Рефрейминг

Наука » Психология » НЛП » Трансформация личности
Рефрейминг нередко называют переформированием. Переформировать означает взять прежний болезненный и нежелательный опыт или поведение и перекомбинировать его так, чтобы он оказался ценным и потенциально полезным. Говоря о своем желании измениться, чаще всего клиенты просят, чтобы терапевт каким-нибудь образом помог им избавиться от X. «Я хочу любить людей, но не могу, пока не буду им полностью доверять.» «Я больше не хочу себя чувствовать грустно.» «Если бы только я не злился...» В каждой фразе высказывается просьба о помощи в том, чтобы избавиться от каких-то постоянных аспектов поведения. Один хочет убрать подозрительность, другой- грусть, третий- злость, но сами по себе это не проблемы. Проблема состоит в том, как клиенты используют их в своей жизни. Главной посылкой любого терапевтического вмешательства является то, что ни эмоции, ни поведение сами по себе не могут быть плохими и хорошими; все они полезны, в соответствующем контексте.

Рефрейминг- специфический способ контакта с определенной долей/частью (за неимением лучшего термина) личности, которая порождает/блокирует некоторое поведение. Авторы метода делают это, чтобы найти «вторичную выгоду» данного фрагмента поведения и позаботиться о ней как об интегральной части процесса, порождающего изменения в данной области поведения.

«Часть»- своего рода метафора, способ говорить о некотором аспекте вас, выражающем себя в способности к какой-либо деятельности. Части обычно возникают из того, чему вы обучаетесь в опыте, и когда появляется нечто соответствующее этому опыту. они выражают себя. У каждой есть своя цель и функция. Падение на лед вызывает боль, и из этого опыта создается осторожная часть (нередко визуальная по природе), чтобы защитить нас. Все части присутствуют в нас для нашего блага и являются ресурсами, если мы научимся их использовать,- чем и занимается рефрейминг. Это процесс, в течение которого человек учится сознавать собственные внутренние процессы: визуализацию, внутренний диалог, ощущения и прочее; понимать, каким целям они служат, и использовать их, чтобы добиться изменений, желательных для ваших теперешних потребностей.

Существует два различных типа рефрейминга: шестишаговый и контекстуальный. Суть шестишагового рефрейминга- разведение намерения и поведения, направленного на его реализацию. Вы сможете найти новые, более приемлемые способы удовлетворения той же потребности, реализации того же самого намерения.

Пошаговая техника рефрейминга может быть интегрирована в поведение клиента, так что он сможет совершать изменения личности без потребности в терапевте. Если другие терапевтические методы или методы разрешения конфликтов работают с содержанием индивидуальных проблем, эта техника реорганизует внутренний процесс человека, создавая интегрированные процессуально-ориентированные ресурсы, которые могут быть применены к любому типу внутреннего конфликта. Это достигается благодаря максимальному использованию ресурсов и свободному потоку коммуникации внутри человека. Мы называем такого реорганизованного человека творческим (креативным). Он способен создавать новое поведение или даже новую реорганизацию себя, если возникают потребности или желание.

В сравнении с другими терапевтическими моделями (которые большей частью имплицитно являются методами такой организации человека, чтобы сложность поведения упростилась и терапевт мог более успешно справиться с заданием), рефрейминг- это метод, «организующий организацию» человеческой системы. Терапевтические модели, которые добиваются определенного изменения или разрешения определенного конфликта, игнорируют возможность конструктивной и творческой системы, которая может разрешить будущие конфликты и породить будущие изменения сама. В рефрейминге изменение или разрешение определенного конфликта достигается посредством процесса, который может быть обобщен, перенесен на другие контексты и интегрирован в текущее поведение человеческой системы, будь то индивидуум, пара или любой другой вид человеческой организации.

Шесть последовательных шагов рефрейминга:

1. Идентифицируйте стереотип Х, подлежащий изменению. Это может быть физиологический симптом, неконтролируемое действие, любое поведение, которое мешает клиенту или не даст ему вести себя желательным образом.

2. Установите коммуникацию с частью личности, ответственной за этот стереотип.

а) «Будет ли часть моей личности, ответственная за стереотип X, коммуницировать со мной на уровне сознания?»

