Если происходит что-либо значительное- в сознании (например, неожиданно сильная реакция со стороны клиента) или извне (внезапно хлопнула дверь или кто-нибудь прошел мимо и задел стул, на котором сидит клиент),- делать вид, будто ничего не произошло, не самый удачный выход из положения. В результате вы теряете доверие клиента и выходите из раппорта,- а между тем, клиент должен быть уверен, что вы способны заметить любое его переживание. Когда подобное происходит, вы должны немедленно инкорпорировать, то есть связать, объединить случившееся с тем, что вы говорили до этого, включить это в последующую вербализацию.
Например, клиенту помешал гул голосов, их «жужжание». Постройте фразу так: «Звук отдаленной беседы в комнате, может быть, напомнит вам приятный, теплый летний день. Слушая, как жужжат пчелы, вы лежите в прохладной траве и чувствуете тепло солнечного света на своем лице.» Таков один из способов инкорпорации. А вдруг окажется, что клиент/клиентка боится пчел и ярко покажет фобическую реакцию? Ведь вы никогда не знаете заранее, как подействует на человека та или иная метафора. Что ж, инкорпорируйте и эту реакцию «Но вы прекрасно знаете, что пчел этих здесь и в настоящий момент нет. Вы просто сидите в комнате, в удобном кресле...» Или сделайте так, чтобы клиент представил себя пчелой. Пусть он сам немного пожужжит. А почему бы и нет?
Вполне пригоден и другой метод инкорпорации. Например: «И громкий стук захлопнувшейся двери (крики, стрельба, звук падающего тела- всякое бывает!), который вы только что слышали, ничуть не мешает вам чувствовать себя еще свободнее и удобнее, сидя в кресле и слушая звук моего голоса.» Сначала следует просто констатировать происшедшее, а затем связать это с нужной реакцией.
Теперь о том, что касается сильных внутренних реакций. Когда вы изменяете чье-либо состояние и тем самым делаете доступной систему представлений, хранящуюся в подсознании, может случиться так, что вы получите интенсивную негативную реакцию. Она появляется у некоторых людей, когда они входят в транс. В истории гипноза факт повторного переживания болезненных, невыносимых воспоминаний наблюдался столь часто, что получил специальное обозначение- абреакция. С точки зрения НЛП абреакция- просто наиболее естественная реакция на внезапное вскрытие системы представлений, содержащей невыносимый или мучительный материал из прошлого.
Что же делать в том случае, если у кого-либо возникает абреакция? Например, клиент внезапно разразился слезами. Если вы сохранили бдительность на сенсорном уровне, вы тотчас заметите это. (Это уже прямое издевательство автора над читателем. Когда клиент «разражается» слезами, это можно заметить и без специальной бдительности.) Но что делать в такой ситуации?
Сначала вы подстраиваетесь. Вы говорите: «Вы испытываете ощущения неудобства, стеснения, ощущения эти весьма неприятны для вас.» В ходе подстройки вы замечаете реакцию клиента. Он не будет сопротивляться, так как вы всего лишь подтверждаете его собственное переживание. Вы продолжаете словесную подстройку с помощью утверждений, связанных с переживаниями клиента: «Вы плачете... и это говорит об огорчениях и неприятностях, пережитых вами в прошлом... все это очень огорчает вас. Но если уж вы вспомнили... именно эти ощущения, и они снова вернулись и причиняют вам боль... я хотел бы напомнить вам о том... что каждый из нас в нашей личной жизни имел много, очень много переживаний, и некоторые из них можно назвать неприятными... Такие неприятные переживания часто становятся основой... для проявляющихся впоследствии способностей ... и навыков... которые не могут развить в себе люди... никогда не отваживавшиеся на подобные переживания... Это даже приятно- иметь неприятные переживания... если они вполне реализованы... так, что вы вполне благополучно пережили все эти неприятности, и они составили солидную базу переживаний, с помощью которой вы можете развить в себе более успешное поведение в настоящем.»
Итак, после подстройки вы делаете то, что называется переработкой содержания. Сказанное выше изменило смысл того, что произошло. Даже если имеют место неприятные переживания, теперь они воспринимаются как основа для знаний и навыков.
Если для вас удобнее придерживаться предельно общих выражений, можно сказать так: «У вас очень сильная реакция.» Такая подстройка всегда очень удовлетворительна. Вы ничего не говорите о том, было ли данное переживание положительным или отрицательным. Вы только констатируете факт наличия переживания.
Возникновение абреакции не означает, что вы действуете неправильно. Напротив, она дает возможность выйти на мощные положительные переживания в самом начале наведения транса.
И, кроме того, имейте в виду: когда человек впервые переходит в состояние транса, часто наблюдается расслабление мышц, сопровождающееся увеличенной увлажненностью глаз, даже некоторым количеством слез. Не галлюцинируйте. Это в равной степени может означать, и что клиент на самом деле испытывает огорчение, или же это просто явления, сопутствующие релаксации. Не пытайтесь проникнуть в конкретное содержание, подмечайте простые, очевидные факты: «И по мере того, как слезы стекают по вашим щекам, вы испытываете все большее чувство уюта и безопасности, сознаете, что находитесь под надежной защитой». Конечно, между слезами, стекающими по щекам, и ощущением безопасности и уюта нет никакой обязательной связи. Однако, начиная немедленно высказывать достоверное описание, основанное на сенсорных впечатлениях, и связывать его с той реакцией, которую вы хотите получить, вы используете происходящее для того, чтобы вести клиента в желательном для вас направлении.
