в Денвере и других близких городах были любители, которые ходили на лыжах для развлечения, в качестве отдыха... Одни из них были одаренными лыжниками, другие были не так искусны.,. Они не вполне сознавали, как они двигаются, какую технику используют, и как этому можно научить. Они говорили: “Смотри, как я скольжу”, “Делай вот так”, — и это все, что они могли. Никогда не забуду, как один из моих друзей однажды захотел пойти с ними. Он был великолепным атлетом, так что ему вряд ли можно было отказать в достаточной координации; однако когда он в первый раз встал на лыжи, это было нелепо и смешно. При первом же шаге он упал и так запутался, что никак не мог встать. Новичок вообще сталкивается с проблемами, которые только искусный и технический анализ мог бы разрешить быстро. К сожалению, единственное, что могли сказать ему любители, звучало вроде:
Многие терапевты избегают работы с парами. Они полагают, что иметь дело более чем с одним человеком одновременно — слишком напряженно, и предпочитают оставлять сексуальные дисфункции сексологам. Но такие терапевты могли бы изменить свое отношение, и начать получать удовольствие и удовлетворенность от работы с парами, если бы они обратили внимание на простой факт: информация, которая необходима для работы с парами, отличается от той, которая нужна для работы с индивидуумом. Как часто терапевт собирает две отдельные группы данных, работая с двумя людьми, между тем как внимание следует сосредоточить на их взаимодействиях.
Сложность работы с более чем одним человеком должна быть сведена к чему-то, с чем можно управиться. Это может быть сделано посредством рассмотрения того, что в переживаниях клиентов важно, а что несущественно для достижения изменения. Если вы знаете, что важно, вы можете организовать свое восприятие для получения необходимой информации. Необходимо располагать также достаточным репертуаром техник изменения, чтобы справиться с разнообразием ситуаций, которые будут представлять вам клиенты. Последующие главы структурированы таким образом, чтобы обеспечить обучение, помочь вам реорганизовать свое восприятие и пополнить ваш репертуар техник, необходимых для осуществления эффективных изменений.
Сложность работы с более чем одним человеком должна быть сведена к чему-то, с чем можно управиться. Это может быть сделано посредством рассмотрения того, что в переживаниях клиентов важно, а что несущественно для достижения изменения. Если вы знаете, что важно, вы можете организовать свое восприятие для получения необходимой информации. Необходимо располагать также достаточным репертуаром техник изменения, чтобы справиться с разнообразием ситуаций, которые будут представлять вам клиенты. Последующие главы структурированы таким образом, чтобы обеспечить обучение, помочь вам реорганизовать свое восприятие и пополнить ваш репертуар техник, необходимых для осуществления эффективных изменений.
Если мы хотим, чтобы по-прежнему создавали семьи и жили семьями, как это было в прошлом, мы должны найти способы совершенствования качества отношений в паре. По ряду экономических и социальных причин люди имеют выбор —состоять ли, оставаться ли в отношениях пары. Поэтому критическим оказывается то, насколько связанность с другим оказывается обогащающим опытом в актуальности, а не только в идеалах. Поскольку люди часто приходят за консультацией, когда принимают важное решение относительно своих отношений, на терапевтах лежит ответственность, ибо терапевты имеют возможность помочь им в достижении переживаний, к которым они стремятся.
Удовлетворяющий сексуальный контакт вносит значительную лепту в качества отношений. Сексуальным переживаниям присущи удовольствие, и моменты разделенной физической близости, в котором двое дают друг другу переживания осуществления, может стать основой для отношений, способных противостоять значительному внешнему разрушительному давлению. Сексуальное поведение может передавать страсть, интимность, любовь и нежность. Слова тоже могут внести что-то, но жизненность и глубина чувства общения выражается непосредственным чувственным опытом. Прикосновения, запахи, звуки и взгляды — это глубокое общение. Физическая любовь — естественное глубокое и острое человеческое переживание которое ни у кого без необходимости не следует отнимать.
Удовлетворяющий сексуальный контакт вносит значительную лепту в качества отношений. Сексуальным переживаниям присущи удовольствие, и моменты разделенной физической близости, в котором двое дают друг другу переживания осуществления, может стать основой для отношений, способных противостоять значительному внешнему разрушительному давлению. Сексуальное поведение может передавать страсть, интимность, любовь и нежность. Слова тоже могут внести что-то, но жизненность и глубина чувства общения выражается непосредственным чувственным опытом. Прикосновения, запахи, звуки и взгляды — это глубокое общение. Физическая любовь — естественное глубокое и острое человеческое переживание которое ни у кого без необходимости не следует отнимать.