Этот шаг начинает постройку моста между сознательными и бессознательными процессами. Клиент использует внутренний диалог, чтобы спросить: «Хочет ли часть меня, порождающая это поведение, говорить со мной?»

Здесь заключено одно положение, которое вы можете открыто представить клиенту; во всяком случае, имейте его в виду. Это может звучать так: «Я уважаю ту часть вашей личности, что отвечает за стереотип X, снова и снова появляющийся в вашем поведении. Вы оказались здесь. Вы можете делать и успешно делаете многое в своей жизни. Я убежден, что та часть вашей личности, которая запускает в действие стереотип Х (даже вопреки вашей сознательной оценке), пытается сделать нечто полезное для вас. Я не буду вводить никаких изменений, пока эта часть вашей личности не придет к убеждению, что ей нужны изменения, как и всей вашей целостной личности.»

В девяноста девяти случаях из ста, когда человек хочет измениться и приходит к вам за помощью, тут есть диссоциация, конфликт между его осознанными желаниями и подсознательным набором программ. Подсознание знает гораздо больше о его потребностях, нежели сознание, и несомненно больше, чем вы можете узнать извне. Au немедленно объединяетесь с подсознанием- и это фактически все. что вы делаете Один из способов- прямо сказать: Видите, я не собираюсь разговаривать с вашим сознанием. Я говорю с той частью, которая отвечает за этот стереотип поведения. Будет происходить некоторое действие. Я собираюсь в нем выполнять роль консультанта.»

Итак, на этом шаге клиент обращается внутрь себя и задает сформулированный выше вопрос. Если он вместо этого скажет: «Это смешно, я этого делать не буду», вероятны две причины. Во-первых, вы могли недостаточно приспособиться к клиенту. Любой технике предшествует контакт, раппорт, отражение. Во-вторых, вы можете воспринять это как сигнал, что вы достигли той части, с которой хотели бы общаться.

Задав вопрос, клиент проявляет внимание к любой своей реакции:

звукам, картинам, ощущениям. Он не должен пытаться влиять на процесс. Часть Х даст знать о себе по одному из сенсорных каналов. Ему просто надо быть достаточно сенситивным. Вы наблюдаете за невербальными поведенческими реакциями, которых клиент может и не заметить.

Здесь не рекомендуется метакомментирование. Если вы всегда можете получить ответ еще до того, как клиент его произнесет, вы имеете действительно мощный канал связи с подсознанием, что позволяет осуществить убедительную проверку на конгруэнтность. Важно знать, совпадает ли наблюдаемый вами невербальный ответ с сознательным. Спросите: «Что вы переживали после того, как задали себе вопрос?» Не исключено, что вы получите номинализацию типа «неловкость», «испуг», «смущение». Уточните, что это было за переживание: «Как вы узнали о том, что испуганы?» Выясните (если реакция кинестетическая), были ли изменения локализованы в какой-то части тела, сопровождались ли они изменениями температуры.

В процессе рефрейминга не привязывайтесь к словам, они слишком подвержены влиянию сознания. Невербальный сигнал хорош тем, что непроизволен. Вы можете проверить это, попросив клиента вызвать полученную им реакцию сознательно. Вряд ли он сможет это сделать. Вот хороший способ убедить человека в том, что он коммуницирует с такой своей частью, которая обычно находится вне сознания:

б) Установите значение сигналов «да» и «нет».

Итак, был задан вопрос, требующий ответа «да-нет», и вы пока не знаете, что обозначает ответное ощущение. Часто на сознательном уровне не знает и клиент.

Обратите внимание на парадоксальную природу просьбы, предъявляемой на втором шаге. Любой сигнал, который мы можем получить, является ответом на уровне сознания. Даже если часть Х скажет: «Нет, я не хочу», это все равно будет коммуникацией на уровне сознания.

Когда ответ «нет», его можно понять так: намерение части Х не состоит в том, чтобы отказываться от общения на уровне сознания. Это означает, что она, эта часть, не хочет сообщать сознанию содержание информации. Фактически подсознание обязано не допускать в сознание ту информацию, с которой оно не может справиться.

Постарайтесь сделать коммуникацию однозначной. Это может быть достигнуто пониманием интенсификации реакции как «да» и уменьшения как «нет». Если проблемное поведение- симптом, то использование его самого как средства коммуникации наиболее эффективно.

Таким образом, клиент установил внутренний канал коммуникации, позволяющий ему получать однозначные ответы от части Х. Из этой точки вы можете сделать что угодно.

3. Разведите поведение (стереотип X) и намерение соответствующей части. Когда коммуникация установлена, задача состоит в том, чтобы обнаружить намерение, стоящее за поведением.

а) «Не хотите ли вы дать мне знать на уровне сознания, что вы хотите для меня сделать с помощью стереотипа X? »

Снова обратившись внутрь себя, клиент задает вопрос и ждет сигнала «да-нет».

б) Получив ответ «да», попросите сообщить о намерении на уровне сознания.

в) Приемлемо ли это намерение для сознания? Если вы вообще не получаете ответа, ваш клиент, по всей вероятности, мертв. Но если он не получает ответа, убедительного для него, объединитесь с его подсознанием и скажите: «Смотрите, эта часть вашей личности не хочет общаться с вами. Я согласен с ней, так как я тоже не хотел бы с вами общаться. Вы еще не поняли, что она сделала для вас что-то жизненно важное. Она оказывает вам услугу, а вы проводите время в борьбе с собственными внутренними процессами. Я хочу поблагодарить ее. А вы, я думаю, должны перед ней извиниться.»

Если определенная часть организует свое поведение таким образом, чтобы достигать конкретной цели, а вы постоянно препятствуете ей в этом, борьба может настолько поглотить часть X, что она забудет, зачем начала это делать. Вам случалось в пылу спора, в азарте аргументов забыть, зачем вообще вы вовлеклись в этот спор?

Что касается приемлемости для сознания, то иногда вы можете получить такой ответ: «Нет, я ни за что этого не сделаю. Я не позволю сознанию узнать это. Я могу изменить любую реакцию, но информировать сознание я не буду.» Но люди меняются. В любом случае изменения обычно происходят на уровне подсознания.

Даже когда часть Х не хочет информировать сознание о своих намерениях, это вам ничуть не помешает продвигаться дальше. Вы просите ее прямо пойти к творческой части и получить от нее вариант поведения. В сущности, именно информирование сознания обо всем и делает психотерапию такой затяжной. Сознание не имеет значения- если только вы не собираетесь писать книги, где моделировалось бы ваше поведение. При коммуникации лицом к липу, неважно, внутренней или внешней, в сознании вы не нуждаетесь.

Если подсознание не хочет раскрывать своих намерений, скажите что-то вроде: «Даже в том случае, если Х является стереотипом. который вы непременно хотите изменить, эта часть вашей личности имеет позитивные намерения. Не могли бы вы в это поверить? Заставляя вас делать X, она старается сделать для вас как для целостной личности что-то полезное. Если вы сможете принять это, то давайте оставим содержание неосознанным и скажем: «О'кей, я верю, что у вас хорошие намерения. Я не нуждаюсь в рассмотрении и оценке ваших намерений, поскольку делаю допущение, что вы действуете в моих самых горячих интересах.» Теперь переходите к четвертому шагу.

Допустим, клиент получил сознательное понимание намерений. Чтобы узнать, приемлемо ли оно для сознания, спросите клиента: «Действительно ли вы хотели бы, чтобы эта часть вашей личности заботилась о вас в таком плане? Вам не нравится способ, которым это осуществляется, то есть стереотип X, но согласны ли вы с намерением этой части?» Утвердительный ответ свидетельствует о конгруэнтности между намерением подсознательной части и его оценкой со стороны сознания. Это означает, что можно приступить к четвертому шагу.

4. Создайте новые стереотипы поведения, которые реализовали бы данное намерение. На уровне подсознания часть Х сообщает о своем намерении творческой части и выбирает три варианта из тех, которые генерирует творческая часть. Каждый раз, делая выбор, она подает сигнал «да». Здесь создаются новые варианты поведения, более эффективные, чем X; они будут реализовывать то же намерение, одновременно соответствуя требованиям сознания.