Например, клиенту помешал гул голосов, их «жужжание». Постройте фразу так: «Звук отдаленной беседы в комнате, может быть, напомнит вам приятный, теплый летний день. Слушая, как жужжат пчелы, вы лежите в прохладной траве и чувствуете тепло солнечного света на своем лице.» Таков один из способов инкорпорации. А вдруг окажется, что клиент/клиентка боится пчел и ярко покажет фобическую реакцию? Ведь вы никогда не знаете заранее, как подействует на человека та или иная метафора. Что ж, инкорпорируйте и эту реакцию «Но вы прекрасно знаете, что пчел этих здесь и в настоящий момент нет. Вы просто сидите в комнате, в удобном кресле...» Или сделайте так, чтобы клиент представил себя пчелой. Пусть он сам немного пожужжит. А почему бы и нет?
Вполне пригоден и другой метод инкорпорации. Например: «И громкий стук захлопнувшейся двери (крики, стрельба, звук падающего тела- всякое бывает!), который вы только что слышали, ничуть не мешает вам чувствовать себя еще свободнее и удобнее, сидя в кресле и слушая звук моего голоса.» Сначала следует просто констатировать происшедшее, а затем связать это с нужной реакцией.
Теперь о том, что касается сильных внутренних реакций. Когда вы изменяете чье-либо состояние и тем самым делаете доступной систему представлений, хранящуюся в подсознании, может случиться так, что вы получите интенсивную негативную реакцию. Она появляется у некоторых людей, когда они входят в транс. В истории гипноза факт повторного переживания болезненных, невыносимых воспоминаний наблюдался столь часто, что получил специальное обозначение- абреакция. С точки зрения НЛП абреакция- просто наиболее естественная реакция на внезапное вскрытие системы представлений, содержащей невыносимый или мучительный материал из прошлого.
Что же делать в том случае, если у кого-либо возникает абреакция? Например, клиент внезапно разразился слезами. Если вы сохранили бдительность на сенсорном уровне, вы тотчас заметите это. (Это уже прямое издевательство автора над читателем. Когда клиент «разражается» слезами, это можно заметить и без специальной бдительности.) Но что делать в такой ситуации?
Сначала вы подстраиваетесь. Вы говорите: «Вы испытываете ощущения неудобства, стеснения, ощущения эти весьма неприятны для вас.» В ходе подстройки вы замечаете реакцию клиента. Он не будет сопротивляться, так как вы всего лишь подтверждаете его собственное переживание. Вы продолжаете словесную подстройку с помощью утверждений, связанных с переживаниями клиента: «Вы плачете... и это говорит об огорчениях и неприятностях, пережитых вами в прошлом... все это очень огорчает вас. Но если уж вы вспомнили... именно эти ощущения, и они снова вернулись и причиняют вам боль... я хотел бы напомнить вам о том... что каждый из нас в нашей личной жизни имел много, очень много переживаний, и некоторые из них можно назвать неприятными... Такие неприятные переживания часто становятся основой... для проявляющихся впоследствии способностей ... и навыков... которые не могут развить в себе люди... никогда не отваживавшиеся на подобные переживания... Это даже приятно- иметь неприятные переживания... если они вполне реализованы... так, что вы вполне благополучно пережили все эти неприятности, и они составили солидную базу переживаний, с помощью которой вы можете развить в себе более успешное поведение в настоящем.»
Итак, после подстройки вы делаете то, что называется переработкой содержания. Сказанное выше изменило смысл того, что произошло. Даже если имеют место неприятные переживания, теперь они воспринимаются как основа для знаний и навыков.
Если для вас удобнее придерживаться предельно общих выражений, можно сказать так: «У вас очень сильная реакция.» Такая подстройка всегда очень удовлетворительна. Вы ничего не говорите о том, было ли данное переживание положительным или отрицательным. Вы только констатируете факт наличия переживания.
Возникновение абреакции не означает, что вы действуете неправильно. Напротив, она дает возможность выйти на мощные положительные переживания в самом начале наведения транса.
И, кроме того, имейте в виду: когда человек впервые переходит в состояние транса, часто наблюдается расслабление мышц, сопровождающееся увеличенной увлажненностью глаз, даже некоторым количеством слез. Не галлюцинируйте. Это в равной степени может означать, и что клиент на самом деле испытывает огорчение, или же это просто явления, сопутствующие релаксации. Не пытайтесь проникнуть в конкретное содержание, подмечайте простые, очевидные факты: «И по мере того, как слезы стекают по вашим щекам, вы испытываете все большее чувство уюта и безопасности, сознаете, что находитесь под надежной защитой». Конечно, между слезами, стекающими по щекам, и ощущением безопасности и уюта нет никакой обязательной связи. Однако, начиная немедленно высказывать достоверное описание, основанное на сенсорных впечатлениях, и связывать его с той реакцией, которую вы хотите получить, вы используете происходящее для того, чтобы вести клиента в желательном для вас направлении.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи