Важно именно путешествие, а не место назначения. Само путешествие и является местом назначения.
Никогда не оставляйте клиента при том мнении, что если он просто просидит достаточное количество часов процессинга, то ему так или иначе станет лучше. Вот когда он закончит свою программу процессинга, то с ним будет всё в порядке, а до этого он в ужасном состоянии. Нетушки, процессинг действует по-другому.
Польза и выгода от процессинга находятся в том, что происходит по ходу дела. Конечные пункты не имеют значения. Это просто те моменты, когда нам нужно выбрать что-то еще, чтобы поработать над ним. Все результаты находятся в том, что происходит во время процессинга.
Если клиент беспокоится о том, "когда же начнется сам процессинг", или мечтает о том, "как всё будет здорово, когда он закончит программу процессинга", то он просто не получает процессинга. Это не работа. Процессинг—это то, что происходит ВО ВРЕМЯ его прохождения. Это новый взгляд на вещи, это изменение своих мнений, это обнаружение новых альтернатив и возможностей.
Никогда не оставляйте клиента при том мнении, что если он просто просидит достаточное количество часов процессинга, то ему так или иначе станет лучше. Вот когда он закончит свою программу процессинга, то с ним будет всё в порядке, а до этого он в ужасном состоянии. Нетушки, процессинг действует по-другому.
Польза и выгода от процессинга находятся в том, что происходит по ходу дела. Конечные пункты не имеют значения. Это просто те моменты, когда нам нужно выбрать что-то еще, чтобы поработать над ним. Все результаты находятся в том, что происходит во время процессинга.
Если клиент беспокоится о том, "когда же начнется сам процессинг", или мечтает о том, "как всё будет здорово, когда он закончит программу процессинга", то он просто не получает процессинга. Это не работа. Процессинг—это то, что происходит ВО ВРЕМЯ его прохождения. Это новый взгляд на вещи, это изменение своих мнений, это обнаружение новых альтернатив и возможностей.
Игра—это деятельность с согласованными правилами и испытаниями сил игроков, в которую играют для развлечения и обучения.
В игре должна быть какая-то цель, которую игрок должен достичь. Это может быть общая цель, при достижении которой игра заканчивается, или сохраняющаяся цель, которая достигается снова и снова.
Установленная цель игры никогда не совпадает с настоящим мотивом игры. Сама цель более или менее произвольна и может не иметь никакой ценности за пределами игры. В футболе важно не то, что мяч попадает в ворота. Настоящим мотивом, лежащим в основе этой игры, является радостное волнение, которое получает игрок или наблюдатель.
Аналогично испытания и препятствия в игре не настоящие, а произвольно выбраны, чтобы сделать игру интересной. Игроки двух футбольных команд могут отлично ладить друг с другом в раздевалке или за кружкой пива после матча, но во время игры две соперничающие команды стараются полностью разгромить друг друга.
В игре должна быть какая-то цель, которую игрок должен достичь. Это может быть общая цель, при достижении которой игра заканчивается, или сохраняющаяся цель, которая достигается снова и снова.
Установленная цель игры никогда не совпадает с настоящим мотивом игры. Сама цель более или менее произвольна и может не иметь никакой ценности за пределами игры. В футболе важно не то, что мяч попадает в ворота. Настоящим мотивом, лежащим в основе этой игры, является радостное волнение, которое получает игрок или наблюдатель.
Аналогично испытания и препятствия в игре не настоящие, а произвольно выбраны, чтобы сделать игру интересной. Игроки двух футбольных команд могут отлично ладить друг с другом в раздевалке или за кружкой пива после матча, но во время игры две соперничающие команды стараются полностью разгромить друг друга.
Во время сеанса самое полезное для клиента состояние—постоянно обнаруживать новое.
Когда клиент смотрит и учится, мы на верном пути. На самом деле, больше ничего и не нужно. Если бы клиент мог делать это всё время, ему даже не нужен был бы фасилитатор. К этому мы и стремимся: сделать жизнь постоянным процессом открытия нового.
Если клиент не воспринимает, то это первоочередное дело. Ему нужно воспринимать, а не оставаться без восприятий. Он должен понять, что он МОЖЕТ воспринимать и что его собственные восприятия действительны. Ему нужно смотреть, слушать, чувствовать, ощущать, интуитивно постигать свою собственную реальность и окружающий мир. Если он не делает этого, фасилитатор должен повести его, уговорить его, или добиться хитростью, чтобы он сделал это.