Прежде всего, естественно, вам нужно выяснить у клиента, есть ли у него такая часть, которую он рассматривает как творческую. Если он отвечает «нет» или «я не знаю»- создайте ее. Есть очень легкий способ. Вы говорите: «Вспомните пять ситуаций из вашей жизни, когда вы вели себя очень эффективно и творчески, не имея представления о том, что вы делаете и как.» Пока он думает об этих пяти ситуациях, вы закрепляете его реакции с помощью якоря. Теперь вы имеете прямой доступ к креативности клиента. Если он утверждает, что никогда не был творческим, спросите, кого он считает творческим человеком. Пусть клиент представит его аудиально и визуально, а затем попросит создать три лучших способа выполнения намерения. Разумеется, ответы порождаются внутренними процессами клиента, а этот прием служит средством обойти чувство «я этого не могу». Или же спросите: «Есть у вас часть, которая строит планы? Заставьте ее выдать три новых способа, с помощью которых вы могли бы спланировать новое поведение.» Слово «творческий»- лишь один из множества способов организовать свою работу. Когда терапевт сам предлагает альтернативы- наименее желательная, но все же возможная стратегия.

Единственный способ, с помощью которого вы можете зайти в тупик, осуществляя рефрейминг и подобные ему процессы,- это не гибкость.

Справившись с таким затруднением, буде оно у вас появится, вы на четвертом шаге сообщаете клиенту, что он должен побудить творческую часть генерировать новые способы реализации намерения. Она выдаст пять, десять или шестьдесят способов, но сделает это совершенно безответственно: процесс генерирования способов без всякой оценки того, будут ли они срабатывать.

Пусть клиент обратится внутрь себя и спросит творческую часть, хочет ли она сделать это. Получив ответ «да», дайте ей команду начать. Из множества способов часть Х выберет те, что по ее мнению столь же эффективны, как и стереотип X, в плане достижения той же цели, но лучше- чтобы они были еще эффективнее.

А что, если часть Х не поможет выбрать три новых способа и скажет: «Нет я не стану этого делать?»

Дословный ответ, полученньй по этому поводу участниками семинара: «Тогда вы можете сказать «Глупая, я предлагаю тебе способы, гораздо более эффективные, чем Х, а ты говоришь «нет»! Ты что, совсем спятила?» Я говорю серьезно. Это прекрасно работает, тогда вы получите реакцию! Но это лишь один возможный маневр. Существует множество других: «Так значит вам очень нравится вся эта напрасная трата энергии, которой вы занимаетесь там внутри?» Используйте любой стереотип вашего поведения, подходящий к ситуации. Другой вариант. Допустим, часть Х дала отрицательный ответ на вопрос, получила ли она три новых способа поведения от творческой части. И вы несколько растеряны.

Неважно, получили вы «да» или «нет». Важно, что один из них получен. Сигналы «да» и «нет» нужны для того, чтобы отвлечь сознание клиента. Получив «нет» предложите другой способ. «Тогда обратитесь к своей отклоняющейся части и скажите ей, чтобы она объединилась с творческой частью и обманом заставила ее генерировать новые выборы.» Не имеет значения, что вы здесь сделаете.

5. Спросите часть, ответственную за стереотип Х, возьмет ли она на себя ответственность за то, чтобы в адекватной ситуации реализовывать новые варианты поведения.

а) Пусть первоначально клиент спросит, согласна ли часть X, что три новые возможности не менее эффективны, чем первоначальное нежелательное поведение. Если часть Х не соглашается с этим, пусть клиент попросит ее пойти к творческой части и поработать с ней вместе, чтобы предложить лучшие возможности.

б) Получив ответ «да» (используя ранее установленный способ коммуникации), клиент спрашивает часть X, берет ли она на себя ответственность за то, что эти варианты реально проявятся в его поведении, когда такая необходимость будет.

Если часть отказывается взять на себя ответственность, это означает, что где-то была допущена ошибка, неточность. Ведь эта же самая часть Х согласилась с эффективностью новых способов. Вы получили указание, что каналы коммуникации где-то искажены. В крайнем случае, найдите часть, которая согласится принять ответственность.