Как возможно, что два человека, которые поистине любят друг друга, приносят друг другу так много боли? Двое, согласившиеся участвовать в демонстрации на учебном семинаре, говорили, что они “хотели быть счастливы друг с другом и наладить общение”. Нынешнее состояние он описал так: “Она нападает на меня и мне становится плохо”. Ее описание было таким: “Он скрывает от меня информацию; он не говорит мне того, что мне нужно знать”. Когда я попросила их разыграть типичную ситуацию, в которой могли бы проявиться их обычные привычки общения, их различия сразу выявились:
Зазвонил телефон, подошел он. Это была их дочь-подросток, которая просила позволения пройтись вечером по магазинам.
Он: Хорошо (вешает трубку).
Она: Кто это?
Он: Энн.
Она: Что она сказала?
Он: Она пройдется по магазинам.
Она: А ты ей что сказал?
Он: “Хорошо” (до сих пор все о'кей; но теперь начинаются проблемы)
Она: А с кем она?
Он: Не знаю.
Она: А куда они пойдут?
Он: Не знаю.
Она: А деньги у нее есть?
Он: Не знаю.
Она:А она в куртке?
Он: Да откуда, черт побери, я знаю?!
Зазвонил телефон, подошел он. Это была их дочь-подросток, которая просила позволения пройтись вечером по магазинам.
Он: Хорошо (вешает трубку).
Она: Кто это?
Он: Энн.
Она: Что она сказала?
Он: Она пройдется по магазинам.
Она: А ты ей что сказал?
Он: “Хорошо” (до сих пор все о'кей; но теперь начинаются проблемы)
Она: А с кем она?
Он: Не знаю.
Она: А куда они пойдут?
Он: Не знаю.
Она: А деньги у нее есть?
Он: Не знаю.
Она:А она в куртке?
Он: Да откуда, черт побери, я знаю?!
Прежде чем разобраться, как возможен дисфункциональный сексуальный опыт, нужно понять, каким образом возможен удовлетворительный сексуальный опыт. Знание переменных субъективного опыта делает это возможным. Попросту говоря, сочетание определенного расположения, эмоций, мыслей, действий и физиологических реакций автоматически кульминирует в великом оргазме — сексуальном опыте. Если сексуальный опыт человека дисфункционален, некоторая часть опыта не соответствует сочетанию. Задача состоит в том, чтобы определить, какая часть нуждается в изменении — верования, внутренние состояния, внутренние процессы, внешнее поведение или физиологические реакции — и приспособить эту часть к остальному.
Допустим, если имеет место отвлекающий внутренний диалог — “Это не получится и в этот раз”, или “Он совершенно не заботится обо мне” — ему или ей трудно будет достичь удовлетворяющего сексуального переживания. Столь же мешающей может быть отношение типа “Он со мной это делает”, или если отсутствует простое чувственное удовольствие, осознаваемое как “быть мужчиной” или “быть женщиной”.
Допустим, если имеет место отвлекающий внутренний диалог — “Это не получится и в этот раз”, или “Он совершенно не заботится обо мне” — ему или ей трудно будет достичь удовлетворяющего сексуального переживания. Столь же мешающей может быть отношение типа “Он со мной это делает”, или если отсутствует простое чувственное удовольствие, осознаваемое как “быть мужчиной” или “быть женщиной”.
Однажды, в не столь уж отдаленной стране, называющейся Ном, прекрасные юноша и девушка полюбили друг друга. Они решили, что остальную часть своей жизни они проживут вместе, храня любовь друг к другу. Они полагали, что любовь может преодолеть все, и мечтали о будущем, полном непрекращающейся радости и возрастающего счастья.
Но со временем некое таинственное зло прокралось в их радость. Медленно, бесшумно и незаметно оно пробиралось внутрь их отношений. Поначалу каждый из них думал, что это всего лишь мимолетное настроение другого. Но со временем каждый стал подозревать, что другой каким-то образом околдован. С каждым днем стало стоить все больших усилий сохранять хотя бы подобие когда-то царившего счастья. Дело шло все хуже, и наконец им стало ясно, что даже притворяться, что они по-прежнему счастливы — невыносимая задача. В конце концов они начали обвинять друг друга, и каждый считал сам себя невиновным в одолевшем их зле. Они искали поддержки своим обвинениям у друзей и родных; те были вынуждены принять ту или другую сторону и принять участие в разраставшейся вражде.
Были приглашены эксперты для консультации. Трое из них утверждали, что вина несомненно в мужчине. Другие трое столь же уверенно приписывали вину женщине. Каждая из сторон предъявляла убедительные доводы, данные и теории, и в результате вражда продолжала разрастаться. Мужчина и женщина не могли уже посмотреть друг на друга, не почувствовав злобы или опустошения. Иногда, наедине, каждый из них чувствовал себя и виноватым, задавая себе вопрос “Не из-за меня ли все это произошло?” — или: “Неужели они не видят, что я тоже виноват?” — Время шло, и дело было передано в суд.