Когда клиент самостоятельно воспринимает, следующее дело—поощрить его осознавать, учиться и обнаруживать новое. Это значит, что он будет не только воспринимать, но и осознавать то, что воспринимает, извлекать из этого уроки, и будет расширять свое осознание с помощью приобретаемых знаний.
Когда клиент смотрит и учится, мы на верном пути. На самом деле, больше ничего и не нужно. Если бы клиент мог делать это всё время, ему даже не нужен был бы фасилитатор. К этому мы и стремимся: сделать жизнь постоянным процессом открытия нового.
Если клиент не воспринимает, то это первоочередное дело. Ему нужно воспринимать, а не оставаться без восприятий. Он должен понять, что он МОЖЕТ воспринимать и что его собственные восприятия действительны. Ему нужно смотреть, слушать, чувствовать, ощущать, интуитивно постигать свою собственную реальность и окружающий мир. Если он не делает этого, фасилитатор должен повести его, уговорить его, или добиться хитростью, чтобы он сделал это.
Когда клиент самостоятельно воспринимает, следующее дело—поощрить его осознавать, учиться и обнаруживать новое. Это значит, что он будет не только воспринимать, но и осознавать то, что воспринимает, извлекать из этого уроки, и будет расширять свое осознание с помощью приобретаемых знаний.
Путь может привести вас куда-то, если вы пойдете по нему. Тот, кто попал в интересное место, может показать свой путь другим, чтобы им было легче туда попасть. Следование по чьему-то пути может дать новые и неожиданные переживания.
Но люди разные. И чем большей свободы они достигают, тем более разными они становятся. Они по-разному реагируют на одни и те же указания, у них разные приоритеты, разные намерения.
Мы можем наметить программы процессинга как пути, которыми люди могут следовать. Это может быть ценной услугой, делая дорогу на более высокий уровень осознания простой и систематичной.
Но не нужно забывать, что всегда именно сама личность создает свои достижения. Все, что может сделать процессинг—это поощрить и попросить её измениться. Ничего не делается с клиентом как с объектом.
Подготовленная карта пути пригодна только настолько, насколько она воодушевляет каждого индивида самостоятельно продвигаться к более желательным для него состояниям.
Но люди разные. И чем большей свободы они достигают, тем более разными они становятся. Они по-разному реагируют на одни и те же указания, у них разные приоритеты, разные намерения.
Мы можем наметить программы процессинга как пути, которыми люди могут следовать. Это может быть ценной услугой, делая дорогу на более высокий уровень осознания простой и систематичной.
Но не нужно забывать, что всегда именно сама личность создает свои достижения. Все, что может сделать процессинг—это поощрить и попросить её измениться. Ничего не делается с клиентом как с объектом.
Подготовленная карта пути пригодна только настолько, насколько она воодушевляет каждого индивида самостоятельно продвигаться к более желательным для него состояниям.
Гипнотизируя пациентов, Милтон Эриксон использовал весьма схематизированные речевые шаблоны, иногда прибегая к необычным методам. Его словесные шаблоны были впервые описаны Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером в их книге «Шаблоны гипнотической техники Милтона Г. Эриксона, доктора медицины», в томе I.
Использование «Модели Милтона Эриксона» является предварительным условием эффективной гипнотической коммуникации. В настоящем приложении такие шаблоны изложены более схематически и в сокращенном виде для того, чтобы читатель мог практиковаться в использовании каждого такого шаблона по отдельности, что позволит ему впоследствии постоянно и систематически включать их в свое поведение.
Использование «Модели Милтона Эриксона» является предварительным условием эффективной гипнотической коммуникации. В настоящем приложении такие шаблоны изложены более схематически и в сокращенном виде для того, чтобы читатель мог практиковаться в использовании каждого такого шаблона по отдельности, что позволит ему впоследствии постоянно и систематически включать их в свое поведение.
Перед вами примерный транскрипт психотерапевтеческого сеанса. Мы хотим представить вам, каким образом работает мета-модель в наиболее ясном виде, ограничив действия терапевта во время сеанса только техниками, рекомендуемыми мета-моделью. Не следует думать, что ваше знание о дискретной коммуникации исчерпывает собой все необходимое для психотерапевта. В этом описании работа не представлена в окончательном виде, как она происходит на самом деле. С помощью этого описания мы хотим лишь дать вам возможность увидеть и почувствовать реализацию мета-модели в действии.
Мы хотим также, чтобы вы представили себе, каким образом включение мета-модели способно представить вам богатый набор возможных психотерапевтических решений. Комментарий предназначен для того, чтобы, во-первых, показать, как то, что делает психотерапевт, может быть четко представлено в терминах мета-модели. Во-вторых, предлагая вам комментарий в качестве одного из способов, позволяющих указать, как вербальное поведение можно понимать в терминах мета-модели, мы надеемся, что это позволит вам развить собственную интуицию так, чтобы описанное в комментарии как поэтапный процесс стало для вас непосредственным опытом
Мы хотим также, чтобы вы представили себе, каким образом включение мета-модели способно представить вам богатый набор возможных психотерапевтических решений. Комментарий предназначен для того, чтобы, во-первых, показать, как то, что делает психотерапевт, может быть четко представлено в терминах мета-модели. Во-вторых, предлагая вам комментарий в качестве одного из способов, позволяющих указать, как вербальное поведение можно понимать в терминах мета-модели, мы надеемся, что это позволит вам развить собственную интуицию так, чтобы описанное в комментарии как поэтапный процесс стало для вас непосредственным опытом
Основной формой переработки содержания в состоянии транса является рефрейминг.
Для того, чтобы осуществить переработку, не обязательно вводить клиента в формальное состояние транса. Однако это одна из возможных моделей, и действует она превосходно. Основные этапы переработки могут быть осуществлены также в ходе обычной беседы, с той лишь разницей, что, разговаривая, вы должны быть очень внимательны и замечать полученные вами реакции. В ходе обычной беседы вы получаете те же самые подсознательные реакции, что и в состоянии транса, но, как правило, такие реакции сменяются гораздо быстрее и заметить их бывает гораздо труднее.
Обычная переработка без возрастной регрессии- самый простой способ при работе с такими вещами. как курение, лишний вес и пр. При этом даже не обязательно вводить клиента в состояние транса, можно применять стандартную переработку. Это действует прекрасно. А уже потом вы вводите клиента в состояние транса и устраняете физиологические симптомы. Когда вы говорите: «У вас больше не будет вредной физиологической привычки», вы не говорите, как этого добиться. Может быть, некоторые из ваших клиентов и кажутся достаточно гибкими, чтобы самим найти такую возможность, но большинство людей на это не способны. Вы должны создать такую ситуацию, такой контекст, в котором ваш клиент сможет легко реагировать, не прибегая к своей привычке. Если вы сделаете это слишком прямолинейно, скорее всего вам не удастся вызвать нужную реакцию. Лучше всего сделать так, чтобы клиент по-настоящему гордился каждый раз, когда он отказывается от сигареты,- даже если он на самом деле не прочь выкурить одну. Вы можете создать контекст, в котором клиент будет реагировать естественным для него образом.
Для того, чтобы осуществить переработку, не обязательно вводить клиента в формальное состояние транса. Однако это одна из возможных моделей, и действует она превосходно. Основные этапы переработки могут быть осуществлены также в ходе обычной беседы, с той лишь разницей, что, разговаривая, вы должны быть очень внимательны и замечать полученные вами реакции. В ходе обычной беседы вы получаете те же самые подсознательные реакции, что и в состоянии транса, но, как правило, такие реакции сменяются гораздо быстрее и заметить их бывает гораздо труднее.
Обычная переработка без возрастной регрессии- самый простой способ при работе с такими вещами. как курение, лишний вес и пр. При этом даже не обязательно вводить клиента в состояние транса, можно применять стандартную переработку. Это действует прекрасно. А уже потом вы вводите клиента в состояние транса и устраняете физиологические симптомы. Когда вы говорите: «У вас больше не будет вредной физиологической привычки», вы не говорите, как этого добиться. Может быть, некоторые из ваших клиентов и кажутся достаточно гибкими, чтобы самим найти такую возможность, но большинство людей на это не способны. Вы должны создать такую ситуацию, такой контекст, в котором ваш клиент сможет легко реагировать, не прибегая к своей привычке. Если вы сделаете это слишком прямолинейно, скорее всего вам не удастся вызвать нужную реакцию. Лучше всего сделать так, чтобы клиент по-настоящему гордился каждый раз, когда он отказывается от сигареты,- даже если он на самом деле не прочь выкурить одну. Вы можете создать контекст, в котором клиент будет реагировать естественным для него образом.