6. Экологическая проверка. «Есть ли какие-то части моей личности, которые возражают против трех выбранных вариантов поведения?» Получив ответ «да», вернитесь к шагу 2.

Экологическая проверка- это наше открытое признание, что каждый из нас является сложным сбалансированным организмом. Осуществить изменение достаточно просто, но при этом нельзя не позаботиться о том, как отзовется изменение на других частях опыта и поведения клиента.

На этом шаге клиенту нужно, во-первых, поблагодарить часть Х за всю работу, проделанную ею для него.

Затем предложите ему спросить, не возражает ли какая-нибудь часть его против результата переговоров. Ответ, как и в шаге 2, может быть получен в визуальной, аудиальной, кинестетической системе, и клиент должен быть внимателен к своим ощущениям. Тщательно проверьте, нет ли возражений. Если есть, циклически вернитесь к осуществлению процесса, определив возражение, отделив намерение от самого возражения, и так далее по всем шагам. Если какая-то часть возражает, то обычно она использует другой сигнал. Сигнал этот может быть в той же самой системе, но в другой части тела. Если вдруг возникает напряжение в плечах, вы говорите: «Хорошо, мое сознание ограничено. Нельзя ли увеличить напряжение, если возражения есть, и уменьшить, если их нет?» Если возражения есть, это прекрасный результат. Это означает, что есть другая часть, другой ресурс, который может быть использован для того, чтобы совершить это изменение. Вы снова на шаге 2, откуда повторяете весь процесс.

Когда экологическая проверка показывает отсутствие возражений, процесс завершен.

«Обычно,- говорят Гриндер и Бэндлер,- мы фиксируем первый набор из трех новых вариантов и просим возражающую часть найти альтернативные варианты поведения, не вмешиваясь в первый набор вариантов. Но можно также попросить обе части объединиться и обратиться к творческой части с тем, чтобы она сформировала новые варианты, приемлемые для обеих частей.

Экологическая проверка имеет огромное значение. Многие терапевты, успешно проделав свою работу, видят, что клиент конгруэнтен,- в кабинете. Когда же он его покидает, может проявиться какая-то часть его личности, которая знает, что изменившись, он может испортить отношения с кем-нибудь и т.п. Бывают люди, тихие как мышки, затем проходят тренинг самоутверждения и становятся агрессивными настолько, что жена или муж оставляют их, а друзья перестают с ними разговаривать. Они орут на окружающих и прекрасно самоутверждаются, но друзей у них не остается. Это- полярное изменение, колебание маятника в противоположную сторону. Экологическая проверка- это способ убедиться, что новый вариант поведения не будет мешать ни одной части личности вносить свой позитивный вклад в личность в целом. Конечно, единственная реальная проверка осуществляется в опыте, но это лучшее, что вы сможете сделать, если хотите убедиться в работоспособности новых вариантов поведения.

Обычно человек ведет себя по-новому где-то в течение недели, прежде чем замечает это. Он просто не думает о своей (например) фобической реакции, которой больше нет. Люди склонны открывать изменения позже.

А как поступить, если через некоторое время клиент снова обнаружит стереотип X?

Это сигнал к тому, чтобы вы вернулись к этому процессу и создали новые варианты.

Регрессия к старому- это не сигнал неудачи, а сигнал некомпетентности, и вы можете вернуться назад и зафиксировать это. Переформирование сработает; авторы метода гарантируют вам, что поведение клиента изменится. Если оно стало через 6-7 недель прежним, значит, новые способы поведения менее эффективны, чем X. Тогда он снова проходит через весь процесс, находит вторичную выгоду и создает новые способы достижения этой выгоды.

Если вы не сделаете симптом сигналом к повторению процесса и не скажете об этом открыто, то осознание клиента всегда назовет новое появление симптома «неудачей». Когда же симптом идентифицируется как сигнал, клиент уделяет этому внимание как сообщению.

Вероятно, он всегда был сообщением, но клиент никогда не рассматривал его с такой точки зрения. Поступая таким образом, он приобретает механизм обратной связи.

«Всю работу клиент делает сам,- утверждают Гриндер и Бэндлер.