Но со временем некое таинственное зло прокралось в их радость. Медленно, бесшумно и незаметно оно пробиралось внутрь их отношений. Поначалу каждый из них думал, что это всего лишь мимолетное настроение другого. Но со временем каждый стал подозревать, что другой каким-то образом околдован. С каждым днем стало стоить все больших усилий сохранять хотя бы подобие когда-то царившего счастья. Дело шло все хуже, и наконец им стало ясно, что даже притворяться, что они по-прежнему счастливы — невыносимая задача. В конце концов они начали обвинять друг друга, и каждый считал сам себя невиновным в одолевшем их зле. Они искали поддержки своим обвинениям у друзей и родных; те были вынуждены принять ту или другую сторону и принять участие в разраставшейся вражде.
Были приглашены эксперты для консультации. Трое из них утверждали, что вина несомненно в мужчине. Другие трое столь же уверенно приписывали вину женщине. Каждая из сторон предъявляла убедительные доводы, данные и теории, и в результате вражда продолжала разрастаться. Мужчина и женщина не могли уже посмотреть друг на друга, не почувствовав злобы или опустошения. Иногда, наедине, каждый из них чувствовал себя и виноватым, задавая себе вопрос “Не из-за меня ли все это произошло?” — или: “Неужели они не видят, что я тоже виноват?” — Время шло, и дело было передано в суд.
Аудиальный - имеющий отношение к органам слуха.
Ведение - изменение собственного поведения на том уровне раппорта, который позволит другому человеку последовать за вами.
Вкусовой - имеющий отношение к органам вкуса.
Выше идентичности - тот уровень опыта, на котором наиболее ярко проявляется ваша сущность и ваша связь с другими людьми, уровень духовности; один из неврологических уровней.
Гибкость - обладание широким набором способов мышления и поведения для достижения некоторого результата. Один из четырех столпов НЛП.
Диалог внутренний - разговор с самим собой.
Идентичность - ваш "я-образ" или "я-концепция", каким вы воспринимаете самого себя; один из неврологических уровней.
Искажение - изменение информации о событии.
Калибровка - точное узнавание по невербальным сигналам состояния, в котором находится другой человек.
Карта реальности - присущее каждому человеку уникальное представление о мире, построенное из его индивидуальных переживаний и восприятия.
Ведение - изменение собственного поведения на том уровне раппорта, который позволит другому человеку последовать за вами.
Вкусовой - имеющий отношение к органам вкуса.
Выше идентичности - тот уровень опыта, на котором наиболее ярко проявляется ваша сущность и ваша связь с другими людьми, уровень духовности; один из неврологических уровней.
Гибкость - обладание широким набором способов мышления и поведения для достижения некоторого результата. Один из четырех столпов НЛП.
Диалог внутренний - разговор с самим собой.
Идентичность - ваш "я-образ" или "я-концепция", каким вы воспринимаете самого себя; один из неврологических уровней.
Искажение - изменение информации о событии.
Калибровка - точное узнавание по невербальным сигналам состояния, в котором находится другой человек.
Карта реальности - присущее каждому человеку уникальное представление о мире, построенное из его индивидуальных переживаний и восприятия.
1. Обостренное осознание и оценка самого себя.
2. Желание ежедневно отводить время для расслабления и медитации.
3. Устойчивая способность поддерживать тесные взаимоотношения.
4. Стремление адаптироваться к изменяющимся условиям.
5. Постоянное стремление к физической активности.
6. Острые и хронические приступы смеха.
7. Навязчивое желание получать удовольствие и радость.
8. Повторяющиеся приступы надежды и оптимизма.
9. Хроническое желание заботиться о своем организме.
10. Систематическое отторжение беспокойства. Обострите переживания и ощущения выхода за пределы ограничивающей вас сущности и проведите диагностирование признаков.
Предостережение! Шесть и более таких симптомов - значит у вас превосходное здоровье.
Греческий философ Сократ известен изречением: "Познай самого себя". Говорят, что один из его учеников спросил: познал ли он самого себя? Сократ ответил: "Нет, но я кое-что понял об этом незнании".
2. Желание ежедневно отводить время для расслабления и медитации.
3. Устойчивая способность поддерживать тесные взаимоотношения.
4. Стремление адаптироваться к изменяющимся условиям.
5. Постоянное стремление к физической активности.
6. Острые и хронические приступы смеха.
7. Навязчивое желание получать удовольствие и радость.
8. Повторяющиеся приступы надежды и оптимизма.
9. Хроническое желание заботиться о своем организме.
10. Систематическое отторжение беспокойства. Обострите переживания и ощущения выхода за пределы ограничивающей вас сущности и проведите диагностирование признаков.
Предостережение! Шесть и более таких симптомов - значит у вас превосходное здоровье.
Греческий философ Сократ известен изречением: "Познай самого себя". Говорят, что один из его учеников спросил: познал ли он самого себя? Сократ ответил: "Нет, но я кое-что понял об этом незнании".