Рефрейминг нередко называют переформированием. Переформировать означает взять прежний болезненный и нежелательный опыт или поведение и перекомбинировать его так, чтобы он оказался ценным и потенциально полезным. Говоря о своем желании измениться, чаще всего клиенты просят, чтобы терапевт каким-нибудь образом помог им избавиться от X. «Я хочу любить людей, но не могу, пока не буду им полностью доверять.» «Я больше не хочу себя чувствовать грустно.» «Если бы только я не злился...» В каждой фразе высказывается просьба о помощи в том, чтобы избавиться от каких-то постоянных аспектов поведения. Один хочет убрать подозрительность, другой- грусть, третий- злость, но сами по себе это не проблемы. Проблема состоит в том, как клиенты используют их в своей жизни. Главной посылкой любого терапевтического вмешательства является то, что ни эмоции, ни поведение сами по себе не могут быть плохими и хорошими; все они полезны, в соответствующем контексте.
Рефрейминг- специфический способ контакта с определенной долей/частью (за неимением лучшего термина) личности, которая порождает/блокирует некоторое поведение. Авторы метода делают это, чтобы найти «вторичную выгоду» данного фрагмента поведения и позаботиться о ней как об интегральной части процесса, порождающего изменения в данной области поведения.
Рефрейминг- специфический способ контакта с определенной долей/частью (за неимением лучшего термина) личности, которая порождает/блокирует некоторое поведение. Авторы метода делают это, чтобы найти «вторичную выгоду» данного фрагмента поведения и позаботиться о ней как об интегральной части процесса, порождающего изменения в данной области поведения.
Существует два типа метафор, и один из них основан на изоморфизме. Например, если к вам приходит женщина, у которой две дочери, ссорящиеся между собой, вы можете рассказать ей историю о садовнике, у которого в саду растут два розовых куста, причем кусты эти переплелись между собой. Применяя изоморфическую метафору для наведения измененных состояний, вы рассказываете историю, однозначно взаимосвязанную с тем, что происходит, и затем либо выводите из нее определенное решение, либо предусматриваете очень неопределенное, «разомкнутое» решение.
Существуют и метафоры другого типа, вызывающие реакции, которые на самом деле представляют собой исполнение указания сделать или не делать что-либо. Истории такого типа вызывают в клиенте реакции, не обязательно связанные с каким-либо событием из его личной жизни. Если у вас жизнерадостное настроение, можете рассказать клиенту историю вроде этой:
Существуют и метафоры другого типа, вызывающие реакции, которые на самом деле представляют собой исполнение указания сделать или не делать что-либо. Истории такого типа вызывают в клиенте реакции, не обязательно связанные с каким-либо событием из его личной жизни. Если у вас жизнерадостное настроение, можете рассказать клиенту историю вроде этой:
Порождающее изменение не подразумевает, что вы хотите бросить курить, сбавить вес или преодолеть свои недостатки. Это было бы уже исцеляющим изменением. Порождающее изменение предполагает, что вы хотели бы усовершенствоваться в чем-либо или научиться чему-то новому. Не ограничивайте себя привычными, надежными рамками. Вы умеете что-то делать хорошо- прекрасно! Вы могли бы без труда делать это еще лучше. Изменения такого рода не налагают никаких ограничений. Когда в человеке происходят порождающие изменения, он незаметно для себя справляется и с теми проблемами, которые требуют «исцеления».
Спросите себя: «Что именно может помочь клиенту делать Х еще лучше?» Отвечайте себе на этот вопрос очень обобщенно. Не забывайте, что имеете дело с гипнозом, будьте максимально осторожны со словами, особенно применяя некоторые выражения, широко используемые в других контекстах. В свое время энергетический кризис породил огромное количество гипнотических призывов экономить энергию, порождавших у людей, в свою очередь, вялость и медлительность. Если бы вы использовали слово «энергия» в качестве метафоры, обозначающей большую внутреннюю активность, это могло бы повлечь за собой неожиданные и неприятные последствия.
Спросите себя: «Что именно может помочь клиенту делать Х еще лучше?» Отвечайте себе на этот вопрос очень обобщенно. Не забывайте, что имеете дело с гипнозом, будьте максимально осторожны со словами, особенно применяя некоторые выражения, широко используемые в других контекстах. В свое время энергетический кризис породил огромное количество гипнотических призывов экономить энергию, порождавших у людей, в свою очередь, вялость и медлительность. Если бы вы использовали слово «энергия» в качестве метафоры, обозначающей большую внутреннюю активность, это могло бы повлечь за собой неожиданные и неприятные последствия.
Если вы уж добились измененного состояния у клиента, то каков наилучший способ использования такого состояния? Мы исходим из предположения, что вы внимательно следите за клиентом и сохраняете раппорт.