Он является своим собственным терапевтом, своим гипнотизером. Мы напрямую коммуницируем только с его сознанием и даем инструкции, как должен протекать процесс. Он сам отвечает за установление и поддержку эффективной коммуникации с теми частями личности, которые он хочет изменить. И конечно, если он научится, то сможет делать это сам. В этом процессе в клиента встраивается автономия.»

Еще одно преимущество рефрейминга перед обычными психотерапевтическими и гипнотическими техниками заключается в том, что он предоставляет клиенту гораздо большую свободу выбора реагирующей сигнальной системы. Эта техника также делает возможным использование сигналов, которые не могут быть продублированы сознанием, но сам принцип, сам прием остается тем же, что при использовании пальцевых сигналов. При использовании естественной системы сигналов каждая часть может выбирать себе свой канал, и не надо все части загонять в один канал.

Ну что было бы, если бы клиент одновременно почувствовал потение ладоней, щекотание в правой ноге, услышал бы звук мчащейся машины и увидел какие-то образы? Все это были бы ответы на вопрос? Возможная реакция: «Я рад, что столько частей сразу активно заботятся о вас! Чтобы это все работало, обратитесь внутрь себя и поблагодарите их за все эти ответы. Попросите их быть очень внимательными к происходящему. Сначала возьмем потение ладоней и разберемся с этой частью.» Заверьте все другие части, что никаких поведенческих изменений не произойдет, пока не будет проделана тщательная экологическая проверка и вы не будете убеждены в том что все части согласны с изменением.

Разумеется, вы как терапевт должны быть весьма внимательны к невербальным реакциям клиента. Получив сенсорный сигнал, значение которого вам неясно, обязательно проверьте его тем же методом. Например «Я заметил сведенные брови. Это может быть признаком как напряжения так и сосредоточенности. Я хотел бы знать, чего именно.» Это займет у вас не более ЗО секунд. Скажите клиенту, чтобы он обратился внутрь себя к той части, которая свела брови, и попросите сделать ответ более интенсивным, если это напряжение и менее интенсивным, если сосредоточенность. Вы получите непосредственный ответ без всяких галлюцинаций. Вы не должны галлюцинировать, угадывать. У вас есть система, позволяющая получать прямые сенсорные сигналы в ответ на ваши вопросы.

С помощью рефрейминга вы устанавливаете внутреннюю коммуникационную систему, достаточно четкую и изощренную. Если у вас такая система есть, проверьте себя внутренне, чтобы убедиться в том, что все части вашего Я конгруэнтны, и тогда можете проделать с собой процедуру рефрейминга. Если будут какие-то колебания, рефрейминг поможет вам достичь конгруэнтности, внутреннего согласия.

Посредством рефрейминга вы создаете подсознанию необходимое многообразие поведения. Раньше оно имело только один способ достижения своей цели. Теперь оно имеет по крайней мере четыре. Сознательную часть вы можете игнорировать. Для некоторых людей очень важно быть убежденными в том, что они сознательно контролируют свое поведение. Это называется «формой нездоровья».

Для вас важно воспринимать только реакции, а не интерпретации сознательной части. Если выбудете воспринимать интерпретации, то будете испытывать ту же трудность, что и клиент- путать подсознательное намерение и сознательное понимание. Заняв чью-то сторону, вы обязательно проиграете, если только не займете сторону подсознания, потому что оно выигрывает всегда.

Занимаясь перепросмотром по дону Хуану, человек находится в новом состоянии сознания, у него есть новый ресурс, он спокоен, расслаблен. В силу этого он, перепросматривая (возможно и скорее всего, не единожды) события своей жизни, снимает со своего подсознания груз отрицательных эмоций. В результате уменьшается его сопротивление, и он в состоянии легко вспоминать свои сны, ему проще заниматься тренировкой внимания в сновидении. Т.е. перепросмотр имеет отношение к искусству сновидения большее, чем к сталкингу. В отличие от рефрейминга, новое отношение к событию не обязательно интегрируется в поведение. Вполне вероятно, что при реальном повторении подобного события отрицательное переживание снова возникнет, но в данном случае это не имеет значения- груз прошлых отрицательных эмоций все равно снят.

Система дона Хуана отнюдь не отрицает существования бессознательного и подсознательного, т.е. тех областей психического, что существуют помимо актуального бодрствующего сознания. Но использование этих понятий и внимание к ним не является необходимостью в его системе. Ему вполне достаточно тоналя и нагуаля. Ему совершенно ясно, что практически все, наличествующее в бессознательном и подсознательном- куча мусора, поскольку далеко от истинного понимания реальности (почему и необходимо перепросматривать решительно все события жизни без разбора); это плод колоссального галлюцинирования, будь то явь, сон, бред или что-нибудь еще. Его цель- приблизиться к истинному пониманию и восприятию реальности, в связи с чем нужно выйти за пределы названных психических структур.

И НЛП-исты не противоречат (как можно подумать) сами себе, привычно иронизируя над традиционным психоанализом и в то же время конгруэнтно употребляя слова «подсознательное» и «бессознательное». Ими ничуть не отрицается существование последних, ибо оно ясно и ежу, и бывшему советскому психологу, который в большинстве своем пытался когда-то, давным-давно, усиленно делать вид, что их нет. НЛП-исты иронизируют над метафизическими мифологизированиями психоаналитиков вокруг этих вещей, в ущерб живому и ценному опыту, с которым психоаналитики не работают, а работают вот с этими своими построениями, за которыми леса не видят. Психоаналитик расчистит вам какой-нибудь пятачок, выдернет камушек- и нет никакой гарантии, что на вашу голову не обрушится горный обвал весьма неприятного свойства.

Рефрейминг- метод выбора при лечении любого психосоматического симптома. Вы можете принять, что любой физиологический симптом является психосоматическим, и тогда применить рефрейминг, убедившись в том, что человек уже использовал все ресурсы медицины. Мы принимаем утверждение о том, что все болезни- психосоматические. В действительности мы не верим, что это правда. Но если мы будем действовать так, как если бы это было правдой, то приобретем такие способы адекватного и эффективного реагирования на людей, чьи трудности не осознаются врачами как психосоматические, что сможем им помочь. НЛП-исты часто добивались изменений при работе n афаитиками и паралитиками, у которых стоит диагноз органического заболевания головного мозга, и в клинических описаниях нет и намека на историю. Вы можете говорить об этом так, как если бы люди притворялись, что их изменили, но пока они притворяются эффективно всю жизнь, этого совершенно достаточно.

Это вполне групповой метод. Когда вы проводите рефрейминг, то 70-80 процентов времени находитесь в одиночестве, ожидая, пока клиент получит ответ. Пока он это делает, вы можете начать работать с кем-то еще. Психотерапевт работает одновременно с десятью-пятнадцатью людьми. Единственное ограничение тут в том количестве сенсорного опыта, на которое вы в состоянии одновременно реагировать. Эти ограничения можно частично снимать посредством совершенствования вашего сенсорного аппарата.

Можно делать это в группе, проводя через каждую ступень всю группу сразу. «Каждый что-то идентифицировал. Каждый обращается внутрь себя. Что вы получили?» «Я получил ощущение.» «Идентифицируйте его, если оно означает «да». А что вы получили?» «У меня звуки.» «Пусть они зазвучат громче. А вы?» «У меня- картина.» «Сделайте ее ярче.» А кто-то может подождать. Этот подход легче применять, если группа у вас гомогенная.

Таким образом, рефрейминг хорошо срабатывает не только с отдельным клиентом, но и с супружеской парой, в семье, в организации, поскольку каждая из этих структур- система, чьи части могут быть приведены к согласию.

Лесли Кэмерон считает, что есть основания отличать контекстуальный рефрейминг как отдельную разновидность этой техники.

Предполагается, что всякое поведение может быть полезно в каком-нибудь контексте. Задача состоит в том, чтобы найти контекст, в котором поведение является подходящим, и затем прикрепить поведение к этому контексту. Технические шаги те же, что и в шестишаговом рефрейминге, за исключением того, что шаг 3- в данном случае установление подходящего контекста, а шаг 4 необходим, только если часть, порождающая поведение, не знает никакого подходящего контекста. Здесь может быть вызвана творческая часть, чтобы создать его. На шаге 5 часть принимает на себя ответственность за порождение поведения только в соответствующем контексте.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.