Основное полезное свойство измененного состояния сознания состоит в том, что вам уже не приходится бороться с системой ценностей клиента. Подсознание, так сказать, готово сделать все, что угодно, если оно организовано и проинструктировано надлежащим образом. Сознание же, напротив, постоянно вырабатывает предварительные суждения о том, что возможно, а что невозможно, вместо того, чтобы непосредственно пытаться с помощью действий определить, возможно это или нет. Сознание с его ограниченной системой ценностей, как правило, выносит чрезвычайно жесткие решения относительно того, что стоит попытаться сделать, а чего не стоит; набор возможных действий подсознания, напротив, весьма широк и разнообразен. В подсознании обычно отсутствуют ограничения такого рода.
Простейший способ утилизирования любого наведения заключается в том, чтобы дать клиенту ряд свободных от конкретного содержания инструкций, суть которых сводится к следующим требованиям: «научитесь чему-либо», «теперь изменитесь, станьте другим». Такие инструкции называются процессуальными, поскольку подобные требования очень точно определяют процесс, который должен произойти в личноста (изменение, решение проблем), но неопределенны во всем, что касается конкретного содержания. Остается неясным, что должно происходить, но точно определяется, как это должно происходить.
Основное полезное свойство измененного состояния сознания состоит в том, что вам уже не приходится бороться с системой ценностей клиента. Подсознание, так сказать, готово сделать все, что угодно, если оно организовано и проинструктировано надлежащим образом. Сознание же, напротив, постоянно вырабатывает предварительные суждения о том, что возможно, а что невозможно, вместо того, чтобы непосредственно пытаться с помощью действий определить, возможно это или нет. Сознание с его ограниченной системой ценностей, как правило, выносит чрезвычайно жесткие решения относительно того, что стоит попытаться сделать, а чего не стоит; набор возможных действий подсознания, напротив, весьма широк и разнообразен. В подсознании обычно отсутствуют ограничения такого рода.
Простейший способ утилизирования любого наведения заключается в том, чтобы дать клиенту ряд свободных от конкретного содержания инструкций, суть которых сводится к следующим требованиям: «научитесь чему-либо», «теперь изменитесь, станьте другим». Такие инструкции называются процессуальными, поскольку подобные требования очень точно определяют процесс, который должен произойти в личноста (изменение, решение проблем), но неопределенны во всем, что касается конкретного содержания. Остается неясным, что должно происходить, но точно определяется, как это должно происходить.
Если происходит что-либо значительное- в сознании (например, неожиданно сильная реакция со стороны клиента) или извне (внезапно хлопнула дверь или кто-нибудь прошел мимо и задел стул, на котором сидит клиент),- делать вид, будто ничего не произошло, не самый удачный выход из положения. В результате вы теряете доверие клиента и выходите из раппорта,- а между тем, клиент должен быть уверен, что вы способны заметить любое его переживание. Когда подобное происходит, вы должны немедленно инкорпорировать, то есть связать, объединить случившееся с тем, что вы говорили до этого, включить это в последующую вербализацию.
Например, клиенту помешал гул голосов, их «жужжание». Постройте фразу так: «Звук отдаленной беседы в комнате, может быть, напомнит вам приятный, теплый летний день. Слушая, как жужжат пчелы, вы лежите в прохладной траве и чувствуете тепло солнечного света на своем лице.» Таков один из способов инкорпорации. А вдруг окажется, что клиент/клиентка боится пчел и ярко покажет фобическую реакцию? Ведь вы никогда не знаете заранее, как подействует на человека та или иная метафора. Что ж, инкорпорируйте и эту реакцию «Но вы прекрасно знаете, что пчел этих здесь и в настоящий момент нет. Вы просто сидите в комнате, в удобном кресле...» Или сделайте так, чтобы клиент представил себя пчелой. Пусть он сам немного пожужжит. А почему бы и нет?
Например, клиенту помешал гул голосов, их «жужжание». Постройте фразу так: «Звук отдаленной беседы в комнате, может быть, напомнит вам приятный, теплый летний день. Слушая, как жужжат пчелы, вы лежите в прохладной траве и чувствуете тепло солнечного света на своем лице.» Таков один из способов инкорпорации. А вдруг окажется, что клиент/клиентка боится пчел и ярко покажет фобическую реакцию? Ведь вы никогда не знаете заранее, как подействует на человека та или иная метафора. Что ж, инкорпорируйте и эту реакцию «Но вы прекрасно знаете, что пчел этих здесь и в настоящий момент нет. Вы просто сидите в комнате, в удобном кресле...» Или сделайте так, чтобы клиент представил себя пчелой. Пусть он сам немного пожужжит. А почему бы и нет?